ЗАЧЕМ ЗАМЕДЛИЛИ МУЗЫКУ ГИМНА?
"Если хочешь что-нибудь как следует спрятать - положи это на самом виду", - гласит одна из самых старых увёрток. Именно так можно охарактеризовать ситуацию с одной из древнейших ОККУЛЬТНЫХ наук - "музыкой".
"А-а-а, - музыка, так её все знают", - отмахнётся очередной "осведомлённый" обыватель. И будет не прав. За исключением узкого слоя посвящённых сегодня уже никто и не помнит, что те гармонические (а чаще - не гармонические) сочетания звуков, преследующие нас на на каждом шагу: в кафе, супермаркете, дома, когда мы включаем телевизор или в автомобиле, когда работает магнитола, - являются одним из самых древнейших и наиболее действенных СПОСОБОВ ВЛИЯНИЯ НА НАШЕ СОЗНАНИЕ и ПОВЕДЕНИЕ, тайны которого изучались ещё Пифагором Кротонским 26 столетий назад.
Пифагор запрещал своим ученикам слушать флейту и цимбалы, всячески пропагандировал созданную им из струн, натянутых на панцырь черепахи, - лиру. Он открыл семь музыкальных модусов, или "ключей", каждый из которых был способен возбуждать в человеке семь различных эмоций. Рассказывают, что он посредством их сочетания мог исцелять болезни нервов и тела, вызывать чувство эйфории или, как сейчас бы сказали, - опьянения, возбуждать ярость и, наоборот, укрощать разбушевавшиеся толпы и даже диких зверей.
А один из его последователей Дамон - афинянин, учитель Сократа, - предупреждал, что введение новой музыкальной шкалы может представлять угрозу для целой нации, и даже, что невозможно, изменить базовый ключ без потрясения основ государства...
И сегодня - мы видели это на примерах тоталитарных диктатур, да и государств, считающих себя "демократическими", каких специфических эффектов может достигать целенаправленно используемая музыка во время казней, войн и религиозных церемоний, какое потрясающее действие она оказывает даже на людей, не принадлежащих к той религии или идеологии, которой она порождена.
Для примера можно сослаться на саундтрек "Триумфа Воли" Лени Риффеншталь или на таинственное уменьшение темпа нынешнего российского гимна по сравнению с бывшей классической версией музыки Александрова, известной нам по "Гимну СССР". (Кстати, та же "странная" метаморфоза произошла с "Марсельезой", а недавно - и с гимнами других стран - членов Евросоюза") Имеющий уши - да услышит...
Для того чтобы как-то прояснить данный вопрос, мы обратились к двум нашим выдающимся современникам - замечательному русскому композитору Владлену Павловичу ЧИСТЯКОВУ и академику, доктору психологических наук, основателю науки политической психологии в России Анатолию Михайловичу ЗИМИЧЕВУ.
Ю.Ч.: Музыка, вероятно, является одним из самых древних и самых важных инструментов общения людей друг с другом. Музыка может заставить человека воодушевиться настолько, что он будет готов пойти на смерть или, наоборот, - убивать себе подобных. Сделать невероятно жестоким и бесчувственным или, напротив, добрым и сентиментальным. Музыка способна лечить - и, наоборот, калечить души и тела людей. Музыка способна возбудить такие чувства в человеческой душе, которые человек никогда в себе даже и не подозревал. Возвысить до неба или низринуть до ада. Откуда же у неё такая сила? Что является той квитэссенцией, которая позволяет так преображать человеческую психику? Откуда её такая чарующая и преобразующая мощь?
В.П. ЧИСТЯКОВ: Ну, я разделил бы - музыку и музыку. Как мне кажется, подлинная музыка и та, которая заставляет своих слушателей после концерта бить стёкла, разрушать вагоны электричек, - это две разные музыки...
Что такое музыка? Я согласен, что музыка - самый тонкий инструмент межчеловеческой коммуникации. Музыка выигрывает даже перед словом, и, быть может, перед визуальным образом. Основой музыки является ИНТОНАЦИЯ - чистейшее проявление человеческой эмоции, человеческой души. И эта интонация богаче выражает внутреннее состояние души, чем слово, чем видимый образ. Она как бы напрямую несёт информацию от одной души к другой человеческой душе, минуя ограничения, которые создаёт язык, на котором привык мыслить тот или иной человек.
Подлинная музыка понятна всем. Её имманентная достоверность превосходит даже достоверность выражения человеческого лица: лицо может быть лицемерным, а интонация - нет. Поэтому любая подлинная национальная музыка (а национальная музыка может быть только интонационной), как, например, русская музыка, - есть наиболее правдивое, наиболее истинное информационное сообщение, лучше даже сказать - обращение, адресованное другим людям. Разве, кроме как в музыке, можно выразить истинное чувство, истинное отношение, даже такое, которое по причинам господствующей морали или предрассудков не может быть выражено словами? Разве иными средствами, кроме музыкальных можно выразить борьбу множества противоположных чувств в одной человеческой душе?
Вторая часть Вашего вопроса, как я понимаю, связана непосредственно с музыкальным субстратом, с тем действующим началом, которое обладает поистине МАГИЧЕСКОЙ силой. И это, в частности, действительно касается и военной, и тех типов музыки, которые вы назвали.
Действительно, искренность, глубочайшая подлинность информационного сообщения, посылаемого музыкальным произведением, вызывает эффект абсолютного доверия со стороны слушателя. И именно эта неложность, неподдельность музыки и содержащегося в ней послания может убедить человека отвлечься даже от таких базовых инстинктов, как самосохранение, даже от тех норм и правил культуры, которые безоговорочно до этого принимались. Музыка, апеллируя к самым тонким струнам человеческой души, может или возвысить человека над его личностным началом, во имя более высоких, духовных, побуждений - "душу свою положить за други своя", а может и, наоборот, "снять" культурную надстройку его существа, превратив человека-личность в человекообразную особь, живущую по животным законам, в зверя. Здесь добрая или злая воля автора музыкального произведения, его побуждения играют ключевую роль.
Что же касается собственно психологического инструментария, тех приёмов, которые используются или для вдохновения людей к высшим взлётам бытия, или для превращения их в нечто противоположное, того, как это делают, злонамеренно или повинуясь собственным деструктивным инстинктам, некоторые "инженеры человеческих душ", - я думаю, слово надо передать нашему замечательному собеседнику Анатолию Михайловичу ЗИМИЧЕВУ.
А.М. ЗИМИЧЕВ:
Ну, как психолог я хотел бы Вам, несколько возразить. Использование музыки для побуждения людей к убийству или самопожертвованию - только одна из функций. Сам по себе ЧЕЛОВЕК - ЭТО МУЗЫКА. Это становится ясно, если просто прослушать через синтезатор, как звучит каждый человек - его энцефалограмма, кардиограмма... "Музыка человека" оказалась на удивление достаточно гармоничной. Причём у каждого она своя, индивидуальная. Мы связали это открытие с идеей дробно-мерного пространства, или фрактальности. Идея фрактальности для своего понимания требует сложного математико-логического аппарата. Но, если сказать проще: фрактальность - это описание бесконечно сложного уподобления части целому. Фрактальность позволяет математически описывать такие процессы, как пламя костра, поток водопада, рельеф гор; среди звуковых сочетаний - шум прибоя, шелест камыша - почему они именно такие как есть, а не иные...
И оказалось, что все наши амплитудно-частотные колебания, если так можно сказать, "музыка жизни" - также имеют фрактальную природу.
Также выяснилось, что и амплитудно-частотные колебания большинства музыкальных инструментов близки человеческим. Более того, когда мы стали анализировать музыкальные произведения, особенно те, которые имеют долгую жизнь в человеческой культуре, оказалось, что и они, особенно в своей минорной части, не только фрактальны, но и имеют соответствие с собственным звучанием человеческого тела.
И тогда стало ясно, как происходит воздействие музыки на первую сигнальную систему, то есть непосредственно на человека БЕЗ ОПОСРЕДОВАНИЯ её второй сигнальной системой, которую обыватели привыкли называть "сознанием". Таков механизм, создающий те самые ощущения одухотворённости, экстаза.
Есть и ещё одна важная особенность воздействия звуковых волн на человека. На нас оказывают непосредственное, внесознательное влияние и те звуковые колебания, которые наше ухо неспособно воспринимать. Это области ультра - и инфразвука.
Некогда физик Р. Вуд, проводивший опыты с инфразвуком, создал специальную трубу, которая была установлена в театре. Идея была в том, чтобы усилить эмоциональное воздействие одной из посредственных опер, так сказать, техническими средствами. В тот момент, когда началась трагическая кульминация и, по замыслу режиссёра, публика должна была расчувствоваться и заплакать, инфра-труба была задействована. В результате публика не только не "расчувствовалась", а опрометью бросилась из зала, устроив давку у выходов. Даже лошади, которые ждали зрителей к окончанию представления, разбежались...
Ещё одним из важнейших влияющих факторов музыки является ритм. Ритм как орудие контроля поведения и чувств использовался с незапамятных времён. Там-тамы примитивных племён, бубны шаманов, барабанная дробь во время средневековых казней - всё это явления одного порядка. Когда ритм доходит до определённой частоты, человек перестаёт быть личностью, перестаёт быть индивидуальным существом. Он превращается в клеточку некоторой "биомассы", которую можно подвигнуть на любой поступок.
Суммируя всё вышесказанное, давайте посмотрим на наши современные "дискотеки". Там использованы все те методы, о которых мы говорили, а к ним добавлены: и ритмично пульсирующий свет, и вспышки стробоскопа, взятого прямиком из кабинета врача-гипнолога, и колоссальная мощность звука, и "тарелки", заменившие те самые цимбалы, которые ЗАПРЕЩАЛ ещё Пифагор, и другие ухищрения... Так вот, через несколько минут пребывания в таком "раю" человек перестаёт быть индивидуумом, становится "человеком толпы", становится чрезвычайно внушаем. Вот тут-то и подключают вторую сигнальную систему. Толпе бросают примитивный клич - и она, после этого, ведёт себя именно так, как нужно её кукловодам. А кукловодам, может быть, и нужно именно стереть всё то социальное, всё то культурное, что человечество на труднейшем и трагическом своём пути копило тысячелетиями...
Ю.Ч.: Интересно, уважаемые собеседники, что современные инструменты индивидуального потребления поп-культуры, так называемые "плееры", в народе называют "дебильниками". Ну а кто может быть полноправным обладателем прибора с таким чудесным названием? Наверное, только... Грустно.
Беседу вел Юрий ЧУКАНОВ
Газета "НОВЫЙ ПЕТЕРБУРГЪ", №23(664), 22.04.2004 г.