как оцифровать пластинку (винил) на компьютер или компакт-диск

Технические идеи по созданию сайта.
Ответить
arhiv
Сообщения: 119
Зарегистрирован: 20.06

как оцифровать пластинку (винил) на компьютер или компакт-диск

Сообщение arhiv »

Памятка, как записать пластинку на компьютер или компакт-диск

Потребуются:
    проигрыватель с предусилителем-корректором (фонокорректором)
    компьютер со звуковой картой. Встроенные звуковые карты лучше не использовать, их качество весьма низко.
    соединительный кабель с подходящими разъёмами.
    программа "аудиоредактор". Лучше всего использовать одну из большой тройки
      Steinberg WaveLab (рекомендую эту)
      Adobe Audition
      Sony Sound Forge
      Впрочем, существует куча других программ для записи, и даже в составе Nero есть что-то для этой цели.
Порядок действий
    тщательно отмыть пластинку. Это очень важно, чем чище пластинка, тем меньше работы потом.
    соединить проигрыватель с фонокорректором, выход фонокорректора соединить с линейным входом звуковой карты (фонокорректор может быть и встроенным в сам проигрыватель)
    запустить аудиоредактор.
    в настройке аудиоредактора указать ему нужную карту (если их несколько), а также нужный режим. Если карта позволяет, то лучше использовать режим ASIO.
    в аудиоредакторе нажать на кнопку с красным кружочком, чтобы открыть окно для записи
    до начала записи необходимо выбрать формат будущего файла. Рекомендую писать с частотой 88,2 кГц и разрядностью 24 бита (или выше). Высокое разрешение файла обеспечит высокую точность при обработке файла.
    ознакомиться с настройками в окне записи, поставить или убрать галочки в нужных местах. Например, при записи пластинки явно не нужна галочка, останавливающая запись в паузах.
    поставить иглу на пластинку и отрегулировать уровень записи по индикаторам.
    нажать на кнопку "рекорд" и записать пластинку. При перевороте пластинки можно нажимать кнопку "пауза", но не обязательно, всё равно потом лишнее вырежем.
    в конце пластинки нажать на кнопку "стоп".
    если аудиоредактор позволяет, то во время записи ставить метки (маркеры) в паузах, они пригодятся в дальнейшем.
    сохранить результат в файл.

Как видно, процесс записи мало отличается от записи на магнитофон.

После записи можно отредактировать файл.
    вырезать лишние секунды в начале, середине и конце пластинки
    убрать постоянное напряжение (смещение) из записи.
    вырезать вручную особо громкие щелчки. Вместо вырезания можно применить утилиту реставрирования.
    при желании воспользоваться утилитой очистки записи от щелчков
    нормализовать уровень записи
    по своему вкусу сотворить что-нибудь ещё. Например, обрезать частотку ниже 20 Гц, вырезать фон 50 Гц, почистить паузы, применить плавное нарастание/затухание звука, возможностей не счесть. И каждая из них может как улучшить запись, так и испортить её при неумелом использовании.
Изготовление компакт-диска.
    Сохраните файл в формате 44,1 кГц х 16 бит. Только такие файлы можно записывать на компакт-диск. Если адиоредактор позволяет даунгрейдить файл с дизерингом, то лучше воспользоваться этой функцией.
    Далее есть два варианта:
      некоторые аудиоредакторы позволяют расставлять в файле метки (маркеры) и затем по этим меткам разделяют компакт-диск на отдельные треки.
      если метки ставить нельзя, то надо разрезать большой файл с пластинкой на маленькие файлы с отдельными песнями. И затем записывать на компакт-диск отдельные файлы, тогда треки получатся автоматически.

Во время записи желательно воздержаться от запуска других приложений, и даже антивирус лучше отключить. Запись идёт в режиме реального времени, и если процессор не будет успевать за потоком поступающих данных, то в записи будут периодические провалы.



Как мыть грампластинки.

Довольно часто в руки попадаются грампластинки, по внешнему виду которых кажется, что их хранили без конвертов на цементном складе. Слушать их невозможно, трещат, скрипят и стачивают алмазную иглу. Простое применение бархотки не даёт результатов, а неграмотное мытьё может даже ухудшить ситуацию. Буржуйские моечные машинки стоят 600 баксов и выше. Перечитав кучу форумов и рекламы, я пришёл к методу, которым очень доволен. Пластинки практически полностью перестают трещать, разумеется, если они ранее не были запилены механически.

1. Этот пункт надо проделать до начала мытья. Нам нужен пылесос. Отсоединяем от шланга длинную трубу, она нам не нужна. Нам нужен только шланг с коротким пластмассовым патрубком на конце. Берём кусок фланели, размером с носовой платок. Набрасываем фланель на трубу (закрываем отверстие) и фиксируем на трубе с помощью резинки для денег. Прорезаем во фланели дырочку, чтобы пылесос мог через неё сосать воздух. Свободные концы фланели запихиваем в эту же дырочку. Мы получили трубу с мягким концом, которым невозможно поцарапать пластинку.

Изображение

2. Берём простой пластмассовый тазик, наливаем простой тёплой воды из-под крана, растворяем горсть простого стирального порошка. Растворяем порошок полностью, нерастворившиеся кристаллы порошка могут поцарапать пластинку.

3. Рассматриваем пластинку и запоминаем места со следами жирных пальцев, варенья, гуталина и т.п. Кидаем пластинку в тазик, даём пару минут отмокнуть. Считается, что бумажные пятаки не боятся воды. Как-то раз я даже оставил пластинки на ночь и ничего не случилось. В общем, я перемыл сотни пластинок, и только пару раз на пятаках пошли пузыри, которые после высыхания стали абсолютно незаметными. Так что 2-5 минут замачивания для пятаков безопасно, если не тереть их механически. Вспоминаем, где были особо грязные места, и руками (пальцами) отмываем их. Затем кисточкой (помазком для бритья) моем всю пластинку круговыми движениями. Помним, что щетинки намного толще канавок, так что вымыть грязь из канавок даже не мечтаем. Сейчас перед нами стоит задача растворить грязь, чтобы она была готова к следующему этапу.

4. Вытаскиваем пластинку из тазика, берём её в левую руку, в правую берём душ и сильной струёй смываем мыльную воду. Это очень важный этап, потому что стиральный порошок смывается очень плохо. Необходимо смыть мыльную плёнку полностью, иначе она засохнет и будет влиять на звук. Смываем, смываем, смываем, затем переворачиваем пластинку и смываем другую сторону. Лично я ориентируюсь на исчезновение ощущения "мыльности" на пальцах левой руки, которой я держу пластинку. Если отмылись пальцы, то пластинка тем более. Держа в левой руке пластинку, уходим из ванной комнаты, по пути можно пощупать правой рукой полотенце.

5. Берём в левую руку пластинку, в правую пылесос с фланелью, и пылесосим пластинку по кругу вдоль дорожек. Желательно, чтобы патрубок присасывался к пластинке всей окружностью, чтобы воздух сосался только через канавки. Не бойтесь двигать патрубок по пластинке, фланель не царапается. Пылесос высасывает из канавок всю влагу вместе с остатками грязи и мусора. Пластинка становится практически сухой. Пылесосить бумажные пятаки не советую, лучше их потом промокнуть туалетной бумагой и дать подсохнуть естественным путём.

6. Пластинка помыта. Можно поставить её на проигрыватель и наслаждаться, пока крутится первая сторона, полностью высохнет верхний пятак. Переворачиваем, слушаем вторую сторону и сушим второй пятак.

7. Обслуживание. Рабочий участок фланели, через который труба прижимается к пластинке, потихоньку перестаёт быть пушистым. Просто протолкните фланель чуть вглубь трубы, и на рабочем месте вновь окажется новый и пушистый участок ткани.

Манипуляции с пылесосом необходимы. Пластинку нельзя просто высушить, нельзя просто промокнуть её туалетной бумагой. Дело в том, что даже струёй воды не удаётся выбить грязь из канавок полностью. Если мы просто высушим пластинку и посмотрим в микроскоп, то увидим, что в канавках осталось полно мусора. После мойки этот мусор стал чистым, но он по-прежнему в канавках, игла через него перепрыгивает и мы слышим знаменитое потрескивание винила. Вычистить мусор щёточкой или бархоткой практически невозможно, потому что размеры канавки меньше, чем размеры щетинок на щётки или бархотке. Поэтому только вакуумная чистка способна качественно очистить пластинку. Кроме того, вода в кране не дистиллированная, и отсасывая воду, мы отсасываем заодно грязь, которая осела бы на виниле при простом высыхании.

Буржуйские машинки за много баксов делают то же самое, только вместо стирального порошка у них секретные составы (спирт + вода, жуткий секрет), и пылесос хромирован. Некоторые ещё вибрируют, но мы ведь тоже трясли нашу пластинку в тазике.

------------------

Как отполировать поцарапанный CD или DVD диск.

Иногда на диске возникает царапина, из-за которой диск перестаёт читаться. Царапина отклоняет лазерный луч в другое место и сервосистема не успевает это скорректировать. Практически любую царапину можно убрать, отполировав поцарапанное место. Для этого потребуются:
    1. Лоскут мягкой, неабразивной ткани. В магазинах для автомаляров продаются специальные салфетки для полировки, они подходят идеально, но нам подойдёт простая фланель от старой рубашки.
    2. Паста ГОИ. Нам подойдёт паста зелёного цвета, она широкодоступна. Существует паста коричневого цвета с более мелким размером зерна, но я никогда не видел её в магазинах. Ювелиры используют свои полировальные составы с разной абразивностью, но где они их покупают - тайна. Впрочем, зелёная паста ГОИ подойдёт.
    3. Деревянный брусок для закрепления ткани. Удобнее всего купить в магазине канцтоваров большую деревянную держалку для печати.
    4. Уайт-спирит. Продаётся в хозяйственных магазинах в отделе красок.


Подготовка.
Закрепляем лоскут на нижнем основании бруска. Проще всего закрепить концы лоскута канцелярскими кнопками на боковых поверхностях бруска. Смачиваем лоскут уайт-спиритом и натираем его пастой ГОИ. Желательно добиться, чтобы на лоскуте была противная сметанообразная масса.
Положите диск на плоскую поверхность и производите полировку движениями по радиусу. Это не строгая рекомендация, но вот движений по окружности диска надо избегать. Не торопитесь, не нажимайте сильно. От сильного трения материал диска может нагреться и поплыть. Периодически следует смывать пасту и рассматривать результат. Вместо смывки можно просто провести пальцем. Некоторые люди вообще производят всю полировку пальцем.

В конце работы смыть пасту с диска под струёй тёплой воды с мылом. Руки останутся слегка зелёными, но через год вы привыкнете (шутка).

Примечание. Уайт-спирит не растворяет материал диска. А вот устойчивость картинки на лицевой стороне лучше проверить заранее.

Зелёная паста ГОИ достаточно грубый инструмент. В месте полировки поверхность приобретёт матовый оттенок, отличающийся от остальной поверхности. Не надо этого пугаться, лазерный луч проходит через обработанное место без проблем. Если очень хочется восстановить зеркальный блеск поверхности, то надо повторить полировку пастой ГОИ коричневого цвета или одним из ювелирных составов для полировки (они тоже различаются по номерам). Понятия не имею, где всё это брать.

Некоторые советуют растворять пасту ГОИ не уайт-спиритом, а машинным маслом. Якобы так поступают на производстве. Мне не понравилось.

С помощью полировки можно исправить царапины только на нижней поверхности CD, через которую проходит лазерный луч. Если же процарапана верхняя сторона, то сделать уже ничего нельзя. У CD информация записана непосредственно на верхней стороне, поэтому любая царапина сверху просто удаляет часть информационного слоя. Чаще всего верхний слой защищён полиграфией (картинкой), но иногда его нет. DVD в этом отношении понадёжнее, в нём информационный слой находится между двумя слоями поликарболита. .

----------------------------------------



Как послать пластинки по почте http://ivanovandrey.ru/files/notes/how_ ... _vinil.htm
Как отправить СД или ДВД по почте. http://ivanovandrey.ru/files/notes/how_to_send_cd.htm

Как отправить СД или ДВД по почте.
Отправлений под названием "Мелкий пакет" в России не существует. За границей есть, даже в Белоруссии есть, а в России нет. Поэтому сразу забудьте про него и не мучайте почтовых работников этим вопросом.

Почтовые правила разрешают отправлять СД или ДВД только ценными посылками и отправлениями первого класса. Это будет стоить примерно 100 рублей, что для пересылки одной болванки дороговато. Поэтому отпадает.

Если болванка одна, то можно её отправить заказным письмом. Разумеется, при этом никаких гарантий, что она дойдёт в сохранности. Но практика показывает, что даже без гарантий никто специально конверты не перегибает пополам и на них не прыгает. Риск, но разумный. К тому же дешевле послать болванку письмом второй раз, чем посылку один раз. На момент написания этой заметки цена конверта 3,50, цена пересылки во Владивосток около 12 рублей.

Надо постараться, чтобы письмо выглядело как письмо. Поэтому болванка посылается без коробочки. Болванка заворачивается в лист бумаги. Из гофрокартона вырезаются два прямоугольника. Весь этот бутерброд вкладывается в конверт и заклеивается. Гофрокартон обязателен, он защитит болванку от удара, когда почтовая девочка начнёт херачить штемпелем по маркам. Кроме того, гофрокартон препятствует определению содержимого на ощупь. В окошко конверт подаётся как ценное письмо. Теперь самое главное. Если почтовая девочка спросит, что у вас там, надо честно ответить, что внутри большое и толстое письмо.

Если надо переслать несколько болванок или болванку с коробочкой, то бумажный конверт не подойдёт. На почте продаются пластиковые (полиэтиленовые) конверты любых размеров. Стоит такой конверт дороже, примерно рублей 15. Запаковывается всё точно так же, как и в бумажный конверт. Гофрокартон всё так же обязателен по вышеописанным причинам. Возможно, что из-за веса отправление из письма превратится в бандероль. Помните, что бандероль тоже предназначена только для пересылки бумажной корреспонденции, поэтому стойте на том, что внутри толстое письмо, журнал, книга и т.п. .

------------------------------

Пластинка сходит с матрицы (статья из журнала "Наука и жизнь")http://ivanovandrey.ru/files/notes/lp_matrix.pdf

Шаблон для установки иглы звукоснимателя http://ivanovandrey.ru/index/0-30

Как создать DVD-Audio диск с помощью Steinberg WaveLab 5.01
http://ivanovandrey.ru/files/notes/wavelab_manual.htm

Можно ли подключать восьмиомные колонки к четырёхомному усилителю?
Можно ли подключать четырёхомные колонки к восьмомному усилителю?
http://ivanovandrey.ucoz.ru/index/0-6
arhiv
Сообщения: 119
Зарегистрирован: 20.06

статья из журнала "Наука и жизнь"

Сообщение arhiv »

ПЛАСТИНКА СХОДИТ С МАТРИЦЫ

Директор московского опытного завода «Грамзапись», кандидат технических наук А. МАЗИН, инженер Ю. КОЗЮРЕНКО.

Сегодня почти каждый знает, как рождается грампластинка. Все просто: вначале на студии записывают музыку, потом на диске нарезают звуковую канавку, с этого диска гальваническим способом изготавливают металлические матрицы, а затем с матриц прессуют из пластмассы граммофонные пластинки.
Впрочем, просто кажется лишь непосвященному. За этой несложной схемой стоят сотни квалифицированных специалистов, сложнейшее электронное оборудование, прецизионные механизмы, мощные заводы.

Итак, как же рождается грампластинка?
О таинствах звукозаписи на студии, о работе исполнителей, звукорежиссеров мы уже рассказывали («Наука и жизнь» № 12, 1981 г.). Теперь проследим следующие этапы рождения пластинки (см. 5-ю стр. цветной вкладки).
На третьем этаже высокой островерхой башни главной студии звукозаписи фирмы «Мелодия» находится * святая святых — хранилище всех фондовых записей. Здесь среди многоярусных стеллажей властвует тишина. Длинные полки плотно уставлены коробками с магнитной лентой, на торцах — многозначные номера. Фонотека располагает одним из богатейших в мире каталогов, насчитывающим около 30 тысяч наименований записей самых разнообразных жанров: оперные и драматические спектакли, симфоническая, камерная и хоровая музыка, концертные программы, эстрадная, танцевальная музыка, художественное чтение, записи для детей, народные песни, творческие портреты мастеров сцены, лекции и беседы, учебные пособия. Любую запись можно заказать для тиражирования.

Проследим путь, каким запись из фонотеки превращается в пластинку.
Фонограмма в руках у редактора. Выверяется хронометраж каждого произведения, вся программа формируется по сторонам будущей пластинки. Здесь нужна своя режиссура: что пустить первым номером, на какое место поставить шлягер, чем окончить отделение (сторону) пластинки.

Первый этап — механическая запись звука. С магнитной ленты фонограмма переписывается на лаковый диск. Электрические колебания преобразуются рекордером в механические колебания резца, который вырезает звуковую канавку. При записи диск вращается с постоянной скоростью, а рекордер перемещается по радиусу диска от края к центру.
Когда сигнала на рекордере нет, резец не колеблется и вырезает канавку без из
вилин. Такая канавка называется немой.
Она соответствует паузам, ей начинается
и заканчивается запись. При подаче элект
рического сигнала резец начинает коле
баться и оставляет за собой извилистую —
модулированную — канавку.

Лаковый диск с записью — это эталон будущей пластинки, с которого затем на заводах тиражируют тысячи и тысячи черных дисков. Аппаратная механической записи фирмы «Мелодия» — это единственное место в стране, где проводятся такие работы. Ни одна пластинка ее не минует.

В аппаратной стерильная чистота, работают кондиционеры, очищая воздух. Здесь в буквальном смысле слова ювелирная точность производства. Объяснение простое: частицы пыли соизмеримы с размерами звуковой канавки, а, скажем, волос, упавший на диск,— это бревно на пути резца. Для сравнения: средняя ширина канавки — 40 мкм, глубина — 20 мкм, а толщина волоса человека — 80 мкм. Модуляция звуковой канавки на высоких частотах составляет всего десятые доли микрометра, то есть меньше пылинок в воздухе.
Чтобы исключить малейшую вибрацию, станок механической записи установлен на массивном фундаменте, не связанном с самим зданием. Аппаратная размещена буквально на земле, подальше от других производственных помещений.

Все грампластинки (кроме гибких) записываются с переменным шагом. Что это значит? В зависимости от амплитуды записываемого сигнала изменяется скорость перемещения рекордера, при громких сигналах шаг записи автоматически расширяется, при тихих сужается. Шаг регулирует система автоматического слежения за сигналом, поступающим на рекордер.

Запись с переменным шагом позволяет эффективно использовать площадь пластинки—длительность звучания увеличивается на 10—15%. Другими словами, на пластинке «гигант» можно разместить еще одно произведение длительностью 3—4 минуты.Рекордер—главный узел станка. Это, пожалуй, вершина достижений современной звукозаписи. Он изготовлен на высочайшем уровне точности. Размеры его чуть больше спичечной коробки, но заполнена эта коробка очень плотно. Основа рекордера— катушки возбуждения, по которым во время записи проходит большой ток. Для их охлаждения в рекордер под давлением подается гелий (есть уже модели, не требующие охлаждения). При нарезании канавки' образуется стружка, которую убирают с помощью вакуумного отсоса, упрятанного там же, в рекордере.

Важнейшая деталь рекордера — резец.
Именно с его помощью рождается на пластинке звук. Это микроскопический режущий инструмент, имеющий сложную геометрическую форму. Достаточно сказать, что радиус закругления острия — 8 мкм, а ширина полирующей грани и того меньше — всего 2 мкм (напомним, толщина волоса — 80 мкм).

Лаковый диск записывают «горячим» способом. Резец нагревают до температуры 200—300°С, пропуская ток через навитую на него проволоку. Канавка, вырезанная в размягченном материале, имеет значительно меньший собственный шум благодаря лучшей полировке ее стенок. Кроме того, снижается сопротивление резанию, что увеличивает срок службы резца.
Резцы изготавливают из сапфира и алмаза. Хотя алмазные резцы служат дольше, в практике обычно применяют сапфирные, которые лишь немногим уступают по долговечности алмазным, но более технологичны и значительно дешевле.
Лаковый диск, на котором ведется механическая запись— это тоже прецизионное изделие. Он имеет тонкую алюминиевую основу сверхточной прокатки, с двух сторон покрытую слоем специального лака толщиной около 0,2 мм. Однако при записи используется только одна сторона.

Требования, которым должен удовлетворять лаковый диск, чрезвычайно высокие. Достаточно сказать, что посторонние включения в лаковом слое не должны превышать размера 1 мкм, в противном случае появится шум при воспроизведении. Чистота лака для полива достигается сложной системой фильтрации, диски сушат в беспылевых помещениях, оборудованных кондиционерами воздуха и системой электростатического отсасывания пыли. Производство это настолько тонкое и сложное, что специализировавшиеся на нем три небольшие фирмы снабжают лаковыми дисками студии всего мира.

Итак, началась запись эталона будущей пластинки. Звукорежиссер за пультом ничего не меняет: никаких коррекций частот. Все должно оставаться как в оригинале — «авторское право» звукорежиссера, записавшего программу, соблюдается строго. Из контрольных громкоговорителей звучит запись с диска. Ни в коем случае нельзя, чтобы стрелка индикатора вышла за допустимую границу — тогда резец перережет соседний виток канавки. Лаковый диск — в брак, и все придется начинать сначала!

Оператор через микроскоп следит за модуляцией и размерами рождающейся на глазах канавки. Работа требует беспрестанного внимания, большого напряжения. В последнее время на станке установили телевизионный монитор, и теперь наблюдать за процессом резания можно, глядя на экран. Качественные параметры механической фонограммы полностью соответствуют параметрам магнитной фонограммы, перезапись осуществляется, как говорят, «один к одному». Кстати, именно записи на лаковом диске служат эталоном для контроля высококачественных проигрывателей.

Записанный диск сразу же маркируют с помощью прибора пантографа. На зеркале — свободном от записи месте — гравируют номер будущей пластинки. Этот номер будет на этикетке, конверте, в каталогах. Помимо порядкового номера записи, указывается также, в какой аппаратной сделана перезапись и вариант записи. Пластинка еще не родилась, но она уже имеет паспорт.

После тщательной проверки диск упаковывают, в специальный пыленепроницаемый контейнер и отправляют на московский завод «Грамзапись». Здесь изготавливаются необходимые для выпуска грампластинок никелевые оригиналы, которые рассылают на все предприятия фирмы «Мелодия».

На заводе пластинки тиражируют методом прессования с помощью матрицы. Для этого запись на диске нужно перенести на более прочный материал — металл. Это осуществляется гальванопластическим способом. Всякий другой метод изготовления копий не в состоянии обеспечить точность передачи тончайшего микрорельефа механической фонограммы.
Гальванопластика — это техника электролитического осаждения металлов на поверхности предметов с целью получения точных металлических копий. Родина гальванопластики— Россия. В 1836 году русский ученый, академик Б. С. Якоби впервые применил этот способ для декоративного оформления Исаакиевского собора в Петербурге. Каждый, кто был в соборе, не мог не обратить внимания на монументальные медные статуи на сводах, в барабане купола, на иконостасах. Все эти фигуры были выполнены способом, который сегодня используется для приготовления металлических копий при производстве грампластинок.
Для получения гальванопластической копии лаковую поверхность необходимо сделать электропроводной. С этой целью ее покрывают тончайшим слоем серебра. Но прежде диску устраивают «санитарную обработку». Его тщательно промывают дистиллированной водой, обезжиривают, не жалея моющих средств, и снова промывают. Ни одной пылинки, ни одного жирового пятнышка на поверхности диска, потом будет поздно!

Для надежного сцепления серебра диск обрабатывают химическими реактивами — сенсибилизируют. Затем, наконец, следует главная операция — в специальной камере с помощью пистолета-распылителя поверхность диска покрывают серебром. И тут же его погружают в дистиллированную воду — ни одна пылинка не должна коснуться поверхности.

Дальше диск помещают в ванну с электролитом. Здесь начинается осаждение никеля. Процесс электролиза идет на молекулярном уровне, и слой никеля на поверхности диска точно повторяет микроскопические модуляции звуковой канавки. Через 3—4 часа нарастает слой толщиной 0,5 мм. Непременное условие получения высококачественной пластинки — строгое соблюдение чистоты и физико-химических свойств электролита. Достаточно незначительных примесей — и пластинка при воспроизведении зашумит. В самом цехе исключительная чистота, воздух в него поступает через уловители пыли.

Никелевый слой с величайшей осторожностью отделяют от лакового диска. Вот он, только что рожденный, отливающий всеми цветами радуги металлический диск, точная копия лакового диска... но копия негативная. Там, где на лаковом диске была канавка, на никелевой поверхности выступ. Такая копия называется первым оригиналом. Первый оригинал уже может служить матрицей, с него можно прессовать пластинки. Но с одной матрицы можно получить несколько сот пластинок, а их нужно десятки, сотни тысяч. С лакового диска можно снять еще один металлический оригинал, предварительно подвергнув его металлизации. Но практически этого не делают— следующие оригиналы могут быть хуже первого, велик риск ухудшения качества будущей пластинки. Тем более что две матрицы, конечно, не смогут обеспечить весь тираж.

Поэтому вместо лакового диска в ванну с электролитом помещают первый оригинал и с него снимают второй оригинал, теперь уже позитивный. Это, собственно, настоящая пластинка, только из металла. Ставь на проигрыватель и слушай. И ее действительно ставят на высококачественный проигрыватель, и контролер внимательно прослушивает ее от начала до конца. Первый слуховой контроль при производстве пластинок — контроль самый важный. Решается судьба оригинала! Если оригинал не получился, а это в производстве бывает, то студия заново записывает лаковый диск.

Но чаще гальваники ограничиваются своими силами: за металлический оригинал берется ювелир-гравер. Под большим увеличением он осматривает каждый дефект звуковой канавки, а длина ее на пластинке «гигант» около километра. Самшитовой палочкой заводской «левша» с помощью корундового порошка с ювелирной точностью выбирает из канавки все, что портит звучание, полирует шероховатости стенок. После того как дефекты устранены, можно приступить к изготовлению матриц.

И снова ванна с электролитом, теперь в ней отретушированная металлическая пластинка— второй оригинал. Получен третий оригинал (негативный), который может быть использован, как и первый оригинал, для прессования пластинок. И его действительно используют как матрицу, когда предстоит небольшой тираж и требуется особо высокое качество грампластинок, например, цифровых, измерительных.

Для массового тиража с третьего оригинала получают четвертый оригинал (позитив). Его и отсылают на завод грампластинок. На заводе с четвертого оригинала получают пятую копию, которая служит матрицей. Практически с одного первого оригинала без ухудшения качества записи можно получить несколько вторых оригиналов, с каждого из которых, в свою очередь, можно получить несколько третьих оригиналов и так далее. Для большого тиража с одного лакового диска можно получить 1000 и более матриц. Конечно, пластинки с третьего оригинала получаются лучше по качеству (в основном по шумам), чем пластинки, отпрессованные с пятого оригинала. Проблему можно решить, записывая несколько лаковых дисков с одной программой. Но пока лаковые диски дефицитны.

Сколько же нужно выпустить пластинок с новой записью? Какой завод будет их выпускать?
Вопрос о тиражах пластинок особый, он волнует не только любителей грамзаписи, но и фирму «Мелодия».

Количество экземпляров первых выпусков каждой новинки определяет тиражная комиссия фирмы, в состав которой входят представители министерства культуры, Союза композиторов, торговли и других заинтересованных организаций.

Тиражи первых пластинок устанавливаются в зависимости от жанра: оперная, симфоническая, камерная музыка — 3-5 тысяч, русская народная музыка — 5-10 тысяч, национальная музыка народов СССР — 1-2 тысячи, песни советских композиторов, авторские записи эстрадных композиторов — 5-10 тысяч, вокально-инструментальные ансамбли — 10-30 тысяч, наиболее популярные эстрадные программы (например, «С новым годом», «Для вас, женщины») — до 100 тысяч, литературно-драматические записи — 1-3 тысячи, детские записи — 5-10 тысяч.

Последующие тиражи грампластинок всецело определяются торгующими организациями. Фирма работает по системе заказов. Ежеквартально торгующие организации, учитывая покупательский спрос, формируют заказы заводам грампластинок.
Самое крупное предприятие фирмы «Мелодия» — Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок. Сегодня с его матриц ежедневно сходит 250 тысяч пластинок, а всего в 1983 году выпущено 72 миллиона. И еще одна внушительная цифра. За годы своего существования Апрелевский завод изготовил свыше 1,5 миллиарда пластинок.

На заводе есть свой гальванический цех. Там с присланных металлических оригиналов изготавливают матрицы, а их нужно несколько сотен. Перед тем как матрицу передать в прессовый цех, ее с помощью микроскопа центруют. Затем пробивают отверстие, центр которого должен точно совпадать с центром диска, иначе запись при воспроизведении будет «плыть» (допустимый эксцентриситет пластинки по ГОСТу не более 0,15 мм).
По сравнению с металлическими оригиналами матрица более эластичная, ее толщина всего 0,25—0,30 мм. Она чувствительна к малейшим неровностям, даже незначительные посторонние частицы обязательно перейдут при прессовании на пластинку, и брак неизбежен. Поэтому и здесь основное требование — чистота, точность, соблюдение технологии.

Прессовые цехи самые большие на заводе. Их основное оборудование — гидравлические прессы, управляемые электронным программным устройством. Пресс оснащен пресс-формой, состоящей из двух половин. К пресс-формам подводятся пар для нагревания и вода для охлаждения. Пресс-форма заряжается двумя матрицами — для одной и для другой стороны пластинки. Матрицы располагаются параллельно друг другу с точностью до десятых долей миллиметра, иначе пластинка получится неравномерной толщины.
Около прессов стоят термокамеры. Отсюда поступает пластмасса, из которой делаются пластинки. Теснятся в камере черные бусинки — их здесь тысячи. Эти бусинки — гранулированная пластмасса — основа всей продукции. Под давлением они превращаются в массу и поступают на пресс-форму.

Из чего делается современная пластинка?

Материалом для нее служит специальная пластмасса, в состав которой входит главным образом винилит — термопластическая смола и специальные добавки, придающие ей определенные свойства. По внешнему виду винилит — порошок белого или желтоватого цвета. Если добавить в него небольшое количество сажи, порошок станет черным. Пластмасса, которая используется на наших заводах, обеспечивает звучание пластинок на уровне ведущих зарубежных фирм. Начальный уровень шума пластинок — 55—57 дБ, и после 50 проигрываний шум возрастает всего на 2дБ (конечно, при условии соблюдения правил пользования).

Над улучшением пластмассы работают постоянно. В Дальнейшем качество ее возрастет в основном за счет введения антистатических добавок, которые снижают уровень шума и запыленность поверхности грампластинок. Пластмасса с антистатиком в первую очередь предназначена для пластинок с записями классической музыки, имеющими большой динамический диапазон (разница между самым тихим и самым громким звуком).
Главная фигура в прессовом цехе — прессовщик, точнее прессовщица. Женские руки особенно бережно обращаются с вновь рожденной пластинкой. Точное движение — и порция горячего винилита на зеркале матрицы, куда предварительно были заложены этикетки. Включается пресс. Части пресс-формы смыкаются. Горячая лепешка винилита, раздавленная мощным усилием (100 тонн!), растекается между нагретыми матрицами, впитывает в себя звуковые канавки, приобретает форму диска. Пресс-форму охлаждают, еще несколько секунд — давление снимается, и готовый диск в руках прессовщицы. На это уходит в среднем до 30 секунд.

Прессование — операция также очень тонкая и ответственная. Малейшее отклонение от режима — и пластинка получается некачественная, с дефектами канавки. Поэтому каждый цикл рассчитан по секундам. Выдержать строгий режим, температуру, давление, время помогают системы автоматики.

Тут же, на обрезном устройстве, одним ловким поворотом руки снимается избыток пластмассы, вытекшей из пресс-формы. Свежая пластинка, как игрушка,— аккуратная, чистая, отливающая глянцем.
Есть уже на заводах и пресс-автоматы, где все операции идут автоматически — от укладки этикеток на матрицы и подачи пластмассы до транспортировки готовой пластинки в накопитель.

Первую пластинку с каждого пресса проверяют на эксцентриситет, оценивают по внешнему виду и прослушивают. Все последующие проверяют по внешнему виду, а прослушивают только выборочно, чтобы выяснить пригодность матриц для дальнейшей работы. На заводе существует штат музыкальных контролеров, их работа — прослушивать через высококачественную аппаратуру контрольные экземпляры продукции.

Каждая пластинка имеет этикетку и конверт. Поэтому на заводе существует и полиграфическое производство. Художественное оформление конверта играет большую роль. Яркие обложки с аннотациями, текстом песен, нотами, интервью с исполнителями привлекают внимание покупателей.

В фирме «Мелодия» трудится немало замечательных художников — оформителей пластинок. Их имена можно видеть на конвертах. Созданный художником конверт, аннотация и пояснительный текст начинают путь одновременно со «своим» лаковым диском (точнее с двумя дисками). Оформление конвертов, как и сами записи, рассматривает художественный совет фирмы.

В 1982 году на Всесоюзной студии грамзаписи введен в строй репродукционный центр, его задача — обеспечить высококачественное оформление конвертов для всех заводов фирмы. Это позволяет выпускать новые пластинки в едином художественном оформлении и значительно сократить сроки их производства — до одного-двух месяцев после решения тиражной комиссии.

Общий годовой тираж грампластинок, выпускаемых в нашей стране, — более 200 миллионов штук, из них свыше половины — стереофонических. В 1983 году было выпущено 203 миллиона грампластинок, в том числе 140 миллионов винилитовых и 63 миллиона гибких (в ближайшее время намечено резкое сокращение их производства). 140 миллионов твердых пластинок — цифра хотя и внушительная, но все же небольшая для такой страны, как наша. Имеется решение о расширении производства и улучшении распространения грампластинок. Планируется реконструкция и техническое перевооружение действующих и строительство новых предприятий по выпуску грампластинок. Производственные мощности фирмы «Мелодия» к 1990 году увеличатся до 190 миллионов винилитовых пластинок и 10 миллионов магнитофонных кассет. Будут открыты новые студии грамзаписи, а также специализированные и фирменные магазины для торговли грампластинками и магнитофонными кассетами.
Ответить