Страница 1 из 2

Киев не был "матерью городов русских"

Добавлено: 29.11
симпатизирующий
Академик Янин, ведущий масштабные раскопки в районе Старой Ладоги и Новгорода Великого, пришел, на основании найденных артефактов, к сенсационным выводам, кардинально меняющих наше представление об истории Древней Руси.
Примечательно, что академик Янин, еще в свою бытность младшим научным сотрудником, сделал заметное открытие в археологической науке – нашел в 1951 году первую так называемую «берестяную грамоту».
Изображение

«Берестяными грамотами» назвали письменные тексты древних русичей, которые они записывали заостренной палочкой на березовой коре (бересте).
Изображение
Особенности почвы Новгорода Великого и Старой Ладоги (там существовал слой глинистой почвы, который как бы «консервировал» предметы органического происхождения) позволили «берестяным грамотам» просуществовать до нашего времени – от эпохи IX – XI веков.
К настоящему времени, во многом усилиями экспедиции под руководством академика Янина, найдено уже около 50 000 «берестяных грамот». Одна из них вызвала целую полемику в отечественных СМИ. В этой «берестяной грамоте» одна жительница древнего Новгорода обращалась к своей знакомой по поводу старого долга, который эта старая знакомая никак не хотела ей возвращать, и употребляла нецензурный выражения, именуемые сейчас просто – русский мат. А ведь до этого историки нас убеждали, что русский мат есть печальное наследие татаро-монгольского ига
Но если отбросить «интеллектуальные» забавы нашей все более на глазах желтеющей прессы, то 50 000 «берестяных грамот» дают совершенно иное представление о той эпохе.
Во-первых, поражает разнообразие найденных текстов. Здесь и деловые письма (к которым относится и вышеприведенное возмущенное письмо о возврате старого долга), и казенные распоряжения, и личные письма древних русичей друг к другу.
Например, в одном из этих писем маленький мальчик пишет своему отцу, который ушел в поход к Северному морю, что он очень скучает без своего папы. В другом письме мать пишет взрослому сыну – отец совсем одурел на старости лет, привел в дом молодую, а ее выгнал из дому. А одно письмо прямо таки представляет образец древней любовной лирики – женщина пишет своему любовнику об их прошлых ночах любовных утех, и описывает, с какой страстью она ждет новых встреч со своим любимым.
Во-вторых, такое количество найденных «берестяных грамот» и их видовое и тематическое разнообразие дают основание утверждать, что в те времена Древняя Русь была страной чуть ль не 100% грамотности. И это время, когда многие монархи стран Западной Европы ставили на государственных бумагах вместо подписи крестик.
Изображение
В-третьих, внимательное изучение найденных древних текстов позволили академику Янину придти к выводу, что Киев никогда не был столицей Древнерусского государства. По Янину столицей Древнерусского государства до XI века была Старая Ладога, а после XI века Новгород Великий. Это заключение Янин сделал на основании глубокого анализа текстов многих найденных в последнее время «берестяных грамот».
Хотя к этому выводу российские историки пришли еще перед Первой Мировой войной, но после Октябрьского переворота по идеологическим причинам уже советские историки вернулись к тезису «Киев – мать городов русских».
Кроме «берестяных грамот» в культурном слое почвы Старой Ладоги и Новгорода Великого были найдены и другие крайне любопытные артефакты. Оказывается, что древние русичи практически не носили плетеной обуви (называемой в просторечии лаптями), столь распространенной впоследствии на Руси в более поздние времена. Во всяком, в сотнях найденных образцов основном встречались полуистлевшие остатки кожаной обуви, и только два раза – плетеной. С учетом того обстоятельства, что береста, из которой изготовлялась плетеная обувь, достаточно хорошо сохраняется, можно утверждать достаточно уверенно – жителей Новгорода Великого и Старой Ладоги сложно было назвать «лапотниками».
Академик Янин, на основании анализа результатов своих археологических экспедиций, приходит еще к одному фундаментальному выводу. До сих пор считалось, что колонизации территории Древней Руси шла с юга на север, а ядро Древнерусского государства сложилось на базе племенных союзов южных славян – полян, древлян и др.
Янин же считает, что ядро Древнерусского государства сложилось в районе Старой Ладоги и Новгорода Великого, на базе племенного союза так называемых южнобалтийских славян. И колонизация Древней Руси шла с севера на юг.
Стоит специально отметить, что в отличие от других известных историков, как Николай Гумилев и др., Янин аргументирует свои сенсационные выводы результатами археологических находок в своих многочисленных экспедициях.
Но значение выводов академика Янина выходит далеко за рамки узкоспециальных знаний. В самом деле, чего только стоит упразднение устоявшегося лозунга-стереотипа – «Киев – мать городов русских!»

Добавлено: 06.12
Светлана
Е.В.Голомолзин Кто вы, жители страны городов?

Аркаим. Есть имена уже сами по себе обладающие какой-то притягательной магической силой. Когда впервые я узнал о загадочной "Стране городов", то почувствовал острую необходимость узнать как можно больше об этом месте, ощутить свою сопричастность с ним. Меня словно тянула туда некая сила, как тянет человека желание посетить места, где он когда-то родился. Наконец, эта мечта сбылась.

Как часто можно сейчас услышать, что закончилась эпоха географических открытий, что на Земле не осталось белых пятен, что наша планета изучена вдоль и поперек. Можно себе представить, насколько скучной и пресной стала бы жизнь, если бы это было правдой. К счастью, это не так, и Аркаим наглядное тому подтверждение. Ведь найден он не сто лет назад, а в 1987 году и не в дебрях Амазонки или безлюдных островах Тихого океана, а на изученном-переизученном Южном Урале.

Аркаим - это настоящий клубок загадок, которые еще предстоит разгадать. Занимается этим Лаборатория археологических исследований Челябинского государственного университета. О тайнах "Страны городов" мне поведали Ульянов Иван и Новиков Игорь, принимавшие участие в археологических раскопках древних городов.

Сразу следует отметить, что Аркаим является современником пирамид Среднего царства Египта и знаменитых дворцов крито-микенской культуры, а как астрономический комплекс наблюдения за небесными светилами, его смело можно поставить в один ряд с легендарным Стоунхенджом. Расцвет этой загадочной цивилизации приходился на 17-18 века до нашей эры. В ее истории больше вопросов, чем ответов.

Итак, кто они, жители этой древней страны? Увы, даже специалисты пока остерегаются давать точное название. Как в известной сказке были "жители Изумрудного города", так и здесь их называют "жители Страны городов".

Есть гипотеза, принадлежащая Мэри Бойс, согласно которой именно здесь, на Южном Урале, находилась родина древних индоиранцев, которые называли себя "арья". Отсюда и пошел широко известный термин "арийские народы". Арии были создателями знаменитой религии огнепоклонников и оставили после себя выдающиеся памятники письменности - "Ригведу" и "Авесту".

Загадка принадлежности жителей Аркаима к тому или иному народу тесно связана с загадкой их появления в этих местах. Никто не может точно сказать, откуда они пришли? Хотя для исследователей является совершенно очевидным инородность, непохожесть этой цивилизации на другие культуры, распространенные тогда в этом регионе. На сегодняшний день имеется три предположения по данному вопросу.

Согласно первому, они двигались с юга на север, медленно перемещаясь из Средней Азии. Согласно второй, они шли с запада на восток, как передовая часть так называемого абашевского круга племен, проживающих в Предуралье. И, наконец, согласно третьему предположению, не претендующему, правда, на научность, это некие пришельцы, которые внезапно появились здесь невесть откуда.

Кстати, о слабых местах первых двух предположений говорит тот факт, что городов типично аркаимского типа не обнаружено ни в Средней Азии, ни в Предуралье.

В Стране городов на сегодняшний день насчитывается до 20 поселений. Протяженность территории составляет 400 километров с севера на юг и 200 километров с востока на запад. Располагаются они в основном по притокам реки Тобол и Урал. Общая площадь памятника древности составляет ни много, ни мало - 20 тысяч квадратных километров, а площадь раскопок - 8 тысяч квадратных километров. Археологами отмечены определенные закономерности в строительстве городов.

Так первые из них имели яйцевидную, овальную форму. Затем им на смену пришли круглые и, наконец, квадратные. Существует точка зрения, что квадратные города были военными поселениями, а круглые: гражданскими, административными, культовыми. Косвенно это подтверждается тем, что квадраты располагаются по периметру территории, а круги - в центре.

Во время исследовательских работ были выявлены еще некоторые любопытные закономерности. Так Страна городов клинообразно вытянута на северо-восток, как бы намечая ориентир для дальнейшего продвижения. Нужно отметить, что им навстречу двигались воинственные, вооруженные до зубов кочевые племена, так называемые "варяги бронзового века". Так вот, все говорит о том, что эти костоломы панически боялись жителей Страны городов. На юге Челябинской области, там, где сейчас находится город Троицк, наткнувшись на поселения, они покорно обогнули их и удалились восвояси. Чем их так напугали аркаимцы, можно только догадываться.

Нужно сказать, что в центральной части страны вообще не обнаружено следов военных стычек, как не обнаружено какого-либо более-менее серьезного вооружения. Все это говорит о том, что воинственное окружение по какой-то причине относилось к инородцам с большим уважением и ссориться с ними не решалось.

Одним из доказательств того, что аркаимцы были "люди не местные", является материал, из которого строили города. Этим материалом было дерево! Кто хоть раз бывал в степи, прекрасно понимает, что найти даже маленький кустик для разведения костра, в тамошних краях бывает очень большой проблемой. Что уж здесь говорить о строительстве деревянных крепостных стен! Кстати, до сих пор коренные жители степей живут в юртах и глинобитных мазанках, но никак ни в деревянных избушках.

Конечно, аркаимцы проживали на границе лесостепной зоны, где деревья имелись в небольшом количестве. Именно они и шли на строительство городов. Но здесь следует отметить, что совершенная технология строительства говорит о том, что лес для аркаимцев был привычным, традиционным строительным материалом. Там, где они жили раньше, его было много!

Есть еще одна удивительная загадка, связанная с Аркаимом. Керамист Александр Иванович Гудков, изучая находки глиняных изделий, заметил, что в пределах одного поселения имеется керамика, относящаяся к самых разным культурам! Тогда изготовлением глиняной утвари занимались в основном женщины. Создавалось впечатление, будто мужчины набирали себе жен из самых разных племен и народов, которые потом делали посуду, согласно своим местным традициям.

Наверняка многие помнят период китайской культурной революции, когда каждая крестьянская семья была обязана иметь индивидуальную доменную печь, чтобы плавить чугун. Тогда Китай вырвался впереди планеты всей по количеству чугуна на душу населения. Но, как всегда, новое - это хорошо забытое старое, потому что уже тогда в каждом аркаимском доме стояла металлургическая печь! Нужно отметить, что плавильные технологии при этом были достаточно совершенны, а на дворе стоял 1800 год до нашей эры.

С аркаимской металлургией связана еще одна загадка. Всем понятно, что для того, чтобы плавить металл, нужна руда. Так как жители Страны городов весьма увлекались бронзовыми изделиями, требовалось много руды. Геологи же говорят, что руды в этих краях на доступной глубине почти не было, за исключением небольшого рудника "Воровская яма". Но и в этом случае на поверхности руды было явно недостаточно, да и находилось она довольно далеко. Учитывая, что ни самосвалов, ни паровозов тогда еще не придумали, возникает вопрос, как они доставляли к месту плавки тонны руды?

Есть еще три момента, которые заставляют задуматься. Во-первых, при анализе бронзовых изделий на содержание мышьяка выяснилось, что часть бронзы - местная, а часть - явно не уральского происхождения. Во-вторых, для выплавки металла требуется огромное количество угля, то есть переработанной древесины. Палеоботаники же утверждают, что лес тогда в здешних степных краях гуще не был. И, в-третьих, когда в восстановленной археологами печи пытались выплавить металл, его оказалось так мало, что о промышленном производстве изделий и речи быть не могло.

Следующая особенность Аркаима - устройство самих поселений. Город окружал кольцевой ров, затем шла первая крепостная стена, потом - вторая, и в центре располагалась центральная площадь. Попасть в город можно было только через один вход, но добраться до центра можно было только по узенькой улочке, которая огибала почти весь внутренний город. Так как улочка проходила между сплошными крышами домов и внутренней крепостной стеной, у потенциального противника не было никаких шансов добраться живым до центра города. Высота стены достигала 4 метров, ширина рва - 7 метров, глубина - 3 метров. Диаметр города составлял 160 метров. Ров заполнялся водой только в весеннее половодье.

Внутри каждого кольца, словно спицы в колесе, были расположены жилища, имевшие одну общую стену и крышу, которая составляла своеобразный деревянный проспект. На крышу можно было попасть по специальной лестнице. Проходов между домами не было. Были только выходы на внутреннюю улицу и центральную площадь. Весь комплекс состоял из 35 домов во внешнем круге и 25 домов - во внутреннем. Над каждым домом были установлены дымоходы.

Дом состоял из двух частей - хозяйственной и жилой. В хозяйственной части находился погреб, доменная печь и колодец. Колодец специальным воздуховодом соединялся с погребом, подавая туда холодный воздух от воды. Одновременно воздух из колодца через другой воздуховод подавался к металлургической печи, за счет чего возникала естественная тяга, необходимая для поддержания сильного огня.

Вторая половина дома была разделена на небольшие комнаты, в которых проживали семьи. В таком доме могло разместиться около 50 человек.

Город строился по принципу ракушки, постепенно добавляя сектор за сектором. Оказывается, определить в каком направлении развивался город, можно изучая изделия из бронзы и керамики - чем совершеннее изделия, тем моложе городской район. Выяснилось, что первым возник юго-западный район, потом - восточный и северный. В "новостройках" находились самые совершенные металлургические печи, почти отсутствовали следы ремонта и модернизации. Во внутренних домах печи перестраивались по 2-3 раза.

Со временем внутренний ров, оставшийся с тех пор, когда не было второго кольца, стал мешать горожанам и его перекрыли бревенчатым настилом. Получилась своеобразная деревянная мостовая и ливневая канализация одновременно. Сохранились даже специальные колодцы-отстойники, откуда фильтрованная песком вода уходила в реку.

Технология строительства крепостных стен Аркаима и жилых домов считается уникальной. Сначала строили деревянную клеть, что-то вроде опалубки, которую потом забивали мокрым песчаным составом. После трамбовки он застывал и превращался в монолит, который даже сейчас бывает сложно разрушить ломом.

Чем занимались аркаимцы? Главным образом, скотоводством и металлургией. Прямых признаков того, что они пахали и сеяли найти не удалось. Не были найдены лодки, хотя города стояли на реках, а климат был практически такой же, как сейчас. Не были найдены мечи и копья, а только небольшие наконечники стрел и бронзовые ножи, необходимые в хозяйстве, но не на войне. Летом они перемещались на колесницах. На чем ездили зимой, пока установить не удалось.

В общем, это были сугубо мирные жители, которые ни с кем не воевали, но по какой-то причине никого не боялись. Они жили тихо, мирно и богато. Было установлено, что средний возраст жителей составлял 35 лет, но умирали они естественной смертью. В городах не было болезней и эпидемий. Несомненно, они были более развиты, чем окружающие их народы. Страна городов по всем признакам процветала! И потому самой большой загадкой является дальнейшая судьба этой древней цивилизации.

В один прекрасный день 16-го века до нашей эры жители всех городов одновременно собрали нужные вещи, сожгли города и исчезли в неизвестном направлении!

Эта последняя загадка, пожалуй, наиболее сильно занимает умы исследователей Аркаима. Совершенно очевидно, что жители сожгли города сами - они сделали это организованно, поджигая их с разных сторон. Время на сборы было вполне достаточно, потому что взяли все необходимое, оставив только ненужные, сломанные или просто утерянные вещи. Такую картину можно наблюдать и в Аркаиме, и Синташте, и Устье… Что послужило причиной ухода - непонятно, ясно одно - паники не было.

Есть предположение, что разразилась экологическая катастрофа - лес вырубили, рудники истощились, скот вытоптал пастбища - и аркаимцы вынуждены были покинуть эти места. Может это так, но вот куда они ушли в поисках новых природных ресурсов, до конца непонятно. Есть похожие поселения в Азии, Турции, но похожи они только по форме, но не по содержанию. Так что главное в изучении Аркаима еще впереди. Возможно, кому-то удастся найти следы этой удивительной цивилизации, и снова права окажется библейская истина: "Ищите и обрящите"!
http://lah.ru/text/golomolzin/arkaim.htm

Добавлено: 13.02
dimon21vek
Ну конечно же, Киев не столица Всея Руси!
Особенно, если заглянуть сюда:
http://www.gramoty.ru/?id=3
то столицей надо считать только Хазарию, а лучше, сразу израиль.
Не понятно вааще, кому и чему посвящен этот сайт под красивым названием "Рукописные памятники Древней Руси". :)

То ли еще извратят эти уроды...

Направление движения славян

Добавлено: 05.03
Nokin
Давайте рассмотрим географию трёх городов:

1. Переяслав-Хмельницкий (50°СШ). Расположен на берегу реки Трубеж, изв. с 906 г.
2. Переяславль - Рязанский (55°СШ). Расположен на берегу реки Трубеж, осн. в 1095 г.
3. Переславль - Залесский (57°СШ). Расположен на берегу реки Трубеж, осн. в 1152г.

С цифрами спорить трудно - здесь явно присутствует вектор продвижения славян с юга на север.
Для академика Янина глинистые почвы севера несомненный плюс - при этом сохраняются берестяные грамоты, а как при таких почвах и северном климате получить хороший урожай его не интересует. Ядро государства могло образоваться или на богатых урожаями землях или на перекрёстке торговых путей. Ни того ни другого в Ладоге мы не наблюдаем.
Скорее всего наши предки мигрировали с мест своего обитания. И этот процесс длился столетиями. Люди как-бы уносили их прежние поселения с собой. И эти города строились на берегах новых рек, которые тоже наследовали названия прежних. Это было обусловлено религиозно-языческим отношеним племён к среде своего обитания и имело сакральное значение.

Re: Направление движения славян

Добавлено: 09.03
dimon21vek
Nokin писал(а):Давайте рассмотрим географию трёх городов:

Для академика Янина ...


Спасибо!
Вы правы.
Почитав словарь древнерусского языка И.И.Срезневского и увидев там, какими доступными артефактами он пользовался в 19-м веке, я понял, что отстаивал, а что извращал Янин (на основании найденных артефактов-нашел в 1951 году первую так называемую «берестяную грамоту») и кто "заказчик".

Да и сам сайт
http://www.gramoty.ru
явно не Русский, сразу видно того же заказчика.

Сочувствую истиным Русским археологам.

Re: Направление движения славян

Добавлено: 09.03
Светлана
Nokin писал(а):Давайте рассмотрим географию трёх городов:

1. Переяслав-Хмельницкий (50°СШ). Расположен на берегу реки Трубеж, изв. с 906 г.
2. Переяславль - Рязанский (55°СШ). Расположен на берегу реки Трубеж, осн. в 1095 г.
3. Переславль - Залесский (57°СШ). Расположен на берегу реки Трубеж, осн. в 1152г.

С цифрами спорить трудно - здесь явно присутствует вектор продвижения славян с юга на север.
.

А вас не смущает, что приводимые вами цифры(на основании которых Вы делаете очень смелые выводы) основания городов не являются истиной в последней инстанции, а притянуты за уши? Доказан ли факт основания этих городов (и почему только этих) в указанных вами годах? Прежде чем критиковать чужую теорию, разберитесь для начала со своей.

Добавлено: 10.03
Nokin
Моё обоснование версии движения славян построено на официальных данных, источником которых является Академия Наук, в лице её представителя академика Янина. Традиционная историография отмечает возникновение северных русских городов позднее, чем южных. Сторонники Новой Хронологии говорят об искусственном удревлении истории Руси. Но никто, кроме академика Янина не пытался разместить ядро русского государства в столь неудобном и неприспособленном для этого месте. Что заставляет академика заявлять об этом? Его датирование артефактов? Но на его ошибки в опрелелении возраста найденных предметов указывали многие. В частности доктор химических наук Я.Кеслер. Да и оплачиваются изыски Янина & Co неплохо ( грант в 100 000 евро). За эти деньги Вам Светлана и будет предоставлена обновлённая "Норманская версия" истории Руси.
Буду благодарен за конкретные возражения по этому вопросу, а не за ссылки на какието-там уши (причём уши самого Янина).

Он просто заглянул не в тот словарь

Добавлено: 10.03
Nokin
СВЕТЛАНЕ:
Привожу отрывок из книги Ярослава Кеслера "Русская цивилизация вчера и сегодня", характеризующий методы работы академика Янина.

*О реальной истории Новгорода на Волхове впрямую говорят результаты тамошних раскопок и, ПРЕЖДЕ ВСЕГО , САМИ БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ. Во-первых. резные тексты берестяных грамот, отнесённых археологами к XII - XV вв., содержат в основном, бытовую информацию на русском, а не на церковно-славянском языке. Во- вторых, в текстах грамот, насколько известно автору, нет упоминания ни об одном из русских князей XII-XV вв., включая ИванаIII, который этот самый Новгород присоединил к Москве.
Зато в этих грамотах содержится весьма недвусмысленная информация о реальном времениих написания. Например, в грамоте №413 читаем: "...пересмотреть москотье дабы хорь не попортил..." (Янин В.Л. Я послал тебе бересту... М.: МГУ, 1975 С.184)
Слово москотье не укладывается в понятия XIV в., ибо означает москательные товары, кое понятие появилось не ранее XVI в., поэтому автор цитируемой книги радостно сообщает о том, что все сомнения в датировке грамоты благополучно рассеялись, когда он вычитал в словаре Даля, что слово "хорь", помимо обозначения зверька, имело также (в XVIII веке!) значение "платяная моль".
Но Янин заглянул не в тот словарь. Самое смешное в этом суждении заключается даже не в интерпретации слова "москотье", а в слове "хорь", которого в XIV и даже в XV в. ещё не было, а было слово дъхорь (как и в других славянских языках - духорь, т.е. вонючка, см. напр.: Фасмер М. Этимологический словрь русского языка. СПб.: Азбука. 1996 Т.IV.C.270). Написание же "хорь" - это, самое раннее, XVI в.*

Re: Он просто заглянул не в тот словарь

Добавлено: 11.03
Светлана
Nokin писал(а):СВЕТЛАНЕ:
Привожу отрывок из книги Ярослава Кеслера "Русская цивилизация вчера и сегодня", характеризующий методы работы академика Янина.

*О реальной истории Новгорода на Волхове впрямую говорят результаты тамошних раскопок и, ПРЕЖДЕ ВСЕГО , САМИ БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ. Во-первых. резные тексты берестяных грамот, отнесённых археологами к XII - XV вв., содержат в основном, бытовую информацию на русском, а не на церковно-славянском языке. Во- вторых, в текстах грамот, насколько известно автору, нет упоминания ни об одном из русских князей XII-XV вв., включая ИванаIII, который этот самый Новгород присоединил к Москве.
Зато в этих грамотах содержится весьма недвусмысленная информация о реальном времениих написания. Например, в грамоте №413 читаем: "...пересмотреть москотье дабы хорь не попортил..." (Янин В.Л. Я послал тебе бересту... М.: МГУ, 1975 С.184)
Слово москотье не укладывается в понятия XIV в., ибо означает москательные товары, кое понятие появилось не ранее XVI в., поэтому автор цитируемой книги радостно сообщает о том, что все сомнения в датировке грамоты благополучно рассеялись, когда он вычитал в словаре Даля, что слово "хорь", помимо обозначения зверька, имело также (в XVIII веке!) значение "платяная моль".
Но Янин заглянул не в тот словарь. Самое смешное в этом суждении заключается даже не в интерпретации слова "москотье", а в слове "хорь", которого в XIV и даже в XV в. ещё не было, а было слово дъхорь (как и в других славянских языках - духорь, т.е. вонючка, см. напр.: Фасмер М. Этимологический словрь русского языка. СПб.: Азбука. 1996 Т.IV.C.270). Написание же "хорь" - это, самое раннее, XVI в.*


Академия наук много чего не знает и все факты подгоняет под свое недалекое видение. Вот пример:
Загадочный город древних вятичей

Алексей Борунов


В ХI-ХIII веках Подмосковье - тогда лесной, мшистый край - было, пожалуй, последним местом на Руси, где ещё теплились, догорали угли погребальных костров нашей седой языческой традиции. В то время, когда вокруг уже торжествовал победу новый византийский бог, земля, принадлежавшая свободолюбивым славянским племенам вятичей и кривичей, была своеобразным заповедником, таёжным островом, где люди с завидным упорством продолжали держаться старой веры своих праотцев. Все попытки христианских миссионеров проникнуть сюда, дабы «спасти заблудшие в бескрайних вятичских лесах славянские души», были тщетны. Летопись сохранила рассказ о том, как монах Киево-Печерского монастыря блаженный Кукша со своим учеником, прибывшие сюда в XII веке, чтобы донести-таки до окских и москворецких берегов «слово божье», были «по многих муках усечены» приверженцами старых обычаев. Гордые, непреклонные вятичи, не желавшие подчиняться даже верховной княжеской власти, до XIII века продолжали хоронить своих сородичей под насыпями величественных курганов, обряжая умерших в богатые свадебные одежды со множеством украшений, испещрённых языческими заклинательными символами. И провожали они усопших в мир иной не печальными заунывными плачами, но ритуальным, побеждающим смерть смехом и шумными тризнами, кои устраивали на их могилах.



Вятичский курганный погребальный обряд, «расцветший» к середине XII столетия, археологи называют лебединой песней славянского язычества. Ученые до сих пор не могут чётко объяснить, почему именно к этому времени, на фоне общего регресса язычества, здесь вдруг с новой силой, пусть и ненадолго, вспыхивает этот яркий архаический обычай.

Однако - странная, казалось бы, вещь! - до последнего времени были известны лишь единичные объекты и находки языческого ритуального характера, сделанные по берегам Москвы-реки и её многочисленных притоков среди тысяч курганов и синхронных им селищ и городищ. Сорок лет из публикации в публикацию кочевал в гордом одиночестве бедный идол из подмосковной деревни Акулинино - просто за неимением другого материала, доступного исследователям. Долгое время это объясняли тем, что подобных находок здесь «больше нет и быть не должно»; даже подлинность самой акулининской находки ставилась под сомнение. Учёные мужи «старого закала» упорно не признавали наличия у вятичей их древней традиции, одновременно искусственно упрощая ответ и на «крамольный» вопрос о дохристианской религии всех восточных славян. Так, в своё время на кафедре археологии МГУ сомневающимся студентам доходчиво объясняли, что, мол, язычество - это вовсе не культура взаимоотношений с Природой, не единство с ней и не сложнейшая система древних знаний, обычаев, обрядов, но просто-напросто комплекс примитивных верований в духов природы - леших и водяных, к которому примешивался культ предков - вера в навий и упырей: «Такие взгляды религией называть неправильно.



Это, скорее, «природоведение», соответствовавшее уровню знаний того времени. Вместе взятые, суеверия представляли собою какое-то подобие мировоззрения, но считать их настоящим религиозным культом нельзя, как нельзя отождествлять домового с Богом-Создателем. ..» Естественно, при таком подходе к проблеме не могло быть и речи о существовании каких бы то ни было следов, материальных остатков язычества - этого огромного культурного пласта. Скорее всего, потому-то никто из археологов и не пытался целенаправленно искать их, а если некая диковинка и попадалась «случайно» в раскопе, то, как правило, об этом в научном отчёте упоминали лишь вскользь...



На деле же Подмосковье является настоящей сокровищницей для исследователей истории и религиозных воззрений древних вятичей. Как становится ясно в последнее время, помимо курганов, здесь имеются первоклассные славянские памятники, изобилующие предметами языческого круга. Мы расскажем вам о подобных находках на западе Подмосковья - в пределах древней Звенигородской земли. Именно там столичным археологам недавно удалось сделать ряд поистине сенсационных открытий.

Окрестности Звенигорода давно привлекали внимание исследователей. Примечательно, что именно здесь в 1838 году были осуществлены первые в Подмосковье археологические раскопки. А началось всё так...

Местные крестьяне, обрабатывая свои поля по берегам Москвы-реки, то и дело выпахивали из земли и сдавали в уездное правление всевозможные древние предметы. Оружие, диковинные украшения, монеты, черепки богато орнаментированной посуды - всё говорило в пользу того, что эти живописные берега уже к Х-ХII векам были довольно плотно заселены древними славянами, которые на каждом удобном мысу располагали здесь посёлки и небольшие городки. Главные же свои святыни — родовые кладбища — они, напротив, старались скрыть подальше от берега и чужих глаз. Так в верховьях многочисленных оврагов и лесных проток, на тихих укромных полянах возникали небольшие могильники; некоторые из них со временем разрастались до огромных размеров и насчитывали до 200 - 300 курганных насыпей. Таковы, к примеру, крупнейший в Подмосковье языческий некрополь у деревни Подушкино близ Одинцово, а также обширные древние кладбища в лесах окрест деревень Горышкино и Таганьково...



Основная часть известных славянских селищ Москворецкого бассейна имеет небольшие размеры. Это были преимущественно двух-трёхдворные деревни, где жили обычные крестьяне-общинники. Однако, помимо рядовых селищ, в округе Звенигорода за последние годы было выявлено несколько новых, нетипичных поселений Х-ХП веков, имевших значительную площадь и мощный культурный слой, насыщенный интереснейшими находками, которые сильно отличаются от распространённого сельского «ширпотреба». Так, на поселении близ села Саввинская Слобода найдено множество славянских украшений, предметы импорта, весовые гирьки, боевой дружинный топор. Археологами изучены жилые постройки, а также остатки культового сооружения с каменной выкладкой. Из прочих предметов, найденных здесь, следует выделить шиферное пряслице с уникальным рисунком-граффити. По мнению автора находки, доктора исторических наук А.К. Станюковича, семь знаков, прочерченных на пряслице, по крайней мере пять из которых - солярные, могут символизировать русальную (купальскую) неделю.



В 2000 году на селище у села Иславское был найден обломок каменной пластины с резным изображением крылатой антропоморфной фигуры. Несмотря на то, что сохранилась только часть рисунка, общая композиция легко поддаётся реконструкции. Аналогичные каменные изображения-личины известны в собраниях некоторых музеев. Вплоть до XIX века подобные предметы использовались в крестьянском быту в качестве языческих амулетов-оберегов от различных болезней домашней птицы и носили название «куриных богов».

Однако самым выдающимся археологическим открытием за последние годы стало огромное славянское поселение, обнаруженное на самой западной окраине Одинцовского района. Поселение имеет действительно громадную площадь - порядка 60 000 квадратных метров - и занимает оба берега Москвы-реки, разделяясь, таким образом, на основную (левобережную) нагорную часть и нижний (заречный) торгово-ремесленный посад. Один лишь только сбор подъёмного материала по свежей пахоте с электронными металлоискателями дал здесь такие результаты, что впору пересматривать всю древнюю историю Подмосковья!!!



В культурном слое поселения было найдено множество славянских, финских, балтских украшений XI-ХII веков, в том числе редчайших для Москворецкого бассейна типов. К уникальным находкам относятся скандинавские фибула и тордированная гривна, а также серебряный саксонский денарий, отчеканенный при герцоге Ордульфе в г. Евер. Это говорит о том, что местные жители принимали активное участие в торговых операциях с Западной Европой и далёкой Скандинавией. Кстати, на сегодня упомянутый денарий является первой и единственной раннесредневековой европейской монетой, найденной на поселениях обширного вятичского региона.



Судя по найденным вещам и керамике, это поселение достигло своего наибольшего расцвета в XI веке, в то время, когда Звенигорода не было и в помине, а на Боровицком холме будущего Московского Кремля ещё только корчевали пни, расчищая место под будущую деревушку Кучково. Находки семилопастных височных колец и других характерных украшений позволили определить этническую принадлежность древних жителей этого протогородского центра Москворецкой долины: основное его население составляли вятичи. Но встречаются и радимичские, а также более ранние мерянские украшения. Большое количество привесок- амулетов и всевозможных предметов с языческой орнаментацией, от бронзовых бубенчиков до подвесок со свастикой, красноречиво говорит о религиозных предпочтениях местных жителей. Однако среди находок есть и несколько привозных раннехристианских крестов скандинавского типа. Находки амулетов в виде миниатюрных бронзовых топориков, точно повторяющих форму боевых дружинных секир, связаны с культом Перуна и специфическими воинскими обрядами. Примечательно, что амулеты в виде моделей боевого оружия находят большей частью при раскопках древнерусских городов и в пределах основных торговых магистралей, таких, как «Путь из варяг в греки». На рядовых селищах и в курганах они практически не встречаются. Здесь же эти и ряд других находок указывают именно на городской характер памятника. Любопытно также, что большая часть найденных тут предметов языческого круга ещё в древности была преднамеренно испорчена - вещи погнуты, сломаны, в некоторых случаях имеют следы воздействия огня, что может указывать либо на некий языческий обряд целенаправленного «умерщвления» определённой вещи, либо на последствия карательной акции ревнителей новой веры, «огнём и мечом» убеждавших славян отказаться от своих «поганых» обычаев...



Таким образом, принимая во внимание огромную площадь, занимаемую поселением (значительный участок культурного слоя которого находится под современными деревенскими постройками, а прибрежная часть разрушена средневековыми каменоломнями), а также анализируя полученный вещевой материал, можно с большой долей уверенности говорить: открытый памятник был крупнейшим вятичским центром ХI-ХII веков. По своей площади он втрое (!) превосходил даже древний Дедославль (городище Дедилово в Тульской области), где, по летописным известиям, собиралось вече всей вятичской земли. Что это был за центр, пока неизвестно. Возможно, это так и не обнаруженный до сих пор Корьдно - город, где находился стол Ходоты, вятичского то ли князя, то ли вождя-старейшины, осмелившегося в 1082-1083 годах воевать с самим Владимиром Мономахом. Некоторые исследователи, в том числе Б.А. Рыбаков, размещают этот загадочный город где-то на окских берегах, в пределах современной Тульской области, что, однако, сомнительно, так как вся эта территория ко второй половине XI века принадлежала Черниговскому княжеству, а значит, была под надёжным контролем сурового и решительного Мономаха, в 1078-1094 годах княжившего в Чернигове.

Едва ли грозный Владимир, не раз за свою жизнь воевавший со степняками и бравший в ином походе в плен до двадцати половецких ханов, позволил бы в пределах своей собственной земли дерзостные выходки Ходоты и его сына. Но он вполне мог ходить (как сам пишет в своем знаменитом «Поучении») по две зимы на берега Москвы-реки - в северную, наиболее отдалённую и ещё независимую часть вятичской территории, где Ходота мог иметь и собственный город, и даже дружину для противостояния будущему знаменитому киевскому князю. Судя по уже упомянутым находкам семилопастных височных колец и курганам ХI-ХII веков, наибольшее количество которых сконцентрировано отнюдь не в тульских или рязанских пределах, а в окрестностях Звенигорода и Москвы, следует, видимо, считать, что центр земли вятичей сместился именно сюда, в глухие и безопасные тогда леса.

Такое смещение могло произойти, например, вследствие экспансии киевских князей, в Х-Х1 веках предпринимавших неоднократные походы на Оку с целью подчинения этого свободолюбивого и гордого народа, который в конце концов предпочёл уйти на север своей территории, но не принять уготованную ему участь - ту же, которая постигла соседних радимичей, завоёванных киевским воеводой по имени или прозвищу Волчий Хвост. Однако память об оставленных городах своих отцов и дедов была жива у вятичей и в середине XII века. Не случайно на вече 1146 года вятичские мужи прибыли в древний Дедославль, находившийся тогда уже на черниговской территории. Вече было созвано по просьбе черниговских же князей Владимира и Изяслава Давыдовичей, искавших у независимых вятичей помощи против своего врага Святослава Ольговича. Но если бы вятичи в это время обитали где-то в окрестностях Дедославля, они неизбежно оказались бы в подчинении у Чернигова. В таком случае нужно ли было бы Давыдовичам идти на унизительный поклон? Разве не достаточно было бы отдать вятичским старейшинам обычный приказ к ополчению?

Кстати, на следующий после съезда вятичей год Дедославль оказывается местом сбора дружин Святослава и половецких отрядов, выступивших затем на Угру против смолян, и ни о каких вятичах в этих местах в летописях уже не упоминается...

В середине - второй половине XII века обширнейшее поселение на реке Москве перестаёт существовать. Конец его существования совпадает с захватом и окончательным разделом исконной вятичской территории черниговскими, смоленскими и владимиро-суздальскими князьями и с возникновением в Подмосковье первых княжеских городов-форпостов — Москвы, Звенигорода, Можайска, Коломны и др. Скорее всего, именно внешняя агрессия, осуществлявшаяся со стороны этих пограничных крепостей, и была одной из главных причин запустения вятичского поселения, оказавшегося на стыке трёх враждебных государств. Археологи только приступили к исследованию древнего славянского города, но он уже начал им преподносить неожиданные сюрпризы. Так, совершенно случайно в первом же заложенном раскопе ученые наткнулись на остатки крупного некрополя, с погребениями, где обнаружили роскошные древние украшения. Были исследованы языческие трупосожжения, остатки ритуальных тризн, уникальное погребение жертвенного коня и многое другое. В одном из ближайших выпусков «Русской Традиции» мы непременно расскажем читателям о новых открытиях археологов, изучающих этот интереснейший памятник нашей культуры.

Материал издательства Ладога-100 в сокращенном варианте.

Добавлено: 06.05
Светлана
"География российская и соседних с областей около 947 году, из книг северных писателей выбрана автора Баера, бывшаго Ориентальной истории и языков Профессора при Императорской Академии наук. Печатано на латинском языке 1747 году. Переводил Кирак Кондратович тогож года.":

"Сочинитель степенной книги, к лету миробытия, от рождества Христова 967 года пишет, "что в то время данники были Чюдь, соседы Новгородские, Славяне, где есть Псков, и Новгород, Белое озеро, Мерия, Ростовское поле, при озере Клещин, Муром, Черемиса, Мордва, Пермь, Печера, Емь, Литва, Семигаллия, Корс, Нерова,Люби, Козари, Волгари Дунайские, Венгры белые, Чехи (Богемцы), Поляки, Лутичи, Маравия, Померания, Древляне, Дороговичи, Полотчане, Севера, Кривичи, Волынь, при Двине реке поселенные и иные премногие: оные все в старину одним именем назывались "Славяне", но от времен Рюриковых Россиянами именоватись начали"

Дальше Баер критикует приведенный им отрывок, доказывая ,что автор наврал, но оспаривает при этом только в том смысле, что дань по мнению немецких авторов России не могли платить Моравия и Богемия, Польша и Мазовица. Но не оспаривает славянство перечисленных народов.
Эстонов он считает чудью, а чудь - скифами.

"Есть же Финское имя весьма точно проистолковано от Матвея Белькаго из Венгерского или Магиярского языка, в торой Фены есть: ясность, светлость, сияние, блистание, Финиес, ясный , светлый, Фениессег ясность, Фениессен, ясно, у Молнара."

"... Также Карелия под Владимиром была, и Ингегерд невесте Ярославовой вместо приданого дана. И о Финляндии подданой Российской свидетельствует книга Герворарсага (гл.13) на которыя слова Олай Варелий пишет: здесь приметить надобно, что Финляндия или Венда к Царю Российскому принадлежала. Но по всей Северной Истории нет ничего частяе и славнее, как Холмлгород и Гардарикия.Торфей стр.1 и стр. 165. Царского престола Холмлгород собранием приежжих многолюден. Есть и великая Провинция, может быть, как он говорит, недалеко от города Холмлгорода. Олай Верелий пишет: что Гардер то, что город, замок;в старину город, крепость или область значило. Ибо и Острогард, не восточный город,а область есть Австурланд, как объявляет Сноррон. ... Посему Гардарикия есть как бы Царство области. И без прибавления сего: Рик. Находится: как ОддМонах в жития Олая Тригвонида сказал: ( стр.15) в наступившей весне в Гарду восточную, (или Рооию восточную)пошел, в Альдейгиубург один год был. Галфрад Вандрата у Сноррона ( Титул. 1.стр.213) пишет:Восток и Гардия. От сих речрей, и иных многих явствует, что все Царство Российское от границ Шведских, к самому полдню и к востоку названо Гардарикею. И тем же образом многия места находятся, на которых Холмгород темиж областей именами прозван был. Не хочу я здесь доказательств приводить, ибо оныя везде в моих разглагольствиях находятся. Есть же довольно известно, что Голм называется остров, и Холмгород есть область островов. ... Олай Верелий ( в примечаниях на Сагу Гошика. стр. 96) пишет: В "Олаф Саге" называется самая Столица Голмгар, и оной подданная область Гард. В Олафссаге Сноррона Штурлеа ничего такого я не сыскиваю. Содержание слова Голмгард зднлало, что из Шведов некоторые думали, что найпаче так та область названа, которая от Карелии и Финляндии восточной заключается. В котором мнении много правды содержится, для того чтовся тамошняя сторона так озерами и болотами наполнена, что вся есть на островах. Однакож я верю,что и Эйстландиюсчитано между оною Холмгардиею собственною, от части для того, что и оную древние островом называли, от частиж что тот же народ оною владел, который в Карелии и в Финляндии. В прочем же что ни было, то Гардарикею прозвано: но я вижу, что оныя имена многократно между собою мешаются и сообщаются.

Наконец Россию в тогдаших временах и Грециею прозвано. Приведу я свидетельство. Адам Бременский пишет:" из Шлезвинга корабли отпущают в Славонию, или в Швецию, или в Семландию и до самой Греции." Пространне он на другом месте объявляет: (В Истории Эстландской стр. 19) "ибо ежели морем поплывешь, от Шлезвинга или Альденбурга, чтоб приплыть к Юмине (к Виннете или Юлину) от самого города парусы подняв, в сорок три дни поспеешь в Остроград Русский, которого столичный город есть Хйве, подражая Скипетру Константинопольскому, преславное украшение Греции."...

"Уже я более и более хочу рассуждать, когда в древностях Шведских и Норвежских, путешествия Скандинавцов в Грецию упоминаются, то та ли у многих есть Россия? Подлинно Остеруйги когда о корабельном плавании говорят, то ни какой путь быть не мог, как токмо в Россию береговую, как Вуестеруегин называют плавание к Западу, и от туда в Англию, Гишпанию и Грецию. Иоанн Перингскиолд (В житии Феодорика Короля, стр. 454) чтоб из оных трудностей выпутаться, и показать, что его граждане плыли в Грецию и в Иерусалим вверх против Двины реки, или иною рекою какою. Доводит в Гардарикию, и говорит, что оттуда приведенные суда на плечах носят к самому Днепру."

"Чтож больше? Уже никакого нет припятсва. Я ведаю, что пишет Константин порфирородный, что Россияне при водяных порогах лодки свои носили: но та дрорга была коротка, на против же сия от Двины к судопроходному Днепру далеко больше. И большие были суда Северныя, нежели чтоб можно было оныя носить, или по Днепру плыть. По сему гораздо ближе было, приплыть судами к пристаням Российским, от туда Сухим путем к Днепру и в Смоленск, с гребцами и лодками Словенскими в Понт плыть. Я не спорю, что многократно плыли в Константинополь Скандинавцы, особливо с того времени, как жалованье брать насали: и пристаю на том, что многие камни свидетельствуют. Но камни и Греческое имя по видимому России присвояют. ..."
http://svetaland.webgarden.cz/