"Здравствуй, Дедушка Мороз, борода из ваты, ты подарки нам принес?.." Ну и так далее.

Все или почти все помнят это стихотворение. Для взрослых Дед Мороз — ностальгическое воспоминание из детства. Для детей — сказочный персонаж, безусловно добрый и хороший, потому что приносит подарки.
Но такой ли уж он добрый? Вернее, всегда ли он был добрым или стал таковым вследствие роста социальной значимости гуманитарных ценностей?
Помните сказку "Морозко"? Девочке Маше, явно совравшей, отвечая на каверзный вопрос: "Тепло ли тебе девица?", он дал кучу подарков, тройку лошадей, шубу, сундук с приданым, а ее, пусть и не слишком добрую, но гораздо более честную сестру заморозил. Если спросить любого ребенка: "Какой он, Дед Мороз?", ответ будет неизменным: "Добрый и справедливый". Тут поневоле призадумаешься. Что же это за доброта? Не вызван ли по-детски непосредственный ответ боязнью лишиться желанного подарка?

Дед Мороз — персонаж весьма неоднозначный, и чтобы понять его специфическую психологию, надо обратиться к истории и попытаться выяснить, откуда он вообще взялся, этот зимний друг детей?
Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться. И чтобы получить его, нам придется совершить небольшое путешествие, правда, на шесть тысяч лет назад, на ту землю, которая сегодня зовется Русским Севером. Лето было длиннее почти на месяц, а зима — не такая холодная, как принято думать. Людей, которые жили здесь в те далекие времена, современные ученые называют одним общим словом — индоевропейцы. Они говорили на одном для всех языке, занимались скотоводством и земледелием, любили свою землю и свято чтили своих богов.
Особенно же почитали самого главного, самого могучего — Творца Вселенной, которого они называли Варуна. (Через много тысячелетий это имя зазвучит в изначальных древнегреческих мифах, в виде звездного бога Урана — отца Кроноса (Хроноса) — Времени и деда Зевса (Дьяуса) — бога дневного сияющего неба.) А тогда для всех индоевропейцев Варуна, воплощением которого считалось ночное звездное небо, был суров, но справедлив. Он судил людей, награждая и карая. Ему, Владыке непреложного космического закона, подчинялись и небо, и звезды, и Луна. И еще он был Владыкой всех вод, как земных, так и небесных. В руках Варуны находилось вечнозеленое древо, на ветвях которого висели сверкающие звезды.
Воле Варуны подчинялось и Солнце. Древние гимны утверждали, что именно он "сотворил путь широкий, по которому солнце движется в небе". Царил Варуна всегда — и летом, и темной северной зимой, когда день сокращался до предела и на Землю опускалась ночь. Кстати, само имя Варуны как раз и означает "темный цвет", "покрывать" (от слова "вар" — "темный"). Зимой же его власть была особенно ощутимой, ведь только в это время года можно видеть воды во всех проявлениях: в виде снега, инея, льда, тумана, пара, воды. Варуна мог остановить бег всех вод, в том числе и тех, что окрашены в красный цвет и называются кровью. Поэтому Варуна был для наших пращуров Владыкой и жизни, и смерти.
Шли века, сменялись тысячелетия, и потомки древних индоевропейцев разошлись по Земле. И у Варуны появились новые имена. У наших предков он получил имя Род, что значит "порождающий". Иногда его еще называли Сварогом (Небесным), Трояном (Трехликим), Велесом (Владыкой) или просто Дедом.
Заметим, что подобная форма обращения — "Дед" к реальному живому дедушке в ХVI — XVII веках была запрещена и заменялась словами "дядко" или "дедко". Термин "Дед" в древности и средневековье относился только к прапредку. Образ небесного Деда — владыки ночи, снега, холода и полярного сияния, сложившийся в глубокой древности с приходом христианства, заменился на Святого Николая (Николу или Санта Клауса). Еще в начале XVII века иностранцы, приезжавшие в Россию, называли святого Николая "русским богом" и отмечали, что "русские воздают Николе поклонение, приличествующее самому Богу".
Присмотримся к нашему Деду Морозу внимательнее. Как персонаж русских народных сказок и обрядов, он связан с тем периодом, когда "солнце поворачивает на лето, а зима на мороз", иначе говоря — с зимним солнцестоянием. Это время, когда солнце как бы останавливается на небе, чтобы потом медленно повернуться и двинуться на север, навстречу весне. А ведь именно это и происходят во время небезызвестных нам зимних Святок. Неподвижное Солнце "обретает ноги", ему "торятся дороги", и в результате освобожденные ото льдов реки устремляются к морям. Только делает все это уже не Варуна, а Дед Мороз.
Заметим, что наши прабабушки и прадедушки начинали "кликать" Мороз именно с Николиных дней — с 19—20 декабря по 17—18 января, что составляло целый лунный месяц (29 дней). Это связано с древнейшими представлениями о том, что "Луна — солнце мертвых", а "путь предков ведет на Луну, откуда души возвращаются на Землю дождем, росой или снегом". Зимние святки, длящиеся в мире живых целый месяц, в лунном мире предков составляли всего лишь сутки.
Как древний Варуна, русский Дед Мороз соединяет мир живых и мир умерших, потомков и предков. И наконец, как и архаический бог Варуна, наш Дед Мороз держит в руках вечнозеленое дерево — ель со сверкающими звездами — на ветвях и судит своих потомков, воздавая всем по заслугам, как и его прообраз Варуна, высший и справедливый судия. Именно эта справедливость в известной сказке про Машеньку воплотилась в том, что Дед Мороз одаривает всем необходимым девушку, способную бороться за жизнь, девушку, кровь которой достаточно горяча, чтобы, даже посинев от холода, она могла, не задумываясь, ответить на каверзный вопрос: "Тепло ли тебе, девица?" словами жизни: "Тепло, дедушка!"А той, второй, с холодным сердцем, он и дал уйти в мир холода, где тройка лошадей, шуба и сундук с приданым уже будут не нужны.
Ну а теперь самое время вспомнить о том, что рядом с Дедом Морозом всегда красавица Снегурочка — символ застывших вод. И пока царит Зима, они вместе как образы древних божеств. А вот о том, какими они виделись далеким предкам, мы можем только предполагать, основываясь на некотором знании мифологии и древней символики. Давайте попробуем.

У Деда Мороза должны быть густые серебряные волосы и такая же борода — это символы богатства, могущества, благополучия, счастья.
На руках — трехпалые варежки белого цвета, расшитые серебром, — это знак чистоты и святости всего, что дает он из своих рук.
Одет Дед Мороз в белую, украшенную белыми же геометрическими орнаментами льняную рубаху — это символ чистоты, священного знания и принадлежности к миру богов; а сверху — в красную, расшитую серебром и отороченную лебединым пухом шубу, красную рогатую шапку, украшенную жемчугом. Подпоясан белым с красным орнаментом поясом — символом связи потомков и предков. Обут в серебряные или красные, шитые серебром сапоги.
Хрустальный посох Деда Мороза завершает лунница или серебряная голова быка — символы власти над водой, Луной и миром предков.
Следуя древней индоевропейской символике цвета, белый (серебро) — символ Луны, святости, и сакрального знания; красный — символ жизненной силы, творческого начала, Солнца и красоты.
Сопровождающая Деда Мороза Снегурочка должна быть одета исключительно в белые одежды. Иной цвет в традиционной символике не допускался. Голова ее украшена восьмилучевым венцом, который также засвидетельствован древними текстами.
Так что сказка про Машеньку, может, конечно, и ложь, как говорится в народной пословице, но намек-то в ней все-таки есть. Да и урок тоже...
Ссылки доступны только зарегистрированным пользователямРусичи и праздник Нового Года... Обязательно читать по ссылке!!!
http://www.uznaipravdu.info/viewtopic.php?f=5&t=3711Беловежская пуща
Вот она! Красавица мега-елка страны!!! Вокруг нее водят зимой хороводы и поют самую известную песню про Новый год и елочку сотни детей :). Песне - "в лесу родилась елочка!" кстати в 2006 году исполнился 101 год. А слова ей написала никому неизвестная школьная библиотекарь из какого-то села.. уже не помню. А музыку гораздо позже сочинили.
Она очень высокая, и главное....настоящая....и красивая....шею можно было заломать, чтобы верхушку увидеть. 40 метров. Внимание - САМАЯ ВЫСОКАЯ ЖИВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ЕЛКА. Ей 120 лет!!!
Некрасов. Фрагменты из поэмы
«Мороз, Красный Нос» 
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи -
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет - по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Дорога везде чародею,
Чу! ближе подходит, седой.
И вдруг очутился над нею,
Над самой ее головой!
Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьет
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет:
"Вглядись, молодица, смелее,
Каков воевода Мороз!
Навряд тебе парня сильнее
И краше видать привелось?
Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-окияны -
Построю дворцы изо льда.

Задумаю - реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли, -
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли.
Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить.
На горе недоброму вору,
На страх седоку и коню,
Люблю я в вечернюю пору
Затеять в лесу трескотню.
Бабенки, пеняя на леших,
Домой удирают скорей.
А пьяных, и конных, и пеших
Дурачить еще веселей.
Без мелу всю выбелю рожу,
А нос запылает огнем,
И бороду так приморожу
К вожжам - хоть руби топором!
Богат я, казны не считаю,
А всЈ не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.
Войди в мое царство со мною
И будь ты царицею в нем!
Поцарствуем славно зимою,
А летом глубоко уснем.
Войди! приголублю, согрею,
Дворец отведу голубой..."
И стал воевода над нею
Махать ледяной булавой.
"Тепло ли тебе, молодица?" -
С высокой сосны ей кричит.
"Тепло!" - отвечает вдовица,
Сама холодеет, дрожит.
Морозко спустился пониже,
Опять помахал булавой
И шепчет ей ласковей, тише:
"Тепло ли?..." - "Тепло, золотой!"
Тепло - а сама коченеет.
Морозко коснулся ее:
В лицо ей дыханием веет
И иглы колючие сеет
С седой бороды на нее.
И вот перед ней опустился!
"Тепло ли?"- промолвил опять
И в Проклушку вдруг обратился,
И стал он ее целовать.
В уста ее, в очи и плечи
Седой чародей целовал
И те же ей сладкие речи,
Что милый о свадьбе, шептал.
И так-то ли любо ей было
Внимать его сладким речам,
Что Дарьюшка очи закрыла,
Топор уронила к ногам,
Улыбка у горькой вдовицы
Играет на бледных губах,
Пушисты и белы ресницы,
Морозные иглы в бровях...
II.
Русские женщины.Однако же речь о крестьянке
Затеяли мы, чтоб сказать,
Что тип величавой славянки
Возможно и ныне сыскать.
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц, –
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет – словно солнце осветит!
Посмотрит – рублем подарит!»
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна...
Я видывал, как она косит:
Что взмах – то готова копна!
Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!
Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.
Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит...
По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.
Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!» –
Твердят мужики меж собой.
В игре ее конный не словит,
В беде не сробеет – спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей –
Она улыбается редко...
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;
Не жалок ей нищий убогой –
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.
В ней ясно и крепко сознанье,
Что всё их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,
Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.
Идет эта баба к обедни
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,
Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет...
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!
Нет - ёлочной мафии! Представляете, что там, на улицах, скоро будет. Приближается очередное новоотчетнопериодное массовое помутнение сознания населения. Опять нажрутся, будут друг другу морды бить... В пьяном виде на телегах кататься, обязательно кто-нть насмерть убьётся... Хрен с ним, с таким населением - но вот елки жалко.
А представляете, если бы у медведей был такой обычай - отлавливать к своему медвежьему празднику человечка, резать ему горло и трупик этот, украшенный фонариками и гирляндами, выставлять в берлоге. И мелкие мишки вокруг трупака хороводы водят... Впрочем, зимой медведи спят. А людишки запихивают в домишки трупы елок. Да - потом первого января ещё этак неделю будут по всему городу валяться непроданные трупы. Вчера - штука за штуку, сегодня - на хрен никому не нужный кусок дерева. Сик транзит, панимаш, глориа мунди.
А ведь язычники, к которым типа восходит данный дебильный обычай, никаких елочек не рубили. Шли они в лес и водили хороводы вокруг ЖИВОЙ елки. А когда рубили дерево на избу, предварительно объясняли ему, зачем им это понадобилось, что без этого никак обойтись невозможно, просили прощения у данной конкретной ёлки, и только потом рубили. Впрочем, какая все это ерунда - какие нть тысячи, да даже и миллионы елочных трупов по сравнению с колонами лесовозов, которые нескончаемым потоком текут к границам государства расейскаго... Представляете - завелись среди людей нелюди, и торгуют они трупами - везут их покупателю фурами, поездами, по трубам гонят кровь... Но если Вы даже ляжете под лесовоз, он Вас переедет и не обратит внимания. А труп ёлки Вы вполне вольны не приобретать.
Если Вы не купили срубленую ёлку - это значит, что:
1. Вы снизили спрос и в следущем году ёлочная мафия вырубит меньше ни в чем не повинных деревьев, которые могли бы еще десятки лет расти и снабжать планету кислородом.
2. Вы избавили свой дом от энергетики умирающего дерева (дерево умирает медленно).
3. Вам не надо подметать осыпавшиеся иголки.
4. Додумайте сами.
Нет ёлочной мафии. Трупам деревьев не место в доме человека. ...
Ну что Вы, это ж так нетолерантно: кавказец приехал к нам в Россию, привёз свою самобытность продаёт нам героин и нашу же картошку и ёлки, срубленные в наших лесах, заботится о нас, а Вы "не покупайте ёлки"...
http://community.livejournal.com/spb_ru/2256437.html 
серьёзное исследование:
Исторические корни образа Деда Мороза на Русском Севере
http://www.velesovkrug.nm.ru/iskania/isk031.htmпо изданию: Жарникова С.В. «Исторические корни календарных обрядов». – Вологда: Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации, 2003./
Коллекция 700 советских новогодних открыток 50-х - 80-х годов:
http://www.mazaika.com/postcard01.htmlРазделы коллекции:
Дед Мороз -
http://www.mazaika.com/postcard/moroz0.htmСнегурочка -
http://www.mazaika.com/postcard/snegurochka0.htmЁлочки -
http://www.mazaika.com/postcard/decoration0.htmСнеговик -
http://www.mazaika.com/postcard/snowman0.htmНарод празднует Новый Год -
http://www.mazaika.com/postcard/people0.htmБелочки, зайчики и все такое -
http://www.mazaika.com/postcard/animals0.htmThe most famous Russian Animal Медвед (!) -
http://www.mazaika.com/postcard/bear0.htmНовогодний Кремль -
http://www.mazaika.com/postcard/moscow0.htmЧасы бьют 12 -
http://www.mazaika.com/postcard/clock0.htmБонус: 250 зарубежных рождественских и новогодних ретро-открыток -
http://www.mazaika.com/postcard/european0.htm Самый Новогодний детский фильм - Чук и Гек 1953 Большая премия Французской академии искусств (1953) |Приз за лучший фильм для детей (Венеция, 1953)

1956г.

1954
http://photos.streamphoto.ru/e/2/a/ccc5 ... eefa2e.jpg1960

1980