Страница 1 из 1

Определение понятия "шабес-гой"

Добавлено: 08.06
Лида
Насколько широко следует понимать данный термин?

Встречала разные трактовки:

1. Гой, работающий в интересах ж/д, служащий их делу геноцида гоев

2. Гой, работающий на ж/довскую компанию или под руководством ж/довского начальгника

3. Гой, прислуживающий в еврейской семье (чёрную работу выполняющий, работу по субботам и т.д.) или в синагоге

Re: Определение понятия "шабес-гой"

Добавлено: 22.10
Рябинка
Шабесгой - дословно - субботний гой. Мальчик, для черной работы и теперь уже не только по субботам, но и всегда. viewtopic.php?f=6&t=160&p=9287#p9287

а вообще

Гой — древнерусское слово, имеющее значения, связанные с жизнью и живительной силой; наиболее известно в былинном обороте гой еси.

История слова

Гой происходит от праиндоевропейского корня *gi — жить. Этимологическое развитие глагола представлено следующим образом: индоевропейское *gi «жить» *goio «жизнь» славянское gojь gojiti «живить». Исторически тот же корень — в словах жить из древнерусского жити (здесь другая ступень чередования) с исходным значением «кормиться, питаться, выздоравливать», жизнь, живить, живой. «Гоить» — стар. говеть, жить, здравствовать (словарь Даля; такое же толкование в «Материалах для словаря древнерусского языка» И. И. Срезневского).

Ср.: В украинском языке слово «загоїти» означает «залечить», «заживить» (например раны).

Со словом «гой» связано сохраняющееся в современном языке слово «изгой» (от изжити). Оно в древнерусском языке было социальным термином означало лицо, «изжитое», «выжитое» из своей социальной среды: лишённого удела князя, выкупившегося холопа.[1][2]

Опираясь на значение слова изгой, некоторые исследователи трактуют эту формулу как знак принадлежности к общине: «Ты есть наш, наших кровей».

Б. А. Рыбаков видит здесь указание на мужскую потенцию адресата (то есть гой значит, согласно ему, «крепкий мужчина», «лат. vir in plenis potentia»), опираясь на диалектное значение слова гоило — пенис (буквально живитель).

Само же слово «гой» засвидетельствовано прежде всего в тексте былин, в приветственно-величальной формуле «Ой, ты гой еси, добрый молодец!» (позднее также искажённое «гоясы»), то есть «будь жив!» или «будь здоров!».

современном языке слово «гой» в составе данной формулы деэтимологизировалось и воспринимается как междометие, становится «вызывательным восклицанием, ободрительным вызовом» (по словарю Даля).

Кроме того, слово гой засвидетельствовано в древнерусском языке и в других контекстах, где трактуется (по словарю И. И. Срезневского) как «мир, спокойствие, pax, fides, amicitia».

Литература
Этимологический словарь славянских языков: Праславянский лексический фонд / Под ред. О. Н. Трубачева. — М., 1979. — Вып. 6
Муллагалиева А. Г. Заметки по этимологии слов с корнем *gi-
Гребенщикова Н. С. ОБОРОТ ГОЙ ЕСИ В РЯДУ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ ПРИВЕТСТВЕННЫХ ВОПРОСОВ О ЗДОРОВЬЕ //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2007. № 4 (30). С. 90–103.
Примечания
Ю. В. Откупщиков «К истокам слова: Рассказы о науке этимологии» (М.: Просвещение, 1986, . 62)
Советский энциклопедический словарь под ред. А. М. Прохорова (М., Сов. энциклопедия , 1987)