Потребуются:
- проигрыватель с предусилителем-корректором (фонокорректором)
компьютер со звуковой картой. Встроенные звуковые карты лучше не использовать, их качество весьма низко.
соединительный кабель с подходящими разъёмами.
программа "аудиоредактор". Лучше всего использовать одну из большой тройки
- Steinberg WaveLab (рекомендую эту)
Adobe Audition
Sony Sound Forge
Впрочем, существует куча других программ для записи, и даже в составе Nero есть что-то для этой цели.
- тщательно отмыть пластинку. Это очень важно, чем чище пластинка, тем меньше работы потом.
соединить проигрыватель с фонокорректором, выход фонокорректора соединить с линейным входом звуковой карты (фонокорректор может быть и встроенным в сам проигрыватель)
запустить аудиоредактор.
в настройке аудиоредактора указать ему нужную карту (если их несколько), а также нужный режим. Если карта позволяет, то лучше использовать режим ASIO.
в аудиоредакторе нажать на кнопку с красным кружочком, чтобы открыть окно для записи
до начала записи необходимо выбрать формат будущего файла. Рекомендую писать с частотой 88,2 кГц и разрядностью 24 бита (или выше). Высокое разрешение файла обеспечит высокую точность при обработке файла.
ознакомиться с настройками в окне записи, поставить или убрать галочки в нужных местах. Например, при записи пластинки явно не нужна галочка, останавливающая запись в паузах.
поставить иглу на пластинку и отрегулировать уровень записи по индикаторам.
нажать на кнопку "рекорд" и записать пластинку. При перевороте пластинки можно нажимать кнопку "пауза", но не обязательно, всё равно потом лишнее вырежем.
в конце пластинки нажать на кнопку "стоп".
если аудиоредактор позволяет, то во время записи ставить метки (маркеры) в паузах, они пригодятся в дальнейшем.
сохранить результат в файл.
Как видно, процесс записи мало отличается от записи на магнитофон.
После записи можно отредактировать файл.
- вырезать лишние секунды в начале, середине и конце пластинки
убрать постоянное напряжение (смещение) из записи.
вырезать вручную особо громкие щелчки. Вместо вырезания можно применить утилиту реставрирования.
при желании воспользоваться утилитой очистки записи от щелчков
нормализовать уровень записи
по своему вкусу сотворить что-нибудь ещё. Например, обрезать частотку ниже 20 Гц, вырезать фон 50 Гц, почистить паузы, применить плавное нарастание/затухание звука, возможностей не счесть. И каждая из них может как улучшить запись, так и испортить её при неумелом использовании.
- Сохраните файл в формате 44,1 кГц х 16 бит. Только такие файлы можно записывать на компакт-диск. Если адиоредактор позволяет даунгрейдить файл с дизерингом, то лучше воспользоваться этой функцией.
Далее есть два варианта:
- некоторые аудиоредакторы позволяют расставлять в файле метки (маркеры) и затем по этим меткам разделяют компакт-диск на отдельные треки.
если метки ставить нельзя, то надо разрезать большой файл с пластинкой на маленькие файлы с отдельными песнями. И затем записывать на компакт-диск отдельные файлы, тогда треки получатся автоматически.
Во время записи желательно воздержаться от запуска других приложений, и даже антивирус лучше отключить. Запись идёт в режиме реального времени, и если процессор не будет успевать за потоком поступающих данных, то в записи будут периодические провалы.
Как мыть грампластинки.
Довольно часто в руки попадаются грампластинки, по внешнему виду которых кажется, что их хранили без конвертов на цементном складе. Слушать их невозможно, трещат, скрипят и стачивают алмазную иглу. Простое применение бархотки не даёт результатов, а неграмотное мытьё может даже ухудшить ситуацию. Буржуйские моечные машинки стоят 600 баксов и выше. Перечитав кучу форумов и рекламы, я пришёл к методу, которым очень доволен. Пластинки практически полностью перестают трещать, разумеется, если они ранее не были запилены механически.
1. Этот пункт надо проделать до начала мытья. Нам нужен пылесос. Отсоединяем от шланга длинную трубу, она нам не нужна. Нам нужен только шланг с коротким пластмассовым патрубком на конце. Берём кусок фланели, размером с носовой платок. Набрасываем фланель на трубу (закрываем отверстие) и фиксируем на трубе с помощью резинки для денег. Прорезаем во фланели дырочку, чтобы пылесос мог через неё сосать воздух. Свободные концы фланели запихиваем в эту же дырочку. Мы получили трубу с мягким концом, которым невозможно поцарапать пластинку.
2. Берём простой пластмассовый тазик, наливаем простой тёплой воды из-под крана, растворяем горсть простого стирального порошка. Растворяем порошок полностью, нерастворившиеся кристаллы порошка могут поцарапать пластинку.
3. Рассматриваем пластинку и запоминаем места со следами жирных пальцев, варенья, гуталина и т.п. Кидаем пластинку в тазик, даём пару минут отмокнуть. Считается, что бумажные пятаки не боятся воды. Как-то раз я даже оставил пластинки на ночь и ничего не случилось. В общем, я перемыл сотни пластинок, и только пару раз на пятаках пошли пузыри, которые после высыхания стали абсолютно незаметными. Так что 2-5 минут замачивания для пятаков безопасно, если не тереть их механически. Вспоминаем, где были особо грязные места, и руками (пальцами) отмываем их. Затем кисточкой (помазком для бритья) моем всю пластинку круговыми движениями. Помним, что щетинки намного толще канавок, так что вымыть грязь из канавок даже не мечтаем. Сейчас перед нами стоит задача растворить грязь, чтобы она была готова к следующему этапу.
4. Вытаскиваем пластинку из тазика, берём её в левую руку, в правую берём душ и сильной струёй смываем мыльную воду. Это очень важный этап, потому что стиральный порошок смывается очень плохо. Необходимо смыть мыльную плёнку полностью, иначе она засохнет и будет влиять на звук. Смываем, смываем, смываем, затем переворачиваем пластинку и смываем другую сторону. Лично я ориентируюсь на исчезновение ощущения "мыльности" на пальцах левой руки, которой я держу пластинку. Если отмылись пальцы, то пластинка тем более. Держа в левой руке пластинку, уходим из ванной комнаты, по пути можно пощупать правой рукой полотенце.
5. Берём в левую руку пластинку, в правую пылесос с фланелью, и пылесосим пластинку по кругу вдоль дорожек. Желательно, чтобы патрубок присасывался к пластинке всей окружностью, чтобы воздух сосался только через канавки. Не бойтесь двигать патрубок по пластинке, фланель не царапается. Пылесос высасывает из канавок всю влагу вместе с остатками грязи и мусора. Пластинка становится практически сухой. Пылесосить бумажные пятаки не советую, лучше их потом промокнуть туалетной бумагой и дать подсохнуть естественным путём.
6. Пластинка помыта. Можно поставить её на проигрыватель и наслаждаться, пока крутится первая сторона, полностью высохнет верхний пятак. Переворачиваем, слушаем вторую сторону и сушим второй пятак.
7. Обслуживание. Рабочий участок фланели, через который труба прижимается к пластинке, потихоньку перестаёт быть пушистым. Просто протолкните фланель чуть вглубь трубы, и на рабочем месте вновь окажется новый и пушистый участок ткани.
Манипуляции с пылесосом необходимы. Пластинку нельзя просто высушить, нельзя просто промокнуть её туалетной бумагой. Дело в том, что даже струёй воды не удаётся выбить грязь из канавок полностью. Если мы просто высушим пластинку и посмотрим в микроскоп, то увидим, что в канавках осталось полно мусора. После мойки этот мусор стал чистым, но он по-прежнему в канавках, игла через него перепрыгивает и мы слышим знаменитое потрескивание винила. Вычистить мусор щёточкой или бархоткой практически невозможно, потому что размеры канавки меньше, чем размеры щетинок на щётки или бархотке. Поэтому только вакуумная чистка способна качественно очистить пластинку. Кроме того, вода в кране не дистиллированная, и отсасывая воду, мы отсасываем заодно грязь, которая осела бы на виниле при простом высыхании.
Буржуйские машинки за много баксов делают то же самое, только вместо стирального порошка у них секретные составы (спирт + вода, жуткий секрет), и пылесос хромирован. Некоторые ещё вибрируют, но мы ведь тоже трясли нашу пластинку в тазике.
------------------
Как отполировать поцарапанный CD или DVD диск.
Иногда на диске возникает царапина, из-за которой диск перестаёт читаться. Царапина отклоняет лазерный луч в другое место и сервосистема не успевает это скорректировать. Практически любую царапину можно убрать, отполировав поцарапанное место. Для этого потребуются:
- 1. Лоскут мягкой, неабразивной ткани. В магазинах для автомаляров продаются специальные салфетки для полировки, они подходят идеально, но нам подойдёт простая фланель от старой рубашки.
2. Паста ГОИ. Нам подойдёт паста зелёного цвета, она широкодоступна. Существует паста коричневого цвета с более мелким размером зерна, но я никогда не видел её в магазинах. Ювелиры используют свои полировальные составы с разной абразивностью, но где они их покупают - тайна. Впрочем, зелёная паста ГОИ подойдёт.
3. Деревянный брусок для закрепления ткани. Удобнее всего купить в магазине канцтоваров большую деревянную держалку для печати.
4. Уайт-спирит. Продаётся в хозяйственных магазинах в отделе красок.
Подготовка.
Закрепляем лоскут на нижнем основании бруска. Проще всего закрепить концы лоскута канцелярскими кнопками на боковых поверхностях бруска. Смачиваем лоскут уайт-спиритом и натираем его пастой ГОИ. Желательно добиться, чтобы на лоскуте была противная сметанообразная масса.
Положите диск на плоскую поверхность и производите полировку движениями по радиусу. Это не строгая рекомендация, но вот движений по окружности диска надо избегать. Не торопитесь, не нажимайте сильно. От сильного трения материал диска может нагреться и поплыть. Периодически следует смывать пасту и рассматривать результат. Вместо смывки можно просто провести пальцем. Некоторые люди вообще производят всю полировку пальцем.
В конце работы смыть пасту с диска под струёй тёплой воды с мылом. Руки останутся слегка зелёными, но через год вы привыкнете (шутка).
Примечание. Уайт-спирит не растворяет материал диска. А вот устойчивость картинки на лицевой стороне лучше проверить заранее.
Зелёная паста ГОИ достаточно грубый инструмент. В месте полировки поверхность приобретёт матовый оттенок, отличающийся от остальной поверхности. Не надо этого пугаться, лазерный луч проходит через обработанное место без проблем. Если очень хочется восстановить зеркальный блеск поверхности, то надо повторить полировку пастой ГОИ коричневого цвета или одним из ювелирных составов для полировки (они тоже различаются по номерам). Понятия не имею, где всё это брать.
Некоторые советуют растворять пасту ГОИ не уайт-спиритом, а машинным маслом. Якобы так поступают на производстве. Мне не понравилось.
С помощью полировки можно исправить царапины только на нижней поверхности CD, через которую проходит лазерный луч. Если же процарапана верхняя сторона, то сделать уже ничего нельзя. У CD информация записана непосредственно на верхней стороне, поэтому любая царапина сверху просто удаляет часть информационного слоя. Чаще всего верхний слой защищён полиграфией (картинкой), но иногда его нет. DVD в этом отношении понадёжнее, в нём информационный слой находится между двумя слоями поликарболита. .
----------------------------------------
Как послать пластинки по почте http://ivanovandrey.ru/files/notes/how_ ... _vinil.htm
Как отправить СД или ДВД по почте. http://ivanovandrey.ru/files/notes/how_to_send_cd.htm
Как отправить СД или ДВД по почте.
Отправлений под названием "Мелкий пакет" в России не существует. За границей есть, даже в Белоруссии есть, а в России нет. Поэтому сразу забудьте про него и не мучайте почтовых работников этим вопросом.
Почтовые правила разрешают отправлять СД или ДВД только ценными посылками и отправлениями первого класса. Это будет стоить примерно 100 рублей, что для пересылки одной болванки дороговато. Поэтому отпадает.
Если болванка одна, то можно её отправить заказным письмом. Разумеется, при этом никаких гарантий, что она дойдёт в сохранности. Но практика показывает, что даже без гарантий никто специально конверты не перегибает пополам и на них не прыгает. Риск, но разумный. К тому же дешевле послать болванку письмом второй раз, чем посылку один раз. На момент написания этой заметки цена конверта 3,50, цена пересылки во Владивосток около 12 рублей.
Надо постараться, чтобы письмо выглядело как письмо. Поэтому болванка посылается без коробочки. Болванка заворачивается в лист бумаги. Из гофрокартона вырезаются два прямоугольника. Весь этот бутерброд вкладывается в конверт и заклеивается. Гофрокартон обязателен, он защитит болванку от удара, когда почтовая девочка начнёт херачить штемпелем по маркам. Кроме того, гофрокартон препятствует определению содержимого на ощупь. В окошко конверт подаётся как ценное письмо. Теперь самое главное. Если почтовая девочка спросит, что у вас там, надо честно ответить, что внутри большое и толстое письмо.
Если надо переслать несколько болванок или болванку с коробочкой, то бумажный конверт не подойдёт. На почте продаются пластиковые (полиэтиленовые) конверты любых размеров. Стоит такой конверт дороже, примерно рублей 15. Запаковывается всё точно так же, как и в бумажный конверт. Гофрокартон всё так же обязателен по вышеописанным причинам. Возможно, что из-за веса отправление из письма превратится в бандероль. Помните, что бандероль тоже предназначена только для пересылки бумажной корреспонденции, поэтому стойте на том, что внутри толстое письмо, журнал, книга и т.п. .
------------------------------
Пластинка сходит с матрицы (статья из журнала "Наука и жизнь")http://ivanovandrey.ru/files/notes/lp_matrix.pdf
Шаблон для установки иглы звукоснимателя http://ivanovandrey.ru/index/0-30
Как создать DVD-Audio диск с помощью Steinberg WaveLab 5.01
http://ivanovandrey.ru/files/notes/wavelab_manual.htm
Можно ли подключать восьмиомные колонки к четырёхомному усилителю?
Можно ли подключать четырёхомные колонки к восьмомному усилителю?
http://ivanovandrey.ucoz.ru/index/0-6