Никто по ссылке конечно читать не будет, но там хорошие примеры, вставлю их отдельно сюда, поскольку они образно обьясняют, что такое подражание.
http://www.psychologia.edu.ru/article.p ... sition=147В клинику поступила трехлетняя девочка. Развитие ее было вполне удовлетворительным: она вовремя научилась ходить, говорить, в интеллектуальном отношении была вполне хорошо развитой. Однако, родители заметили, что когда девочка начала ходить она хромала, припадая на левую ногу.
С этим нарушением родители обращались к целому ряду специалистов. Ортопед предположил нарушение тазобедренного сустава и хотел наложить гипс. Другой не обнаружил никаких нарушений в суставе и предложил систему упражнений. Однако ничего не помогало. И вот родители сделали новую попытку, обращая внимание врачей на то, что девочка никогда не делала попыток прыгать с другими детьми, что в ходьбе видны отчетливые нарушения. Вопрос стоял о том, следует ли принять предложенную ортопедом терапию. Наблюдения за ребенком отчетливо говорили о повреждении тазобедренного сустава. Когда девочку просили быстро идти или прыгать, то она охотно старалась выполнять просьбы, однако симптомы только усиливались. Повторные обследования сустава не дали никаких результатов.
Это странное нарушение хождения, которое наблюдалось с самого начала, нашло своеобразное и неожиданное объяснение: отец девочки был писателем и частным ученым. Он работал дома и проводил много времени с детьми. Он был тяжело ранен на войне и носил протез части левой ноги с прикреплением к тазобедренному суставу... Таким образом, походка вполне здорового ребенка соответствовала походке своего раненого отца. Следует отметить еще одну деталь: девочка очень любила отца и была к нему сильно привязана.
Приведем еще одно наблюдение, ярко иллюстрирующее основной тезис. В клинику поступила десятимесячная девочка с тяжелыми симптомами: по свидетельству матери, спустя короткое время после родов начались приступы рвоты. После этого трудности с питанием не прекращались. К этому прибавился понос.
У девочки не было обнаружено никаких телесных нарушений. Однако она была очень тонкой, худой, расслабленной. Она не могла сидеть, ее тело было сложено, как перочинный нож. Руки часто лежали на поверхности одеяла, вытянутыми вперед. Выражение лица безучастное. Бросался в глаза спокойный взгляд расширенных глаз и еще больше – выразительный рот, с которым девочка играла пальцами.
...
Решение проблемы произошло неожиданно. Девочку должны были представить на лекции, как особый случай расстройств, внешнюю причину которых не удалось обнаружить. Для того, чтобы она чувствовала себя уверенней, ей разрешили взять с собой ее любимую игрушку: тряпочного зайца. Когда врач посмотрел на этого зайца, у него вдруг мелькнула спасительная мысль: вот фактор нарушения! Мы вспомнили, как при приеме девочки кто-то пошутил, сказав: ребенок выглядит так, как его заяц. Это был крупный зверь, с гротескными формами, из тех, что сейчас модно давать детям, с очень длинными, тонкими конечностями, непропорционально большими глазами и вытянутой мордой, губ которой ребенок постоянно касался руками. Этого расслабленного и печально выглядевшего зайца ребенок брал с собой в постельку, вешая через спинку кровати, так что получалась точно такая же поза, в которой находился сам ребенок, то есть сложенным пополам. Заяц был дома почти единственным объектом общения изолированного от мира ребенка. Это был образ позы, движения и настроения, с которыми сталкивался ребенок и по образцу которого он строил собственные формы.
Через несколько дней после того, как девочке заменили игрушку, она начала с удовольствием есть, стала веселой, выпрямилась и забыла старую позу без нашего содействия. Преобразование коснулось даже глубин маленькой личности. Для нас это была настоящая радость, почти потрясение, для матери – непостижимое событие. Это счастливое развитие затем, без каких-либо осложнений, продолжилось и далее дома.
мать, горячо любившая своих детей и посвящавшая им много времени и сил, обладала одним недостатком, причинявшим ей большие страдания. Когда дети ее не слушались, она часто срывалась и начинала страшно кричать. Потом она сожалела об этом, плакала, обращалась неоднократно к врачу и в психологическую службу без существенных результатов.
При обследовании оказалось, что ее родители, по странному стечению обстоятельств, оба имели обыкновение очень громко разговаривать и кричать в обыденном домашнем общении. "Я была застенчивым и молчаливым ребенком. Когда мы ездили в городском транспорте, и моя мать начинала говорить, то все пассажиры оборачивались. Мне было страшно стыдно, и я очень стеснялась своей матери". Для матери, которая была совершенно здоровой, это было естественной манерой разговаривать, являясь частью ее холерического темперамента. У ребенка-меланхолика и интроверта, однако, эта манера матери вызвала действие, проявившееся значительно позже после замужества в виде болезненных симптомов.
Этот пример ярко показывает, что некоторые базовые свойства личности, например, темперамента, могут формироваться прижизненно, через подражание в раннем детстве и не являются, как это часто считают, наследственными. Не являются они и результатом механизма вытеснения, как считают психоаналитики.
Таким же путем в раннем детстве закладывается способность или неспособность к эмоционально-насыщенным человеческим связям (душевная теплота, сердечность, душевный холод, бессердечность). Формирование этих качеств происходит под влиянием человеческой атмосферы, окружающей ребенка в раннем детстве, что сказывается на способности к глубоким человеческим связям, образованию стабильной семьи, материнству или отцовству. Именно эти, базовые для человека качества, а не развитие ранних когнитивных функций, являются решающими и фундаментальными для психологического здоровья личности.
...
На любом человеческом действии, помимо его содержания, мотивов и т.д. лежит печать личности того, кто это действие производит. Вытирать пыль со стола, мыть посуду, подметать комнату, ухаживать за цветами, рассказывать сказку, принимать пищу можно по-разному. Если человек в обыденных действиях – приготовлении пищи, соблюдении чистоты в комнате, в отношении к собеседнику, своей одежде и т.д. – видит более глубокий или высокий смысл, чем только утилитарное насыщение, гигиенические мероприятия, соблюдения условностей и необходимость быть вежливым, то на всей его деятельности будет лежать печать его духа, его личности, он будет внутренне, личностно связан с действием, которое производит. Все это бессознательно впитывается ребенком, оказывает на него глубокое воспитательное воздействие, закладывая в нем ощущение осмысленности жизни.
{Медведева рассказывает в интервью, как она была на фестивале детских театров. Смотрела детские спектакли и чувствовала, что-то здесь не так. Вроде придраться не к чему, но чувствуется что-то отвратительное, мерзкое, гадкое... Она не поняла, а потом ей знакомый режиссер сказал: "Да это же педерасты ставили эти спектакли, у них тут гнездо... слушайте интервью... 2 часть http://www.youtube.com/watch?v=0hpa8WE_ ... re=related }