Страница 1 из 1

Делим кинозрителей по уровню восприятия .

Добавлено: 14.04
ТВзритель
Слушая рекламу о новом блокбастере, а другие фильмы и не рекламируют, люди залезают в интернет, что-бы узнать мнения других людей, уже посмотревших его. Интернет шумно отзывается на всё что рекламируют и буквально всегда бурлит по любому поводу.
Что-же мы ожидаем там прочитать? Насколько квалифицированная публика обычно обсуждает фильмы, каков её уровень? То есть, научно говоря - какой может быть процент доверия к чужому мнению услышанному в сети?


...редкий фильм вызывает одинаковую реакцию. Так, после
просмотра советского доперестроечного фильма «Пираты XX века» были высказаны следующие мнения:
«Пираты XX века» мне понравились. Я смотрел фильм пять раз и еще бы
столько же посмотрел».

«Просматривая этот фильм, плачешь, и в то же время появля­ется улыбка,
радость за таких смелых, выдержанных, преданных Родине советских
людей».

«В фильме очень много жестоких людей. Жестоки «пираты», но и наши
моряки тоже. Наверное, советские люди должны пока­зываться в кино
по-другому, даже в таких моментах в них должно оставаться что-то
советское».

«Фильм считаю слабым. Он учит людей жестокости. Николай Еременко мне
знаком по другим фильмам. Я считаю его талант­ливым актером. Здесь он
разочаровал меня своими пустыми и холодными глазами, изуверскими
приемами каратэ. И вообще вся история эта мало правдоподобна. Никак не
пойму, что в ней видят хорошего другие».

Как видим, мнения разные. Если проанализировать особенно­сти
киновосприятия каждого из их авторов, то перед нами пред­станут
различные категории (группы) зрителей.

Зрители с низким уровнем восприятия (подавляющее большинство, более двух третей зрителей)

Первую группу составят те, для кого кино — обычное буднич­ное
развлечение. Зрители этой группы слабо разбираются в тема­тическом и
жанровом разнообразии кинематографа В кинотеат­ре и по телевизору они
смотрят в основном приключенческие ленты и комедии. Фильмы,
поднимающие большие общественные, нрав­ственные проблемы, отмеченные
печатью высокого художествен­ного мастерства, ими отвергаются «с
порога», ведь в кинотеатр они ходят лишь развлекаться. Создателем
фильма считают ди­ректора картины. Из других участников съемочного
процесса знают только актеров. Причем из актеров знают только тех, кто
снимался в комедийных фильмах (обычно одну-две фамилии). Дать оценку
просмотренной ленте затрудняются. Чаще всего ограничиваются
маловразумительной характеристикой: «Ничего, смотреть можно».
Обсуждать увиденное не любят: «О чем гово­рить? И так все ясно». Этих
зрителей отнесем к зрителям с низким уровнем восприятия. Чаще всего
сюда относятся юноши.

Девушки с низким уровнем восприятия относятся к кинема­тографу
несколько иначе. В кинотеатр они тоже ходят ради раз­влечения, но в
понятие «развлечение» вкладывают несколько иной смысл —«отвлечение от
реальной жизни»: умиляться, со­зерцать красивое (интерьеры, пейзажи,
актеров), трогательное. Чем дальше все это от реальной жизни, тем
лучше. Отсюда такая привязанность к коммерческим мелодрамам. Из
создателей филь­ма знают также только актеров, причем прежде всего
тех, у кого красивая внешность. Часто поводом просмотра новой ленты
яв­ляется желание еще раз увидеть понравившегося актера. Пред­ложение
обсудить фильм принимают охотно. Однако анализа произведения от
зрителей этой группы ведущий обсуждение скорей всего так и не услышит.
Как правило, все сводится к вос­поминанию пережитых впечатлений,
пересказу друг другу под­робностей из личной жизни актеров.

Зрители со средним уровнем восприятия. (пока их примерно третья часть)

Вторую . группу составляют юноши и девушки, восприятие которых мы
условно назовем средним. Зрители этой группы,
отбирая фильм для просмотра, прежде всего ориентируются на идейную
сторону его содержания. Поэтому в списках из любимых фильмов столь
редки зарубежные развлекательные ленты, детек­тивы и приключения. Зато
мелодрама с присущей ей нравствен­ной проповедью принимается ими
безоговорочно. Молодые зри­тели этой группы могут назвать имена
наиболее известных ре­жиссеров советского и западного кино.
Из актеров предпочтение отдают прежде всего тем, кто сыграл роли
характерные, о которых говорят и пишут в журналах.
Кинематограф в списке интересов учащихся этой
группы на пер­вом месте не стоит, однако пополнять свои знания о нем
они счи­тают для себя необходимым. С этой целью они читают журналы, смотрят выпуски телевидения о новых фильмах и актёрах.
Вся эта самостоятельная самообразователь­ная
подготовка, к сожалению, не опирается на теоретическую базу,
лишена системности, поэтому художественные вкусы этих зрителей не
всегда устойчивы. Это может проявиться в том, что они дадут высокую
оценку фильму лишь за то, что о нём горят вокруг.
Художественную неубеди­тельность ее воплощения эти юноши и
девушки во внимание не примут. Ведь разбираться в художественных
достоинствах про­изведения их никто не учил.

Зритель с высоким уровнем восприятия

Те, кого мы условно относим в третью группу (группу с высоким уровнем
восприятия), имеют некоторые знания по теории кине­матографа и
элементарные навыки анализа фильмов. Эти люди достаточно строго
выбирают ленты для просмотра, в их списках нет детективов, мелодрам,
зарубежной коммерческой кинопродукции и приключений. Зрители этой
группы знают многих режиссеров советского и зарубежного кино, понимают
роль и других участников съемочного процесса. Оценивая фильм,
ориен­тируются не только на идейные, но и на художественные его
достоинства.

К сожалению, на сегодня это крайне малочисленная группа, количество членов в которой стремится к десяткам, или сотням по стране. А если исключить из них критиков-профессионалов, криптов, работающих на евреонал , то вообще , количество не зомбированных разумных землян по стране стремится к нулю.

Причина столь разного восприятия фильмов молодыми людьми кроется
прежде всего в разной степени их теоретической подго­товленности. У
зрителей первого (низкого) уровня восприятия художественные вкусы
складывались стихийно. Возникшую у них в младшем школьном возрасте
любовь к мультипликации (столь характерную и естественную для всех
детей) сменяет в под­ростковом возрасте любовь к приключенческим и
детективным лентам. Скажем прямо, в этом тоже ничего плохого нет —
приклю­чения в этом возрасте любят почти все. Если бы рядом с юным
зрителем в этот момент оказался взрослый, обладающий хоро­шим
кинематографическим вкусом (педагог или родитель), то он смог бы
сформировать у него к старшему подростковому возрасту интерес к другим
кинематографическим темам и жанрам, научил бы отмечать идейные и
художественные достоинства фильмов. К сожалению, такого взрослого
рядом не оказывается.

Привыкнув смотреть ленты лишь с занимательным и
незамысловатым сюжетом, с четкой расстановкой образов (эти плохие, а эти хоро­шие), с
назидательным подтекстом, с оторванностью конфликта от реальных
проблем современности, подросток, достигнув юношеского возраста,
не желают уже менять свои привязанности.

Зрителям второй группы, возможно, кое-что дало общение с родителями, которые учились еще в настоящей школе, и на уроках ли­тературы, учились вычленять и анализировать идейную сторону произведения.
Но этой теоретической базы оказалось недостаточно, чтобы разобраться в
художественных достоинствах произведений кинематографа.

Зрители, которых мы условно отнесли к третьему уровню восприятия,
получили достаточный уровень специального образования , или
имели рядом с собой наставников, которые сами лю­били кинематограф
и смогли передать эту любовь другим.
Возможно, у некоторых возникнет вопрос:
«А зачем, собственно, знать о всех этих уровнях восприятия?»
Ответим:
для того, чтобы понимать , что анализировать фильм, а следова­тельно, более глубоко
постигать тот идейно-нравственный смысл, который в нем заложен, по настоящему может только малочисленная третья группа, и основная масса обсуждений в обществе и в сети осуществляется некомпетентными и непонимающими суть вещей зеваками
.


Следует иметь в виду, что процесс обсуждения
просмотренной ленты довольно часто осложняется конфликтами между
зрителями. Дело в том, что зрители, чей уровень восприятия мы условно
отнесли к первой группе, обычно прояв­ляют наибольшую активность.
Стремясь утвердить свою точку зрения, они со всей непримиримостью
относятся к тем, кто не разделяет ее. Слушать других они не умеют и не
желают, поэто­му переубедить их почти невозможно.
Аргументов в пользу художественной состоятельности фильма
такие собеседники не выдвигают: в этом они мало что понимают.
Они глубоко убеждены: всякий, кто не разделяет их точку зрения, их
противник.

Столкнувшись с такой позицией, иные из второй или третьей группы, начинают резко
критиковать, а иногда даже высмеивать неверные суждения.
Опрометчивость своего шага они постигнут довольно скоро: при­няв
критику как личное оскорбление, Поп-корн-зрители замкнутся в себе и теперь уже
демонстративно начнут не принимать любые сужде­ния о любом
фильме.

Однако, не всё еще потеряно, кропотливая работа с этой категорией зрителей,
терпение, доброжелательный тон, искреннее желание заинтересовать
лучшими работами советских и зарубежных кинематографистов, интересные,
обстоятельные анализы как хороших, так и слабых кинолент, возможно, постепенно
начнут менять их отношение к кинематографу, заставят задуматься о своем
вкусе.

Знание особенностей киновосприятия нужно и для поиска тех, кто
приходит в кинотеатр с серьезными намерениями «пора­ботать головой».
Их меньшинство, поэтому так важно разыскать их, внимательно выслушать их точку зрения, дать им возмож­ность более полно и обстоятельно выразить свою позицию.

Вернемся к процессу анализа фильма.

Какие эпизоды особенно заинтересовали, по­чему? Какие эпизоды показались
малоинтересными, почему? Анализируя ответы, вы заметите, что
зрители первой группы в число заинтересовавших их эпизодов
обязатель­но включат те, где много динамики, действия, трюков,
схваток. Сцены, где герои размышляют, ведут принципиальные споры,
покажутся им скучными и малозначащими.

Вслушиваясь в отве­ты этих зрителей, можно отметить еще одну особенность
их вос­приятия: все их внимание сконцентрировано в основном на фигуре главного героя.
Роль второстепенных героев, пейзажа, интерьера, деталей молодыми
зрителями отмечается редко.
И здесь мы подошли к очень важному — к конечной цели анализа каждого
фильма. Она должна сводиться к осмыслению позиции автора (режиссера):
что он хотел сказать нам, зрителям, создавая свой фильм, какими
идеями, переживаниями хотел обо­гатить наш внутренний мир? Или наоборот, развратить нас, высмеять человеческие земные ценности?

Надо представлять роль режиссера в фильме. Помните, зритель с низким уровнем восприятия не имеет об этом даже малейшего представления.

Умение видеть фильм не эпизодами, а как единое целое, научиться видеть не только идею
произведения, но и характер ее воплощения, обратить внимание на художественные
достоинства просмотренной ленты.
И задать трафаретный вопрос: «Скажите, чему вас научил этот фильм?».
Люди идут в кино не для получения очередной порции воспитания, а чтобы увидеть историю чьей-то жизни. Но кинематограф уже давно стал мощнейшим идеологическим оружием в руках наших противников.
Сколь ни велика сила воздействия кинема­тографа на личность подрастающего поколения, все же его ре­зультаты редко можно увидеть на другой же день.
А результаты будут, будут обязательно.
Разоблачение идеологических бомб замедленного действия - первостепенная задача землян , ещё сохранивших разум. Обсуждения, несомненно, могут повысить общий культурный уровень и уровень киновосприятия, особенно подростков. .
Они станут более избирательно относиться к фильмам, у них может появится навык анализа произведения, возникнет желание поразмыслить над увиденным, начнут лучше понимать себя и окружающих.