Все о русской свадьбе
http://lmkn.narod.ru/svadba.html
Для начала
С. Б. Адоньева
Белозерская свадьба
http://www.booksite.ru/fulltext/2be/loz/erye/18.htm
Славянская свадьба
По Славянскому обычаю жених похищал невесту на игрищах, предварительно договорившись с нею о похищении:
“Схожахуся на игрища (Свадьбы обычно игрались на святках или на Красной Горке.) и ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся: имяху же по две и по три жены.” (Н.Л., стр.. Затем отцу невесты жених давал вено.
Венчание происходило после полудня, ближе к вечеру. Мать жениха готовила брачное ложе: сперва настилала снопы (числом 21), поверх перину и одеяло, сверху бросала кунью шубу или шкуру куницы (либо ласки). Возле ложа ставились кадки с мёдом, ячменём, пшеницей, рожью. Всё подготовив, будущая свекровь обходила ложе с рябиновой веткой в руке.
Перед венчанием место жениха занимал младший брат или подросток, у которого жениху необходимо было выкупить место рядом с невестой. После выкупа жених и невеста, держа в руках по зажжённой свече, шли к капищу. Впереди них шли плясуньи, за ними несли коровай, на котором лежали сребреники. Позади молодых осыпало нёс чашу с хмелем, зерном и серебром. Сваха осыпала невесту и жениха из чаши. Гости желали невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. После таких пожеланий сваха милостиво осыпала ещё и гостей.
Венчал жрец, брал невесту за руку, поручал жениху и приказывал им поцеловаться. Муж покрывал жену полой своего платья или плаща, в знак покровительства и защиты, после чего жрец давал им чашу с мёдом. Стоя перед жертвенником, муж и жена трижды поочерёдно пили из чаши. Остатки мёда жених плескал на жертвенник и бросал чашу под ноги, приговаривая:
“Пусть так под ногами будут потоптаны те,
Кто будет сеять меж нами раздоры.”
Кто первый ступал ногой на чашу, тот, по поверью, становился главой в семье.
По дороге домой молодые шли, крепко прижимаясь друг к другу, а гости непременно дёргали их за рукава, пытаясь разлучить. После такого нехитрого испытания все усаживались за стол и начинали пировать. Все, кроме молодых, перед которыми хотя и стояла жареная курица, но съедали они её лишь по окончании пира. Ни пить, ни есть молодым во время свадебного застолья не разрешалось. В разгар веселья молодожёны уходили в сени, где заранее было подготовлено брачное ложе.
Гой, гой, Сварог
Проведи через порог.
Гой, той, Сварог
Ладе, Ладе есть пирог.
Под такое напутствие молодые, захватив закутанный в рушник обрядовый коровай и курицу, закрывались в сенях. У дверей, с обнажённым мечом, ходил дружка жениха, охраняя покой новобрачных.
Кунью шубу топтать!
Друг дружку толкать!
Здоровенько спать!
Весёленько встать!
После таких пожеланий, гости удалялись в дом, но через некоторое время посылали узнать о “здоровье”. Если жених отвечал, что он в “добром здоровье”, значит “доброе” свершилось. “Весёленько встав”, молодые приступали к еде. Взявши курицу, новобрачный должен был отломить ножку и крыло, после чего бросить их назад через плечо. Отведав курицы и коровая, молодые присоединялись к гостям и веселье продолжалось.
Дружка жениха читал благословения:
К гостям: Еста, добрые люди!
Гости полюбовные
Званые и не званые,
Усатые и бородатые,
Холостые и не женатые.
У ворот приворотнички,
У дверей притворнички.
По полу ходючи,
По середе стоючи.
Из кута по лавке
По кривой, по скамейке!
Благословляйте!
К молодцам: Молодые, молодки!
Хорошие походки,
Куньи шубы,
Соболиные пухи,
С поволоками глаза,
С помали голова,
Золотые кокошки,
Серебрены серёжки,
Дочери отецки,
Жёны молодецки!
Благословляйте!
К девицам: Красные девицы
Пирожные мастерицы,
Чёсаные головы,
Обутые голени,
Криночные блудницы
Сметанку снимали,
Кокурки месили
Под застрег хоронили
Пастушков дарили.
Благословляйте!
К ребятам: Еста! Малые ребята
Свиные херята!
Кривые желудки,
Жимолостные ноги,
Брюховичные рожи,
На жопу похожи.
Благословляйте!
После подобных благословений пир разгорался с новой силой. Застолье заканчивалось игрищами, после которых те, кто ещё мог ходить, расходились по домам.
Необходимо сделать некоторые замечания по обряду:
Жених на свадьбе в белом, невеста в красном одеянии.
Почти всю свадьбу жених держит за руку невесту, подчеркивая свою к ней привязанность.
Перед тем, как разделить брачное ложе с молодым мужем, жена разувала супруга. В одном сапоге лежала монета и , если она попадалась в первом сапоге, то жизнь ожидалась счастливая.
http://vedarya.sled.name/yazich/obryad.htm
Слово малое об Уряде Свадебном,
реченное Велеславом, волхвом Русско-Славянской Родноверческой Общины "Родолюбие", на Родной Земле 16 серпеня лета 2001 от н.х.л. - во славу Родных Богов, общей пользы для
Чарочка моя серебряная,
На золотом блюдечке поставленная!
Кому чару пить, кому здраву быть?
Молодым пить - на здоровье, на здоровье!
Гой! СВА!
АЗ) Поистине, свадьба - славнейшая треба Роду суть, творимая во черед свой каждым из Роду Русского, из Племени Славянского, иже душою да телом во Здраве пребывает. Поистине, славянину жену не взять - равно, что жене славянской детей не рожать - равно, что дело Предков своих не продолжать - равно, что ко Богам Родным хулу обращать! Обратное же творить - равно, что зерна в пашню ронить - по Прави по Божской жить - Долг Родовой исполнять - вервь Отцов продлевать!
БУКИ) Свадьба, наряду с рождением, введением в Род (возрастным посвящением) и погребением, испокон веков почиталась Предками нашими важнейшим событием Жизненного Коло человека и принадлежала к числу не внутрисемейных, но обще-Родовых празднеств. Ибо, поистине, действо сие суть не токмо личное дело молодых да ближайших сородичей их, но всего Рода Земного (сородичей), Рода Небесного (Предков) да Самого Рода Все-Вышнего величайшее деяние - с-Правное единение да прославление Родово суть.
ВЕДИ) Свадьбы обычно игрались осенью (после Святодня Рода и Рожаниц, когда весь урожай уже собран) либо зимой (на Святках). Нам думается, что предпочтительнее играть свадьбы именно осенью, до прихода Осеннего Сварожья - времени, когда замыкается Сварга, а Светлые Боги, включая самого Сварога-Батюшку - Сковывателя Свадеб и Ладу-Матушку - Покровительницу Семьи и Брака, уходят в Светлый Ирий до будущей весны.
ГЛАГОЛЬ) Свадьбе обычно предшествуют: сватовство, смотрины, сговор (во время коего окончательно договариваются о размере приданного) и обручение, а также, бывает, еще и иные какие действа, например, умыкание невесты (как правило, по взаимному согласию). В последнем случае жених платит отцу невесты вено (выкуп).
ДОБРО) За день-другой до свадьбы печется особый обрядовый каравай со знаками плодородия и пирог с курятиной - курник, олицетворяющие счастливую жизнь, достаток в Доме и прибыток в семье.
ЕСТЬ) Накануне самого свадебного действа во Дому невесты непременно устраивается девишник, во время коего девушки-поневестицы расплетают молодой косу и вынимают из ее волос ленту, именуемую "волей", коя затем отдается младшей сестре либо незамужней подруге невесты. Затем - ведут молодую в заранее истопленную баню "смывать волю":
Ты пойдем, милая подруженька,
Ты посмой красу-то девичью,
Что свою-то волю-волюшку!..
В качестве оберега перед молодой несут веник, убранный лентами. Перед тем, как войти в баню, его бросают перед собой, а затем, смотря по тому, как он лег, гадают о грядущем замужестве. После бани молодой расчесывают волосы, но в косу уже не заплетают. Под венец молодая идет с распущенными волосами, кои лишь затем заплетаются в две косы и убираются под головной убор, како деется всеми замужними женщинами.
ЖИВЕТЕ) О сию же пору во Дому жениха устраивается молодешник, во время коего молодой, в окружении своих друзей и родственников, прощается со своей холостой жизнью.
ЗЕЛО) По окончании девишника и молодешника молодые начинают пост, который длится до самого свадебного пира. Постясь, они обращаются к Родным Богам и Предкам, принося им требы и испрашивая покровительства в их грядущей совместной жизни.
ЗЕМЛЯ) Перед свадьбой молодые - подобны новорожденным младенцам, еще не прошедшим обряда имянаречения, ибо во времена сии и те, и другие - как никогда уязвимы и открыты всем посторонним воздействиям, как благим, так и дурным. Многие обереги, творимые как самими молодыми, так и сородичами их, деются о сию пору им в помощь, но, поистине, лучшими оберегами от всякой злой порчи и всякого иного лиха-злосчастия являются чистота их Сердец и та Любовь, что соединяет их незримыми узами…
ИЖЕ) Само свадебное действо начинается, как правило, после полудня, не раньше. Жених с дружками отправляется к Дому невесты - кликать молодую. При сем сам жених хранит молчание, не ест, не пьет и не сам ведет остальных за собой, но лишь следует за ними, ведомый главным дружкой - "воеводой". Невесту к ним выводят не сразу, но лишь по получении обрядового выкупа за нее. Все деется с песнями, прибаутками, весельем. Над женихом непременно стараются подшутить, например, вывести ему подменную невесту (зачастую - бородатого мужика, укутанного в женский платок) и прочее.
И) После вывода невесты все выстраиваются в свадебный поезд и, с соответствующими сему действу песнями, идут (едут) на капище. Перед молодыми, охраняемыми дружками жениха (как правило - вооруженными мечами) и девицами-поневестицами, несут на богато вышитом рушнике свадебный каравай, а за ними несут чаши с хмелем, зерном да златом-серебром (мелкими монетами) - для обсыпания молодых.
КАКО) Сам обряд венчания начинается в соответствии с общим Обрядовым Урядом (см. "Урядник Малый" влх. Велеслава). Посему ниже приводится описание лишь характерных особенностей свадебного обряда, и опускается пересказ общих обрядовых положений, подробно освещаемых в "Уряднике…".
ЛЮДИ) После освящения места и положения зачина приносится треба, коей испрашивается благословение Родных Богов на заключаемый союз. Треба сия приносится не от всего Мира (Родноверческой Общины), но лишь от лица молодых, кои накладывают на нее длани установленным образом (см. "Урядник…"). Лишь в случае, когда треба принята, можно приступать к обряду венчания. В случае же, если треба "прахом пошла", следует принести искупительные жертвы и кинуть жребий, вопрошая Родных Богов о том, что деять далее. Если однозначный ответ получить не удается, следует провести молодых через испытания. Например, молодым предлагают пройти, не расцепив рук, босиком по горячим углям, вытащить из Огня уголек и прочее. Проведение молодых через подобные испытания также необходимо, когда славянин берет жену из среды инородцев либо иноверцев. В сих случаях венчание без испрашивания благословения Свыше и предварительного испытания - может обернуться тягчайшим оскорблением, брошенным Роду, и злейшей хулой на Родных Богов и Предков!
МЫСЛЕТЕ) Обряд венчания называется так потому, что молодых венчают "князем" и "княгиней", величая тако на протяжении всего обряда и следующего за ним свадебного пира. Во время оного обряда приносятся требы и рекутся славления: Роду (ибо во Славу Его, Приплод Дающего, деется все сие), Сварогу (Ковалю Небесному, Сковывателю Свадеб), Ладе (дабы хранила-оберегала молодых в их будущей семейной жизни, даруя им Лад да Любовь), Велесу (дабы жизнь молодых была богатой и изобильной) да Макоше (сплетающей Нити Судеб, водящей Долю и Недолю). (Слова обращений - см. в "Словнике Малом Волховском" влх. Велеслава.)
НАШ) Венчальная рубаха молодой именуется: "калинка", "целошница", "долгостанец" и т.п., являясь символом чистоты невесты. Рубаха сия делается цельнокройной, туникообразной и с длинными рукавами, собранными у запястий обшлагами-воланами. Ее непременно должны украшать знаки Солнца (всевозможные Коловраты - по вороту либо плечам) и знаки Земного Плодородия (всевозможные ромбики - по подолу). Длинные рукава рубахи называются "плакальными" и в распущенном виде могут достигать Земли. На голову невесты одевается венец в виде широкого обруча, непременно с открытым верхом. По окончании обряда девичья прическа (распущенные космы)
http://vedarya.sled.name/yazich/velesl_svad.htm