Страница 1 из 1

Женщины исцеляют, мужчины убивают

Добавлено: 21.06
Светлана
Женщины исцеляют

Женщины были создательницами мира, богинями-дарительницами жизни, изобретательницами позитивной, то есть мирной цивилизации. Во всех культурах женщины развивали навыки, помогавшие первобытным людям выжить, — от приготовления пищи до плетения корзин, от сбора растений до земледелия, от одомашнивания животных до строительства жилищ. Вначале, чтобы прокормиться самим и прокормить детей, женщины определяли и находили дикорастущие растения, съедобные и лекарственные. Учась возделывать эти растения, женщины заложили основы земледелия. Стараясь облегчить себе труд, они изобрели первые орудия, научились плести корзины и делать глиняную посуду, чтобы носить воду, хранить и готовить выращенные плоды. Женщины приучили детёнышей диких животных, которые стали давать шерсть и молоко, тянуть плуг, переносить тяжести и охранять. Потом продукты животноводства стали использовать в качестве пищи, одежды и укрытия. Женщины изобрели искусство возведения разнообразных построек: из глины, шкур, дерева, соломы, кирпича — и искусство изготовления одежды. Но главным из их умений и навыков были наука и искусство исцелять.

В эпоху раннего матриархата целительство и религия были тесно взаимосвязаны, причем религия была уделом женщин. Целительство начиналось с рождения, и акт рождения ребенка женщиной был почти тождественен акту сотворения мира богиней. В каждой культуре есть свои сказания о сотворении мира, и в этих сказаниях неизбежно и неизменно повествуется о рождении. Богиня, известная под множеством разных имён возникла из хаоса, чтобы сотворить Землю и Вселенную. Из своего чрева она создавала или порождала все разновидности живых существ.

В начале был только бесформенный хаос… Потом хаос принял форму — то была гигантская Гея с безобидной утробой, Земля. (Греция)

Эвринома приняла облик голубки и отложила на морские волны Вселенское Яйцо. Она велела Офиону (змей, который тоже был ее порождением) семь раз обвить яйцо и ждать, пока оно не созреет и не расколется надвое. Из него появилось всё, что есть на свете. (Греция)

Военги (Мать) сидела, поставив ноги на Камень Творения, и лепила из Земли людей. (Нигерия)

Ты — материнское чрево, Та, что создаёт (всё). (Вавилон)

Благодаря этим сказаниям о рождении-творении, женщины видели в себе богинь-рожениц, а повивальное дело, обеспечивающее выживание человеческого рода и отдельного человека, легло в основу искусства целительниц. Почитание женщины-матери и процесса рождения было одной из форм поклонения всетворящей богине, а первым партнёрством в процессе целительства стали взаимоотношения повитухи и роженицы.

Способности женщины давать жизнь сопутствует её роль кормилицы, защитницы и воспитательницы детей. Ещё одной основой женского целительства стали взаимоотношения материя матери и ребенка. Вплоть до нашего века ребенок, лишённый грудного молока, был обречён на смерть, и, если мать не могла сама кормить новорожденного, ему находили кормилицу. Искусственное вскармливание появилось не так давно. Сорок семь процентов младенцев, получавших искусственное питание, погибали, потому что процесс пастеризации был открыт только в нашем веке. Там, где роль повитухи включала в себя заботу о матери и младенце в послеродовой период, целительство распространялось не только на само рождение, но и на то, чтобы обеспечить выживание ребенка, благодаря материнскому уходу.

В этих принципах присутствовали две главные целительские роли: роль повитухи по отношению к роженице и роль матери по отношению к ребёнку. Эти первые основы всего искусства исцеления обеспечивали выживание племени и человеческого рода в целом, и определявшие их отношения были матриархальными. Если взять отношение между повитухой и роженицей, то повитуха способствовала появлению на свет новой жизни. Мать выполняла её наставления, но, по сути, вся работа (роды) доставалась ей. Повитуха — ею всегда была женщина, — скорее всего, имела своих детей, и, может быть, нынешняя роженица когда-то была повитухой у неё. Двух женщин связывали отношения доверия и равенства: они вместе трудились, чтобы произвести на свет новую жизнь, и могли меняться ролями.

Если же взять пример отношений матери и ребенка, то мать нянчила, кормила, защищала и воспитывала ребёнка до тех пор, пока он не вырастал и не становился самостоятельным. Впоследствии, став взрослым, этот ребёнок или кто-то из его братьев и сестёр мог взять на себя заботу о стареющей матери. Когда её силы начинали убывать, дочь могла приносить ей пищу, помогать ей и заботиться о ней в старости до самой смерти. И опять эти роли строились на основе равенства и взаимного доверия.

Таковы были начала целительства и медицины: они проистекали из потребности женщин заботиться друг о друге при родах, выращивании детей, а в старости оказывать взаимную помощь и поддержку во имя выживания племени и всего человеческого рода. В средневековой Норвегии женщина могла попросить любую другую женщину, уже родившую ребенка, помочь ей при родах. Отказ карался смертью — столь важной (важной для жизни) была эта связь. В матриархальных обществах эпохи Великой Богини, где родить ребёнка значило стать богиней-творцом, такие законы были необязательны. После того как ребёнок рождался и мать отправлялась от родов, внимание переключалось с беременности и родов на то, чтобы благополучно дорастить ребенка до совершеннолетия. Женщины, на которых лежала опека детей, ради выживания — как собственного, так и своего потомства — становились повитухами и целительницами.

Дальнейшая связь женщин с Богиней Матерью и целительством определялась менструальным циклом. В матриархальном обществе Богиня-Мать олицетворяла землю и Вселенную, и в особенности луну. В ипостаси богини Земли её циклы были временами года, циклами развития растений и зародыша. В ипостаси богини Луны они соответствовали менструальному циклу, состоящему из двадцати восьми с половиной дней. В своей способности к зачатию и деторождению женщины усматривали единство с Матерью Землей, а в ежемесячных кровотечениях — с лунным циклом богини. В Греции фазы луны носили имена богинь: растущая луна — Дианы, полная — Селены, а убывающая — Гекаты, что отражало периоды жизни женщины: юность, зрелость и старость.

Еще одним аспектом, способствовавшим развитию женского целительства, стало наблюдение женских менструально-лунных циклов, выяснение их нормального течения и отклонений от нормы, их связь с оплодотворением и регулированием зачатия. В древности, когда не было искусственного освещения и на женские циклы ничто не влияло, менструации были регулярными: у всех женщин овуляция происходила в полнолуние, а менструация — в новолуние. Женщины осознавали, что их естественные циклы протекают синхронно с фазами луны и лунной богини, и использовали лунный календарь, чтобы регулировать зачатие. В круг женских проблем и проблем богини Луны входили плодовитость или бесплодие, зачатие или предохранение от него, менархе и менопауза. Луна, проходящая свои фазы, отражала течение женской жизни: новая луна — её зарождение и начало, растущая луна — овуляция и материнство-плодовитость, а убывающая луна — наступление менопаузы (окончание менструации) и старение. Образы богини, единой в трёх ликах и олицетворяющей эти три возраста и фазы жизни, распространены по всему миру, равно как и обычай изображать богиню в облике луны. Проблемы женской плодовитости, отражённые в цикле лунного календаря, стали проблемами женского целительства — это менархе, менструация, зачатие и предохранение от него, плодовитость, рождение и менопауза

Именно эти жизненно важные начала — женщина как богиня земли и луны, творящая и питающая жизнь, проходящая менструальные фазы, — легли в основу женского целительства. По мере того как знания женщин росли, а цивилизация развивалась, росли и их познания в повивальном деле, физиологии и методах целительства. Первые повитухи-целительницы сочетали в себе инструкторов по родам, педиатров, гинекологов, нянь, специалистов по регулированию рождаемости, врачей-гериатров (Специалист по лечению людей пожилого и старческого возрастов. — Прим. перев.), психологов, а нередко и ветеринаров. Они использовали подручные методы и средства, и от матери к дочери переходили всё более обширные знания о лекарственных растениях, о методах воздействия на тело, о драгоценных камнях, о рефлекторных зонах, об исцелении наложением рук, о питании, о направленной медитации — всё это использовалось, чтобы облегчить роды, уменьшить заболеваемость и смертность среди новорожденных, детей, взрослых, рожениц и стариков. Они знали механизмы и методы регулирования рождаемости. То были первые шаги естественных наук и медицины.

Затем эпоха матриархата закончилась. Археологи Мерлин Стоун и Мариджа Гимбутас в своей работе приходят к выводу, что конец матриархата наступил около 15000 лет назад и совпал с вторжением северных кочевых племён — от современной Скандинавии до русских степей и дальше на юг. То были патриархальные народности, культуры, основанные на разведении скота, где доминировали мужчины. Они перемещались на юг по неизвестным причинам — возможно, из-за ухудшения климата, нехватки пищи или потребности в новых пастбищах. Их культурой была культура воинственных племён. Они использовали колесо, колесницу и одомашненную лошадь, а также копья и другие виды оружия, — миролюбивые и безоружные матриархальные культуры не могли им противостоять. К 3000 году до н.э. эти племена одержали верх, уничтожив предшествующие цивилизации, подчинив себе женщин и матриархальные культуры и заменив Богиню своими богами-мужчинами. Они продвинулись на юг до Индии и Центральной Африки, а на запад — до Ирландии и Уэльса, оставляя позади смерть, опустошение и несметное число беженцев.

Вот что нам известно о началах современной культуры. Потомки этих патриархальных племён стали той «колыбелью цивилизации», из которой вышли культуры Среднего Востока, ранние иудейские племена, в итоге давшие миру христианство и ислам. Вместе с ними пришло мужское господство, которое, отвергнув жизненную силу, жизненные циклы и Богиню-созидательницу, давшую рождение миру, обесценило женщину и все стороны женского Бытия. Творение лишили женских, родовых корней, а взамен дали Адама, первопредка-мужчину, созданного из праха богом, не имевшим матери. Принижение роли Богини сопровождалось принижением роли женщины как движущей силы цивилизации и как целительницы. Культурное развитие застопорилось, и на несколько тысячелетий воцарился резкий упадок цивилизации.

И всё же многие женщины хранили в памяти Богиню и продолжали поклоняться ей тайно. В каждой местности деревенская повитуха оставалась главной целительницей и попечительницей, нередко она же являлась и главной деревенской жрицей. Религия Богини выжила в подполье, несмотря на жесточайшее притеснение со стороны патриархальных племён, правительств и мужчин-ревнителей веры. Множество сведений об искусстве исцеления, как и вообще сведений, касающихся всех граней женской цивилизации, было утрачено при пожарах, которые до десятого века уничтожали библиотеки древних матриархальных поселений, при падении ведьм в Европе с тринадцатого по семнадцатый век и при насаждении христианства в Северной и Южной Америке.

Мужчины впервые стали проникать в ряды целителей в Европе, когда в период с пятого века по десятый враждебность церкви к целительницам постоянно росла. Они вторглись в область, которая считалась исконно женской, организовали её, подчинили себе и изгнали из неё женщин. Так начиналась медицина. Женщин отлучили от занятий целительством, а затем и повивальным делом — вначале на том основании, что обязательным для медицинской практики условием стало обучение в колледже. Действовавшие под крылом церкви колледжи (как и большинство начальных школ) были открыты только для мужчин высших сословий. В то время в колледжах обучали в основном чарам и заговорам и очень мало — науке, тогда как женщины хранили подлинное знание, усвоенное благодаря помощи старших, устной традиции и опыту.

Женщин, изучавших навыки целительства по старинке — а обычно только они и оказывали медицинскую помощь жителям своих деревень, — за успехи во врачевании сжигали на костре. Их рассматривали как конкуренток новых врачей-мужчин, которые вместо науки исцеления изучали философию. Однако мужчины, в согласии с Церковью видевшие в женщинах средоточие зла и порока, отказывались принимать роды. Поэтому повивальное дело оставалось в руках женщин до тех пор, пока мужчины не изобрели акушерские щипцы, — это случилось во Франции в семнадцатом-восемнадцатом веках. Только тогда и после того, как целительницы, пали жертвой инквизиции, мужчины проникли в сферу деторождения и заняли в ней господствующее положение.

Несмотря на преследование целительниц, первые врачи-мужчины знали куда меньше, чем женщины. Ещё много лет практические навыки целительства оставались в руках женщин.

Ведунья владела целым набором лекарственных средств, испытанных за многие годы практики. Многие растительные средства, найденные ведуньями, и поныне используются в современной фармакологии. В их арсенале были болеутоляющие препараты, стимуляторы пищеварения и противовоспалительные средства. Они использовали спорынью для обезболивания родов в те времена, когда Церковь утверждала, что родовая боль — справедливое наказание Всевышнего за первородный грех Евы. Говорят, что открытие целебных свойств наперстянки принадлежит одной из английских ведьм.

Методы ведуний-целительниц представляли собой такую же серьезную угрозу (для католической церкви, если не для протестантской), как и их результаты: ведуньи были эмигрантками и больше полагались на здравый смысл, чем на веру или теорию, — они верили в метод проб и ошибок, в причину и следствие. Их подход был не пассивно религиозным, а активно испытательным. Они доверяли своей способности находить средства, помогающие при болезнях, беременности и родах, — будь то лекарственные снадобья или чары. Короче говоря, их колдовство было наукой того времени.

Охота на ведьм положила конец соперничеству женщин, которые обладали большими знаниями и добивались большого успеха как целители. В политическом смысле это стало «окончательным приговором», утвердившим власть мужчин над женщинами и целительством. К концу века инквизиции эта кампания достигла полного успеха: девять миллионов женщин поплатились жизнью, порой в целой деревне удавалось спастись всего одной. В восемнадцатом веке немногочисленных повитух и целительниц, чьей практикой к этому времени завладели врачи-мужчины, высмеивали и разоблачали. У этих первых врачей было по-прежнему гораздо меньше знаний и больше неудач, чем у целительниц. Причём они, в отличие от целительниц, обслуживали только тех, кто мог заплатить, оставляя большинство безо всякой помощи.

Наследие этого переворота всё ещё продолжает сказываться, его можно увидеть в нападках медицины на принципы холистического здоровья, и главными жертвами патриархальной медицины остаются женщины. Прежнее благоговение перед женщиной как перед воплощением Богини-Созидательницы ушло в прошлое, а с ними ушла и память о том, что именно женщины стояли у истоков целительства и мирной цивилизации. Иудаизм, христианство и другие патриархальные религии рассматривают женщину как существо нечистое, как «сосуд первородного греха». В отсутствие Богини были утрачены связь с землей и почитание природных циклов, зато пышным цветом расцвели стремление к власти и насилие над женщиной и природой. Наука и техника развивались своим чередом, но только открытие санитарии (которую повитухи издавна взяли на вооружение) помогло победить некоторые болезни и продлить жизнь.

Сегодня женщины-целительницы несут ту же надежду в ещё более гнетущем и запутанном мире. Целительницы, всё так же поклоняющиеся Богине и утверждающие женские ценности, как и те, что стояли у истоков мирной цивилизации матриархата и целительства и обеспечивали их развитие, — это надежда целительства и медицины, надежда женщин и всей планеты.

Возрождение и реинкарнации целительниц идут полным ходом. Этот процесс начался в шестидесятые годы нашего века вместе с возвращением религии Богини. В начале шестидесятых контркультура чёрных лидеров, хиппи и борцов за мир породила антивоенное движение и движение за гражданские права. Испытывая всё более сильное влияние женщин и женских ценностей, эти движения основывались на принципах любви и уважения. Мира, антирасизма и индивидуализма, исповедующего возврат к природе. Они выступали против конкуренции, войны, поклонения золотому тельцу, конформизма, расовой сегрегации и обесчеловечивающей механизации. На заре феминистского сознания, в условиях либеральной, деятельной атмосферы, женщины впервые открыли права женщины. В шестидесятые годы, в разгар движения за возврат к земле, повивальное дело снова выступило как мощная сила, а вместе с ним — массаж, йога, физиотерапия, натурология и лечение наложением рук.

Эти женщины стали основательницами современного женского движения, которое, в свою очередь, явилось трамплином для возрождения Богини на волне радикального феминизма семидесятых. Любое исследование, посвящённое культу Богини и магии — орудию ведуний, неизменно приводило к целительству, и многие женщины последовали этому пути. Всё больше женщин начинало видеть в искусстве ведуний живую альтернативу женоненавистническим патриархальным религиям и логическое следствие философии феминизма. К тому же всё больше женщин начинало считать альтернативные методы целительства способом вновь обрести себя и своё тело в условиях патриархальной медицины. В восьмидесятые, вместе с огромным увеличением роли Богини в жизни женщин, исследование целительства продолжало развиваться. Черпая знания из книг, на семинарах, женских культурных фестивалях, в общественных и частных кружках и учебных группах в процессе самостоятельных экспериментов, женщины вновь заявляют о своей способности исцелять, тем самым принося благо всему живому.

У этого альтернативного движения целительниц есть много граней. Женщины возвращаются к древним методам лечения травами и наложениями рук, к восточным традициями иглотерапии, шиацу, уравновешивания полюсов в рефлексотерапии. Они работают и с более новыми направлениями, такими, как использование витаминов, гомеопатии и цветочных снадобий. Женщины разрабатывают метод мышечного тестирования и метод маятника, возвращают забытые методы наложения камней, кристаллических узоров, кристаллов и самоцветов и расширяют сферу их использования. Женщины берут на вооружение старые методы и экспериментируют с ними, углубляя, развивая и совершенствуя. Как и прежде, это движение квалифицированных женщин-практиков без медицинского образования, к которому проявляют всё больший интерес мануальные терапевты и некоторые профессиональные медики.

Благодаря теоретическим исследованиям и экспериментам и экспериментам в области природного целительства, а также его практике, женщины изменяют и прогнозируют будущее здравоохранения. Несмотря на упорное сопротивление и отсутствие признания со стороны патриархальной медицины, они вносят положительные перемены, которые будут продолжаться и углубляться. Свойственный женщинам акцент на индивидуальную работу в обстановке взаимного согласия и сотрудничества разительно отличается от механизированной медицины, где всё основано на выгоде, и результаты, и успехи, которые этот подход приносит, превышают все ожидания. Акцент на сомоисцеление впервые за многие века сосредотачивает медицинскую помощь на пациенте, на жизни и организме самого человека. Официальная медицина не способна подчинить себе движение, находящееся во власти женщин, хотя такие попытки не исключены. Впервые со времен матриархата и инквизиции женщины снова берут в свои руки целительство, которое мы по праву унаследовали от своих матерей.

Женщины вновь провозглашают мирный подход на основе сотрудничества, подход которому свойственны земные, жизнеутверждающие ценности, — именно благодаря ему матриархальные общества стали зачинателями человеческой цивилизации. Целительницы — это активные женщины, ведущие борьбу против расизма и голода, загрязнения воды, воздуха, почвы и пищевой цепи. Они стремятся положить конец неравноправию полов и женоненавистничеству, вернуть Богине и женщине гордость, силу, любовь к себе и независимость. Впервые с тех времен, когда набеги патриархальных орд уничтожили женскую цивилизацию, забрезжила надежда для женщин и надежда на выживание нашей планеты.

© Дайяна Стайн

http://reikiheart.narod.ru/ru/woman/06.html