Экспертные заключения
Факсимильные изображения (JPG)
http://orthomed.ru/pms.php?id=library.decay.ez
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Юридическая консультация N 25
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ
Московская городская коллегия адвокатов
Заключение специалистов
психолого-педагогический анализ текстового материала фонограммы в/мультфильма "Что со мною происходит?" (видео-пособие по сексуальному просвещению для младших школьников и подростков)
По существу поставленных вопросов в письме Юридической консультации N 25 за подписью Г.Г.Рожнова и Л.О.Павловой от 01.02.2000 г. в Заключении представлен ответ, состоящий из двух позиций: педагогический анализ и оценка содержания информации, котороя доводится до сведения учащихся, и описание психологических техник, с помощью которых эта информация внедряется и закрепляется в сознании детей и подростков.
О содержании фильма
1. Взросление человека подменяется его половым созреванием. Сложный и многогранный процесс, сердцевина которого связана с развитием личности, ответственности за себя и окружающих, нравственным становлением, - подменяется не просто развитием телесности, а лишь одной ее части - половой сферы. Из единства телесного, душевного и духовного (при примате последнего) выдергивается одна из функций телесности и объявляется основной сутью- процесса взросления человека без ее связи с другими аспектами, гораздо более важными. Это - доминирующий акцент всего фильма в целом, который наиболее явно отражен в п.п. 1-3, 9,13,20,28,80-86.
2. Неявное противопоставление детей и взрослых. Взрослые - не могут адекватно объяснить детям суть происходящего, не могут внятно ответить на интересующие их "трудные вопросы", не называют "вещи своими именами" (матка, член, клитор, онанизм и др.), скрывают от детей удовольствие от секса (п.69), поэтому необходимо обращаться к "посредникам,"прежде всего - в лице авторов пособия (см. п.п. 5-9).
3. Человек низводится до уровня любого живого организма, производящего потомство (п.п. 10-11, 17-56). Формально - верно, по существу - ложно. Способность человека к продолжению рода не сводится лишь к развитию детородных органов и следованию врожденным природным программам, как это свойственно животным. Снова, фактически, изничтожаются психологический (саморегуляция, собственный выбор, осознание своих чувств, их глубина и способность управлять ими) и духовный (нравственные цен-ности, идеалы, ответственность, любовь) смыслы продолжения рода.
4. Появление новых чувств сводится лишь к внезапному пробуждению сексуального интереса к другому полу (п.п.19-28.38-41). Новые чувства действительно развиваются -и очень интенсивно в этом возрасте; младший школьник испытывает сильные чувства относительно того, соответствует ли он тем ожиданиям, которые предъявляют к нему окружающие (в том числе, конечно, и сверстники противоположного пола), относительно своей умелости в самых различных сферах; подросток начинает более дифференцирование относиться к себе и другим, и опять же - не только по поводу своего телесного облика (прыщей, похудения, ломки голоса) и особенностей вторичных половых признаков, но и своих способностей, достижений, умений, мечтаний и др.
5. Искусственно (искусно) разжигаемый интерес к теме (п.35 - "юношам и мужчинам нравится женская грудь; п.п.40,41 - эрекция "возникает, когда ты думаешь о девочках"; п.п.64,65 - "девочкам и мальчикам хочется испытать удовольствие"; п.68 -"возникает потрясающее чувство называемое оргазмом"; п.72 - "виной всему сперма..., которая просится наружу"; п. - "спермотазоиды только этого и ждали, и в момент оргазма они вырываются наружу"; п.77 - это "приходит неожиданно, но всегда бывает прекрасным" и т.д. и т.п.)
Подросток с неустойчивой самооценкой и низким статусом в группе действительно может "клюнуть" на данные послания, особенно если информация исходит от лиц, для него авторитетных. Решение реальных психологических проблем, существующих у подростков, и педагогическое содействие их подлинному взрослению подменяется переориентацией на слепую фиксацию и техническое обслуживание своих сексуальных ощущений.
6. Онанизм решит все сексуальные проблемы в твоей жизни, так как "занятие онанизмом приносит удовольствие людям, как молодым, так и взрослым"( п.70) . Половая сфера, сексуальные наслаждения постоянно стоят в центре переживаний подростка, он полностью погружен в них и ему предлагается самый эффективный способ получения удовольствий и удовлетворения потребностей своего тела, "прибегнув, например, к онанизму" (п.бб). Человек низводится до раба своей телесности, и это полагается как ценность, значимая для всех и неотъемлемая часть сверхпривлекательной взрослой жизни - вместо того, чтобы контролировать свои сексуальные переживания, развивать силу воли, культивировать целомудрие и другие столь очевидные человеческие способности.
Когда речь идет о прыщах, подростку предлагается гигиенические средства борьбы с ними, контроль за своей диетой - это хоть как-то можно назвать управлением собой. Но когда обсуждается вопрос о сексуальных ощущениях и беспокойствах - подростку предлагается полностью раствориться в своей телесности. Причем, получается, что все сексуальные переживания и отношения лучше всего свести к онанизму? Причем не только в этом возрасте, но и на всю оставшуюся жизнь (см.ï.70).
Общая оценка содержания. Фильм "Что со мной происходит?" очевидно носит растлевающий характер: для младших школьников - преждевременностью самой темы сексуальных переживаний (для их сознания - эта тема вообще неактуальна) и насильственным внедрением в сознание сексу авизированных представлений; для младших подростков - подменой и замещением разлитого, еще неопределенного интереса к сверстнику другого пола, чувства ранней влюбленности сексуальным влечением (все дело в сперме, "которая просится наружу") и фиксацией сознания на соответствующих переживаниях:
а также - сведением всего богатства личностных изменений в этом возрасте только к вопросам полового созревания.
Сама информация, стилистика, интонация фильма не только находятся за пределами культуры, менталитета российских народов, но и деструктивны по отношению к их ценностным ориентирам. Недопустимо использование данного фильма в школе в качестве информативно-учебного материала во всех видах занятий.
О применяемых техниках и приемах
Главное - закодировать сознание - сформировать стойкий интерес к теме; с этой целью осуществляется:
использование директивных формулировок, суггестия (тебе нужно знать, тебе хочется узнать, тебе трудно обратиться, тебе нравятся мальчики, у тебя возникает эрекция);
- генерализация: то, о чем идет речь, происходит со всеми и всегда, все этим обеспокоены (половым созреванием, сексуальными ощущениями);
использование усиливающих эпитетов (проблема очень личная, это самые большие изменения за всю твою жизнь, у них интересных названия, это прекрасно, потрясающее чувство и т.п.);
- личностный характер, демонстрация заинтересованности, подчеркивание уникальности (ТЕБЕ нужно знать, ТВОЙ организм изменяется, во всем мире нет человека, похожего на тебя);
- формулировки, фокусирующие внимание и служащие "якорем", за которыми, как правило, стоит идея, которую необходимо внедрить в сознание зрителя (в один прекрасный день..., в свое время...);
- фоновые звуки (у-у-у, ха-ха и т.п.) также акцентируют внимание на определенных смысловых кусках и неявно выражают оценку;
- суггестивный прием, не предполагающий альтернатив и собственного выбора: структура повествования строится следующим образом: у тебя с этим проблема, ты обеспокоен - мы предлагаем единственно верное решение - ты должен делать то-то и то-то - ты станешь таким-то. Формулировки типа "тебе не о чем беспокоится" на уровне подсознания воспринимается прямо противоположным образом и провоцируют невротические фиксации: "с мной, с моим телом, с моим органом что-то не в порядке".
(К сожалению, нет возможности судить о видео- и звукоряде, так как их сопровождение текста несомненно имеет свой специфически кодирующий характер).
Все эти приемы, как правило, используются в техниках недирективного гипноза и нейролингвистического программирования, объектом их воздействия служит подсознание человека, цель - внедрение определенной установки/способа действия в обход его сознательных убеждений.
Подобные приемы можно оценить как манипулятивные, оккупирующие сознание другого и недопустимые, когда речь идет о неокрепшей детской психике, в кризисный периодразвития личности; тем более - в такой теме (половое созревание) , где прежде всего важно рассмотрение любого вопроса во всей полноте жизненного контекста ребенка - и настоящего и зримого будущего - обеспечивающего принятие самостоятельных и ответственных (перед собой и другими) решений. Фильм опасен именно расколом ценностно-смысловой сферы личности ребенка, распадом нравственных ориентации, что приводит к невротизации, а впоследствии - к агрессивному поведению в отношении сверстника противоположного пола, ò.å. к обратному результаты, нежели тот, который пропагандируют его авторы.
/В.И.Слободчиков Директор Института педагогических инноваций РАО, доктор психологических нук, профессор, чл.-корр.РАО
В.В.Ряшина. Старший научный сотрудник ИПИ РАО,
канд.психол.н., психолог-консультант.
смотри так-же фильм про это
Растление. Необьявленный террор против наших детей (фильм)
http://www.uznaipravdu.info/viewtopic.php?t=1887
разбор еще учебных мультфильмов для школьников
учебный видеофильм - "Дети и наркотики", "Карате и ребята" "Наркомания: мифы и правда" снимают и распространяют эти мультфильмы психиатры и специалисты по нейролингвистическому программированию центра "Холис",
http://www.sedmica.orthodoxy.ru/holis.php#1
Чему учат на уроках здорового образа жизни из учебных мультфильмов центра «Холис»
Вступать в ранние половые связи
Воровать
Заниматься проституцией
Пить за рулем
Употреблять наркотики
Вступать в половые связи со взрослыми
Но главное - вовремя надеть презерватив