Страница 1 из 1

чем НАСТОЯЩИЙ детский писатель отличается от фальшивого.

Добавлено: 27.11
читатель
    И да, тысячу раз да, специалисты по детскому развитию нынче практически в один голос говорят, что чем дольше у ребенка продолжается счастливое детство, по-настоящему счастливое, чем позже он сталкивается с мерзостью, которой полно вокруг - тем лучше он выдерживает эту мерзость. Как аллергенную пищу, которую тоже рекомендуют вводить в диету ребенка как можно позже.




Про Николая Носова, отмечающего сегодня столетие, я еще буду писать, а пока просто спешу поделиться ошарашенностью. Меня тут комрад несколько шокировал.

У меня как-то была мысль подсчитать - сколько лет сегодня Толе Клюквину, Вите Малееву, Дениске Кораблеву и прочим культовым детским персонажам.

Но я действительно, никогда не задумывался об одной очень простой вещи. Вот вы наверняка помните самые знаменитые рассказы Носова - Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям"Мишкина каша", "Огородники", "Фантазеры", "Дружок" и т.п. Ну как они там кашу ночью варили, вороны в лагере боялись, щенка в чемодане возили, пеньки на участке корчевали и т.п.

Вот скажите мне, не залезая в подсказки - а когда все это случилось? Или, как любят говорить учителя литературы - какие годы происходит действие этого произведения?

Отгадка про Носова
Ладно, я все-таки вскрою карты относительно этих всеми любимых рассказов Носова. Все равно никто не отгадал, ближе всех оказался ilya_komarov, но ему положено, он художник, они такие вещи чуют.

Вот вам цитата из того самого впечатлившего меня постинга:

Я был потрясен совершенным в позднем детстве маленьким хронографическим открытием (на двадцатом перечитывании желтого четырехтомника полез зачем-то в даты публикаций). Так сильно, что довольно долго мучил окружающих загадкой "В какие годы происходит действие "золотых" рассказов Николая Носова?" Народ морщился, щурился, и уверенно называл 60-е годы.

На самом деле самые славные и светлые рассказы писались в самые страшные годы - и публиковались, соответственно, в "Мурзилке" где-то 44 года (на самом деле, ЕМНИП - с 1942 по 1944 - VN). Конечно, если перечитать "Дружка" и тем более "Тук-тук", это почти очевидно: отцов и вообще взрослых мужчин нет, обстановка ощутимо милитаризованная, быт крайне беден, пирожное хранится под блюдцем три недели, игрушки и бенгальские огни самодельные, а по пустому черному дому ходит перепуганный мальчик с топором.

От себя добавлю - действительно, когда знаешь отгадку, то сперва ходишь ошарашенным, а потом не понимаешь - как ты не замечал этого раньше. Действительно - куда все мужчины-то делись? Все мужские персонажи на весь цикл - довольно таки пожилой, судя по всему, "дядя Федя" в электричке, который все возмущался по поводу декламации стихов, да вожатый Витя, судя по всему - старшекласник.

Я сперва даже не поверил, полез проверять - действительно, первая книга писателя, собравший все эти рассказы под одной обложкой сборник "Тук-тук-тук" вышел в 1945 году.

Я думаю, не надо объяснять, почему он в те годы писал такие светлые рассказы, где не было ни слова о войне. Потому что это - для детей. Для детей, которым и без того жизнь отмерила столько, что не дай бог нам это узнать. Такое вот кино "Жизнь прекрасна", только в реальности.

Но я о другом думаю. Благие намерения - благими намерениями, - но как? Он-то давно не ребенком был, и все видел. Как он смог написать - такое?

Теперь я, кажется, понимаю - чем НАСТОЯЩИЙ детский писатель отличается от фальшивого.

http://vad-nes.livejournal.com/394108.html

Незнайка в Солнечном Городе и на Луне

Добавлено: 28.11
читатель
"Некоторые читатели сразу скажут, что все это, наверно, выдумки, что в жизни таких малышей не бывает. Но никто ведь и не говорит, что они в жизни бывают. В жизни - это одно, а в сказочном городе - совсем другое. В сказочном городе все бывает." (с)Николай Носов. Приключения Незнайки и его друзей.
Глава первая.


      И при всем его авангардизме, джазе и абстракционизме с дисседенством, Незнайка был нормальным парнем, а не гомосеком! Очень даже он с малышками дружил!

Юбилей отца Незнайки пишет Гоблин http://oper.ru/news/read.php?t=1051603786

В тоталитарном детстве у нас, как известно, не было никаких радостей. Свободы личности не было вообще: к примеру, детей принудительно насильно заставляли ходить в школу, взрослых, которые этому препятствовали, сажали в ГУЛАГ. На помойках питались только персонажи фильма Фёдора Бондарчука "9 рота". Невозможно было достать наркотики (их поголовно употребляют только в фильме Фёдора Бондарчука "9 рота"), не достать было порнографии (только в фильме Фёдора Бондарчука "9 рота" с этим полный порядок). Словом, тоталитарный ад.

Вместо этих недоступных тоталитарным детям прелестей были книжки Николая Носова про Незнайку. И вот недавно исполнилось 100 лет со дня рождения автора. Читателям немедленно раскрыли глаза:
Гениального Незнайку Николай Носов придумал в 1953 году. Современники подмечали: писатель был хмурым и замкнутым. Но глядя на его героя, как-то не верится: синяя шляпа, зеленый галстук, канареечные брюки… Сейчас бы сказали: настоящий неформал.

В Советском Союзе таких людей называли стилягами. А в советском искусстве — диссидентами. Незнайка играет на трубе, а получается какой-то джаз. Незнайка рисует портреты, а получается какой-то авангардизм.

И стихи Незнайка сочиняет без оглядки на ямбы и хореи. Чего только одна рифма стоит — «палка — селедка». У самого Носова проблем с рифмами не было. Песня про кузнечика — это ведь про его стихи.

Партийному руководству показалось бессодержательно. Носова ругали: в книгах нет идеологии. Он даже пообещал в интервью: напишу про Ленина. Но написал повесть «Витя Малеев в школе и дома». Начальникам понравилось: дали Сталинскую премию по литературе.
Николаю Носову — 100

Автор заметки Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям, судя по всему, произведений Носова не читала. Понятно, ей как интеллигентной девушке это ни к чему - ей и так всё ясно. Но если бы читала, то, возможно, знала бы, что Незнайка жил в светлом коммунистическом будущем, где все люди счастливы и не ведают проблем. Там нет денег, там нет ворья и мошенников, там нет моральных уродов (см. Неформалы). Незнайка - он аналог сказочного Ивана-дурака (который, несомненно боролся с царизмом и выступал за отмену крепостного права), а не отмороженного дегенерата. Его даже зовут Незнайка. Он разгильдяй и недотёпа, но добрый и хороший.

Яркая одежда у него была потому, что он просто не понимал, как надо одеваться. И это было очевидно даже самым маленьким читателям. На трубе он играть не умел, но играл - и поэтому вместо музыки получалась какофония. Это тоже было понятно даже самым маленьким читателям. И рисовать не умел, и поэтому вместо картины у него получалась самая настоящая мазня (см. Авангардизм). Собственно, и со стихами получалось ровно то же самое - Незнайка не умел сочинять стихи, а сочинял. Получается, естественно, бред - и на примерах "пакля - шмакля" даже самым маленьким читателям это очевидно. Но, видимо, надо получить высшее образование в демократической России, и всё откроется с несколько иной стороны. Ибо Дарья Теричева видит в этом диссидентские потуги. Хотя, быть может, Дарье виднее. Возможно, она много общалась с диссидентами и неплохо знает, что говоря про диссидентов, она имеет в виду именно таких бездарей и неучей.

Образы "неформалов" и "стиляг" выведены Носовым в книжке "Незнайка в Солнечном городе", где Незнайка и его друзья прибывают в коммунистический город Солнечный. Там в зоопарке случайно превращают в людей трёх ишаков: Пегасика, Брыкуна и Калигулу. Точнее, ишаков там было двое: Пегасик и Брыкун, а Калигула был лошак, то есть помесь лошади с ишаком (ЛОШадь + ишАК). Все трое, как положено "неформалам" и "стилягам", резко выделялись из серой тоталитарной массы: вели себя как скоты, одевались как идиоты, и в конце были возвращены в естественное для "неформалов" состояние - превращены обратно в ишаков. Хотя сложно назвать превращением переход из состояния животного в ишака.

Кстати, в другой книжке Николая Носова - "Незнайка на Луне" - полностью раскрыты все прелести демократического общества. На Луне живут капиталистические подонки, люди-коротышки там злы и коварны, полиция продажна, капиталисты жестоки. Контраст с коммунистическим бытом коротышек - чудовищный. Демократическое общество показано в такой красе, что книга осталась в памяти на всю жизнь. И, что характерно, не только у меня. Кстати, крайне важный момент: коротышки, постоянно предающиеся отдыху и развлечениям, неизбежно превращаются в баранов. Что мы, собственно, теперь вокруг себя и видим.

Наши российские либеральные реформаторы - Егор Гайдар, например (он же мистер Понч) - все свои знания об устройстве капиталистического общества почерпнули именно из этой книги - настолько глубоким уровнем понимания обладает большинство из них. И реформы осуществлял строго по ней. А некоторые из его подручных-скуперфильдов, похоже, не читали даже этого, просто умело пользовались собственными фантазиями. Возможно, Дарья Теричева с ними знакома.

из комментариев:

Николай Носов был нормальным советским писателем, а не дешёвой гнидой.
Спасибо ему за прекрасные детские книги.


Носов - гигант детской литературы, однозначно. Как сейчас у многих прозрение наступает после книг Кара-Мурзы, то в советские времена самое основное прозрение - "Незнайка на Луне". Соответственно, те, кто эту книжку в детстве не прочёл, часто вырастали подонками. Ну там, либералами, журналистами, журналистами-либералами и так далее.

    А что будет, когда к власти придёт поколение, воспитанное на Гарри Поттере ?
    Если вспомнить, что главный там у них - пидор (Дамблдор, чтоли?), ответ на твой вопрос печален, камрад
.

С увтра по ВестиФМ рассказали, что Носов хотел писать совсем другие книги, а Сталин заставлял вот так.

    Сегодня по радио толи Финам ФМ толи Вести ФМ вещали что Носов творил назло и вопреки под гнётом и прям как что так посадят и Сталина умудрились приплести.
    И что "Витя Малеев в школе и дома" это выдавленное из него произведение.
    Прям блевать порой тянет.

    Спасибо Сталину за Незнайку!

Великолепному писателю Николаю Носову за его отличные книги огромное спасибо.
Как же все-таки хорошо, что мое детство прошло на отличной советской детской литературе, подобно книгам про Незнайку. Повезло!

    Камрады, странная ситуевина - нам после 1991 года упорно талдычат, что мы -быдло, что Запад - Сияние Страны Эльфов, что мы должны каяться за свое прошлое....

    Однако стараниями Пыхалова, Мухина, Исаева и др. товарищей мне как преподу, даются отличные основания для победы в дискуссиях со свидомитами.

    Однако грязная волна еще идет - враг понял, что светлое детские писатели стремились закладывать в детей смалу - книги Носова ....очень теплые и добрые, что ли...

    И вот очередная интеллигентская мразь, наверняка из тех, кто шатался со значком "Я-грузин!" и печатал истерические статейки о гордых моджахедах, решил (решила) извалять в грязи имя хорошего человека и писателя, а заодно извратить его книги и идеи, посмертно сделав из патриота предателя-диссидента.

    Что тут скажешь, камрады...
    Ежели это делалось сознательно - бить ремнем по жопе и ручкам до посинения.
    Если несознательно, из ненависти к "этой стране" - этой сраной журнашлюхе поможет волшебный галоперидол.

Вот живёшь ты в советское время (читай в тоталитарном аду), а друг твой зав. универмагом. И вот приходит к ним партия дифицита. А друг тебе на кухне говорит - давай ты продашь это всё по знакомым втридорога, а прибыль мы поделим. И вот, ты барыжишь этим дифицитом и вас ловят. Друга - расстреливают, а тебя - в лагеря. Освобождаешься значит ты в 90x = и, начинаешь всем рассказывать, как пострадал за Правду в подвалах Лубянки. Так из гниды-фарцовщика получается герой-диссидент!!!

Считаю, одно из самых правильных объяснений "феномена" диссидентства.
Читаешь про биографию "борцов за Правду" - как один все либо фарцовщики, либо спекулянты.

    > А вообще это тенденция такая у либеральных журналистов, всех кого не лень в диссиденты записывать. Они даже В.Похлебкина в диссиденты записали. Кажется диссидентами скоро станут все советские писатели.

    Людям в голову вдолбили, что в эсэсэсэре жили три категории граждан: диссиденты, тупые совки и кровавая гебня. Поэтому мозг срабатывает по принципу исключения - раз не тупой совок (см. талантливые книжки) и не кровавая гебня - значит, диссидент.

Отец, помню, принес мне "Незнайку на Луне" - синее, первое издание, и в семье был просто "праздник новой Книги" - я лично ее прочитал часа за два, не отрываясь. Отец сильно удивился скорости проглатывания книги, а я понял, что именно суперинтерес к книге "заставил" меня фактически научиться читать с такой скоростью - до нее читал сильно медленно.
Тираж был маленький - всего полтора миллиона (ну тоталитаризм, фигли ж удивляться), и книгу быстро кто-то "пригрел". Поэтому на следующий год (или через год) отец просто пошел и подписался на полное собрание сочинений угнетенного писателя Носова в местный книжный. Трехтомник, в зеленом коленкоре и с классическими иллюстрациями (Незнайку Валек естественно иллюстрировал), изданный крошечным тиражом в 3 500 000 экземпляров (Блин, 70 копеек за том сдирали, чтобы отсечь угнетенные детские массы от печатного слова - а том про капитализм вообще за рупь тридцать!) сам читал неоднократно, дети читали, теперь внуки читают.
Угнетаюшие книжки, да. И сам демократией не проникся, и дети либералами не стали, да и внуки в обшечеловеки уже не годятся - испорчены советской тоталитарной пропагандой. Написаной из-под палки кровавой гэбни.
Жалко что такого уровня "промывания детских неокрепших умов" тогда маловато было. Зато по сравнению с Носовым как хорошо видно интеллектуальный уровень современных твАрцов! Надо детям чаще Носова читать - и все будет хорошо.

    Книжки Носова в детстве обожала. Рассказы читала по сотне раз. А про Незнайку - по тысяче.
    Когда была маленькая, то думала, что в "Незнайке на Луне" мир земных коротышек противопоставляется миру лунных коротышек как мир детей - миру взрослых. Ведь даже самый гениальный землянин - Знайка мне казался чем-то похожим на умного и находчивого школьника -отличника, тогда как лунатики - это злые, хитрые, скупые, расчётливые создания, утратишие все детские черты - доброту, наивность, веру в чудо.

    А когда подросла - поняла, что всё совсем не так. Что Земля - это коммунизм, а Луна - капитализм. С этой точки зрения книга стала для меня ещё интереснее - ведь жить-то предстояло при капитализме.

    В этом по-моему заключается одна из важнейших черт таланта Носова - он доходчиво и ясно объяснил детям суть совсем не детских проблем. За это ему - спасибо огромное!

Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям
Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям


... у Носова прочел почти всё, в т.ч. свою первую «толстую» книгу - «Незнайка в солнечном городе». Мне у него нравился «технический аспект», он там про всякие изобретения пишет.

Потом я понял, что в этой книге заложен гораздо более глубокий смысл - скрытое противостояние гойско-арийского и еврейского начал. Образ еврея персонифицирован в талмудически-образованном Знайке, который и выглядит соответствующим образом - черный, в черном костюме, с большой круглой головой, в очках, и всё-всё знает. Вот только толку от этих знаний – ноль. Все реальные изобретения делают арийские мастера – Винтик и Шпунтик. Незнайка, в свою очередь, – это такой себе «русский гой» - добрый и безобидный, который «живет как живется», попадает в разные ситуации, но всегда удачно из них выбирается. http://b-u-d-y-o-n.livejournal.com/19598.html

о Незнайке, Луне и капитализме.

Добавлено: 10.10
читатель
«Небоскрёбы-небоскрёбы, а я маленький такой...» Несколько слов о Незнайке, Луне и капитализме.


[*] Советский агитпроп работал бесперебойно, иной раз даже талантливо, но не всегда - деликатно. Как правило, самые лучшие атитационно-пропагандистские материалы бывали созданы случайно, походя, без конкретной цели. Один из таких примеров - книга Николая Носова «Незнайка на Луне». Если честно, лучшей пропаганды выбранного нами коммунистического пути я не встречала. Для тех, кто никогда не читал книгу, расскажу в двух словах - земляне, живущие в коммунистическом обществе, посещают Луну и видят там разгул капитализма. Помыкавшись в жутком и нелепом лунном мире, друзья Незнайки устраивают там бескровную революцию.

Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям

Казалось бы, после успеха первых частей носовской эпопеи, сложно было бы ждать триумфа третьей части - как правило, сиквелы и прочие «продолжения» выглядят глупо, бледно и ненужно. С «Незнайкой на Луне» всё было с точностью до наоборот - именно он стал настоящим бестеселлером, причём, что интересно, эта сугубо заказная, во многом идеологизированная вещь, до сих пор входит в топ детских библиотек. Я не буду говорить о причинах этой популярности. Скорее всего, дело в особой энергетике книжки, в настрое самого автора, находившегося в тот момент на вершине своей писательской славы.

Итак, давайте поговорим об этой книжке - что в ней интересного?

[/url]
Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям

1. Противостояние систем.

В книжке Носова лунному капитализму противопоставляется не развито́й социализм, а коммунистическое общество со своеми его атрибутами, понятными ребёнку - в Цветочном Городе всё круто, высокотехнологично и - бесплатно. На Земле нет денег! На Луне они есть и вот эта разница в экономической системе ещё аукнется Незнайке и Пончику. При этом мальчики во главе с технократом Знайкой, живут коммуной и довольно скромно питаются. У них (если посмотреть внимательно) есть много-много всяких машин (включая космическую ракету), но быт совершенно примитивен.

Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям

На Луне жизнь совершенно иная - там столько завлекалочек, начиная от рекламы, заканчивая широкомасштабной индустрией развлечений, что просто глаза разбегаются. И главное - похоже. Причём не на тот мифически-карикатурный западный капитализм, который рисовали в каждом номере «Крокодила», а на...российские 1990-е и частично на современность. Носов оказался провидцем. Он увидел то, что почувствовали на себе его читатели через много лет после прочтения. Например, в качестве основного жанра лунного кино был представлен жанр боевика или детектива. Точнее, смесь вышеуказанных жанров. Что мы видим сегодня? В какое бы время дня или ночи мы ни включили ТВ, на экранах - стрельба, побеги из тюрем, следственный эксперимент и осмотры мест преступления. В самых разных ипостасях - от документальных «расследований», до многолетних сериалов с уже состарившимися (в процессе съёмок) артистами.

Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям

Вот, к примеру, шикарный отрывок о лунной прессе. Я даже рискну привести его целиком: «Здесь были и «Деловая смекалка», «Газета для толстеньких», и «Газета для тоненьких», и «Газета для умных», и «Газета для дураков». Да, да! Не удивляйтесь: именно «для дураков». Некоторые читатели могут подумать, что неразумно было бы называть газету подобным образом, так как кто станет покупать газету с таким названием. Ведь никому не хочется, чтобы его считали глупцом. Однако жители на такие пустяки не обращали внимания. Каждый, кто покупал «Газету для дураков», говорил, что он покупает ее не потому, что считает себя дураком, а потому, что ему интересно узнать, о чем там для дураков пишут. Кстати сказать, газета эта велась очень разумно. Всё в ней даже для дураков было понятно. В результате «Газета для дураков» расходилась в больших количествах...»

Вы не находите, что вся современная пресса построена на том, чтобы быть ближе к «типо простому народу», у которого «деловая смекалка»? Ну, к дуракам, извините за грубость. Кстати, люди, работающие в глянцевой прессе - очень даже умные, с хорошим образованием и приличными библиотеками дома. Но они совершенно искренне полагают, что, создавая пресловутые «Газеты для дураков», легче обогатиться.

Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям

Или акционерные общества, которые на Луне создавались жуликами. Помните Акционерное Общество Гигантских Растений, на которое клюнули бедняки? А помните гостиницу «Экономическая», где с виду дешёвый номер оборачивался в результате дорогущим? Там не только постельное бельё оплачивалось отдельно, но и гардероб нельзя было открыть бесплатно.

2. Дурацкий Остров.

Туда отправляли неблагонадёжных жителей Луны - бедняков, бомжей и прочих хиппи. Что характерно, на Острове никто не вкалывает на рудниках - никакого «скорбного труда», порождающего «дум высокое стремленье». Напротив - масса развлечений. Тут тебе и киношка, и аттракционы, и жратва от пуза, и сон до обеда. Но все знают, что в конечном итоге, люди на Острове превращаются в баранов. В прямом смысле этого слова. Носов рассказывает нечто, вроде притчи о том, что праздность и развлечения ведут к полной деградации. Кстати, несколько лет назад, котогда по ТВ была масштабная реклама пива с участием отупелой младежи, один из журналистов вспомнил именно об этом фрагменте из «Незнайки...» Впрочем, незабвенный Дом-2 - это нечто, вроде того самого Острова, только в миниатюре. Как сказала одна моя подруга: «Если эти люди когда-то и умели читать, то давным-давно разучились...»

Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям

3. Это книга для детей и взрослых.

Я понимаю, что есть дети, которые понимают, что название Лос-Поганос созвучно с Лос-Пальмос, а название города Паноптикум напоминает по структуре Коннектикут. Есть дети, которые видят в названии Большой Бредлам (сборище лунных олигархов) слова «бред» и «бедлам». Но их мало, таких детей. В основном, это видят их родители. Например, в сказке действует Общество Свободных Крутильщиков (то есть людей, которые вертят карусели). Любой взрослый поймёт аналогию Вольными Каменщиками. Фертинги=стерлинги, сантики=сантимы. Ракета ФиС - Фуксия и Селёдочка (в честь прекрасных дам). Ракета НиП - Незнайка и Пончик - в честь пропавших товарищей. Магазин разнокалиберных товаров. Шикарно ведь звучит? Или «говорящие» фамилии - Скуперфильд, Спрутс, Дрянинг (отец-основатель сети ночлежек). Имена, типа Жулио - типичный средиземноморский вариант, смесь жулика и Хулио.

Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям

4. Еда.

Если судить по описанию бытовых подробностей, то тут вырисовывается странная картина - герои Носова удивительно просто питаются. Даже в лунных ресторанах. Вспомните, что заказал себе в ресторане Незнайка, попав в лунный город. Суп, макароны с сыром, голубцы, чашку кофе и мороженое. Примерно так обедал среднестатистический рабочий в заводской столовой, а кофе и мороженое мог употребить в соседней чайной. При этом, в сказке чрезвычайно много едят, причём, это делает не только пресловутый обжора-Пончик. Аппетитные описания киселей, супов, макарон и котлет есть буквально в каждой главе. Шикарна и сцена с кастюлей манной каши, которую единолично схомячил Пончик. Или вот шикарное название - «Пищезаправочная станция», где всё тот же Пончик торговал солью. Вкусно написаны и сцены поедания «космической пищи» из тюбиков. А ещё радуют гигантские растения - эта воплощённая мичуринская мечта.

Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям

Я не знаю биографических подробностей самого Николая Носова, но мне почему-то кажется, что автор в своё время вдоволь наголодался. Причём, ему постоянно грезились не какие-то деликатесы (их в сказке вообще нет, даже у богачей), а именно простые и сытные кушанья.

5. Взаимоотношения полов.

Разумеется, многие из вас скажут, что это - сказка и так зарываться в психоанализ - тактически неверно. Однако это интересно. Смотрите - в книгах Носова о приключениях Незнайки мальчики живут отдельно от девочек. Фуксия и Селёдочка из лунной эпопеи присутствуют эпизодически, как ассистентки Знайки. Представить себе, что Знайка или там доктор Пилюлькин могут испытывать к девочкам какой-то интерес - невозможно. На Луне - та же картина. У лунных жителей нет жён, даже у богачей - а можно было бы смачно описать, как жена Спрутса сорит деньгами. Есть одинокая госпожа Минога, за собаками которой ухаживал Незнайка. Есть её одинокая служанка. Присутствует эпизодическая журналистка, которая фотографирует Незнайку в скафандре. И по большому счёту - всё. Книги о Незнайке - это мужской мир, мир креативных мальчиков, которым в их жизни особо-то и не нужны бабы.

Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям

6. Солнышко.

Образ Солнца (или как говорят персонажи сказки - Солнышка) - один из ключевых в повествовании. Если вы помните, лунные жители обитают не на Луне, а в Луне, то есть у них есть твёрдое небо и нет никаких светил. У Незнайки в последних главах развивается нечто, вроде депрессии - от отсутствия Солнца. Интересный посыл, если вдуматься - в лунном капиталистическом мире отсутствует главный источник света. Я не буду вдаваться в мифологическую суть вечного противопоставления Луны и Солнца и не назову Незнайкиных друзей язычниками-солнцепоклонниками, но всё же, все жё...

7. Клопы, крысы и прочие атрибуты сурового быта.

На Луне многие бедняки живут в трущобных гостиницах, наподобие ночлежки из многоизвестной горьковской пьесы. Клопы и крысы, обитающие в подобных местах, выписаны весьма весомо-грубо-зримо. И, судя по всему, автобиографично. Ибо весьма прочувствованно. И вообще, автор очень умело рисует быт мужских общежитий - особенно это видно в главе, посвящённой каталажке. Что характерно, Незнайка, прибывший из мира, где для клопов и антисанитарии нет никакой социальной базы, всё же знает, что это такое. Ну, в общем, про деньги он спрашивает, а про клопов - нет.

Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям

8. Физики и лирики.

В сказке показано типовое технократическое общество во главе со Знайкой и его подручными - Винтиком и Шпунтиком. Гуманитарии представлены довольно слабо. Причём, Незнайка и Пончик по ходу ничего не делают и считаются этакими штатными лентяями, предусмотренными программой.

На Луне, кстати, в искусстве торжествует (вернее - бесчинствует) модернизм. Помните, Козлик объясняет Незнайке, что на картине, висящей в их офисе, ничего не изображено.

«Ты, братец, лучше на эту картину не смотри, - говорил ему Козлик . - Не ломай голову зря. Тут все равно ничего понять нельзя. У нас все художники так рисуют, потому что богачи только такие картины и покупают. Один намалюет такие вот загогулинки, другой изобразит какие-то непонятные закорючечки, третий вовсе нальёт жидкой краски в лохань и хватит ею посреди холста, так что получится какое-то несуразное, бессмысленное пятно. Ты на это пятно смотришь и ничего не можешь понять - просто мерзость какая-то! А богачи смотрят да ещё и похваливают. «Нам, говорят, и не нужно, чтоб картина была понятная. Мы вовсе не хотим, чтоб какой-то художник чему-то там нас учил».

Ссылки доступны только зарегистрированным пользователямСсылки доступны только зарегистрированным пользователям

[*]Как любая талантливая книга, «Незнайка на Луне» даёт пищу для размышлений. И для фантазий. К примеру, мне доводилось читать, что носовские коротышки - типа советские хоббиты, а Цветочный Город - некий Хоббитшир... Печатали и дурнину на тему «Герои Носова - гомосексуалисты» - ну, девки у них там с краю, и вообще. Попадалась мне и статья, что в постперестроечную эпоху капитализм строили не по экономическим учебникам, а по «Незнайке...» В общем, каждый найдёт своё. При всём богатстве смыслов, я представляю себе эту книгу, как хороший антикапиталистический трактат с детской наглядностью.

[*]Рисунки - Генриха Оскаровича Валька.

http://zina-korzina.livejournal.com:80/313659.html

Re: чем НАСТОЯЩИЙ детский писатель отличается от фальшивого.

Добавлено: 18.09
читатель
Одинец
Артемий Лебедев

Многогранна, полноводна, неисчерпаема русская литература.
Страшна судьба русского писателя.
Особенно в ХХ-м, революционном веке.
Запрет публикации, травля, арест, ссылка, пытки, расстрел – вот что приготовила революция русскому человеку, рискнувшему взяться за перо.

Кто остался из тех, кто начинал в 20-е годы? Почти никого. Уничтожены. Так или иначе. Тем, или иным способом.

    [уточнение. Надо отделить мух от котлет. Обратите внимание - при И.В. Сталине Бианки спокойно творил, никто его не трогал. Арестовывали его троцкисты в 1920-начале 1930х гг. смотри биографию: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0% ... 0%B8%D1%87 ]

Но есть, есть на свете волшебство, волшебство настоящее, такое, что заговорённого ни пуля, ни меч не берут. И ещё знает он место такое, где ударил ногой – земля расступилась, ушёл, и вся погоня осталась ни с чем. Одиноким быком, ушедшим из стада, Одинцом стоит такой мастер в русской словесности. И время не треплет в прах его страницы.



Все мы в детстве читали, даже проходили в начальных классах рассказы Виталия Бианки о родной природе. Если не ошибаюсь, то и сегодня в детских садиках, в начальных классах школы читают малышне рассказы о том, «Как Муравиьшка домой спешил» о том, «Чей нос лучше», историю мышонка Пика. Мы, дети «развитого социализма» особенно хорошо воспринимали эти рассказы на контрасте с баснями про «дедушку Ленина», которые нас заставляли зубрить чуть не наизусть. Где теперь эти рассказы? Ветер истории сдул их куда-то в направлении свалки. Может, уже и долетели.

Но к чему тот пафос, с которого я рискнул начать, если мы говорим о писателе-натуралисте, сочинившем горсть занятных побасёнок для ребятни?

Давайте разберёмся. Конечно, Виталий Валентинович Бианки был весьма неплохим натуралистом. Кроме того, был у него замечательный дар наблюдательности. И ещё чувствовал он детское сердечко настолько, что мог писать так, чтобы ребёнок, даже городской, словно взаправду попадал на лоно природы – в лес, на озеро, в степь, в болото, во все ландшафты, которыми изобильна Россия.

Вообще-то один только труд (да, именно «труд», иного слова не подберу) Бианки «Лесная газета на каждый год» позволяет поставить писателю громадный бронзовый памятник в центре Москвы. «Лесная газета» - это увлекательное на уровне детектива описание всех событий, происходящих в лесу на протяжении года. Сейчас в моду вошли всяческие и многочисленные «энциклопедии» для школьников. Поверьте на слово, ни одна из них, пусть даже она называется «Полная и всеобщая Энциклопедия животного и растительного мира России» не потягается с «Газетой». Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок любил и понимал родную природу, кормите его книгами Бианки в тех дозах, которые он сможет усвоить.



Но это не весь Бианки. Ему удалось, он успел создать ряд произведений, ставящих его на одну полку с лучшими мастерами русского слова.

Нет, он не создал столь тонко психологических романов как Достоевский. У него нет эпосов, могущих сравниться с «Войной и миром». Всего лишь на один приличный том повестей и рассказов. Это тоже для детей, но уже постаршеньких. Это, между прочим, тоже показатель мастерства – чтобы достаточно серьёзную вещь могли читать дети лет 12-ти. Это, я вам доложу, исполнить более чем трудно. Я уж знаю.

Но этот том я порекомендую любому, кто понимает, что такое писательское мастерство, что такое искусство литературы. Если бы сам Гоголь стал писать о природе, он не смог бы лучше.



Огромное наследство советской детской литературы лежит сегодня неудобоваримым комом. И хорошо, и с душой многое написано. Но вот поди, разъясни современному ребёнку, что такое реввоенсовет. И всё. И книга уже мертва, хоть и не совсем. Её ещё многие помнят, а кто-то даже пытается дать почитать своим детям. Но с первых абзацев – столько вопросов, что нужно как минимум читать чаду в плановом порядке «Краткий курс истории КПСС». А через 30 лет кто это вообще сможет объяснить? Тление, вот как я это назову.



Вне стада, Одинцом работал Бианки. Его герои не коммунисты и не контрреволюционеры. Его герои – крестьяне, охотники, браконьеры, люди, живущие во все времена и при всех мыслимых идеологиях. Человек – ружьё – лес – зверь. Вот схема, которая не знает тления.

Вот история Одинца – могучего и свирепого лося, живущего вне стада. И тут же психология молодого охотника, тщящегося «взять» такой дорогой трофей. Композиция, построение главы, абзаца, фразы, просит, заставляет назвать «Одинца» Бианки не повестью, а поэмой. Нет, это просто недостижимо: два коротких предложения (Бианки не любил длинных), и перед глазами – лес, все его жители, все драмы и конфликты, происходящие здесь. Слово пригнано к другому так, что редакторского пера не протиснешь. Ни одного не выбросить, ни одного не вставить. И ещёвот эта зримость, которая для большинства писателей вообще недостижима…

А «Мурзук»? Повесть-поэма о прирученной рыси и трагической судьбе её хозяина, лесника Андреича. (Позже был снят сериал «Кунак» по мотивам этой повести).

«Карабаш» - пёс-метис и беспризорница Тайка. Жизнь людского муравейника – города и полудикого животного сплетаются в сложный, исполненный драматизма узел.

Рассказ «Последний выстрел». Очень короткий. О двух пожилых немногословных братьях-охотниках. Тайга. Промысел пушнины. Похищение ценной ловчей собаки. Выстрел, ставящий точку.

Лежит, вона, на полке томик Конан-Дойля, но куда там…

«Рассказы о тишине» и «Задумчивые рассказы» - это поздний Бианки, 50-е годы. Философское осмысление природы. Дожил. А ведь арестовывали раз 10, приговаривали раза три. Но как заговорённый Одинец, когда чьим-то заступничеством, когда просто бегством, уходил писатель от гибели.

В повести «Одинец» Бианки раскрывает все секреты мудрого лося – и как он уходил от любой погони, и где имел тайное лежбище. Конечно, и спасение писателя тоже имеет ясные и простые объяснения, и нет, разумеется, на свете никакого волшебства.

Но вру это я. Есть, конечно, самое настоящее волшебство. Есть такое волшебство, что маясь в душной московской квартире, я могу в один момент перенестись в свежую хвойную тайгу, в степь, я могу пройти по водам ласкового озера Сарыкуль, я могу…

Я могу всё, когда я читаю мастера.


Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям
Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям
Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям

хороший роман

Добавлено: 18.09
читатель
Наследник из Калькутты

Что такое приключенческий роман?

Это книга, которую интересно читать.

Почему же так интересно читать приключенческие романы?

Да очень просто. В таких романах добрый герой борется со злым, и, разумеется, в итоге одерживает победу.

Чем же добрый герой отличается от злого?

Добрый благороден, честен, он не выстрелит в спину, не уклонится от боя, не уронит чести. Злой, напротив, низок, коварен, подл. Доброго героя любит прекрасная героиня, а злого не любит.

Когда и где может происходить действие приключенческого романа?

Увы, не сегодня. Автомобиль, поезд, океанский лайнер и даже самолёт – никуда не годятся, если мы хотим настоящих приключений. Парусник, только парусник, фрегат, бригантина, в крайнем случае, барк – вот на чём должны перемещаться герои. Здесь же они могут сражаться, устраивать бунты, поднимать то мирный, то пиратский флаг; только на парусном судне можно по-приключенчески обходить рифы и бороться со штормами.

Что ещё обязательно должно присутствовать в приключенческом романе?

Любовь, коварство, доблесть, предательство, поединки, кинжалы из-за угла, подслушивания, переодевания, необитаемый остров, разбойники (желательно морские), тюрьма, охота, ох, словом, всего не перечислить.

А какими качествами должен обладать сочинитель приключенческих романов?

Фантазией? Пожалуй, нет. Фантазия может сыграть с писателем очень скверную шутку. Фантазия отрывает писателя от жизни, и герои его делаются ненастоящими, приключения искусственными, книга – неинтересной. А вот творческое воображение, которое позволяет автору самому влезть в шкуру героя, творческая смелость, которая даёт возможность допущений, необходимых в приключенческом жанре, чтобы не скатиться в русло бытописания, и творческая честность, без которой хорошие книги вообще не делаются, потому что нечестный автор быстро ловится читателем на несоответствии действительности, - вот чем должен быть вооружён сочинитель приключенческих книг.

Именно такими качествами обладал в полной мере автор замечательной книги «Наследник из Калькутты» Роберт Александрович Штильмарк.

Книга эта замечательна сразу по множеству показателей. Ну, во-первых, это невероятно увлекательная книга. Во-вторых, это, по моим данным последний классический приключенческий роман в мировой литературе. И, наконец, книга написана в жутких условиях лагеря, заключённым, который после написания книги должен был быть убит…

И вот, в тайге, в Туруханском районе Красноярского края, при свете коптилки творческое воображение писателя вызывает эпоху колонизации, конец XVIII века. Живыми, полнокровными героями проходят перед нами бандит и авантюрист Джакомо Грелли, превратившийся в воротилу зарождающейся олигархии, Альфред Мюррей, незаконно лишённый наследства, немного наивный, но стойкий и честный, его невеста Эмили, которая решилась на тяжелейшие испытания ради спасения своего возлюлебнного. Вот старый пират Бернардито, суровый, но, как оказывается, благородный и умный. Аристократы, нищие, иезуиты, луддиты, банкиры, разбойники, адвокаты, рабы, индейцы, – всех их наполняет кровью и плотью творческое воображение романиста.

Сочинитель приключений должен смело вбрасывать в повествование непредвиденные обстоятельства, новых героев, переплетать сюжетные линии, спутывать и распутывать клубки интриг. В «Наследнике из Калькутты» творческая смелость автора граничит с каким-то, я бы сказал даже бесшабашным нахальством. Десятки героев самых разных национальностей Роберт Штильмарк сталкивает в интригах и противоборстве, в битвах и дружбе. Англичане, испанцы, итальянцы, греки, негры, индейцы тасуются им как колода карт. Арена действий романа огромна: Англия, Северная Америка, Южная и Западная Африка, отчасти Индия, необитаемый остров, два океана – Атлантический и Индийский, Средиземное море. Героев швыряет из одного конца света в другой. Столько сюжетных линий, так ловко переплетённых, что порой голова идёт кругом, пожалуй, не встретишь больше ни в одной книге.

Классик приключенческого романа Роберт Луис Стивенсон сам много путешествовал морем и, разумеется, в описании морских приключений был точен. Кабинетный писатель Жюль Верн, работая над своими книгами, широко пользовался самыми разнообразными источниками для того, чтобы быть достоверным в описаниях дальних стран. Вообще, долг писателя добиваться максимальной достоверности обстановки, нравов, всех мелочей, включая детали костюма и такелаж кораблей в тех странах и в ту эпоху, где живут и действуют его герои. Роберту Штильмарку было много труднее, чем Стивенсону и Верну. Он мог полагаться только на свою эрудицию и память. Для того, чтобы достоверно описать Англию, он по памяти вычерчивал карту страны. Может быть, где-то он и ошибся, но в условиях отсутствия всяческих источников, он проявил всю возможную писательскую честность.

Итак, мы берём в руки «Наследника из Калькутты» - возможно последний классический приключенческий роман в истории.
Какой смысл в чтении его, да и всех приключенческих романов?
Огромный. Ребёнок, подросток, увлекаясь захватывающим повествованием, исподволь впитывает такие важные и сложные понятия как добро и зло, честь и низость, правда и ложь, и учится их различать, давать им оценки вслед за автором. Хорошие, добрые, честные приключенческие романы – колоссальный инструмент воспитания полноценной личности. «Наследник из Калькутты» - один из лучших.



Изображение
Иллюстрация на обложку книги Р. Штильмарка "Наследник из Калькутты". Т. 2. 1997


История написания романа.

О своем отце, авторе знаменитого романа «Наследник из Калькутты», рассказывает читателям «МО» главный редактор журнала «Православный набат» Александр Штильмарк

Знаменитый роман писался на зоне, а соавтором романиста стал «вор в законе»

- Александр Робертович, ваш отец известен, прежде всего, как автор книги «Наследник из Калькутты» – приключенческого романа для юношества, совершенно светлого и жизнеутверждающего. Я сам зачитывался этим романом в детские и юношеские годы. И лишь потом я узнал, что Штильмарк – это не какой-нибудь там средневековый европеец типа Саббатини или Дефо, а наш современник, советский человек. Затем мне стало известно и то, что ваш отец писал эту книгу, будучи узником сталинского лагеря. Как все это происходило, какова тайна написания романа в лагерных условиях. Ведь для того, чтобы сочинить такую книгу, надо обладать энциклопедическими знаниями о том времени и о той местности…
- В это трудно поверить, но отец этими знаниями как раз и обладал. Когда отца посадили, ему было 35 лет. Это был конец 44 года.
- Что ему инкриминировали?
- Антисоветскую агитацию и пропаганду. За бытовой анекдот, в котором говорилось, что автомобиль «Виллис» – хорошая машина.
- Ваш отец воевал?
- С начала войны он попал на фронт. Прошел всю ленинградскую блокаду. Командовал сначала взводом, а потом и ротой разведки. Был несколько раз ранен. После тяжелого ранения и контузии, его отправили в тыл. Вылечили с грехом пополам. После чего он в Ташкенте преподавал топографию в военном училище, а потом его взяли в Москву, в Генеральный штаб. Там он занимал подполковничью должность, работая так называемой «указкой». Это когда собирался на совещание высший генералитет, и он с указкой возле карты показывал сводку военных действий. В то время Берия старался внедрить в Генеральный штаб своих людей. Это был его излюбленный прием: дискредитировать сотрудника Генштаба, арестовать его, а на освободившееся место рекомендовать своего «засланного казачка». Мой отец был арестован по личному указу Берии. Его посадили на 10 лет.
- Расскажите, как ваш отец сидел в лагере?
- Это было несколько лагерей на севере Красноярского края. Если бы он работал на общих лесоповальных и дорожных работах, то не выжил бы. Его спасло то, что он был не только хорошим топографом, и нормировщиком. Он гнал гениальную туфту, натягивая заключенным вместо, скажем, 30 процентов выработки, все 100. Если бы этого не было, многие просто не выжили бы.
- А когда он начал писать роман?
- Началось все с того, что он вечерами рассказывал заключенным истории. Как тогда это называлось – «толкал романА». Отец был рассказчик совершенно потрясающий. Его можно было слушать часами. Он выдумывал невероятные жалостливые истории, над которыми могли всплакнуть даже отъявленные уголовники - бандиты и убийцы. Это был театр одного актера. Предложение написать роман поступило от одного из самых жутких воров. Причем не просто вора, а от так называемого ссученного вора. В то время воры делились на две категории: «в законе» и «ссученных». И между ними шла борьба не на жизнь, а на смерть. Ссученный вор – это тот, который отошел от воровских законов и начал сотрудничать с лагерной администрацией. Были сучьи зоны и воровские зоны. И если два вора из того или иного клана вдруг попадали в один лагерь, то резня бывала страшная. И вот однажды главный ссученный вор зоны Василевский приглашает отца к себе, и предлагает написать «рОман», обещая создать ему все необходимые для этого условия.



Штильмарк с сыновьями

- А раньше ваш отец писал книги?
- До войны он работал журналистом, но прозу не писал никогда. Василевский, прочитав его личное дело, видимо, решил, что журналист и романист – одно и то же. Плюс слава отца, как рассказчика. В то время Василевский имел в зоне колоссальную власть. Его боялись больше, чем лагерное начальство. Он не работал. У него была своя комната с обстановкой… На это предложение отец, конечно, согласился. Его освободили от работы, отвели ему закуток в бане, снабдили карандашами, ручками и чернилами. Он целыми днями там сидел и при свете свечи (потом появилась керосиновая лампа) писал роман. Условия были тяжелейшими: постоянный голод, холод...
- Откуда же он черпал знания о костюмах, нравах, именах и географических названиях 18 века?
- Действительно, это поразительно! Более того, он же нарисовал карту мира того времени. Потом ее сверяли с реальной: один к одному! Откуда это в тайге?!
- А как он сам это объяснял?
- Он же еще при царе родился (1909 год) и успел поучиться в гимназии, которая оставалась таковой и несколько лет после революции. Его воспитывали русские гувернантки. Он был очень образованный человек, просто энциклопедических знаний. Таких людей сейчас нет.
- Штильмарк – необычная фамилия. А из какой семьи ваш отец?
- Он родился в дворянской семье. По отцу его предки – шведы, которые приехали в Россию 400 лет назад и имели отношение к роду шведского короля Улафа VI. Родители отца, мои бабушка и дедушка, были лютеранами. Еще до революции, будучи маленьким мальчиком, Роберт познакомился с православным священником, и захотел креститься в Церкви. Родители разрешили. Они и сами склонялись к православию, соблюдали посты, но креститься не успели из за революции. Дед был царским офицером, отказался служить в Красной армии и был расстрелян как «враг народа»…

Изображение

Роберт Штильмарк с детьми

- Сколько же времени вашему отцу понадобилось для написания книги?
- Всего полтора года, что также можно отнести к чуду. Ведь это огромный, толстый роман с множеством сюжетных линий…
- Значит, первыми читателями были зэки?
- Да. Их оценка была потрясающая. Потому что кроме зэков-уголовников, которые просто слушали, открывши рот, были другие зэки – литературоведы, театральные критики. Они дали высочайшую оценку роману, как художественному произведению. Читали все, разумеется, рукопись. Но рукопись качественную. Одного из художников Василевский заставил каллиграфическим почерком переписать книгу в двух экземплярах.


Изображение
Рукопись приключенческого романа "Наследник из Калькутты". Написана в с. Ермаково (Норильлаг) Красноярского края. Является музейным памятником. В Мальково (Лесосибирск с 1975 г.) автор читал эту рукопись в 1954 году местным жителям и политическим ссыльным.


- А зачем все это нужно было затевать Василевскому?
- Он хотел стать единоличным автором романа, посвятить его Сталину и отослать вождю народов с тем расчетом, что тот его амнистирует. И хотя с отцом была такая договоренность об авторстве, но кто-то ему подсказал, или он сам догадался, что такого свидетеля оставлять нельзя. Для этого он решил уничтожить настоящего автора, подкупив для убийства воров. И произошло совершенно уникальное событие: бандиты ослушались свое воровское «начальство». Они собрались. Не было ни одного уголовника, который бы выступил за убийство отца. В завершение сходки слово взял один авторитетный вор, который сказал следующее: «Я тоже – онанист», - (он хотел сказать «гуманист»), - «я тоже люблю культуру хавать». Было решено романиста не убивать, но и деньги Василевскому не отдавать. И они это дело пропили. Уже потом Василевскому подсказали, что Сталин ему, неграмотному, не поверит, что это он написал. И вор решил взять моего отца в соавторы. В итоге первые два издания вышли за авторством Штильмарка и Василевского.
- А когда окончился срок вашего отца?
- В начале 50-х. Потом еще было несколько лет ссылки в Красноярском крае. Там он познакомился с моей мамой. Мама приехала туда в составе этнографической экспедиции. Ей было около 30-ти, а отцу – 45 лет. Они полюбили друг друга и стали жить вместе. В итоге маму, за связь с заключенным, выгнали из аспирантуры. Тем более, что сама она – тоже из «бывших», то есть из неблагонадежного для советской власти рода бояр Савеловых, давшего России Патриарха Иоакима (в миру – Иван Савелов), предпоследнего русского первосвятителя перед Синодом.

Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям

Re: чем НАСТОЯЩИЙ детский писатель отличается от фальшивого.

Добавлено: 07.06
ACawer
В детстве я читал книги запоем - спасибо прабабушке, очень рано научила читать самостоятельно. Не все книги, за которые я брался, дочитывал до конца - какие-то мне были неинтересны, какие-то непонятны. Но те, какие мне действительно понравились, с удовольствием перечитываю и сейчас. Буквально недавно ковырялся в своих старых детских книжках и наткнулся на сборник детского украинского писателя Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям. В сборнике было три повести: "Приключения Робинзона Кукурузо", "Незнакомец из тринадцатой квартиры" и "Пятёрка с хвостиком".

Изображение

Взялся перечитывать первые две (у них общие главные герои), а потом решил поискать информацию об авторе и его книгах в сети. И обнаружил, что я так и не дочитал до конца о приключениях полюбившихся героев, поскольку в сборник не вошла последняя, третья книга. Срочно нашёл произведение в сети и прочитал его, пока был на работе (каюсь, грешен). А потом решил, что надо бы и здесь что-нибудь написать об этом авторе, и взял предисловие из того самого сборника, написанное товарищем Нестайко, писателем Сергеем Алексеевым (должно быть, это как раз он Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям):

МОЙ ДРУГ ВСЕВОЛОД НЕСТАЙКО
Это было давно. Группа киевских писателей пригласила меня на охоту. Самым молодым среди нас оказался Всеволод Нестайко, который, как выяснилось, ещё ни разу в жизни не брал в руки ружья. И вот приехали мы на речку Удай. Живописные, неповторимые кругом места. Петляет, петляет Удай. Уходит в камыши, убегает вдаль. Островки раскинулись на реке, кое-где низко к воде наклонились ивы. И солнце светит. Тишь и простор. Всё, казалось бы, обещало удачу, однако охоты не вышло. Перехитрили нас утки. Остались целы и невредимы. Прощай, Удай. До новой встречи.
Не предполагал я, что новая встреча будет столь необычной. Прошло два года. Всеволод Нестайко подарил мне свою книгу —«Приключения Робинзона Кукурузо». Читаю я её — что такое? Знакомые места. Так это же речка Удай! Под другим названием, правда, с её островками, петлями в камышах, омутами, ивами и перекатами. Вспомнил я нашу охоту, понял:
принесла она Всеволоду Нестайко трофей гораздо более редкий, чем подстреленная дичь,— радость приобщения к родной украинской природе, её воздуху, её просторам и красоте. И главное — новую книгу.
Детство у Всеволода Нестайко было очень нелёгким. Он рано лишился отца, малым ребёнком в начале тридцатых годов пережил страшный голод на Украине. Мальчишкой видел войну со всеми её ужасами. На его глазах фашист убил его товарища. Он и сам чуть не погиб, попав однажды под сильный артиллерийский обстрел. Половина четвёртого класса, в котором он учился, была угнана гитлеровцами и погибла в страшном Бабьем яру. Да и учиться, чтобы не забыть родной украинский язык, пришлось в подпольной школе. Да, трудное досталось ему детство, а вот книги его, обращённые к нынешним детям, очень весёлые, радостные. Отчего же так? Не оттого ли, что в них он как бы по-новому пережил, «исправил» своё детство, подарив своим читателям то, чего сам был в детстве лишён? [тут сильно напомнило Носова]
У Нестайко много книг. «Шура и Шурко», «В стране солнечных зайчиков», «Это было в Киеве», «Спутник Лира-З», «Космо-Натка», «Незнакомец из тринадцатой квартиры», «Приключения Грицка Половинки», «Чудеса в Гарбузянах», «Пятёрка с хвостиком», «Тайна Вити Зайчика» и, конечно же, «Приключения Робинзона Кукурузо». Всех книг не перечислишь. Читают их не только украинские и русские ребята, но и дети Чехословакии, Германии, Болгарии, Венгрии, Румынии, Англии, Америки, Испании, Индии, ребята арабских стран. Книги Всеволода Нестайко переведены на языки многих народов мира. Пишет он не только рассказы, повести и сказки, но и пьесы для детей, которые с успехом идут на многих сценах нашей страны. Вот некоторые из них: «Марсианский жених», «Витька Магеллан», наш добрый друг «Робинзон Кукурузо». Всеволод Нестайко создаёт ещё и киносценарии, а фильм по его книге «Тореадоры из Васюковки» был удостоен высоких наград сразу на двух очень престижных международных киносмотрах — Гран-При в Мюнхене (ФРГ) и главной премии на Международном фестивале в Александрии (Австралия). Тридцатилетняя творческая работа писателя увенчана победами на всесоюзных и республиканских литературных конкурсах. Он также лауреат республиканской премии УССР имени Леси Украинки. И премии имени Миколы Трублаини. Международное жюри включило его имя в Особый Почётный список Г. К. Андерсена, в который вносятся самые лучшие детские писатели мира.
Живём мы с Всеволодом Нестайко в разных городах и, к сожалению, видимся нечасто. Но каждая встреча с ним праздник для меня. Я люблю его как писателя, люблю его и просто как человека — очень доброжелательного, весёлого и остроумного. И нахожу, что книги похожи на него: своим героям он сумел передать черты своего характера жизнерадостность, фантазию и какую-то чисто детскую способность сочувствия людям. Я завидую ребятам, которые впервые возьмут в руки его книги: их ждёт много удивительных встреч и открытий.
Радуюсь, что у меня есть такой замечательный друг — Всеволод Нестайко.

Сергей Алексеев


Повести эти смешные, по-детски наивные и очень милые. К главным героям проникаешься симпатией и переживаешь вместе с ними. Вообще, в книжку погружаешься с головой. Персонажи, равно как и события с ними происходящие, живо и ярко описаны. И, если честно, после прочтения трилогии, стало грустно - куда всё это делось? Где все те люди, которые жили тогда, почему они вдруг резко все изменились? Но это уже в другую тему.

В заключении скину для наглядности несколько цитат из книжки "Необычайные приключения Робинзона Кукурузо":

У нас была благородная идея — прорыть под свинарником метро. Это должно было быть для всех сюрпризом. Первая линия метро в Васюковке! Станция «Овин», станция «Кривая груша». Три копейки в один конец. Родственники — бесплатно. С учительницы арифметики — пять копеек.


Теперь осталось одно — отпроситься у деда.
Дед сидит на колоде и выстругивает ручку для вил. Кукурузо ходит вокруг него и канючит:
— Диду!
— Га?
— Так я к тётке Ганне пойду в Пески.
— Отцепись.
— Диду?!
— Га?
— Так я пойду.
— Отцепись, тебе говорят. Иди лучше уроки учи.
Помолчали немного. Потом опять:
— Диду!
— Га?
— Мне с вами скучно.
— Так что, мне на голову стать, чтобы тебя, развеселить?
— Я к тётке Ганне пойду. Там же Иришка. Я её столько не видел…
— Когда она дома, так только ругаешься с ней, а тут, видишь, соскучился…
— Я вам и самосада принесу. Вы же знаете, какой у тётки Ганны самосад.
— У меня свой есть не хуже. Отцепись.
Опять помолчали.
— Диду!
— Га?
— Так я пойду. Да?
— Ну что пристал? А уроки?
— Так я возьму книжку и там учить буду. Вот спросите тогда у тётки Ганны.
Я притаился и думаю: «Ох и трудно же в наше время удирать на необитаемый остров!»


Хорошо было Робинзону Крузо. Всё нужное выбрасывало ему на берег море после кораблекрушений. Всё абсолютно, даже деньги.

Захотел двенадцать топоров — на тебе двенадцать топоров. Захотел шёлковые рубашки — на тебе шёлковые рубашки… А мне хоть бы одну кастрюлечку. Хоть бы махонькую. Да где там! Дождёшься тут в плавнях кораблекрушения! Дудки! Хоть сто лет жди! Только один раз тут было настоящее кораблекрушение. Это когда киевский охотник Сидоренко ружьё утопил, да какая мне польза от этого. У меня своя берданка есть. Нет, на кораблекрушение мне нечего и надеяться!


О, мы знали, мы хорошо знали, что это такое — браконьер! Браконьер — это не охотник, это не рыбак, это злодей, убийца. Я помню, как однажды зимой дед Варава привёз домой на санях смертельно раненного лосёнка. Какой-то браконьер подстрелил его, но заметил охотников и сбежал. Лосёнок лежал неподвижно, и лишь губы у него вздрагивали, будто он хотел что-то сказать, и глаза глядели со смертельной тоской, казалось, вот-вот заплачут. Я и сейчас вижу эти глаза. Как ни старался дед Варава — спасти лосёнка было уже невозможно…

Мы ненавидели браконьеров. Ловить рыбу большой сетью было браконьерством. Это не была спортивная ловля. Это было хищническое, разбойничье истребление рыбы. Мы хорошо знали это.


Кому интересно, могут конечно погуглить, но мой совет - прогуляйтесь лучше по букинистическим лавочкам своего города, поищите в продаже, живая книжка намного лучше электронной. А если найдёте, то отдайте своим детям, пусть сами учатся читать - думаю, им понравится.