КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДИАПОЗИТИВАМИ

Желательно на тему сайта.
Ответить
кпд
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 30.05

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДИАПОЗИТИВАМИ

Сообщение кпд »

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДИАПОЗИТИВАМИ

Д. Г. Уилкинсон
Речь на банкете, посвященном закрытию
Международной конференции по структуре
ядра, Кингстон, 1960


Меня попросили сказать несколько слов по важному вопросу - как
пользоваться диапозитивами. Трудно сразу посвятить дилетантов во все
тонкости этого искусства. Поэтому я намерен коснуться лишь самых
элементарных и основных принципов, на большее рассчитывать трудно. Я хочу
подчеркнуть, что мое настоящее сообщение является лишь отрывком из общих
"Правил конференцмена" и посвящено только одной и далеко не самой важной из
тем, охваченных упомянутым кодексом, 8 столь кратком выступлении нельзя
охватить всю эту обширную область, и я лишен возможности коснуться,
например, таких вопросов! "Как упомянута о своих сотрудниках, дав в то же
время понять, что они этого не заслуживают", или "Как опорочить теорию и
экспериментальную методику своего соперника, не разбираясь да в том, ни в
другом".

Вопрос об использовании диапозитивов распадается на три подвопроса. О
третьем - "Как унизить своего оппонента", мне говорить не разрешили. Остаются два: "Как извести оператора проекционного фонаря" и "Как завоевать аудиторию".

В первом случае конечной целью конференцмена является доведение
оператора по возможности до нервного припадка. Важно установить момент,
когда вы в этом преуспели, и обратить все внимание на слушателей, то есть на
главный объект. Трудность заключается в .том, что оператора, как правило, вы
не видите, и нелегко установить, что он уже "готов". Но я считаю, что обычно
вполне достаточно довести процесс до той стадии, когда его заикание станет
слышно в зале, что оказывает на аудиторию полезное нервирующее действие.
Такое состояние является самоподдерживающимся, и после этого оператора можно
предоставить самому себе.

Такие примитивные и грубые способы, как использование пленок
нестандартной ширины и пятиугольных пластинок, можно порекомендовать лишь
самым зеленым новичкам. Удовлетворительным и более квалифицированным началом
является метод "3-2-1". Здесь используется тот факт, что оператор всегда
заряжает в аппарат два первых диапозитива, пока председатель объявляет тему
доклада, чтобы включить аппарат сразу после того, как докладчик скажет:
"Первый диапозитив, пожалуйста", а при необходимости мгновенно показать и
второй. Вместо этого вы говорите: "Третий снимок, пожалуйста". (Элементарное
замечание: вслед за этим нужно быстро потребовать второй снимок и лишь потом
первый.)

Второй метод, который лучше всего использовать в сочетании с первым, -
это "Блуждающая белая метка". Все снимки обычно помечены в одном углу белым
пятнышком, на которое оператор должен положить большой палец правой руки,
чтобы обеспечить правильное положение пластинки в рамке. Так вот, нужно
ставить это пятнышко не в том углу, и все окажется перевернутым вверх
ногами. Примененный вместе с методом "3-2-1", этот способ действует
ошеломляюще. Он, конечно, довольно груб, но его можно развить, имея в виду
как оператора, так и аудиторию. Вы проявляете легкое замешательство, а
затем, просветлев, обращаетесь к оператору: "О, прошу прощенья, эти
пластинки помечены необычным образом. Вы знаете, обычно я беру с собой
личного оператора". Затем после некоторого раздумья: "Он левша" и, наконец:
"Но не волнуйтесь, так помечено лишь несколько первых снимков".

Сразу за этим должен следовать "Диапозитив с несохраняющейся
четкостью", который проецируется неправильно, как бы вы его ни ворочали в
рамке. Существует много способов изготовить такой диапозитив. Простейший, но
изысканный: все буквы надо чертить правильно, а слова писать справа налево.

Обращайтесь к оператору почаще. Хорошо, если при этом будет не совсем
ясно, к кому вы, собственно, адресуетесь - к нему или к слушателям. Абсурдно
усложненных инструкций избегайте. Говорите просто: "Через два снимка я снова
хочу посмотреть на четвертый от конца из тех, что уже были показаны". А
после очередного кадра добавьте: "Я, конечно, имел в виду тот снимок,
который будет четвертым от конца из показанных после того, как вы покажете
эти два кадра, а не тот, который был четвертым от конца, когда я про него
говорил". После этого пропустите один диапозитив.

Этих простых способов достаточно дли большинства операторов. В случае
неожиданного сопротивления можно принять и более крутые меры,

Гроссмейстерским приемом является "самозаклинивающийся диапозитив". К
нижнему краю (на экране он, конечно, будет верхним) специально укороченного
дйапозитива прикрепляется тонкая, достаточно упругая биметаллическая
пластинка. Когда изображение появляется на экране, вы его некоторое время
обсуждаете и говорите, что отличие от следующей кривой невелико, но оно
бросится в глаза, если сменить диапозитив достаточно быстро" Биметаллическая
пластинка к этому времени Успеет нагреться, изогнется, и когда вы скажете
"Прошу следующий!" и оператор передвинет рамку, она неминуемо прочно
застрянет на полпути. Подгоняемый нетерпеливыми просьбами "Скорее
следующий", оператор, оставив попытки передвинуть рамку деликатным
постукиванием по торцу, схватится за нее обеими руками и рванет туда-сюда
как следует. Аппарат при этом будет елозить по полу всеми четырьмя ножками,
издавая очень приятные звуки. Это всегда развлекает публику.

Наконец, последняя, самая изощренная методика, которую я назвал "Пара
чистых". Берутся два абсолютно чистых диапозитива. Они помещаются после
серии кадров, которые демонстрируются в быстрой последовательности, оказывая
на оператора изматывающее и гипнотизирующее действие. Внезапно эта серия
кончается, и оператор, зарядив, как обычно, очередную пару, вздыхает с
облегчением. Однако снимок, который он проецирует после очередного
"Следующий, пожалуйста", и есть один из "Пары чистых", причем второй кадр в
рамке тоже пустой. Через несколько секунд раздается ледяное "Я сказал:
следующий, пожалуйста!" - и оператор с ужасом видит, что на экране ничего
нет, хотя он отлично помнит, что вставил диапозитив и передвинул рамку.
Чувствуя, как мир вокруг него рушится, он тычет пальцем прямо в середину
чистого диапозитива, чтобы убедиться, что он все-таки существует. Но в
центре диапозитива заранее проделано большое отверстие, от стеклянной
пластинки остался фактически лишь ободок. Почти теряя сознание, оператор
хватает из коробки следующий кадр и пытается втиснуть его в рамку, которая,
естественно, занята...

Это об операторе. Обращусь теперь к более важной проблеме - аудитории.
Это куда более тонкое дело. Главное, конечно, с минимальной затратой усилий
продемонстрировать собравшимся свою оригинальность и превосходство над ними.
Основной принцип - скрыть от слушателей, о чем идет речь и что изображено на
диапозитивах. При этом снимки, конечно, не должны иметь никакого отношения к
излагаемому вопросу. Порождаемое этим замешательство нужно периодически
усугублять замечаниями: "То же самое изображено на приведенной диаграмме".
Единственное исключение из этого правила: вы очень внятно рассказываете
какую-нибудь очень простую вещь и показываете очень понятный снимок. Затем
говорите, что вам особенно хочется подчеркнуть отличие этого случая от того,
что последует. Затем вы демонстрируете точную копию предыдущего диапозитива
и говорите абсолютно то же самое. Этот прием можно повторить несколько раз.
Полезно еще при этом обращаться непосредственно к какой-нибудь выдающейся
личности в первом ряду, выбрав того, кто только что проснулся. Почтенный
старец будет энергично кивать после каждого нового кадра...

Диапозитивы могут подчеркнуть вашу близость к корифеям. Вот хороший
способ: покажите снимок, на котором с обратной стороны что-то небрежно
написано карандашом. С трудом разобрав перевернутые каракули,
заинтригованная аудитория прочтет: "Вигнер просил у меня две копии этого
графика". На снимке через один напишите: "Этот тоже оставить для Жени"
(Вигнера зовут Евгений).

Налаживанию контакта с аудиторией способствует еще так называемый
"Посторонний диапозитив". Он не относится совсем к теме данной конференции и
воспроизводит, скажем, страницу нотной рукописи квартета Гезуальдо в
переложении Бузони для фортепьяно в три руки. После появления его на экране
вы говорите: "Ах, виноват. Он попал сюда случайно. Еще одна из моих
слабостей, вы же знаете". Это сразу создает впечатление, что 1) ваши
увлечения многочисленны и разнообразны (о чем вы, по-видимому, говорили на
предыдущих конференциях) и 2) что вы рассматриваете свои занятия ядерной
физикой тоже как маленькую прихоть.

Большое впечатление производит также диапозитив "Новейшие достижения".
На нем изображено некоторое количество точек с надписью "Эксперимент",
которые все лежат значительно ниже горизонтальной линии с надписью "Теория".
Докладчик (который, конечно, является, автором как теории, так и
эксперимента) говорит, указывая на точки: "Это последние результаты,
полученные в моей лаборатории". (Это очень важно: моя лаборатория!)
Посокрушавшись по поводу того, что согласие теории с экспериментом не из
лучших, он говорит, что в его лаборатории в настоящий момент ведутся
дополнительные исследования, результаты которых, он уверен, существенно
исправят положение. Когда он говорит это, экспериментальные точки, которые в
действительности представляют собой маленькие металлические нашлепки,
удерживаемые на пластинке легкоплавким клеем, который в тепле размягчается,
под действием силы тяжести ползут вниз (на экране, конечно, вверх) и
останавливаются, достигнув теоретической прямой, которая есть не что иное,
как натянутая поперек пластинки проволочка.

Последний вопрос, которого я хотел бы коснуться в этом беглом обзоре, -
как поразить слушателей обилием отдаленных и экзотических конференций, о
которых они никогда не слышали и где вы были делегатом. В этом самая соль
"Правил конференцмена". Вы поднимаетесь с места во время обсуждения одного
из докладов (какого именно, все равно) и говорите: "Но ведь эту штуку уже
разоблачили на конференции в Аддис-Абебе - я имею в виду конференцию,
которая состоялась после той беспорядочной дискуссии в Тьерра-дель-Фуэго, а
не ту, на которой бедняга Пржкжвлатскржи во время дискуссии так оплошал со
своей мнимой частью". Это уже хорошо, но можно усилить: "Я случайно захватил
с собой снимок, который после конференции мне любезно подарил профессор Пуп.
Из него сразу все будет ясно, и это избавит нас от дальнейшей дискуссии"*
Что будет на этом снимке, разумеется, не имеет значения,

Хорошо также показать несколько диапозитивов, на которых ось абсцисс
направлена вертикально. В аудитории будут свернутые шеи, что само по себе
полезно...

Раньше эффектно было похвастаться своим участием в русской конференции,
но теперь почти каждый бывал на нескольких конференциях в России, и этим
никого уже не удивишь.

Однако диапозитивы с надписями, выполненными кириллицей, до сих пор
выглядят впечатляюще. Нужно показать несколько таких загадочных
диапозитивов, не переводя подписей. Это создает впечатление, будто вас
настолько часто приглашают в Советский Союз, что вы считаете необходимым
снабжать свои диапозитивы русским текстом, а кроме того, можно сделать
вывод, что вы прекрасно знаете русский язык и вам даже не приходит в голову,
что кто-то там еще нуждается в переводе.

Когда же наконец кто-нибудь из присутствующих, устав от обилия
непонятных подписей, встанет и скажет: "Послушайте, вы не собираетесь
рассказать нам, что тут изображено? Мы ведь не все умеем читать по-русски",-
вы после хорошо рассчитанной паузы отвечаете: "Не по-русски, уважаемый, а
по-болгарски!"

Proc. of the International Conference on Nuclear Structure Kingston,
Kanada, 1960
(Д. УИЛКИНСОН - английский физик, профессор Оксфордского университета,
член Королевского общества,)


из книги "Физики шутят"
Ответить