Человек среди людей. Наука Этология.

Героизм и подлость. Здоровье душевное. Человек среди людей. Смысл жизни. Как стать человеком... По следам профессора Преображенского из «Собачьего сердца», который пытался из животного сделать человека.
Ответить
Павлов
Сообщения: 106
Зарегистрирован: 24.10

Человек среди людей. Наука Этология.

Сообщение Павлов » 28.02

© В.Р. Дольник

Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев

Виктор Рафаэльевич Дольник,
доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник Зоологического
института РАН. Вице-президент Российского орнитологического общества, почетный
член орнитологических обществ США, Германии, Нидерландов. Научные интересы
связаны с экологией и поведением животных. В "Природе" опубликовал статью
[url=© В.Р. Дольник

[color=#FF0000]Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев


Виктор Рафаэльевич Дольник,
доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник Зоологического
института РАН. Вице-президент Российского орнитологического общества, почетный
член орнитологических обществ США, Германии, Нидерландов. Научные интересы
связаны с экологией и поведением животных. В "Природе" опубликовал статью
"Существуют ли биологические механизмы регуляции численности людей?" (1992. №6 ).


От редакции
журнала "Природа":
Предлагаемое научное эссе этолога может показаться
нашему читателю, привыкшему к строго научному стилю, несколько легковесным.
Но пусть читатель не взыщет. Ясность мысли и простота языка помогут ему,
вслед за автором, разглядеть в каждом из нас, в самых разных группах людей
и даже в устройстве государства то, над чем совершенно не задумывался и
не пытался отыскать корни. Рассматривая естественно-исторические основы
социальной организации, автор знакомит читателя с этологией не самого изученного,
но зато самого интересного для нас биологического вида - человека - и находит
много общего в поведении и иерархической структуре его филогенетических
предков.




Изображение

ЕЩЕ ДРЕВНИЕ ФИЛОСОФЫ поняли, что по частице мира можно сделать некоторые
верные заключения о его недоступной части. Глубокий ум, помещенный в камеру
с зеркалом, изучая только себя, способен догадаться о многом. Но неизмеримо
проще выйти и посмотреть мир. Слабое место многих наук о человеке - их
замкнутость на один объект, один зоологический вид, в то время как в природе
обитает не один миллион видов животных, и все они разные. Одни из них (например,
человекообразные обезьяны) похожи на нас в силу близкого генетического
родства: 95% текста ДНК у человека и шимпанзе совпадают! Пятипроцентное
расхождение - результат независимой эволюции в течение 10 млн. лет. Другие
- в силу параллельного с нами развития исходно одних и тех же генетических
программ, а третьи - конвергентно, т.е. в сходных условиях и для сходных
целей у них и у нас выработались очень похожие приспособления, но их генетическая
основа разная. Сверчок, привлекая самку, "пиликает на скрипке", образованной
ногой и крыльями, дятел - барабанит клювом по дереву, а мы (как и все приматы)
- голосом, с помощью легких, гортани и губ.


Этология - наука об инстинктивном (врожденном, имеющем в основе генетические
программы) поведении животных. Этологи научились распознавать эти программы
и прослеживать их преобразования в эволюции. Этологи узнают общую генетическую
основу внешне не очень сходных форм поведения животных, подобно тому как
сравнительные анатомы находят общее между передней конечностью любого позвоночного
животного - плавником рыбы, крылом птицы, рукой человека.


Этологи знают, что для достижения одной и той же цели у животного имеется
не одна программа, а целый набор разных вариантов, многие из которых возникли
в разное время. Программы поведения создаются естественным отбором так
же медленно и постепенно, как генетические программы морфологических признаков,
и отмирают столь же медленно. Об этом забывают даже некоторые биологи:
нам почему-то кажется, что поведение - это нечто эфемерное. Ставшие ненужными
программы могут не исчезать, а храниться в качестве рудиментов и атавизмов,
но при случае дают о себе знать. Каждый из нас может вызвать с задворок
генетической памяти программу шевеления ушами (она не нужна миллионы лет),
только одному для этого придется основательно потрудиться, а у другого
уши зашевелятся по первому требованию.


Программы поведения срабатывают в ответ на особый сигнальный стимул,
признаки которого заложены в программу. Задача распознания в окружающем
мире врожденного сигнального стимула для мозга сложна, поэтому инстинктивные
программы часто ошибаются, запускаются по сигналам, случайно несущим признаки
стимула. Набор программ действий и образов врожденных стимулов образуют
систему передаваемых по наследству знаний об окружающем мире и правил поведения
в нем. Животное родится на свет не "tabula rasa", и человек в этом не исключение.
Без программ мозг не способен работать. Если нет соответствующей программы
- нет и сколько-нибудь сложного и эффективного поведения.


Сила этологов - в знании поведения огромного числа разных видов животных.
Человек для этологов - один из видов: многие особенности его поведения,
кажущиеся другим уникальными или загадочными, не выглядят такими, если
знаешь целый букет сходных и родственных образцов поведения других видов.
Причем оказывается, что врожденную мотивацию своего поведения человек,
как правило, не чувствует (ему кажется, что он сам так решил, так хочет,
так надо), а объясняет обычно путанно и неверно. Со своими объектами этолог
не может поговорить об их поведении, поэтому все методы этологии ориентированы
на внешние проявления поведения. Приложения этого метода к человеку (меня
не интересует, что ты думаешь, меня интересует только, что ты сделал и
в ответ на какой стимул) по-своему плодотворно, особенно тем, что удачно
дополняет достижения гуманитариев, анализирующих в первую очередь мысли
и чувства. В нашей стране с этологией боролись, как могли. Один из результатов
- не только полная неосведомленность, но и воинствующее неприятие самого
этологического подхода к поведению человека. Эта реакция выработана и у
людей, в остальных отношениях непредвзятых, любознательных и доброжелательных.


Взявшись кратко рассказать о том, что же могут поведать этологи о врожденных
программах, мотивирующих социальное поведение людей, я прекрасно сознаю
эту трудность и призываю читателя-соотечественника попытаться преодолеть
в себе навязанное ему в течение всей жизни мнение о недопустимости сравнивать
его поведение с поведением жука, рыбы, птицы да и обезьяны. Первая часть
этой публикации - вводная к двум следующим.


[color=#000066" ]Агрессивность, доминирование и иерархия -
начало всех начал[/color]



Ребенок проявляет первые признаки агрессивности задолго до того, как
научится говорить. Дети (особенно мальчики) начинают устанавливать между
собой иерархические отношения в первые годы жизни; позднее они начинают
играть в иерархические игры, а в 7-15 лет образуют между собой жесткую
пирамидальную структуру соподчинения. Если этим процессом не управлять,
борьба за власть в группах подростков принимает жестокие формы, зачастую
криминальные.


Склонность играть в эти игры, к сожалению, не проходит с возрастом.
Более того, некоторые люди играют в них до старости, это становится смыслом
их жизни. Причем играют всерьез и включают в игру и нас с вами, и общество,
и государство, и весь мир.


АГРЕССИВНОСТЬ


Среди многих нелепых запретов, существовавших в нашей стране, была запрещена
и тема агрессивности. Человека - нацело, а животных - наполовину. Почему
в стране, официальная идеология которой исповедовала классовую ненависть
и беспощадную борьбу, та же идеология весьма неохотно позволяла научно-популярные
статьи об агрессивности синиц или мышей - уму непостижимо.


В действительности же достижения этологии в понимании природы агрессивности
как раз и нужно знать всем. И дело не только в том, что человек - весьма
агрессивное существо, а в том, что агрессивность подчиняется своим законам,
весьма своеобразным и a priori непредсказуемым. Не зная их, можно наломать
много дров. Эти законы влияют не только на поведение каждого человека,
включая политиков и военных, но и на поведение общества и государства.
Когда государство попадает во власть инстинктов, созданных естественным
отбором для стада наподобие павианьевого, и к тому же обзаводится атомным
оружием, это очень опасно. А если таких государств окажется несколько,
будущее мира может повиснуть на волоске.


Бытовое понятие и термин не совпадают. В быту под агрессией мы
понимаем нападение, причем, как правило, неоправданное, несправедливое.
В этологии термин "агрессивность" означает злость, злобу, ненависть, ярость.
Он не окрашен никак - ни негативно, ни позитивно. Нейтрален.


Такое определение агрессии дал К. Лоренц в великой книге "Das Zogenannte
Bose: zur Naturgeschichte der Aggression" (Wienn, 1963) - "Злоба: естественная
история агрессивного поведения", - и его нужно принять не споря. Агрессия
часто проявляется в нападении, но нападение без злобы этологи не называют
агрессией. Непонимание (или нежелание понять) разницы между узким термином
и бытовым значением слова очень помогало сторонникам "единственно верного
учения" пугать людей этологией, объявляя ее людоедской наукой, воспевающей
и оправдывающей жестокость и захватнические войны (чем этология, конечно,
никогда не занималась).

Изображение
Примитивная агрессия. Самец домовой мыши,
обнаружив в своих владениях пришельца, нападает на него и кусает, пока
тот не убежит.

Изображение
Лесная мышь зачастую изгоняет пришельца без
драки, лишь демонстрируя противнику свои агрессивные намерения.


Межвидовая агрессия, В природе одни виды неизбежно нападают
на другие. Но не всякое нападение этолог назовет агрессией. Когда волк
ловит зайца - это не агрессия, а охота. Точно так же, когда охотник стреляет
уток или рыбак ловит рыбу,- это не агрессивное поведение. Ведь все они
не испытывают к жертве ни неприязни, ни страха, ни гнева, ни ненависти.
Агрессивное же поведение вызывается этими эмоциями. Вот когда собака выгоняет
со двора незнакомого человека - это агрессия. И когда он в ответ бросает
в нее камни - тоже агрессия, ибо оба они в этот момент ненавидят и боятся
друг друга. Когда дрозд прогоняет от гнезда кота - это агрессия со стороны
дрозда. И когда огромный самец лебедя шипением отгоняет от своего гнезда
мелких водоплавающих птиц - тоже агрессия. Животное ведет себя по отношению
к животному другого вида агрессивно потому, что оно его чем-то раздражает
- либо угрожает ему самому (а также его территории, гнезду, детенышам),
либо просто незнакомо, подозрительно выглядит.

Объект агрессии может быть крупнее субъекта, а может и меньше. У нас
вспышку агрессивности может вызвать и загородившая дорогу корова, и вьющаяся
вокруг головы муха. Польза межвидовой агрессии вроде бы ясна: дрозду выгоднее
атаковать кошку, чем позволить ей съесть птенцов. Ясно и то, что такая
агрессия сопровождается страхом: кошка далеко не беззащитна, и атака может
кончиться для дрозда плачевно. Нападая на вьющееся вокруг головы насекомое,
мы тоже побаиваемся - ведь среди них есть жалящие.

Изображение

Имеющие химическое оружие общественные насекомые
очень наглядно его демонстрируют. Рыжий муравей (вверху), приподнявшись,
раскрывает челюсти, а кончик брюшка, из которого может брызнуть кислотой,
подгибает. Другой вид муравьев (в середине) закидывает брюшко на спину
и выделяет капельку боевого отравляющего вещества. Пчела (внизу) поднимает
брюшко, вытягивает жало и жужжит.


Изображение

Агрессия и страх нераздельны. Два лося, встав
по разные стороны изгороди, дерутся яростно и бесстрашно. Как только жерди
лопнули, соперники замирают в страхе, а затем перебегают к следующему пролету
изгороди и возобновляют "бескомпромиссный" поединок.


Внутривидовая агрессия. Казалось бы, без нее природа могла обойтись.
Но это не так. Особи одного вида неизбежно вступают в конфликт. Можно не
поделить пищу или удобное для отдыха место. Живущие каждый на своей территории
виды должны изгонять конкурентов. Неизбежны конфликты из-за самки, дупла,
норы и многих других причин.

Появление или приближение другой особи с неясными намерениями неизбежно
вызывает настороженность (а это легкая форма страха). Если намерения не
проясняются, зачастую ничего другого не остается, как либо убежать, либо
напасть первым. То же происходит и с приближающимся животным. Вступая в
конфликт, оба животных испытывают страх. И вместе с ним - приступ агрессивности.

Агрессия и страх - близнецы. Все мы с яростью и бесстрашием хлопаем
укусившего нас комара, бесстрашно можем оттолкнуть от себя или прогнать
прочь и животное покрупнее, но заведомо безобидное. Однако при встрече
с животным незнакомым или способным как-то за себя постоять, не говоря
уже о действительно опасном, наша агрессия сопровождается заметным для
нас самих приступом страха. Вспомните, как нервозно люди отгоняют паука
или ловят забежавшую в комнату мышь. Изгнание пчелы или осы сопровождается
уже явным приступом страха. Конфликт с маленькой собачкой может довести
до сердцебиения. Читатель, видимо, согласится с выводом этологов, что агрессия
и страх взаимосвязаны. Агрессия всегда сопровождается приступом страха,
а страх может перерастать в агрессию. Самые разнообразные опыты на животных
показали, что это так. Если на группу животных нагонят страх, они становятся
агрессивнее. То же происходит и с толпой людей или обществом в целом. Агрессивнотрусливое состояние - самое опасное.

Агрессивность возникает изнутри и накапливается. Раньше психологи
думали, что агрессия вызывается внешними причинами, и если их убрать, она
проявляться не будет. Этологи показали, что это не так.
При отсутствии раздражителей агрессивность, потребность совершить агрессивный акт все время возрастает, как бы накапливается. А порог запуска агрессии понижается,
и все более мелких поводов оказывается достаточно, чтобы она вырвалась наружу. В конце концов она вырывается без всякого повода.



Это выяснено в уйме интереснейших опытов. Один из них, доступный каждому
аквариумисту, описал Лоренц. Возьмите пару семейных рыб - цихлид и поместите
к ним в аквариум какой-нибудь источник конфликтов - третью цихлиду или
другую задиристую рыбку. Пара цихлид будет с ними драться, а между собой
поддерживать самые добрые отношения. Уберите теперь объект агрессии - и
через некоторое время самец начнет нападать на самку. Теперь разделите
аквариум стеклом пополам и в другую половину поместите другую пару цихлид.
Пары будут враждовать между собой через стекло, и в результате внутри каждой
пары будет царить мир. Сделайте стекло полупрозрачным - и в обеих парах
возникнут конфликты.

Та же накопленная агрессия взрывает изнутри маленькие замкнутые коллективы
людей. На зимовку или в экспедицию выезжают несколько дружных, уважающих
друг друга человек, твердо знающих, что в таких условиях конфликтовать
нельзя. Проходит время, и если нет внешнего объекта для проявления агрессивности,
люди в группе начинают ненавидеть друг друга, и долго сдерживаемая агрессия
в конце концов находит самый пустяковый повод для большого скандала. Известно
много случаев, когда попавшие в такой "эксперимент" близкие друзья доходили
до бессмысленного убийства.

В обычной жизни наша агрессивность ежедневно разряжается через массу
незначительных конфликтов со многими людьми. Мы можем научиться кое-как
управлять своей агрессивностью, но полностью устранить ее не можем, ведь
это один из сильнейших инстинктов человека. И важно помнить, что, ограждая
агрессивную личность от раздражителей, мы не снижаем ее агрессивность,
а только накапливаем. Она все равно прорвется, причем сразу большой порцией.

Неутешительно, но зато правда.

Изображение

Агрессия может переадресовываться замещающему объекту, безопасному и безответному. Так удается разрядить накопившуюся агрессивность.


Агрессия переадресуется. Накопленная агрессивность рано или
поздно вырывается наружу, даже если никакого раздражителя для нее нет.
Она просто переадресуется какому-нибудь замещающему объекту. Многие птицы
клюют землю или листья, копытные бодают кусты. Мы ударяем кулаком по столу,
что-нибудь разрываем на части, а некоторые предпочитают бить посуду. Агрессия
переадресуется и в том случае, если раздражитель вполне реален, но страшноват.

В этом случае переадресованная агрессия служит одновременно и демонстрацией
противнику: "Смотри, что я могу с тобой сделать".
Очень часто агрессия переадресуется живым объектам как чужого вида, так и своего, лишь бы они не могли дать сдачи. Обруганный седоком извозчик в былые времена тут же
огревал кнутом лошадь. Разгневанный хозяин может пнуть свою собаку. Получивший
нагоняй на работе муж - обругать, придя домой, жену; рассерженная жена
- обругать ребенка; ребенок - ударить котенка. Переадресование агрессии
более слабому и ничем не провинившемуся играет важную роль в поддержании
иерархии.


ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Демонстрация вместо нападения. В своей изначальной форме агрессия
предполагает нападение на объект, нанесение ему физического ущерба или
даже убийство. Наблюдая развитие ребенка, вы могли видеть, что первые проявления
агрессии у него жестокие: он бьет руками мать по лицу, пинается, неожиданно
кусает. Из-за того, что он маленький и слабый, мы не замечаем грозности
его намерений. Позднее ребенок замещает покушение на нас демонстрацией:
машет рукой, топает, кричит, а дерется и кусается все реже.

В эволюции животных происходил сходный процесс: агрессивное нападение
сменялось демонстрацией угрозы - возможности нападения. Особенно при стычках
особей одного и того же вида. Демонстрация, вызывая у противника страх,
позволяет выиграть стычку, не прибегая к схватке, очень опасной для обеих
сторон.

Физическое противоборство заменяется психическим противостоянием.
Поэтому развитое агрессивное поведение, включающее в себя много угроз и
пугающих действий, полезно для вида. А для хорошо вооруженных видов - просто
спасительно. Вот почему Лоренц утверждал, что хорошо оформленное агрессивное
поведение - одно из замечательных созданий естественного отбора. Что по
существу оно гуманно.
Да и всякий согласится, что обругать друг друга,
пригрозить кулаком из-за какого-нибудь пустяка во много раз выгоднее для
каждого и всех вместе, чем драться, особенно если оба поссорившихся вооружены
ножами или пистолетами.

Что и как демонстрируется. Противника проще всего напугать, показав
ему те средства защиты и нападения, которыми располагает данный вид животных.
У рыб это шипы в плавниках. Поэтому рыбы, угрожая, раздвигают плавники
и поднимают шипы; многие встают в воде вертикально, выставив их навстречу
противнику.

У пресмыкающихся, птиц и млекопитающих орудия нападения и защиты чаще
всего расположены на челюстях, и они угрожают, раскрывая пасть. Такая форма
угрозы удобна при межвидовых конфликтах, поскольку она всем понятна. Человек
при угрозе так же, как и обезьяны, скалит зубы. Заметьте, что при общении,
особенно с незнакомым человеком, мы внимательно смотрим не только ему в
глаза ("зеркало души"), но и в рот. Казалось бы, что нам до зубов постороннего
человека. Ан нет. Ровный ряд крупных, белых, блестящих зубов воздействует
на наше подсознание. Во рту противника они вызывают уважение, а во рту
приятного нам человека - усиливают расположение к нему.

Одна лишь раскрытая пасть не может передать все оттенки угрозы, поэтому
у многих видов она сопровождается изменениями внешнего вида головы: расширяются
или сужаются глаза, прижимаются уши, наморщивается нос, изгибаются губы,
насупливаются брови, движется кожа на лбу и темени. Достигается это с помощью
сокращения мышц лица и головы. Если на коже есть к тому же выросты или
пучки перьев, шерсти, и все это раскрашено в несколько цветов, получается
целый код сигналов о состоянии и намерениях животного, как истинных, так
и мнимых.


Изображение
Ушастая круглоголовка, угрожая, изображает
из складок кожи вокруг головы яркую зубастую пасть, ее хвост скручивается
и окрашивается, как бы превращаясь в "большой" страшный глаз.

У приматов отличное зрение, поэтому естественный отбор наделил их очень
сложной мимикой. Лица многих обезьян сильно оголены, а кожа ярко раскрашена.
У человека мимика тоже богатая, но часть лицевых мышц ослаблена, лицо не
столь рельефно и не раскрашено. Шевелить ушами и шапкой волос он почти
не может. Недостатки мимической информации человек компенсирует речью.
Но врожденные программы восприятия мимики у человека работают, и поэтому
если вождь раскрашивает лицо, он лучше повелевает подчиненными. Боевая
раскраска воинов, восстанавливая обезьянью рельефность лица, делает его
грозным и подавляет противника. Той же цели служат гребни из перьев.

Преувеличение оскала естественный отбор использует очень часто. Обитающая
в Средней Азии безобидная ушастая круглоголовка при встрече с противником
приподнимает тело над землей, раскрывает пасть и разворачивает складки
кожи вокруг нее таким образом, что создается впечатление большой зубастой
и ярко окрашенной пасти.

Угроза пастью часто сопровождается звуками - от шипения многих пресмыкающихся
до рева млекопитающих. Песня самца птицы, какой бы красивой она нам ни
казалась, тоже содержит угрозу другим самцам. Инстинктивно человек, угрожая,
издает крик. В бою крик всегда считался важным оружием психологического
подавления противника. Гомер в "Иллиаде" (так у автора - V.V.), описывая
поединки, обязательно отмечает тех, кто умел одним страшным криком повергнуть
врага в смятение. Кричать "ура" в рукопашном бою требовали и современные
уставы пехоты. С развитием речи подавление противника поношением стало
таким эффективным, что большинство наших агрессивных контактов перебранкой
и исчерпываются. Воистину, язык страшнее пистолета.


Позы "преувеличения". Большинство животных растут в течение всей
жизни. У таких видов встреча двух взрослых особей, одна из которых много
больше другой, - обычное дело. Кто старше, тот крупнее, сильнее и опытнее.
Драку с ним маленький противник заведомо проиграет. Поэтому у рыб, земноводных,
пресмыкающихся врожденная программа, гласящая "тот, кто больше тебя - сильнее
тебя", соответствует действительности. Эта программа предварительной оценки
силы противника есть и у млекопитающих и птиц, рост которых заканчивается
в определенном возрасте, и поэтому разница в размерах взрослых особей не
так велика.

Раз есть такая программа, значит, можно ее обмануть, преувеличив свои
размеры. Делает это кто как может. Очень древний способ - надуться, набрав
в себя побольше воздуха. Некоторые виды в этом обмане поразительно преуспели.
Полюбуйтесь мраморной лягушкой или древесной игуаной. Мы тоже преувеличиваем
свои размеры, надувая грудь при встрече с соперником. Иерархический ранг
особенно важен военным. Чтобы быть все время поддутыми, они шьют себе специальные
кители со слоем ваты на груди. У многих народов уважение вызывали толстые
люди, и поэтому вожди и начальники старались отъесться как можно больше.
Птицы преувеличивают себя, распушая перья, а млекопитающие - вздыбливая
шерсть. У человека эта реакция атавистична, но у некоторых людей при конфликте
"шевелятся волосы на голове".

Другой прием преувеличения размеров - выпрямить ноги, подтянуться, высоко
поднять голову - всем хорошо знаком на собственном примере. Некоторые четвероногие
животные при этом встают на задние ноги. Тот, кто оказался выше, получает
психологическое превосходство над соперником. Та же программа сохранилась
и у безногих змей: два самца, приподнявшись один перед другим, стараются
как можно выше вытянуться вверх, пока один из них не потеряет равновесие
и не унизит себя в глазах соперника падением.

Изображение
Преувеличивая свои размеры, мраморная лягушка
при встрече с опасностью заглатывает воздух и на глазах раздувается, как
резиновая подушка. Видя это, противник может признать ее превосходство
в размерах и силе и спасовать.


Изображение
Преувеличивая себя, жеребцы встают на дыбы,
а если дело дойдет до драки, каждый старается уронить соперника.

Изображение

У сильновооруженных животных - сильная мораль.
Конфликтуя, два самца ядовитой гадюки тягаются, кто встанет выше, и пытаются
уронить ("унизить") друг друга, но не раскрывают пасти. Более того, они
так уверены в соблюдении правил поединка, что нередко поворачиваются затылком
к пасти противника, не боясь быть укушенным.


Преувеличить себя можно за счет поднимающегося гребня над головой.
Этот прием есть у всех - от рыб до птиц. Вожди и воины тоже его применяют,
надевая на головы высокие шапки, шлемы, зачастую увенчанны- гребнями, шишками,
перьями, в сущности, в бою неудобными. И сейчас офицеры прибегают к любым
ухищрениям, чтобы сделать себе фуражку с тульей повыше. Программа срабатывает
автоматически. Ведь разум прекрасно знает, где кончается у человека в военной
фуражке макушка, а все равно он кажется выше и значительнее, чем есть на
самом деле.

Наконец, преувеличение размеров достигается и занятием более высокой
точки в пространстве. Программа так проста, что достаточно заставить соперника
смотреть снизу вверх, и он почувствует себя ниже тебя. Когда птицы садятся
на дерево, доминанты занимают самые высокие ветви, а за верхушку зачастую
борются. Постаменты, троны, трибуны и прочие возвышения - обязательный
атрибут власти во все времена. Ни один царь или вождь не придумал в качестве
места для своей персоны углубление.

Заставить подчиненных смотреть на тебя снизу вверх - простое и действенное
средство дать им почувствовать свое превосходство. "Вознесся выше он главою
непокорной александрийского столпа". Каждое слово точно бьет в одну точку
подсознания.

Цель - "унизить" противника. При агрессивной стычке животное,
оценившее противника как более крупного, признает психологическое поражение,
и дальнейшей борьбы может не быть - один уступает другому. Если же дело
доходит до борьбы, то у очень многих видов цель ее - унизить противника
в самом прямом смысле этого слова: повалить или бросить на землю. Падение
может сопровождаться физическим ущербом, но может быть и совершенно безболезненным,
как у роняющих друг друга змей. Все равно это - поражение, и проигравший уступает.

У человека примерно тот же набор программ (вспомните, что маленькие
дети больше борются, чем бьют друг друга), но они ритуализованы слабо.
В спорте борьба воспроизводится по всем правилам, а обыденная драка двух
мужчин происходит с нарушением врожденных запретов и выглядит по сравнению
с поединками некоторых животных и спортивной борьбой безобразно. Это потому,
что человек в натуральном виде - слабо вооруженное животное, и мораль у
него, соответственно, слабая.
Мы должны всегда это ясно понимать: человек
напридумывал много страшных орудий убийства и стал необычайно вооружен,
оставшись в то же время по своим инстинктам тем, чем были его предки. Беда
человека не в его агрессивности, а в слабой моральной оснастке ее
.


Позы подчинения, покорности и умиротворения. Что делает проигравший?
Прежде всего он "складывает оружие" - шипы, хохлы, когти, зубы, рога -
прячет их, чтобы не пугать победителя. Сам преуменьшает свои размеры -
с той же целью. Маленький, согбенный, безоружный противник не страшен.
Страх покидает победителя, а с ним кончается и агрессивность. Многие животные
падают и переворачиваются брюхом вверх - унижают себя как можно сильнее.
Человек выражает разную степень покорности, опуская голову, кланяясь, падая
на колени и, наконец, валяясь в ногах.


Изображение

Поза подчинения у человека. На ассирийском
рельефе VII в. до н.э. изображены завоеванные мирные жители Палестины (слева).
Подчинение умиротворяет агрессора: царь замещает нанесение ударов ритуальным
похлопыванием ногой по плечу и рукой с оружием по спине (в середине). Подергать
вставшего в позу покорности противника за волосы - одна из программ снятия
победителем собственной агрессивности.

Если проигрыш ясен заранее, животное может при встрече с более сильным
противником сразу принять позу подчинения. В таком виде оно не страшно,
и у противника не возникает агрессии. Если она, конечно, не накопилась
в избытке.


РАВНОВЕСИЕ МЕЖДУ ВООРУЖЕНИЕМ И МОРАЛЬЮ


Есть много видов, вооружение которых так сокрушительно, а приемы применения
столь молниеносны, что настоящая боевая стычка между соперниками закончилась
бы смертью одного из них, а то и обоих. Вспомните хотя бы ядовитых насекомых
и змей. Поэтому не удивительно, что естественный отбор вырабатывает у подобных
видов запрет применять оружие во внутривидовых стычках. Систему инстинктивных
запретов, ограничивающих поведение животных, этологи, вслед за Лоренцем,
называют естественной моралью. Она тем сильнее, чем сильнее от природы
вооружено животное. При территориальной стычке ядовитые змеи преувеличивают
себя, вытягиваясь, кто выше встанет, раскачиваются, толкают друг друга,
но никогда не только не кусают, но даже не демонстрируют оружие. Некоторые
виды даже угрожают друг другу, отвернув головы. Недаром не только обычные
люди, но и многие зоологи принимали турнирные сражения змей за брачные
танцы.

Хорошо вооруженные животные могут долго угрожать друг другу, а когда
один из них устанет, он резко меняет позу, подставляя противнику для коронного
боевого удара самое незащищенное место. Моральный запрет срабатывает у
победителя как удар тока: весь его гневный пыл испаряется, он отворачивается
от противника и прячет оружие. Так гордый мальчишка, чувствуя, что он проиграет
стычку, вдруг закладывает руки за спину, поднимает лицо к победителю и
кричит: "На, бей!" В отличие от волка или змеи человек в ответ может и
ударить.

Проанализировав много видов, Лоренц более 50 лет назад сделал потрясающий
по простоте вывод: у сильного животного бывает сильная мораль, у слабого
- слабая. Человек по своей естественной истории - очень слабо вооруженное
животное, даже укусить (в отличие от обезьян) и то толком не может. Поэтому
у человека изначально слабы инстинктивные запреты, слаба естественная мораль.


Безоружный мужчина не может в стычке нанести существенного ущерба другому:
один устанет бить, а другой всегда может убежать. Врожденные запреты у
человека соответствуют этому. Но впоследствии он начал создавать и совершенствовать
оружие и стал самым вооруженным видом на Земле. Мораль же почти не изменилась.
Потому что оружие мы совершенствуем с помощью разума, который способен
прогрессировать стремительно, а врожденные запреты совершенствует естественный
отбор, работающий неизмеримо медленнее. Беда человека не в его высокой
агрессивности, а в его недостаточной изначальной моральности.

Изображение
Здесь все варианты покорности добровольного
подчинения. Так эламиты приветствуют своего будущего царька, назначенного
могущественным царем Ассирии. Позу назначаемого (левая фигура) этологи
называют мозаичной: подданным он показывает свое превосходство, а ассирийскому
военному вельможе - подчинение.


Истоки "общечеловеческой морали". Помимо запрета "не убий",
многие животные подчиняются запретам "не бить лежащего", т.е. соперника,
принявшего позу покорности, не трогать детенышей, не покушаться на чужую
территорию, чужое гнездо, чужую самку, не нападать неожиданно или сзади,
не отнимать пищу, не воровать ее и т.п. Это образует и так называемую "общечеловеческую мораль" (в действительности - общебиологическую).

Конечно, у разных видов
эти запреты могут быть как сильными, так и очень слабыми. Человек не родится
""tabula rasa", на которой общество пишет свои моральные нормы. Он родится
с моралью, доставшейся ему от дочеловеческих предков. К сожалению, не очень
крепкой, но все же моралью. Религия и культура только развивают в нас то,
что есть изначально.

Изображение
Человек при агрессивных контактах может нарушать
моральные запреты. Египетский офицер бьет пленного хетта, невзирая на позу
подчинения.


Обходные пути. Если бы какой-то вид имел очень сильную мораль
и неукоснительно соблюдал все заповеди, он был бы плохо приспособлен к
среде, которая отнюдь не так идеальна, чтобы выполнялись моральные запреты.
Поэтому животные имеют обходные пути: есть условия, когда запрет можно
и нарушить (инстинкт как бы говорит: "нельзя, но если очень надо, то можно").
Так что наряду с запретами животное знает и как украсть чужое, и как отнять,
и как бить слабого, и даже как убить.

Самый общий из таких обходных путей - разделение всех на "своих" и "чужих".
В отношении первых запреты действуют очень сильно, а в отношении чужих
- слабее или даже вообще снимаются. Животное обычно хорошо знает "своих"
- это могут быть родители, братья и сестры, партнеры по стае, обитатели
общей территории и т.п.

У человека программа "научись узнавать своих" начинает действовать очень
рано. Уже в возрасте нескольких месяцев ребенок начинает "своим" улыбаться,
а на чужих хмурит брови, делает рукой движение "прочь!", кричит. И позднее
этот поиск продолжается. Разделите детей на несколько дней на две группы
по любому признаку - и тотчас начинают считать компаньонов по группе "своими",
а другую группу - чужой. И тут же по отношению к чужим начнут проявлять
агрессивность и нарушать моральные запреты. К сожалению, мы поддаемся воздействию
этой программы всю жизнь, выделяя "своих" - однокашников, соседей, сослуживцев,
земляков, единоверцев - и так без конца. На этой программе нас ловят демагоги,
натравливая на людей иного облика, класса, культуры, национальности, религии,
взглядов. В наши дни всякий мой соотечественник может ежедневно видеть
по телевизору, как правы были этологи, всегда утверждавшие, что разделение
людей на "наших" и "ненаших" - преступно, ибо оно снимает в человеке инстинктивные
запреты не наносить ущерба ближнему, а освобожденный от них человек не
просто жесток, он изощренно жесток. Этологический смысл призыва Христа
к всеобщей любви (в первую очередь не "своих") в том, чтобы лишить врожденную
программу материала для поиска чужих.


ИЕРАРХИЯ


Турнирная таблица. В группе животных, например в стае голубей,
после того, как отношения между ними выяснились в стычках, быстро устанавливаются
отношения доминирования - подчинения и число и яростность стычек снижается.
Сначала голуби проводят нечто вроде спортивного первенства, снова и снова
пробуя выиграть стычки у каждого противника. Преобладание побед над поражениями
они ощущают как свое превосходство над другим голубем, а обратное соотношение
- как превосходство противника над собой. Положение голубей в таблице не
остается постоянным, ведь спонтанно возникающая в каждом агрессия побуждает
его время от времени кого-нибудь клюнуть или отразить чужой клевок. Обычно
объективная разница в силе между наиболее агрессивными голубями незначительна,
но субъективно для них она очень важна. Точно так же разницу в силе игры
между Каспаровым и Карповым специалисты по шахматам оценивают как минимальную,
но психологический отрыв шахматиста, который занял первое место в турнире,
от отставшего на очко - огромный.

Изображение
В территориальном конфликте самцов каменки-плясуньи
выигрывает тот, кому принадлежит участок потому что агрессор знает свою
неправоту, а хозяин не заторможен моральным запретом. Померившиеся ростом,
самцы встают параллельно друг другу, трясут хвостами и кричат. Наконец,
агрессор принимает позу преуменьшения себя и умиротворения, а хозяин -
позу превосходства и торжества победы.



Доминантность - это "настырность".
Победа в стычках достается
необязательно тому, кто сильнее. Она достается тому, кто активно агрессивен:
любит навязывать конфликт, много и умело угрожает, а сам сравнительно легко
выдерживает чужие угрозы и быстро оправляется после поражения.
В школе
такого парня считают настырным. Ему уступают отчасти потому, что "не охота
связываться". Мы должны ясно понимать эту особенность доминирования.


Образование иерархической пирамиды. Обратимся к голубям. Если
в группе их мало, между ними установится ряд соподчинения. Побеждающий
всех голубь будет доминантом, ниже расположится субдоминант и так далее,
до самого низшего ранга. Время от времени доминант клюнет субдоминанта
(из-за спонтанной вспышки агрессии), тот переадресует агрессию стоящему
ниже на иерархической лестнице, и агрессия дойдет до голубя, которому клевать
некого, и он переадресует ее земле. По цепочке как бы пробежал сигнал.
Он ничего не сообщил, просто подтвердил иерархию. Но по этой же цепи можно
послать и команду. Например, если взлетит доминант, то за ним и остальные.
А можно посылать и очень сложные команды, как это происходит у людей.

Теперь возьмем группу побольше. Наверху ее опять доминант, но субдоминантом
уже может оказаться не один, а два или три. Каждый из них пасует перед
доминантом и не боится остальных голубей, кроме двух субдоминантов, над
которыми не удается добиться ощутимого перевеса. Под субдоминантами может
быть еще большее число голубей. Так образуется иерархическая пирамида.
Ее нижний слой составляют голуби, пасующие перед всеми. Это "подонки".
Их, конечно, очень жалко, но затюканная жизнь сделала их малоприятными.
В них накоплена большая нереализованная агрессивность, скрываемая заискивающим
поведением перед вышестоящими голубями.

Группа предоставленных самим себе людей собирается в подобную иерархическую
пирамиду. Это закон природы, и противостоять ему нельзя.
Можно лишь заменить
самосборку на зоологическом уровне построением, основанным на разумных
правилах.


Кто на вершине пирамиды! Этологов очень интересовало, что за
личности образуют вершину пирамиды. Оказалось, что, помимо агрессивности,
способности легко выдерживать чужой прессинг и быстро оправляться от поражения,
все остальные качества могут быть у доминанта любыми.
Он может быть и сильным
физически, и слабым; и злопамятным, и отходчивым; и сообразительным, и
туповатым; и заботиться о возглавляемой им группе, и быть к ней равнодушным.
Способность же выдерживать прессинг не всегда врожденная, зачастую она
связана с удачными обстоятельствами.


Этологи любят изучать иерархию на молодых петухах, которые очень агрессивны
и устанавливают иерархию очень быстро. В одной работе самого жалкого из
забитых петушков из каждой группы ловили, приклеивали ему на голову огромный
красный гребень из поролона - символ высокого иерархического ранга - и
пускали обратно в загон. Петушок не знает, что у него на голове, и поначалу
ведет себя по-прежнему забито. Но подбегающие клюнуть его петушки, видя
огромный гребень, пасуют. Раз за разом обнаруживая их неуверенность, петушок
надувается, поднимает голову, выпячивает грудь и шаг за шагом восходит
на вершину иерархической лестницы без чьего-либо сопротивления. Пройдет
несколько дней, снимут с него гребень, и он скатится на дно пирамиды.


В сходных опытах естественным доминантам заклеивали пластырем их прекрасные
гребни, и, невзирая на все свои качества, они оказывались на дне. Петухи,
"назначенные" экспериментаторами в доминанты со дна, оказываются более
жестоки, чем естественные доминанты, так как они трусливее и поэтому больше
терроризируют подчиненных. Изменяя у доминантного петуха размер гребня,
можно дозированно менять полноту его власти. Оказалось, что чем больше
экспериментаторы дают ему власти, тем агрессивнее он себя ведет и тем больше
тиранит подчиненных. Если же гребень не дает власти и петух вынужден отражать
атаки субдоминантов, обстановка в группе самая спокойная.
Некогда было
сказано: "власть портит человека; абсолютная власть портит его абсолютно".
Подбирая гребни по размеру, подобно числу звезд на погонах, этологи могут
за неделю построить модель армейской структуры (или церковной иерархии)
и смоделировать ее эволюцию при тех или иных заданных построениях и качествах
назначаемых "офицеров". Много чего такого знают и умеют этологи в изучении
власти, что сделало запрещение этологии в тоталитарных обществах любого
типа неизбежным. Нацисты и коммунисты не потому преследовали этологию,
что этологи человеконенавистники, а потому, что они безжалостно анатомировали
механизм возникновения тоталитаризма.

Неужели, "кто палку взял, тот и капрал"? К сожалению, это так. Верить
в то, что тот, кто сам захотел власти над нами, делает это для нашей пользы,
или утверждать, что нам безразлично, кто придет к власти,- недопустимая
роскошь.

Иерархическое построение людских группировок неизбежно, ибо никаких
иных врожденных программ в этой области у нас нет, и мы с этим ничего поделать
не можем (вспомните: "нет программы - нет сколько-нибудь эффективного поведения").
Всякий раз, когда мы хотим создать порядок в группе, начиная с двух человек
. (например, пилотов или космонавтов), мы одного назначаем старшим, т.
е. всегда берем за основу принцип соподчинения.

Стихийно получивший руководящее положение человек, если он не только
доминантен, но еще и умен, талантлив, порядочен, добр и заботлив, обеспечит
всей группе очень большой успех.
Причем у людей вклад такого доминанта
может быть (в отличие от животных) неограниченно мощным. Вспомните выдающихся
лидеров-ученых, конструкторов, тренеров. Ближайшие предки человека и он
сам эволюционировали под сильным контролем групповой формы естественного
отбора, когда соревнуются и побеждают не столько особи, сколько группы
(эта форма отбора создала за десятки миллионов лет у некоторых насекомых
социальные структуры, по совершенству неизмеримо превосходящие человеческие).

Но беда в том, что доминантом может стать и человек очень опасный для
общества, аморальный и даже психически больной. Довольно часто бывает,
что небольшой ростом и слабый парень в детстве проигрывал стычки (потому
что у детей сила важна, они ей меряются). В результате в нем накопился
страшный заряд нереализованной агрессивности и желания как-нибудь оказаться
наверху. Став взрослым, он начинает борьбу за свой ранг "взрослыми" способами,
действуя интригами, травлей и т. п. Если ему удается захватить власть,
он распоряжается ей безобразно. Люди давно заметили, что многие тираны
ростом невелики, а в детстве их много били.

Для такого типажа в русском литературном языке нет подходящего слова.
Но оно есть в уголовном жаргоне: "пахан", поэтому, следуя традиции Лоренца,
"засорившего" этологию многими словечками из живого немецкого языка жаргонов,
воспользуемся этим словом как термином (что не грех в стране, где одни
сажают, другие сидят, а третьи творят "беспредел" на свободе). Уже тысячелетия
назад человечество понимало эту опасность. Разум в борьбе с инстинктом
противопоставлял ему одну идею - равенства всех людей в группе. Ее воплощали
по-разному. Во многих группах выделившихся людей толпа подвергала остракизму
или просто убивала. В других местах предлагали вообще запретить всякое
соподчинение, и в результате получали анархию, при которой к власти неизбежно
прорывался "пахан".

Единственно приемлемым оказывается путь, на котором
неизбежность иерархического соподчинения людей (как того требует биологическая
сущность человека) принимается, но взамен стихийных иерархов ведущее положение
получают люди, выбранные или назначенные группой с учетом не только высокой
настырности, но и достаточного количества положительных качеств.

Некоторые этнографы прошлого века представляли себе первобытное общество
как общество равных. Но теперь мы знаем, что это не так. Оно могло быть
построено и было построено по иерархическому принципу, и жизнь в нем была
разной в зависимости от того, какими оказывались иерархи - мудрыми, сильными
вождями, свирепыми громилами или бесноватыми колдунами. Раз человек вышел
на путь разума и гуманизма, значит, первые в конечном счете перевесили
остальных, обеспечив успех генам своих групп. Но и агрессивность человека
только возрастала, потому что в этом качестве мудрые вожди никак не имели
права уступать соперникам. Действительно, этнографы давно заметили, что
отсталые народы менее агрессивны, чем обогнавшие их. Во всей истории человека
передовые были самыми агрессивными. (!) И еще раз: не высокая агрессивность
беда человечества, а слабая мораль.


Дно пирамиды. Увы, на дне самособирающейся пирамиды животные
во многом деградируют. "Подонки" - совсем не нечто прямопротивоположное
по своим качествам доминантам, а очень малоприятные существа, страдающие
от трусости, зависти, нерешительности и подавляемой агрессивности, которую
они могут переадресовывать только неодушевленным предметам.

Человеку, попавшему на дно, тоже очень трудно сохранить себя, не деградировать.
Миф о "чистых и неразвращенных низах общества" - опасный миф. Люди, нуждаясь
в разрядке, тоже переадресуют агрессию неодушевленным предметам, совершая
акты "бессмысленного вандализма".

Подмечая, сколько в разных странах разбитых витрин, сломанных лифтов,
оборванных телефонов, разломанных вагонов, опрокинутых урн, исцарапанных
стен, разбитых памятников и статуй, опоганенных кладбищ и храмов, я моментально
составляю себе представление о том, велико ли в обществе "дно" и сносно
ли оказавшиеся на нем люди себя чувствуют. Ведь для этолога акты вандализма
- то же, что клевки петуха в землю - переадресованная агрессия. Демагоги
прекрасно знают, как легко направить агрессивность дна на бунт, разрушительный
и кровавый. Много труднее помочь таким людям вновь почувствовать себя полноценными
существами. Давно известно, что самое эффективное лекарство - ощущение
личной свободы и удовлетворения инстинктивных потребностей иметь свой кусочек
земли, свой дом, свою семью.



ПРОСТЕЙШИЕ СПОНТАННЫЕ ИЕРАРХИИ

Изучение поведения человека и ближайших к нему видов не оставляет сомнения
в том, что ему свойственно образовывать мужские (самцовые) иерархии. Они
образуются не только в результате сознательной деятельности, но и самопроизвольно,
спонтанно, подобно тому, как образуются кристаллы льда или соли.

Подростковые иерархии. Они возникают везде и всюду, где есть
несколько подростков, как бы с этим ни воевали воспитатели. Подростковые
иерархии очень жестки: попробуй не выполнить приказ или не подчиниться
лидеру. Сначала в недрах иерархии мальчики в игровой форме тренируют свои
программы; позднее связи становятся столь жесткими, что их не очень-то
и разорвешь. Еще позднее одни иерархические структуры превращаются в банды,
а другие находят себе более цивилизованное применение. В плохих детских
домах и школах "воспитатели" тайно поощряют неофициальную иерархию подростков,
вступая в связь с лидерами групп и управляя воспитанниками с их помощью.
Макаренко воспел эту нехитрую и трусливую методу.


Неофициальная иерархия в армии. Нормальная армия - это сознательно
построенная по иерархическому принципу система. Но поскольку ее наполнение
- молодежь, постольку в ней неизбежно возникают "неуставные" иерархии.
В здоровой армии их удается удерживать на сравнительно мягком уровне. Но
в разложившейся армии они становятся очень жестокими, причем бессмысленно
жестокими. Иерархов опьяняет неограниченная власть и возможность употреблять,
ее в самой безобразной форме, цель которой - топтать и унижать тех, кто
оказался на дне пирамиды. Как и в плохих детских домах, в разлагающейся
армии младшие командиры вступают в связь с лидерами группировок.


Неофициальная иерархия в тюрьмах. Она возникает так же, как и
в детском саду или армии, но в иерархические игры, ничем себя не ограничивая
и не сдерживая, играют взрослые мужчины, к тому же уголовники. В этой обстановке
лидерами становятся "паханы" - люди с уголовными наклонностями и жаждой
неограниченной власти, которая нужна им для самоудовлетворения, а не для
процветания группы. "Пахан" обычно окружен "шестерками" - по доминантной
силе слабыми людьми с психологией дна, но выделенными и приближенными "паханом"
в качестве исполнителей его воли, наушников и подпевал. "Шестерки" есть
и во всех других случаях, но в иерархиях, образовавшихся из полноценных
подростков, им обычно не дают воли.


Иерархия банд, разбойников, пиратов, мафии и т. п. Все эти группы
испокон веков образовывались как иерархическая структура, стиль поведения
которой - от жестокой до благородной - зависел от личных качеств лидера.


Слабо выраженные бытовые иерархии. В сущности, модель мужской
иерархии и сегодня воспроизводится не только в стихийно образующихся группах
подростков и шайках бандитов, но и в рационально построенных структурах
армии, церковной иерархии, монашеских орденах и т. п. В учреждениях субординация
задана неким законным образом. Но этим структура группы не исчерпывается.

Параллельно там есть еще две неявных и неофициальных структуры. Одну из
них образуют люди умные, знающие, прямые, открытые и порядочные. У них
есть свой естественный лидер, но как правило, нет четкой системы, выраженного
соподчинения, много внутренней свободы. К ним приходят, когда нужно решить
сложную задачу, принять нетривиальное решение, совершить смелый поступок.

И есть другая структура, во главе с "паханом", окруженным "шестерками",
состоящая из всякого рода проныр, завистников, активных бездельников, скандалистов,
склочников, сплетников, интриганов. Эти обычно заметно соподчинены друг
другу, действуют сообща. Одновременно реализовались три иерархические структуры
- официальная и две стихийные - наилучшая и наихудшая.


Люди придумали уйму сложных и витиеватых теорий, объясняющих некоторые
особенности человеческого поведения, а ларчик открывается так просто: поведение
мотивирует врожденная программа, очень простая и рациональная, проверенная
естественным отбором на многих видах. А употребим ли мы ее во зло другим
и себе или на пользу - зависит от нашей морали и нашего разума.


* * *

Признать неизбежность для человека иерархического построения - еще не
значит оправдать любые его формы, а тем более утверждать, что чем мощнее
образованная нами иерархия, тем лучше. Ведь эта программа отбиралась для
дикого стада приматов, а не для цивилизованных людей. Как раз наоборот,
зная, к чему приводит бесконтрольное образование иерархий, мы обязаны его
контролировать, направлять по оптимальному пути. Один из них - стремиться
к тому, чтобы вокруг нас было много маленьких иерархий с конкретными разнообразными
интересами и чтобы мы сами входили в несколько таких групп
. Это значит
стремиться к тому, чтобы в обществе и повсюду была общественная жизнь,
чтобы группы по интересам были независимы друг от друга и не объединялись
в супериерархии.

Человек чувствует себя свободным, не угнетенным иерархической
структурой, если он, во-первых, знает, что может ни в одной из них не участвовать;
во-вторых, участвовать во многих и занимать в каждой из них разный иерархический
уровень; в-третьих, свободно покидать любую из них; и, в-четвертых, сам
организовать новую группу, соответствующую его представлению о целях, характере
отношений и персональном составе. Общественная жизнь развита в демократическом
обществе. Напротив, тоталитарные системы стремятся ограничить количество
и разнообразие людских объединений, создать суперструктуры и контролировать
их административно.


источник http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/VV_EH7_W.HTM

читать дальше
часть вторая http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/VV_EH7_W.HTM
часть третья http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/VV_EH8_W.HTM

ab-pokoj
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 28.05

Re: Человек среди людей. Наука Этология.

Сообщение ab-pokoj » 26.02

Пишет Авраам Болеслав Покой ([info]ab_pokoj)
2008-07-29 09:55:00

Слово о генетике

Вчера Истинный Учитель Истины (то есть я), играя в хали-хало с Секретариатом и проф. Инъязовым, получил смс-ку с приглашением на интеллектуальный диспут в бар на Арбате. Я остановился, чтобы послать вежливый отказ, но тут в меня угодил мяч, отправилось только "Спасибо" и пришлось идти. Это был знак Космоса -- в баре я диагностировал любопытное заболевание отчётливо инопланетного происхождения.

-- Так вы и есть тот дедушка-виртуал, который призывает и клеймит? -- снисходительно спросил меня в интервале между дискуссиями раздутый в области талии пожилой мужчина лет тридцати пяти в очках и бачках, сидя у стойки на высоком одноногом стуле. -- Вообще-то странно объяснять азы старичкам, но есть такая наука, как генетика. И все то "аморальное" якобы поведение, на которое вы наскакиваете, генетически обусловлено. Вы можете сколько угодно уговаривать успешных самцов, чтобы они покрывали только одну самку и делились своими деньгами с лузерами. Но это всё равно что природу отрицать. Что естественно, то не безобразно. Есть лидеры популяции, есть альфа-самцы, есть природа доминирования...

На этом месте я грубо сбросил его с насеста на пол, наступил на него, взошел на его место и залпом выпил только что принесённый ему коктейль. Более приближенную к истокам демонстрацию доминирования я не мог себе позволить, не скандализируя общество.

...Собеседник, которому я таким образом провёл курс турбо-терапии, страдал комплексом Генетически Обусловленного Поведения, или, сокращённо, ГОП-синдромом. Болезнь эта, известная также как вялотекущее ницшеанство, поражает преимущественно офисных работников, мнящих себя начитанными.

...Как и следовало ожидать, ГОП-синдром -- типичная обманка, подсунутая нам Внеземными Цивилизациями. Она заменяет высокое человеческое желание познать себя. В течение многих веков пытливые, честные и одарённые умы Человечества постигали природу наших достоинств и недостатков, изыскивая пути превращения последних в первые. Что движет нами? Отчего мы разделили свои качества на греховные и добродетельные? Почему так упорно воспроизводим их даже после полного уничтожения цивилизаций? Эти вопросы, имеющие своею целью прямую пользу Человечеству, сегодня отчасти разрешены, отчасти же по-прежнему скрыты пологом неочевидности.

ГОП-синдром развился из предположения, что значительной частью наших социальных и личных поступков управляют животные инстинкты. Когда слухи об этом, просочившись через сотню испорченных телефонов, дошли до наиболее податливых натур, те приняли их на ура. И тут же нагнули научную теорию удобным способом, пристроившись за нею как за универсальным щитом от упрёков совести и здравого смысла. Их, разумеется, уже совершенно не интересовало, как совершенствовать свою натуру. Они нашли, как объяснить своё скотство Суровыми Законами Природы, и баста.

Как и все псевдоидеологии от инопланетян, ГОП-идеология насквозь лицемерна. Она кишит двойными стандартами, что прорывается при малейшем столкновении с реальностью. К примеру, раздутые в области талии больные с охотою вспоминают о ней, когда можно без последствий совокупиться или "интеллектуально подоминировать" в пивной дискуссии. Однако они категорически против того, чтобы на их горизонте внезапно появлялись альфа-особи на майбахах, отнимали их пиво и деньги и делали на них символическую садку. После зарплаты ГОП-инфицированные любят потолковать о праве успешной особи на всё самое вкусное и хрустящее. Но после встречи с обычными гопниками они же жалуются на полученную обиду и иногда даже ругают государство, не выполняющее своих обязанностей по их охране -- "за мои же налоги". Им бы радоваться, что произошел очередной акт доминирования силы над слабостью, -- но ликования мы не дождемся. Они согласны признавать Суровые Законы Природы -- но только тогда и там, где они работают на них.

Ничего удивительного: ГОП-вирус придуман и внедрен для того, чтобы как можно больше людей представляли из себя не продукт работы над собою, а умствующую протоплазму. Занятно, кстати, что особи, бубнящие "задача самца -- как можно шире распылить свой генный материал", в подавляющем большинстве либо вовсе не имеют потомства, либо никак о нём не заботятся.

В завершение напомню, что мы все, люди европейской цивилизации, являемся в тридцатом-сороковом поколении потомками "неестественного" отбора. Наши предки размножались в моногамных парах, старались соблюдать противоположные "суровым законам природы" заповеди и дали нам возможность сегодня изучать науку генетику. Те же, кто не заморачивался вопросами борьбы со своим естеством, до сих пор пребывают в гармонии с природой: танцуют голые при луне, боятся грозы и стараются умилостивить Великого Бобра перед каждой охотой.

http://ab-pokoj.livejournal.com/39411.html


Большинство сетевых "этологов" ни хрена об этологии не знают. По принципу слышал звон, да не знает, где он. Этология не призывает жить по инстинктам. Настоящие этологи, с точностью до наоборот, призывают улавливать инстинктивные позывы и контролировать их.

koto
Сообщения: 179
Зарегистрирован: 11.12

Re: Человек среди людей. Наука Этология.

Сообщение koto » 09.02

Как называется не знаю, авторство мне тоже неизвестно.
Но вспоминаю его уже несколько лет))



Фёкла выключила компьютер, накинула куртку, вышла из квартиры и чуть не растянулась, споткнувшись об огромный пакет с мусором.

- Чёрт бы побрал этих соседей, – громко выругалась Фёкла. – Что за свиньи?

Дверь пятнадцатой квартиры приоткрылась, и в проёме показалось опухшее лицо соседки.

- Под ноги надо смотреть, кобыла, – язвительно произнесла та.
- Растворись, пропойца, – огрызнулась Фёкла, – пока я твой мешок тебе на голову не надела.
- Хамло! – выкрикнула соседка и немедленно захлопнула дверь.
- Старая дура! – ответила Фёкла, пнула ногой мусорный пакет, повернула ключ в замочной скважине и направилась к лифту.

Лифт благостно распахнул перед ней свои двери. Фёкла собралась, было, зайти внутрь, и тут же передумала: на полу кабины красовалась свежая собачья куча.

- Уроды, блин! – сплюнула Фёкла. – Пристрелить бы этого грёбаного ротвейлера вместе с его хозяином.
- Ты на кого там вякаешь, сявка? – незамедлительно раздался сверху голос хозяина собаки.
- На тебя, придурок, – крикнула Фёкла. – Научи своего идиотского пса гадить на улице.

Хозяин собаки перегнулся через перила и, бросив окурок в лестничный пролёт, поинтересовался:

- А с чего ты взяла, что это моя собака нагадила? Там есть её автограф?
- Больше некому, – ответила Фёкла. – В нашем доме два серуна: ты, да твой шелудивый недоумок.
- Да пошла ты на ***, – гаркнул хозяин собаки.
- Я б сходила, – сказала Фёкла, – да вы, наверное, и там уже кучу навалили.



Выйдя на улицу, Фёкла подошла к своей машине и вздохнула. Спереди, вплотную к её «жигулёнку», была припаркована новенькая красная тойота, а сзади, так же плотно, его поджимал огромный чёрный джип.

- Ну что за наказание? – произнесла Фёкла, убирая в сумочку ключи и разворачиваясь в сторону автобусной остановки.

В автобусе было душно и тесно. Фёкла с трудом протиснулась в середину салона, заплатила за проезд и полезла в сумочку за книжкой, случайно задев при этом локтем стоявшую рядом светловолосую девушку.

- Извините, – улыбнулась Фёкла девушке.
- Поосторожней, корова, – окрысилась девушка в ответ.
- Переживёшь, чучело, – успокоила её Фёкла. – Не так уж сильно я тебя зацепила.
- Коззза, – произнесла девушка сквозь зубы и демонстративно отвернулась.

Выходя из автобуса, она намеренно наступила Фёкле на ногу, послав ей при этом ехидную презрительную улыбочку. Доехав до нужной остановки, Фёкла выскочила из душного салона и с наслаждением вдохнула свежий осенний воздух. Неторопливым шагом она прошла несколько метров и открыла дверь с надписью «Стоматология».

- Здравствуйте, – приветливо улыбнулась ей доброжелательная девушка на ресепшене, сверкнув безупречно белыми зубками. – У Вас назначено или Вы хотите записаться к доктору?
- Добрый день, – улыбнулась Фёкла в ответ. – Я записана на пятнадцать часов к Ивановой.
- Мне очень жаль, но доктор Иванова заболела и приёма сегодня не будет, – девушка смотрела на Фёклу с явным сочувствием.
- Как же так? – бессильно опустила руки Фёкла. – У Вас ведь есть мой номер телефона… Почему же Вы меня не предупредили?
- Я уверена, что мы Вам звонили, – ответила девушка.

Фёкла достала из сумочки телефон и начала нервно нажимать на кнопки. Входящих звонков из клиники не было.

- Послушайте, к чему это враньё? – вспылила она. – Вы сорвали мне день, из-за Вас я потеряла время, я приехала сюда из другого района… Почему бы Вам просто не признать свою оплошность и не извиниться передо мной?
Девушка, не переставая сверкать жемчужной улыбкой, пощёлкала компьютерной мышкой и произнесла:
- Я уже извинилась перед Вами по телефону. Вот, у меня всё отмечено…
- Да что за чёрт! – закричала Фёкла и ударила по стойке ладошкой с такой силой, что две старушки, сидящие на диванчике возле окна, подпрыгнули и с испугом уставились на неё.
- Не нервничайте так, – не снимая с лица профессиональную улыбку, сказала девушка. – Я запишу Вас на начало следующей недели.
- Не утруждайте себя, – рявкнула Фёкла. – Я поищу клинику, в которой секретарши не страдают потерей памяти. Благо, конкурентов у вас полно и некоторые из них в рабочее время занимаются делом, а не раскладывают пасьянсы.

Она резко развернулась на каблуках и покинула помещение стремительным шагом, напоследок громко хлопнув дверью.

- Безмозглая тварь, – буркнула она себе под нос, выйдя на улицу.

Белозубая девушка с ресепшена посмотрела на перепуганных старушек и произнесла:

- Теперь все такие нервные…

Старушки согласно закивали головами. Рассерженная Фёкла направилась в сторону метро.

Народу в вагоне было мало, но свободных мест не оказалось. Возле дверей стояли пожилые женщины с сумками и о чём-то тихонько разговаривали. Мужчины, сидящие на скамейках, старательно изображали крепкий сон.
Фёкла прислонилась спиной к поручню и начала буравить их презрительным взглядом. Парень в потёртых джинсах и кожаной куртке приоткрыл один глаз, посмотрел на Фёклу и задорно ей подмигнул. Фёкла с отвращением отвернулась.

- Вонючие скунсы, – думала она. – Стая мерзких вонючих скунсов, не способных уступить место пожилым женщинам. Надеюсь, где-нибудь сейчас точно так же стоят их матери, сгибаясь под тяжестью сумок и глядя на таких же уродов, притворяющихся спящими.

Возле новенькой красной тойоты суетилась юная брюнетка.

- Девочка, почём нынче водительские права? – обратилась к ней Фёкла.
- А в чём дело? – с вызовом спросила та.
- Научись парковаться, вот в чём дело. Мне из-за тебя не отъехать, ты встала впритирку.
Юная брюнетка смерила взглядом старенький Фёклин «жигулёнок» и с усмешкой сказала:
- Да чем ездить на таком ведре, уж лучше пешком прогуляться. Ты ещё должна благодарить меня за то, что я избавила тебя от очередного позора.

С этими словами юная брюнетка села в свою тойоту, включила магнитолу и отъехала с места парковки, выставив в окно левую руку с оттопыренным средним пальцем, который украшал хорошенький розовый акриловый ноготок. Фёкла поплелась к дому.

Возле подъезда сидел ротвейлер и гадил прямо на асфальт. У дверей её квартиры по-прежнему валялся мусорный пакет. Фёкла зашла в квартиру, скинула куртку, поставила на плиту чайник и включила компьютер. Зайдя в Свой блог, она написала на своей страничке пост:

«Знаете, сегодня явно не день Бекхэма. Меня не обхамила только ворона на ветке. И откуда в людях столько злобы…».

Соседка из пятнадцатой квартиры досмотрела очередную серию любимого сериала, отставила в сторону миску с чипсами, подошла к компьютеру и открыла френд-ленту.

«Милая, не нервничай, – написала она. – Поверь мне, хороших, порядочных людей на свете гораздо больше».

Хозяин ротвейлера, выгуляв своего питомца, вернулся домой, включил компьютер и стал читать френд-ленту.

«Не обращай внимания на уродов», – оставил он комментарий. И, немного подумав, написал ещё один: «Ты самая классная».

Светловолосая девушка, прочитав пост своей любимой френдессы, расстроилась и решила утешить её.

«Не отчаивайся… – написала она. – Мне сегодня тоже нахамила какая-то корова. Видимо, у хамов осеннее обострение. Наплюй и разотри, ты лучшая!»
Народу в стоматологической клинике не было. Телефон молчал, начальство ушло домой.

Белозубая девушка с ресепшена освежила помаду на губах, поправила причёску и щёлкнула компьютерной мышкой.

Прочитав пост, она вздохнула и ответила: «Теперь все такие нервные… Держи хвост пистолетом! Мы с тобой и мы тебя любим».

И сверкнула своей жемчужной улыбкой, веря, что по ту сторону монитора почувствуют её тепло и нежность.

Парень в потёртых джинсах и кожаной куртке сидел в кафе, попивая чёрный кофе и постукивая сигаретой о стеклянную пепельницу. Он открыл ноутбук и зашёл в её Блог. Грустный пост. Её обхамили. Её! Он готов был порвать в клочья этих недоносков. Как, ну как можно хамить такой девушке? Она ведь особенная, она необыкновенная, она… Она совсем не такая, как, например, та премерзкая девка в метро, которая меряла его сегодня презрительным взглядом. Она…

Он набрался смелости, сделал глубокий вдох и написал ей: «Как бы я хотел встретиться с тобой в реале! Ты самая удивительная девушка на свете».
И, зажмурив глаза, он нажал на кнопку «добавить комментарий», пока ещё смелость не покинула его.

Юная брюнетка припарковала свою новенькую красную тойоту возле дома, поднялась в квартиру и подошла к компьютеру. Открыв френд-ленту, она прочитала пост и удивилась: «Надо же, даже ей хамят! Ей, такой язвительной, такой ироничной, умеющей посылать виртуальных наглецов на три буквы так легко и изящно, что они теряются и замолкают. Что уж тогда говорить обо мне…»

Она поудобней устроилась в кресле и розовые акриловые ноготки застучали по клавиатуре: «Как я тебя понимаю (( Я сама всегда очень переживаю, когда сталкиваюсь с хамством ( ( На меня сегодня тоже наорала какая-то сумасшедшая тётка, причём без всяких причин ( ( Думаю, у этих людей просто банальный недоёб, и нам остаётся только их пожалеть:-) » Фёкла прочитала комментарии, оставленные френдами к её записи.

– Какие всё-таки славные ребята собираются в Блогах, – подумала она, затягиваясь сигареткой, – Понимающие, тактичные, всегда готовые поддержать… И почему они никогда не встречаются мне в реале?

Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям

Изображение

Ответить