Индейцы - дети Земли, эталон мировоззрения коренных землян.

Героизм и подлость. Здоровье душевное. Человек среди людей. Смысл жизни. Как стать человеком... По следам профессора Преображенского из «Собачьего сердца», который пытался из животного сделать человека.
Ответить
Травень
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 03.01

Индейцы - дети Земли, эталон мировоззрения коренных землян.

Сообщение Травень » 08.09

Код: Выделить всё

Индейцы. 
Вот уж точно не пришельцы, плоть от плоти и кровь от крови Земли нашей.


Давайте просто посидим здесь, все, в открытой прерии. Не будем расстилать покрывал, а сядем прямо на землю, чтобы почувствовать ее своим телом. Давайте станем камнями, растениями, деревьями. Давайте будем животными, думать и чувствовать как животные.

Послушайте воздух. Вы можете слышать его, ощутить запах и вкус. Вонийа вакен - святой воздух, который обновляет каждого, кто его вдыхает. Сядем вместе и почувствуем его присутствие между нами. Это очень располагает к тому, чтобы подумать о природе, поговорить о ней. Поговорить о реках, озерах, ветрах как о своих родных.

И все же трудно почувствовать природу, даже если ты ее часть, сознавая, что где-то рядом в горах стоят ракеты и радарные установки. Вы изнасиловали природу. Вы отняли двести тысяч акров от нашей резервации Пайн Ридж для испытательного полигона. На этой прекрасной земле некоторые из нас хотели сделать национальный парк. Вместо этого вы всю ее взорвали, отравили почву. Вы даже изменили животных, которые - часть нас, часть Великого Духа, изменили до такого ужаса, что их никто уже не может узнать.

Но вот тут то вы и одурачили самих себя. Вы не только изменили своих четвероногих собратьев - то же самое вы сделали с самими собою. Вы превратили мужчин в председателей советов, министров, клерков. Женщин вы превратили в домохозяек. Однажды я был приглашен в один из таких домов.

"Не курите, вы стоите у занавесок. Не разлейте ликер на стол. Вы должны снять ваши ботинки, полы только что вымыты. Не, не, не..." Это же безумие. Вы живете в тюрьмах, которые построили сами для себя, называя их домами, офисами заводами. У нас в резервации появилась новая шутка: "Что такое потеря культуры?" Ответ: "Быть ребенком среднего сословия и жить в пригородном доме с цветным телевизором."

Иногда я думаю, что любая наша хижина, самая плохая, лучше ваших шикарных домов. Хорошо гулять в окрестностях, наслаждаясь ночью. Или летом спать с открытой дверью, ощущая на своем лице ласковое прикосновение ветерка.

Американцы хотят, чтобы все подвергалось санитарной обработке. Никакого запаха! Даже естественного женского или мужского. Пользуйтесь дезодорантами! Я думаю, белые так боятся того, что они сами сотворили, что не хотят ни видеть, ни чувствовать, ни дышать, ни слышать. Ощущение дождя или снега на лице, человеческого пота после хорошей бани, пронизывающего ветра - все это заставляет нас чувствовать себя живыми, но вы этого не желаете. Живете в коробках, в которых летом задыхаетесь от жары, а зимой дрожите от холода, слушаете этот дикий вой по радио или телевидению, вместо того, чтобы слушать природу, смотрите на артистов с экрана, воспринимая их жизнь и переживания как свои собственные, едите пищу без вкуса - вот ваша жизнь.


С пищей, которую вы едите, вы обращаетесь как с телом, забирая у нее все природные составные: вкус, запах, затем красите все это в искусственные цвета. Печень, почки - вот что жевали зубы полнокровных индейцев. В старые добрые времена мы ели внутренности бизонов, которые содержат в себе ферменты лекарственных трав и растений. Эта пища давала силу. Это не то дерьмо, которым вы кормите нас сейчас: сухое молоко, обезвоженные яйца, пастеризованное масло.

Вы не станете есть птицу, у вас не хватит мужества отрезать голову цыпленку. Все это приходит к вам в пластиковом пакете, готовое для еды: без запаха и без вины, что ты это убил.

А ваша идея войны - сидя в самолете, летая в облаках, нажмешь кнопку, сбросишь бомбы и не разу не взглянешь, что же там под облаками - все это без запаха, без вины, подвергнуто санитарной обработке.

Когда мы убивали бизона, мы знали, что мы делаем. Мы извинялись перед его духом, старались, чтобы он понял, для чего мы это сделали, молились его костям за живых наших братьев и сестер. Вам этого не понять.

Для нас жизнь - вся жизнь - священна. В штате Южная Дакота есть очень надоедливые блюстители контроля природы. Они летают на вертолетах и отстреливают койотов. Все больше и больше животных сейчас вымирает. Это ужасное высокомерие белого человека, который позволяет себе делать больше Бога, больше природы, говоря: "Этим животным я позволяю жить, потому что они приносят деньги. А эти животные должны умереть, от них нет никакого дохода, пространство, которое они занимают можно использовать с большей пользой. Хороший койот - мертвый койот." Они обращаются с койотами как с индейцами.

Вы распространяете смерть, покупая и продавая ее. Хоть вы и воняете своими дезодорантами, вы боитесь реальности. Вы не желаете смотреть ей в лицо. Но индейцы много думают о смерти. Сегодня был бы подходящий день, чтобы умереть - не жаркий и не холодный. Другие дни не подходят. Для белых же каждый день плох.

Восемьдесят лет тому назад наш народ танцевал Пляску Духов. Согласно легенде, исполнение этого танца делало для умерших землю мягкой, как ковер. В том мире они опять найдут прерию, где живут бизоны, антилопы и много птиц, принадлежащих всем и восхищающих всех.

Все возвращается обратно. Белые тоже стали обращаться к духам. Я чувствую, это согревает мои кости. Не Пляска Духов, а новый старый дух и не только среди индейцев, а среди белых и негров, особенно среди молодежи. Это как капли дождя, оживляющие землю, образуют ручьи, а те сливаются в реки.

Послушайте, что мне не так давно привиделось: В моем видении электрический свет когда-нибудь погаснет. Его слишком много используют для телевизоров и полетов на Луну. Придет день, когда природа остановит электричество. Придет молодой человек, а может их будет много, которые будут знать, как остановить ток. Это будет болезненно, как рождение Земли. Много разрушений. Люди станут очень мудрыми. Машин не будет, они станут не нужными. Придет Человек Света, неся новый свет. Это случится еще в нашем веке. Человек, обладающий силой, сделает много хорошего: остановит атомную энергию, прекратит войны. Я жду и боюсь увидеть все это. Что же будет, что же будет?

Я думаю, что мы движемся по кругу или по спирали, поднимаясь все выше и выше с каждым разом, но останавливаясь на одной и той же точке. Мы опять возвращаемся к природе. Я чувствую это, вы тоже это чувствуете. Это будет не так уж и плохо - обходиться без тех вещей, которыми мы сейчас пользуемся. Они не могут существовать всегда. Потом вы все ближе и ближе перейдете к образу жизни индейцев. Взрослым это не понравится, а детям - да.

Мы выйдем из своих коробок и вновь обнаружим, что есть природа, есть погода. Здесь, в Южной Дакоте говорят: "Если вам не нравится погода, подождите несколько минут." Но это же прекрасно - ощутить себя частичкой природы, не такой уж могущественной, как вы себе представляете.

Вы, люди, старающиеся избавиться от природы, летаете в Майами, где круглый год лето, избегаете дождя и снега. Жаль.

До 1925 года у нас жил старик, который содержал что-то вроде клуба, где мы собирались вместе. Иногда мы могли предсказывать погоду. Нам не нужна была сводка. У нас была своя мудрость, которая и говорила нам, какая будет погода.

Некоторые знахари обладают способностью влиять на погоду. Но они не пользуются этим за исключением особых случаев. Когда мы проводим нашу Пляску Солнца, мы всегда стараемся подгадать нужную погоду.

Прошлой весной, во время церемонии бракосочетания, вы видели, что я нарисовал рождение Земли, изобразив черепаху. Я научился этому у предков. Как то раз, когда я был маленьким, нам очень хотелось поиграть, но погода стояла плохая, дождливая. Мы не могли выйти на улицу. Тогда моя мать спросила: "Почему вы не нарисуете черепаху?" Пока мы рисовали, дождь прошел. Может, вы знаете молитву, правильные слова. Я не скажу их. Это очень опасно. Вы не верите. Спросите моего брата Пита Кэтчеса.

Пит Кэтчес: "Джон прав. И сила изображенной черепахи, о которой он говорил, это тоже правда. Сердце Кеха, Черепахи, во всех самых сильных вещах вокруг нас. Оно остается живым и бьется еще два дня после того, как вы ее убьете. Столько в ней силы. Съев это сердце, вы станете сильным и упорным. Оно отдает свою силу тому, кто его съел. Моя сестра съела сердце черепахи. Это сделало ее сильной женщиной, мужественной, как воин. На ее груди была опухоль. Доктора сказали, что это рак. Тогда она стала прижигать это порождение дьявола пятью горящими сигаретами. Сейчас она здорова, и это сделало для нее сердце черепахи."


Все животные имеют силу, потому что Великий Дух живет в них, даже в маленьком муравье, дереве, цветке, камне. Современный образ жизни белого человека отнимает у нас эту энергию. Идите к природе, почувствуйте ее силу, пусть она поможет вам, но на это нужно время и терпение. Время подумать. У вас так мало времени для созерцания, вы все время куда-то спешите - суета, суета! Старики говорят, что раньше индейцы никогда не болели сердечными болезнями. Не было рака. Все известные им недуги они умели лечить. Но между 1890 - 1920 годами все секреты медицины, как и многое другое, были уничтожены БДИ, полицией правительства. Они врывались в наши жилища и все бросали в огонь, сжигая мудрость поколений. Но у индейцев остались их рты, чтобы произносить заклинания, петь древние песни. Они все еще могут устраивать свои ювипи - ритуалы в темной комнате, бить в свой маленький бубен, возвращая обратно свою силу, свою мудрость. Кое что вернулось, но кое что исчезло совсем, например, магия лося, медвежья медицина. Был один знахарь, который умер пятнадцать лет назад. Он единственный обладал медвежьей медициной.

Как говорит мой брат Хромой Олень, все что имеется в природе, присутствует и в нас, а все что есть в нас, содержится и в природе. Так и должно быть. Скажи мне, как бы ты назвал главу в своей книге, где будет рассказываться о вещах, о которых мы сегодня с тобой говорили? Я знаю, ты назовешь ее "Обращаясь к совам и бабочкам".

написано 20 лет назад.
Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям

Существование индейца неотделимо от его религии, которая, в свою очередь, неотделима от природного мира. Дело не в "отождествлении природы", как в антропологии. Природа сама суть первородная религия, а человек - это часть природы; концепция "религии" создает ненужное разделение. Природа - это "Великая Тайна", "религия" до религии, глубокое интуитивное понимание истинной природы бытия, достигаемое мистиками всех времен и народов: вся Вселенная священна. Человек - это Вселенная, а религиозная церемония - это сама жизнь, сверхъестественная повседневность. Уважать природу - значит уважать себя; ибо человек и природа, хотя это не одно и тоже, близки друг другу. Растениям и животным, которых приходится убивать, воздаются благодарности с церемонией и уважением, а камни без нужды не сдвигаются со своих мест. Каждый день благодарность выражается Солнцу, Воздуху и Ветру с четырех сторон света; Воде, которая дает жизнь, Матери-Земле, и ничто не расточается бесцельно. И это уважительное осознание окружающего мира, его предупреждений и знамений, дает радостное смирение, простоту, которая тоже является уважением к Великой Тайне...

Индейцы принимают природный мир таким, какой он есть; они не пытаются властвовать над ним, тем более изменять и не считают, что существует необходимость его понимать так, как это делает белый человек: анализируя и пытаясь сломать его неуловимые части; наоборот, они видят его, т. е. понимают, открывая себя силе Оренды присутствующей в природном мире, той более обширной реальности, которая лежит в основе того, что мы видим

http://www.first-americans.spb.ru/n4/win/nature.htm
Питер Маттиссен
"American West", May/June 1982,v.XIX, №3, pp. 44-49.

Рябинка
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 13.07

Re: Индейцы - дети Земли, эталон мировоззрения коренных землян.

Сообщение Рябинка » 06.12

Послание вождя Сиэттла

Великий вождь в Вашингтоне пишет нам, что хочет купить нашу землю.

Великий вождь также шлет послание доброй воли и дружбы. Мы ценим это, поскольку знаем, что он не нуждается в нашей взаимности.

Но мы рассмотрим его предложение. Ведь мы знаем, что если не согласимся, то белые люди придут с ружьями и отнимут нашу землю.

Как можно купить или продать небо, тепло земли? Нам это непонятно.

Если нам не принадлежит свежесть воздуха и блеск воды, как можно купить их?

Каждая пядь этой земли священна для моего народа. Каждая блестящая иголочка сосны, каждая песчинка речного берега, туман темного леса, каждая поляна, жужжание каждого насекомого свято для памяти и сознания моего народа. Сами соки, питающие деревья, несут в себе воспоминания краснокожего человека.

Когда белый человек умирает, он забывает землю, где родился, отправляясь в путешествие к звездам. Наши мертвые никогда не забывают эту прекрасную землю - мать краснокожего человека. Мы - часть земли, и она - часть нас. Благоухающие цветы - наши сестры. Олень, лошадь, великий орел, все они - наши братья. Скалистые вершины гор, соки лугов, жар лошадиной крови и человек, все мы - члены одной семьи.

Поэтому, когда великий вождь в Вашингтоне пишет, что хочет купить нашу землю, он хочет от нас многого.

Великий вождь пишет нам, что он подыщет для нас место, где мы могли бы спокойно жить как захотим. Он станет нам отцом, а мы будем его детьми.

Поэтому мы подумаем над вашим предложением купить у нас нашу землю. Но это будет нелегко. Ведь эта земля священна для нас.

Хрустальная вода, которая бежит в ручьях и реках, не просто вода, а кровь наших предков. Если мы продадим нашу землю, вы должны помнить, что она священна, и рассказать вашим детям об этом, и объяснить им, что каждый блик на воде озера - это отражение памяти прошлого моего народа. Журчание воды - это голос отца моего отца.

Реки - наши братья, они утоляют нашу жажду. Реки несут наши лодки и кормят наших детей. Если мы продадим нашу землю, вы должны помнить и передать это вашим детям: реки - наши и ваши братья, и вы должны относиться к ним с добротой, как отнеслись бы к братьям.

Краснокожий человек всегда отступал под натиском белого человека, как отступает горный туман перед надвигающимся рассветом. Но прах наших отцов священен. Их могилы - это священная земля, поэтому эти леса и эти холмы всегда будут святы для нас. Мы знаем, что белому человеку непонятны наши традиции. Для него один кусок земли ничем не отличается от другого, поскольку он приходит ночью и берет у чужой ему земли все, что захочет. Он относится к земле как к врагу, а не как к брату, поэтому он движется дальше, покоряя одно пространство за другим. Он оставляет у себя за плечами могилы отцов, и ему все равно. Он крадет землю у своих детей, и ему все равно. Могилы его отцов и священные права его детей забыты. Он относится к своей матери – Земле и к своему брату - Небу так, как будто их можно продавать, грабить, покупать как овец или яркие украшения. Его аппетит опустошит землю и оставит позади лишь пустыню.

Я не знаю, как быть. Наши традиции отличаются от ваших. Краснокожему человеку больно смотреть на города, построенные вами. Может быть, это от того, что краснокожий человек дик и не может многого понять.

В городах, где живут белые люди, не найти тихого места. Негде послушать, как распускаются листья весной или как стрекочут крыльями насекомые. Может быть, это потому, что я дикарь и не способен понять. Шум городов только оскорбляет мой слух. И зачем жить, если нельзя услышать одинокий жалобный крик козодоя или спор лягушек ночью у пруда? Я - краснокожий, и мне не понять. Индеец предпочтет слушать гудение ветра в расщелинах нагретых солнцем скал и вдыхать приносимый им запах полуденного дождя.

Дыхание бесценно для краснокожего человека, поскольку все мы живем единым дыханием - зверь, дерево, человек - все мы. Белый человек, похоже, не замечает воздуха, которым дышит. Как человек, который уже давно умирает, он не чувствует запахов. Но если мы подарим вам свою землю, вы должны помнить, что ее воздух был свят для нас, что этот воздух имеет общую душу с жизнью, которую он поддерживает. Ветер, давший нашему деду первый глоток воздуха, принял его последний выдох. И ветер должен передать нашим детям дух жизни. И если мы продадим вам свою землю, вы должны сохранить ее в святости, чтобы даже у белого человека было место, куда он мог бы уйти, чтобы почувствовать ветер, напоенный сладостью луговых цветов.

Итак, мы подумаем над вашим предложением продать вам нашу землю. Если мы решим его принять, я поставлю одно условие: белый человек должен относиться к животным, живущим на этой земле, как к своим братьям.

Что такое человек без животных? Если бы исчезли все животные, человек умер бы от тоски и одиночества. Поскольку все то, что происходит с животными, вскоре происходит и с человеком. Все вещи связаны между собой.

Вы должны рассказать своим детям, что земля у нас под ногами - это прах наших дедов. Чтобы они уважали землю, расскажите им, что земля богата жизнями нашего народа. Научите своих детей тому, чему мы научили своих. Научите их тому, что земля - наша Мать. Все, что случается с землей, происходит и с ее детьми. Если люди плюют на землю - они плюют сами на себя.

Это мы знаем. Земля не принадлежит человеку - человек принадлежит земле. Это мы знаем. Все вещи связаны между собой, как кровь, объединяющая весь наш народ. Все вещи связаны между собой.

Все, что происходит с землей, происходит с ее детьми. Не человек плетет паутину жизни, он - лишь одна из ее нитей. Все, что он делает, сказывается на нем самом.

Итак, мы обдумаем ваше предложение купить нашу землю. Если мы согласимся, то мы сделаем это, чтобы получить обещанную нам резервацию. Там, возможно, мы сможем дожить наши дни так, как захотим. Когда последний краснокожий человек исчезнет с лица земли и память о нем станет лишь тенью облака, пролетающего над прериями, все эти берега и леса все еще будут полны духов моего народа. Потому что они любят эту землю, как новорожденный любит сердцебиение своей матери. И если мы продадим вам нашу землю, любите ее как мы любили ее. Заботьтесь о ней, как мы заботились о ней. Сохраните эту землю такой, какой получите ее от нас. Всем вашим разумом и всем сердцем, собрав все силы, постарайтесь сохранить ее для ваших детей.

Эта земля бесценна. Даже белому человеку не уйти от общей судьбы. Может быть, мы все же братья? Посмотрим...

Ответить