Страница 1 из 1

Двучленные славянские имена/ Доброслав: "Родное и забытое" (о языческих личных именах)

Добавлено: 21.12
Светлана
Двучленные славянские имена

Боромир Боровчак

Моя статья - об исчезающих двучленных старославянских именах. Почему Старославянских? Потому что ученые в Польше, например профессор Малец из Института польского языка Польской Академии Наук в Кракове, и в Югославии, например профессор Циркович из Университета в Новом Саде, согласны в том, что именно двучленные имена являются наиболее архаичными, наиболее типичными и имеющими большее отношение к древней славянской общности и ее элитам.

Имена, состоящие из двух слов, имели свой глубокий смысл и произношение. К сожалению, сегодня СЛАВЯНЕ уже не понимают значения своих имен. Хуже всего, однако, то, что имен этих становится все меньше. (В Польше всего каких-то 10% от всех имен).

Поэтому своими рефератом я хочу призвать к спасению "старославянских двучленных имен". Их нужно спасти любой ценой, поскольку (воспользуюсь цитатой) "Имена создают систему, которая, выделяясь из всего языка некоторыми специфическими чертами, составляет одновременно часть традиции права и обычаев каждого общества" (Тадеуш Милевский, 1969). Эта великолепная традиция права и обычаев присутствует одинаково во всех славянских странах по причине общего происхождения и общего этнического начала. Систему славянских имен следует провозглашать и распространять, чтобы она не исчезла и стала более популярной и даже обязательной во всех славянских странах.


Угрозы



Причиной исчезновения славянских имен является процесс акультурации. Я рассмотрю эту проблему с точки зрения Польши и поляка. Сейчас самым опасным является бедствие под названием американизация. Я буквально выхожу из себя, когда еду в поезде и слышу, как отдыхающие призывают своих чад к порядку. Встречаются такие имена, как Анжелика, Линда, Лари, Марк, Денис, Роб, Маркс, Энди, Валентинка… Это, конечно же, результат наплыва низкопробной американской или немецкой поп-культуры, особенно бессодержательных фильмов и телепрограмм. До 1989 года таких имен в Польше не было совсем, благодаря четким действиям цензоров и Министерства культуры и искусства. По именам в Польше можно также легко заметить влияние немецкой культуры и извечного "Drang nach Osten". Робертов, Конрадов, Каролей и Генриков у нас уже миллионы. Фактически из Германии в Польшу прибыло и христианство, а с ним и Библия и многочисленные гебрайские имена. Несмотря на их ополячивание, значительное число ближневосточных имен указывает на уровень упадка традиции славянской культуры и обычаев. Сейчас получается, что "типично польскими" являются такие имена, как Матеуш, Лукаш, Петр, Рафал, Юзеф. По причине того, что римский папа имеет польское происхождение, популярность гебрайских имен Ян и Павел перешла границу абсурда. Я призываю хотя бы в нашем кругу - кругу людей, осознающих себя СЛАВЯНАМИ - отказаться от этих американских, немецких или гебрайских имен.


Имена, инициация и славянская культура


До и сразу после распада Славянской Общности, то есть прежде чем славянские племена вошли в орбиту влияния чуждых культур, языческая традиция и обычаи не позволяли членам племенной общности, а тем более правящей элите, отступать от канона двучленного имени (600 - 1000 года нашей эры). Ребенок становился членом общества (задруги, ополя, племени, государства), когда переходил под мужскую опеку в возрасте 7 лет. Во время обряда инициации выбиралось новое имя, а старое имя, данное независимо от пола, под влиянием чувств и импульса матери, подлежало забвению. Новое осмысленное имя должно было соответствовать характеру ребенка либо качествам, которые хотели бы в нем видеть родители, если у ребенка был слабый характер, например:

Богумил - пусть будет мил богу,

Гостерад - пусть будет отличаться гостеприимством,

Мстислав - пусть будет славен местью над врагами.

Как видно, по славянским верованиям, имя было заклятием и магическим знаком, связанным с человеком, его носящим.

Благодаря лексическим составляющим двучленных имен, сохраненных обычаями и традицией, мы многое узнаем о культуре и системе ценностей наших предков. Вот примеры из различных сфер жизни:

Жизнь (суффиксы -быт, -жир) - Властибыт, Жирослав, Домажир.

Положительные ценности (добро-, любо-, мило-, радо-) - Доброгост, Любомир, Радомир, Милострый.

Отрицательные ценности (не-) - Никлот, Немир, Нерад.

Смысл познания (мысли-, -мысл, -вид) - Мыслибор, Гостевид, Болемысл.

Общественное устройство (держи-, гради-, влади-) - Держикрай, Градислав, Владимир.

Гостеприимство (-гост) - Любогост, Доброгост, Радогост.

Военная организация (-полк, вой-) - Святополк, Воислав.

Боевая готовность (буди-, креси-) - Будивой, Кресислав.

Борьба (бори-, рати-) - Боригнев, Ратибор.

Достоинства воина (свято-, яро-, пако-) - Святомир, Ярослав, Пакослав.

Честь, слава (чти-, -слав) - Чтибор, Томислав, Болеслав.

Семья (брато-, -стрый, сестро-) - Братомил, Желистрый, Сестромил.

Собственность (семи-) - Семемысл, Семавит.

Вера (бог-, -бог) - Богуслав, Хвалибог, Молибог, Богухвал.

Это примеры присутствия ценностей, чувств, верований, общинного образа жизни, организации жизни в условиях войны. Следует подчеркнуть то, что в системе славянских имен отсутствуют выступающие в системе имен других индоевропейских языков названия животных (!), оружия и реалий, связанных с занятиями населения. Славянские имена также более абстрактные, чем остальные индоевропейские имена.


Виды славянских имен в Польше


В Польше, как и в других славянских странах, выступают три различающихся морфологически типа имен.



Первый тип - двучленные имена

Основные, древнейшие и самые правильные. Они состоят из двух находящихся между собой в определенном синтаксическом и смысловом отношении слов. Характеристика этих имен была представлена выше. В Польше в период Средневековья имен такого типа использовалось около шестисот. Однако с момента принятия христианства они постепенно заменялись приходившими с Запада иудейско-христианскими именами и в конце концов на рубеже XV-XVI веков были почти полностью вытеснены. Исключение из этого правила составляли славянские двучленные имена, которые носили святые Церкви, например, Чеслав, Казимир, Станислав, Вацлав, Владислав, Войцех. Также дольше оставались в употреблении двучленные имена в дворянских семьях, что является доказательством использования двучленных имен славянскими элитами. Доказательством этому служат также имена королевских и княжеских династий на территории всего Славянского мира. В Польше славянские двучленные имена носили даже властители из династий, этнически ничего общего со Славянством не имевших: Ягеллоны (например, Владислав Варненский), Вазы (например, Владислав IV Ваза).

В XVI и XVII веках мы еще встречаем Бронислава, Дадзибога, Доброгоста, Держислава, Ярослава, Мирослава, Мстислава, Пшемыслава, Пшецлава, Владимира, Збигнева. В XVIII веке в Польше употребительность славянских двучленных имен продолжает падать. Ситуация изменяется в XIX веке в связи с интересом к прошлому Польши. Начинают появляться календари славянских имен (например, Т.Воевудского в Варшавском Курьере за 1827 год), хотя вместе с ними начинают появляться ошибочные, искаженные формы славянских имен (например, вместо Збыгнева появился Збигнев, а вместо Семовита появился Земовит) и гибридные формы - полученные из христианских имен с прибавлением второго славянского члена, например: Ян - Янислав, Юлиан - Юлислав. Воскрешению некоторых старых славянских имен способствовала также романтическая литература, изобилующая старопольскими мотивами с подлинными старославянскими именами..

В межвоенный период популярность славянских двучленных имен продолжает возрастать, благодаря деятельности неоязыческих групп, которые обращались к мифологии славян и древней системе верований. Славянские двучленные имена популяризировались также благодаря изданию календарей и книг (например, Владислав Колодзей "Славянский календарь") и обыкновению принимать псевдонимы в виде славянского имени. К примеру, журнал "Задруга" не публиковал полного имени автора статьи - только инициалы, если имя автора не было славянским.

Сейчас в Польше действуют организации, проявляющие интерес к Славянству и требующие от своих членов обладания двучленным славянским именем, что кажется мне весьма положительным явлением (например, некоторые харцерские дружины в Кракове, краковское отделение общества "Никлот", "Крак", "Любуш").

Каков в настоящее время масштаб использования славянских имен в Польше? Станиславов - 800 тысяч, Казимиров - 300 тысяч, Войцехов, Владиславов, Чеславов и Владимиров - по 200 тысяч, богданов - 130 тысяч. Довольно большое число также Богумилов, Богуславов, Богухвалов, Святославов. Эти имена популярны благодаря их связи с христианством. Из имен, которые с христианством имеют немного общего, популярны Збигнев (400 тысяч), Ярослав, Мирослав, Веслав, Здислав (по 200 тысяч), Пшемыслав (130 тясяч), Болеслав, Бронислав, Радослав (по 80 тысяч).

От мужских имен образуются женские формы, а их большое сходство свидетельствует о равноправии женщин, например: Станислава (300 тысяч), Казимира (145 тысяч), Владислава (140 тысяч), Чеслава (100 тысяч). Популярны также: Вацлава, Бронислава, Людмила, Доброслава, Славомира, Збигнева, Здислава.



Второй тип - формы имен, происходящие от двучленных имен

Производные формы, разбитые или сокращенные, снабженные различными суффиксами, часто уменьшительно-ласкательными), например: Ратиборек - от Ратибор, Лют - Лютогнев, Пелка - от Святополк, Войтек - от Войцех, Гневко - от Гневомир, Милош - от Мирослав, Брониш - от Бронислав, Лех - от Лехослав, Мешко - от Мечислав, Борис - от Борислав.

Лично я считаю, что от имен такого типа Славянство должно избавиться как от неправильных форм, хотя с этнической точки зрения они значительно правильнее имен, происходящих от христианства и от западной поп-культуры.



Третий тип - простые имена - народные названия в функции собственных личных имен

Хорошим примером имени этого типа является популярное в Сербии имя Вук, скорее всего образованное от известного в Средние века имени Вилчан - властитель Вилетов со значанием "пусть будет как волк, воинственный, хищный, умелый воин". Иные имена этого типа: Квятек ("пусть будет как цветущее растение, прекрасный и дородный"), Одолан (от глагола "одолеть"), Шибан (от "шибать", т.е. бить), Кохан, Милаван, Ласота.

Лично я считаю, что эти имена, хотя они и славянские, правильные и интересные, не следует пропагандировать по причине их одночленности, что не придает им славянского характера.



Правовые проблемы


Мои родители - католики, а потому дали мне имя архангела Рафаэля - Рафала в польском звучании. Когда я уже осознал себя настоящим славянином, я решил через обряд инициации изменить имя на старославянское. Я выбрал имя Боромир, что означает "пусть борется с врагом за свой мир". Оно подходит к моей фамилии и соответствует моему характеру. Прежде чем я начал использовать это имя, оно стало моим прозвищем по причине сходства с моей фамилией и персонажем из "Властелина Колец" Толкена, который тогда из Англии завоевал умы молодых людей в Польше. Через несколько лет я захотел официально зарегистрировать новое имя в качестве второго. Каково же было мое удивление, когда в моем заявлении было отказано! В соответствии с законом 50-х годов польскими было признано более десятка славянских имен, перечисленных мной ранее, а также большое число имен гербрайских, немецких и латинских. Таким образом, оказалось, что имея гебрайское имя, я не могу заменить его на славянское, поскольку чиновник заявил, что я его выдумал. А ведь имя это присутствует в списке сербских национальных имен (Milica Cirkovic "Recnik licnich imena kod Srba"). Это значит, что это имя чисто славянское, тем более, что его можно логически и грамматически объяснить. Вышеупомянутый закон позволяет одновременно изменить фамилию, так что благодаря пронемецкой политике польского государства часто встречающуюся фамилию Вильк (сербский Вук) можно заменить на более "нормальную" Вольф. С этой правовой проблемой мы, поляки, должны справиться сами, но мне интересно, как юридический вопрос изменения имени выглядит в других славянских государствах. Для меня спосением оказалось написание на эту тему дипломной работы и нескольких статей в специальных журналах, однако это скорее правовая уловка, чем принцип, который должен обязывать.



Способы спасения двучленных имен


Чтобы сохранить существование двучленных славянских имен как этнокультурного знамени, отличающего нас от представителей иных языковых групп, необходима акция популяризации этих имен в культуре. Для краткости я лишь перечислю эти способы:

выбор литературных и артистических псевдонимов в форме двучленных славянских имен, например: писатели Людовит Штур, Збигнев Ненацкий, Барним Рогалица;

введение обязательного славянского имени в организациях национальной и славянской направленности;

наименование фирм, магазинов, объединений, улиц такими именами (например, известная в Польше колбасная фирма "Доброслава");

пропаганда периода раннего средневековья через археологические экспедиции и исторические заседания, ведь все правители в этот период имели славянские имена; наделение героев книг, стихов, фильмов двучленными славянскими именами;

издание календарей со списком славянских имен, притом исключительно правильных.


Одним словом, речь идет от том, чтобы внедрять славянские имена в каждой сфере нашей деятельности: на уровне политики, экономики, культуры, науки. Следует помнить о наших детях, которые вскоре появятся на свет. Подумаем уже сегодня о славянских именах для них! К сожалению, сегодня в связи с юридическими требованиями мы не можем себе позволить давать ребенку имя в возрасте 7 лет. Эти имена мы должны искать в списках славянских имен, исторических источниках, литературе, а также в окружающих нас названиях местностей, например: Владимир в России, Братислава - в Словакии, Литомысль в Чехии, Златибор - в Сербии и в Польше: Водислав, Ратибуж, Мыслибуж, Пшемысль, Ярослав, Держислав, Вроцлав. Можно их также найти в названиях в Болгарии: Боримиров от имени Боромир и в Польше: Лютославский от имени Лютослав.

Я рассчитываю на то, что на очередных всеславянских съездах будет создана специальная комиссия, занимающаяся сбором и каталогизацией двучленных имен, встречающихся во всех странах Славянского мира, с тем чтобы создать открытый банк этих имен, доступный для создания славянских календарей и публикации в различных странах.

Добавлено: 21.12
Светлана
КТО ИСКОРЕНИЛ СЛАВЯНСКУЮ СТАРИНУ?
(Или когда и почему пропали нехристианские имена/прозвища?)

То, чем мы гордимся и что является отличительной нашей особенностью, это наша фамилия. Когда же появились наши фамилии?

Составитель сборника "Словарь современных русских фамилий" И.М.Ганжина пишет: "…Значительная часть современных русских фамилий образована от имен церковного календаря. Эти имена, ИНОЯЗЫЧНЫЕ И ЧУЖДЫЕ РУССКОМУ НАРОДУ (выделено мной - авт.), только в XIX-XX вв. стали активной базой для создания русских фамилий. Но в XVI-XVIII вв. такие фамилии БЫЛИ НЕМНОГОЧИСЛЕННЫ и образовывались, как правило, от светских, бытовых вариантов канонических имен, обычно от полной формы (Борисов, Юрьев, Андреев, Нефедов, Исаев и т.п.). Основная масса фамилий, образованных от христианских имен, в том числе от уменьшительных и уничижительных форм (типа Ванюшечкин, Иванчиков, Васьков), возникла не ранее 2-й пол. XIX в., в период массового "офамиливания" русских крестьян…"

В одной из своих статей , изучая старославянские имена/прозвища в сельце Муромино Старорязанского стана Переяславль-Рязанского уезда, я пришел к любопытному выводу. В 1646 г. всего 5 человек по этому сельцу и находящейся рядом деревне Семкино писались в официальном документе не с христианским, каноническим именем, а ПОД СТАРОСЛАВЯНСКИМ! При этом, в селе Казари, куда жители Муромино и Семкино ходили в церковь, в переписи, составленной на 17 лет раньше (1629 г.) уже НЕ БЫЛО ЗАФИКСИРОВАНО НИ ОДНОГО НОСИТЕЛЯ СТАРОРУССКОГО ИМЕНИ. Да, почти все жители писались трехчленной формой (с дедичеством), но все были записаны ПОД ХРИСТИАНСКИМИ ИМЕНАМИ.

А между тем "Словарь" Тупикова и "Ономастикон" Веселовского пестрят примерами МАССОВОГО использования этих имен ВСЕГО ЛИШЬ во 2-й половине XVI в.

О чем говорят вышеприведенные факты? Почему к середине XVII столетия в вышеупомянутых селениях практически ВСЕ НЕХРИСТИАНСКИЕ имена/прозвища БЫЛИ практически полностью ВЫТРАВЛЕНЫ из употребления без исключения? Что произошло за 2-ю половину XVI- начало XVII вв?

Автор первого фундаментального труда о русских именах и фамилиях Н.М.Тупиков пишет: "В XVII в. русские имена (имеются в виду НЕХРИСТИАНСКИЕ, НЕЦЕРКОВНЫЕ) стали терять свое значение личных имен…" Я очень уважаю Тупикова. За то, что он БЫЛ ПЕРВЫМ. За его колоссальный, титанический труд по сбору материала. Но Тупиков НЕ ОТВЕЧАЕТ мне на простой вопрос: "Почему?" Почему вдруг эти имена стали терять свое значение? Само собой ведь НИКОГДА НИЧЕГО НЕ ПРОИСХОДИТ. Это не слепой случай или провидение. Значит, должна быть причина, какая-то логика во всем происходившем!

Мода? Помилуйте. Это ж не XX век, когда человек настолько свободен, что ВОЛЕН выбирать все то, что ему заблагорассудится. И потом, даже мода делается конкретными людьми и их вкусами. Пример из Петровского:

"…Учительница С.Н.Уварова из села Коростово Рязанской области пишет, что "из 23 учениц, окончивших в 1955 году семилетку, было 17 Нин! За последние два года новорожденные девочки в названном селе называются или Танями, или Надями. Исключения редки…"

XVII же столетие - это апологет архаичности! Вопрос мой простой, но я не могу найти на него ответа. А вопросы продолжают нарастать как снежный ком! Раз были причиннно-следственные связи в этих событиях, значит за этими событиями СТОЯЛ КАКОЙ-ТО КОНКРЕТНЫЙ ЧЕЛОВЕК! Или, на худой конец, отдельные личности. Но кто? Кто именно? Ради обыкновенного любопытства, интереса, хочется разобраться.

Итак, заглянем для начала в век семнадцатый. Потому, что ИМЕННО ТОГДА исчезают из употребления древние, старорусские имена. В.О. Ключевский пишет:

"…До XVII в. русское общество отличалось цельностью своего классового состава. Боярин и холоп неодинаково ясно понимали вещи, неодинаково твердо знали свой житейский катехизис; но они черпали свое понимание ИЗ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ИСТОЧНИКОВ, твердили один и тот же катехизис и поэтому ХОРОШО ПОНИМАЛИ ДРУГ ДРУГА, составляли однородную нравственную массу.

Западное влияние РАЗРУШИЛО ЭТУ ЦЕЛЬНОСТЬ. Оно не проникало в народ глубоко, но в верхних классах общества … оно постепенно приобретало господство. Как трескается стекло, неравномерно нагреваемое в разных своих частях, так и русское общество, неодинаково проникаясь западным влиянием во всех своих слоях, раскололось.

Раскол, произошедший в русской церкви XVII в., был церковным отражением этого нравственного раздвоения, вызванного западным влиянием в обществе. Тогда стали у нас друг против друга два миросозерцания, два враждебные порядка понятий и чувств, два лагеря…"

Но только ли дело в западном влиянии? Ведь результатом этого влияния было отнюдь не использование немецких или английских собственных имен. Западное влияние ЛИШЬ ПОДТОЛКНУЛО веяния, которые к тому времени УЖЕ ПРОИСХОДИЛИ в русском государстве.

И потом, уже в переписи 1646 г. (т.е. началу царствования Алексея Михайловича, использование старорусских имен/прозвищ в официальных документах практически сведено на нет. А до петровских реформ было еще очень далеко.

Итак, какие события? Какие веяния? Перелопатив весь XVII век, я так и не нашел ответа на мой вопрос. События, происходившие в этом столетии, насыщенны, ярки и, действительно, полны драматизма: голод, Смута, народные восстания, гибель старой и рождение новой царской династии. Но, вглядываясь в логическую цепь этих событий, изучая причины их появления, не удалось их связать с моим главным вопросом: "Почему к середине XVII столетия в вышеупомянутых селениях практически ВСЕ НЕХРИСТИАНСКИЕ имена/прозвища БЫЛИ практически полностью ВЫТРАВЛЕНЫ из употребления без исключения?"

Попытки ответа на этот непростой вопрос приводят нас к выводу, что необходимо обратиться к обыкновенному быту, практике. Заглянем в справочник Н.А.Петровского:

"…Регистрация новорожденных детей проводилась ТОЛЬКО церковью, где осуществлялся обряд крещения. Таким образом, крещения не миновал НИ ОДИН ребенок, даже если его родители были неверующими.

Какие же имена давались тогда? В русской православной церкви были (да и теперь есть) особые книги - месяцесловы, или святцы. В месяцеслове на каждый день каждого месяца записаны имена святых, которых в этот день чтит церковь. Священник перед обрядом крещения предлагал на выбор несколько имен, которые значились в святцах на день рождения ребенка. Этим обычно дело и кончалось…

Во всяком случае, ребенку МОЖНО БЫЛО ДАТЬ ТОЛЬКО ТАКОЕ ИМЯ, КОТОРОЕ ИМЕЛОСЬ В СВЯТЦАХ. Никакого вольнодумства тут не допускалось…"

Итак, первое с чего мы начнем - святцы!

Святцы

Заглянем для начала в "Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона":

"Святцы - т. н. список святых, чтимых православной церковью, составленный в порядке месяцев и дней года, к которым приурочено празднование и чествование каждого святого. Церковные святцы назначаются для богослужебного употребления; они печатаются при богослужебных книгах - канонике, акафистнике, молитвослове, в конце их, а иногда в середине.

Окончательной, однообразной редакции святцев, печатаемых в церковных книгах, не существует. Одно только правило соблюдается непременно - каждое имя, заносимое святцами, должно принадлежать канонизованному церковью святому" .

Для тех, кто никогда не видел месяцеслова, воспроизведем ниже небольшой отрывок из него:

"…1 февраля (19 января). Прп. Макария Великого, Египетского. Свт. Марка, архиеп. Ефесского. Прп. Макария, постника Печерского. Блж. Феодора, Христа ради юродивого, Новгородского. Обретение мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского. Прп. Макария Римлянина, Новгородского. Свт. Арсения, архиеп. Керкирского. Прп. Антония, столпника Марткопского.

2 февраля (20 января). Прп. Евфимия Великого. Прпп. Евфимия схимника и Лаврентия затворника, Печерских. Мчч. Инны, Пинны и Риммы. Мчч. Васса, Евсевия, Евтихия и Василида.

3 февраля (21 января). Прп. Максима исп. Мч. Неофита. Мчч. Евгения, Кандида, Валериана и Акилы. Прп. Максима Грека. Мц. Агнии девы. Мч. Анастасия. Ктиторской и именуемой "Отрада", или "Утешение", Ватопедских икон Божией Матери…"

Таким образом, для тех, кто имел счастье родиться 2 февраля, на выбор предлагалось 6 имен, из которых 4 ПРАКТИЧЕСКИ НЕ УПОТРЕБЛЯЛИСЬ! Получается, что рожденные в этот день ОБЯЗАНЫ были именоваться Евфимием или Лаврентием!

Итак. Теперь наш главный вопрос. Кто и когда составил этот месяцеслов?

Ответ на этот вопрос дает библиографический словарь "Литература Древней Руси". Святцы появились как выдержки из русских Житий, составлявших основу фундаментального труда "Четьи-Минеи".

Великие Четьи-Минеи (ВМЧ) ("четьи" - др. рус. - для чтения, "минеи" - от греч. месяц) - свод из 12 месячных книг (миней), своеобразная рукописная энциклопедия древнерусской духовной книжности XVI в., включающая оригинальные и переводные памятники, главным образом житийные и риторические, церковно-учительные слова и другие сочинения отцов церкви. Первые русские четьи минеи были составлены под редакцией московского митрополита св. Макария (1428-1563). Следующее, более известное составление принадлежит ростовскому митрополиту св. Димитрию (1651-1709).

Вот, оказывается что! Я просто не там искал. Точнее искал ответа на вопрос совсем не в том столетии! А между тем, ответ на мой вопрос может находиться на 100 лет раньше, в веке XVI, т.е. во времени Ивана Грозного!

ВМЧ были созданы как своеобразный многотомный сборник "всех книг четьих", "чтомых" на Руси (преимущественно "святых", предназначавшихся для "душеполезного" чтения). Состав их, подобранный и утвержденный церковью, должен был регламентировать годовой "круг чтения" на каждый день. Известны три "чистовых", полностью завершенных списка ВМЧ, фактически представляющих три самостоятельные редакции, или, точнее - три 12-томных книжных свода: Софийский, Успенский и Царский (названия спискам даны по месту их первоначального хранения). Успенский список ВМЧ - единственный из всех трех сохранившихся в полном составе на полках Патриаршей библиотеки. Внешнее оформление книг ВМЧ выдержано в торжественном стиле "второго монументализма". Размеры каждого 12-томного книжного свода огромны и вполне соответствуют названию "Великие" минеи, в отличие от значительно меньших по объему миней домакарьевского состава. Каждая из 12 книг ВМЧ насчитывает от 1500 до 2000 листов большого формата (так называемый "александрийский лист").

Формирование трех беловых списков ВМЧ длилось около 25 лет. Создание Софийского свода ВМЧ было начато в Новгороде в 1529-30 гг. и длилось в течение 12 лет. Создание Софийского списка ВМЧ происходило в Новгороде при архиепископском доме Макария трудами "многих различных писарей" и книжников, переписывавших произведения, переделывавших их и предпринимавших новые переводы и сверку их по греческим оригиналам, "от иностранных и древних пословиц переводя на русскую речь", как писал в предисловии к ВМЧ Макарий. Для формирования первоначального состава ВМЧ были привлечены материалы всех подвластных архиепископу Макарию новгородских и псковских библиотек. Работа над Успенским и Царским списками частично продолжала проводиться в Новгороде (здесь копировались тексты Софийского списка), но, став митрополитом "всея Руси", Макарий смог привлекать к работе писцов и книжников различных городов и монастырей со всех концов России, а окончательное оформление книг происходило, очевидно, под его наблюдением в Москве, в его митрополичьем скриптории.

Созданию ВМЧ предшествовала огромная составительская, переводческая и редакторская работа; она заключалась в сплошной и весьма существенной идейно-стилистической переработке всего пестрого собранного материала с тем, чтобы изложение в ВМЧ было выдержано в едином торжественном и велеречивом стиле "второго монументализма".

Итак, теперь нам понятно, когда именно появились "Четьи-Минеи". Но зачем, с какой целью Макарием они были составлены? Мы вплотную подошли к анализу событий, произошедших в середине XV столетия.

Православная церковь и язычество.

В XII-XIII вв. церковники жаловались на то, что их храмы пустуют:

"Если какой-нибудь плясун, или музыкант, или комедиант позовет на игрище, на сборище языческое, ТО ВСЕ ТУДА РАДОСТНО УСТРЕМЛЯЮТСЯ и проводят там, развлекаясь, целый день. Если же позовут в церковь, ты позевываем, чешемся, сонно потягиваемся и отвечаем: "Дождливо, холодно" или еще чем-нибудь ОТГОВАРИВАЕМСЯ...

На игрищах нет ни крыши, ни защиты от ветра, но нередко и дождь идет, дует ветер, метет метель, но мы ко всему этому ОТНОСИМСЯ ВЕСЕЛО, увлекаясь зрелищем, гибельным для наших душ. А в церкви и крыша есть, и приятный воздух, НО ТУДА ЛЮДИ НЕ ХОТЯТ ИДТИ"

Язычество продолжало существовать в самых широких слоях простолюдинов, отражая народную культуру, идеологию и мировоззрение. Новое же отношение к миру ФОРМИРОВАЛОСЬ ПЕРВОНАЧАЛЬНО В КНЯЖЕСКО-БОЯРСКОЙ СРЕДЕ .

Это важное замечание. Христианство во многом поначалу проигрывало язычеству. По наблюдению Н.П.Павлова-Сильванского, даже в XV в. финские племена Водской пятины (современная С-Петербургская губерния) поклонялись деревьям и камням и приносили им жертвы.

А.Шмеман пишет: "Христианство на Руси насаждалось "сверху" самой государственной властью" . Своей моралью, своим учением, обрядами ОНО БЫЛО СОВЕРШЕННО ЧУЖДО исконному язычеству восточных славян. Между христианством и язычеством началась многовековая борьба, приведшая, в конце концов, к так называемому двоеверию - синтезу православия и язычества. Кардинал д'Эли в начале XV в. писал в Рим: "Русские в такой степени сблизили свое христианство с язычеством, что трудно было сказать, что преобладало в образовавшейся смеси: христианство ли, принявшее в себя языческие начала, или язычество, поглотившее христианское вероучение" .

Один из защитников славянского язычества Ярослав Добролюбов уже в XX в. выражается более категорично:

"…Христианство - очень жестокая религия, непримиримая к инакомыслию: "Не мир пришел я принести, но меч. Ибо я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его" (Матф.10) ...И ведь разделил! Мечом и разделил. А что может быть хуже раздора в семье? Что может быть хуже гражданской войны? Стоит ли этот бог хотя бы одного такого раздора? А сколько было их?

И в этом же контексте он говорит: "А кто отречется от меня пред людьми, отрекусь от того и я пред Отцем Моим Небесным." То есть фактически он подводит к тому, что лучше отрекитесь от отца своего, чем от меня. Поскольку иначе в ад.

Язычество менее строго. Оно более природно, более естественно. Там в случае, например, засухи вполне приемлимо погрозить в небо кулаком и высказать Сварогу все, что ты о нем думаешь. Христианство же, напротив, за подобное справедливое человеческое "богонедовольство" обещает ад и страшные муки.

Русская культура была ЗАДАВЛЕНА христианством. Что христианство направило ее по узкой стезе, ЗАСТАВЛЯЯ ПОСТОЯННО ХВАЛИТЬ САМОЕ СЕБЯ. Чем дальше от X века, тем более это заметно…"

Не буду заострять внимание на формулировках. Не в этом главная цель этой статьи. Для нас основное - найти побудительные причины, послужившие тому, что язычеству в XV в. столетии была объявлена смертельная война.

"Фабрика по производству" святых

В 1542 г. московским митрополитом стал Макарий, бывший архиепископ новгородский, связанный с князьями Шуйскими. Почитатель и ревностный сторонник Иосифа Волоцкого, Макарий был не столько богословом, сколько политиком и церковным организатором. Правда, и в бытность свою новгородским архиепископом, и в качестве московского митрополита Макарию приходилось выступать с проповедями и составлять поучения. Однако, как церковный писатель, он значительно уступал своим видным современникам - Максиму Греку, Зиновию Отенскому, Ермолаю-Еразму.

В дореволюционной литературе, особенно клерикальной, личность и деятельность Макария сильно идеализировались. Ему приписывалось благотворное нравственное влияние на Ивана IV, инициатива венчания Ивана на царство, побуждение молодого царя к завоеванию Казани, распространение на Руси культуры и просвещения. В действительности же участие Макария в "мирских делах" не было определяющим: он подвизался прежде всего как церковный деятель. Его инициатива явственно ощущалась во всех важнейших мероприятиях, направленных НА УКРЕПЛЕНИЕ ЦЕРКВИ. Государственную же власть он поддерживал до тех пор, пока она не посягала на церковные прерогативы и привилегии .

Макарий занял митрополичью кафедру в трудное время. Его предшественник, митрополит Иоасаф, был с "великим бесчестьем" согнан боярами: митрополичий дом подвергся великой осаде, в него бросали камни. Бежавший митрополит не мог найти убежища ни на Троицком подворье, ни даже в великокняжеском дворе. Его едва не убили. За три года до этого бояре свергли митрополита Даниила. Теперь оба предшественника Макария находились в ссылке.

Избрание Макария митрополитом было устроено Шуйскими, которые хотели иметь на митрополичьей кафедре своего человека, архиепископа Новгорода - города, издавна к ним расположенного. Однако, Макарий не оправдал их надежд. В центре своего внимания он поставил отнюдь не боярские, а церковные интересы, сознавая, что для укрепления позиций русской церкви необходимо укрепить государственную власть, расшатанную во время боярского правления.

Макарьевская эпоха в Церкви известна интенсивной СОБОРНОЙ жизнью. Для нас особенно важны Соборы середины XVI века (1547 и 1549 годов), которые в исторической науке так и называются "Макарьевскими".

На них решался ТОЛЬКО ОДИН вопрос - ПРОСЛАВЛЕНИЕ (т.е. канонизация) РУССКИХ СВЯТЫХ. В 1547 году были канонизованы (в скобках указан год смерти):


1. Великий чудотворец Иона, митрополит всея Руси (+ 1461);
2. Великий чудотворец Иоанн, архиепископ Новгородский (+ 1185);
3. Великий чудотворец Макарий Калязинский (+ 1483);
4. Великий чудотворец Пафнутий Боровский (+ 1477);
5. Новый чудотворец благоверный Александр Невский (+ 1263);
6. Новый чудотворец Никон Радонежский (+ 1426);
7. Новый чудотворец Павел Комельский, Обнорский (+ 1429);
8. Новый чудотворец Михаил Клопский (+ 1456);
9. Новый чудотворец Савва Сторожевский (+ 1406);
10-11. Новые чудотворцы Зосима (+ 1478) и Савватий (+ 1435) Соловецкие;
12. Новый чудотворец Дионисий Глушицкий (+ 1437);
13. Новый чудотворец Александр Свирский (+ 1533).

Не случайно в этом списке на первом месте значился московский митрополит Иона, с именем которого связывалось установление фактической независимости русской церкви от константинопольской патриархии.

С указанием где праздновать, то есть, канонизованы местно, на Соборе были:


1. Новый чудотворец Максим юродивый (+ 1433) - праздновать ему в Москве;
2-4. Новые чудотворцы, благоверные Константин и чада его Михаил и Феодор Муромские (XII в.) - праздновать им в Муроме;
5-6. Новые чудотворцы, благоверные Петр и Феврония (+ 1228) - праздновать им в Муроме;
7. Новый чудотворец святитель Арсений Тверской (+ 1409);
8-9. Новые чудотворцы Прокопий (+ 1303) и Иоанн (+ 1494) Христа ради юродивые - праздновать им на Устюге 8 июля.
В некоторых списках названы также Новгородские святители Евфимий, Иона и Никита.

Собор 1547 года ПОЛОЖИЛ НАЧАЛО ПОСЛЕДУЮЩИМ КАНОНИЗАЦИЯМ СВЯТЫХ НА РУСИ. Т.е. до этого момента ОФИЦИАЛЬНО общерусских святых как бы не существовало.

В основу Соборных решений были взяты труды Макария, так как "почти две третьих на 13 общих святых составляют, с одной стороны, святые Новгорода, а с другой - святые, к которым Макарий питал личное усердие.

17-летний Царь Иван делал свои первые шаги на церковном поприще и не располагал достаточными знаниями и авторитетом, чтобы использовать церковную реформу в своих политических целях. Иначе трудно объяснить, почему к лику общерусских святых НЕ БЫЛ ПРИЧИСЛЕН НИ ОДИН ИЗ МОСКОВСКИХ КНЯЗЕЙ - прямых потомков царя. Зато этой чести удостоился ИХ ЗЛЕЙШИЙ ВРАГ - Михаил Тверской, убитый в Орде вследствие происков Даниловичей и некоторые муромские князья. Этому, правда, находится объяснение - восточной политикой Грозного, направленной на завоевание Казани. Через Муром шли русские войска, а Михаил Ярославич прославлялся как "мученик", принявший смерть от "безбожных татар".

В списках новых святых можно найти имя Александра Невского, НО НЕТ ИМЕНИ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО??? Зато был почему-то канонизирован новгородский князь Всеволод Мстиславич, почитавшийся местным святым в Пскове.

Речь царя Иоанна IV на Стоглавом Соборе 1551 года показывает, как развивались события далее.

Святители отбыли в свои епархии и стали "обыскивать", "где, которые чудотворцы прославилися великими чудесы и знамении". Затем они прибыли в царствующий град Москву, и состоялся второй Собор.

В отличие от первого Собора, о работе которого сохранилось несколько грамот, материалы второго Собора до сих пор неизвестны. Поэтому перечень святых, канонизованных на этом Соборе, восстанавливается гипотетически. Еще в прошлом веке В. О. Ключевский опубликовал фрагмент особой редакции Жития святителя Московского Ионы, где дан перечень всех русских святых, почитавшихся на Руси в середине XVI века.

Если из этого списка изъять святых, канонизованных ранее, то получится лик святых, прославленных на Соборе 1549 года:


1. Святитель Новгородский Нифонт (+ 1156);
2. Святитель Иаков Ростовский (+ 1391);
3. Святитель Стефан Пермский (+ 1396);
4. Благоверный Всеволод Псковский (+ 1138);
5. Благоверный Михаил Тверской (+ 1318);
6. Преподобный Авраамий Смоленский (+ нач. XIII в.);
7-9. Мученики Иоанн, Антоний и Евстафий Литовские (+ 1347);
10. Преподобный Евфимий Суздальский (+ 1405);
11. Преподобный Григорий Пельшемский (+ 1441);
12. Преподобный Савва Вишерский (+ 1460);
13. Преподобный Евфросин Псковский (+ 1481);
14. Преподобный Ефрем Перекомский (+ 1492).

Таким образом, буквально за 2 неполных года пантеон общерусских святых увеличился сразу на 36 человек! До конца же XVI в. были канонизированы еще 25 святых . Получается, что ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ПОЧИТАЕМЫЕ НА РУСИ СВЯТЫЕ БЫЛИ КАНОНИЗИРОВАНЫ МАКАРИЕМ В СЕРЕДИНЕ XVI СТОЛЕТИЯ!

Именно тогда, в 50-60-е гг. XVI в. появились и первые общерусские месяцесловы, в которых пастве предлагалось именоваться указанными христианскими именами!

В последующие годы при Макарии были канонизованы еще некоторые русские святые. Топографически были представлены Великий Новгород, Псков, Соловки, Вологда, Великий Устюг, Тверь, Ростов, Москва, Суздаль, Калязин, Муром, Можайск, Смоленск, Пермь и т. д. Практически все исконно русские земли!

Середину XVI в. справедливо можно назвать "эпохой новых чудотворцев", или, выражаясь более современным языком "фабрикой по производству святых".

Что происходило потом? В связи с Макарьевскими Соборами пишутся жития, похвальные слова, службы и иконы русским святым. Множество писцов ПЕРЕПИСЫВАЮТ рукописи. В это время появляются рукописи, которые по сохранившимся пометам в них называются - "Книга новых чудотворцев". Песнопения новых служб полагались на ноты, имена новоканонизованных святых давались младенцам при крещении, в честь их строились новые храмы, открываются их святые мощи.

А как же реагировал на все это обыкновенный народ? А.И.Клибанов пишет: "Массовая фабрикация святых в середине XVI в. вызвала недовольство в народной средне. Возникали сомнения в святости тех или иных епископов и игуменов, которые сохранились в памяти народной как захватчики крестьянской земли, угнетавшие население поборами, известные своими разгульными пирами…" .

Если отбросить ВСЮ ИДЕОЛОГИЧЕСКУЮ ПОДОПЛЕКУ этого предложения, которой так пестрела вся наша историческая наука до 90-х гг., то откроется ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СМЫСЛ вышесказанного.

Те же крестьяне ПРОСТО НЕ ВЕРИЛИИ НЕ ХОТЕЛИ ВЕРИТЬ в святость тех людей, которые на их глазах выклянчивали у них деньги, пьянствовали и разбойничали.

Вот вам и смысл! А как крестьяне могли выразить свое несогласие и протест? Только "хулой" и "рукоприкладством". Так, в Житии Макария Калязинского, канонизированного в 1547 г.., рассказывается о крестьянине Никифоре, хулившем не только людей (надо думать монахов и других церковников), но и самого бога: "Не лепа глаголаше не точию на человеки, но и на самого бога". В Житии Григория и Касьяна Авнежских некто именем, сын Иванов, бе же художеством ковач …, в него же всельшуся духу нечистому, и не токмо хулу на человеки глаголяше, но и на самого бога и на святых его, яко же есть обычай беснующимся творити" . В 1574 г. крестьяне Ростовской волости сожгли важский Клоновский монастырь, с которым у них велись многолетние поземельные споры. Крестьяне дворцовой Аргуновской волости захватили земли у Троице-Сергиева монастыря; вернуть земли обратно монахам удалось лишь после смерти Грозного. В 1577-1578 гг. произошли сильные волнения в Антониево-Сийском монастыре в Подвиньне, куда для наведения порядка был прислан из Москвы специальный "государев посланник". Поводом для выступлений послужило … составление Жития Антония Сийского! По словам монаха - автора Жития, некоторые из выступавших "крамолующе на святаго хулу держнуша глаголети" , т.е. попросту не верили в чудеса и святость Антония.

Стоглавый собор 1551 г.

В 1551 г. по инициативе Макария был созван собор, который в исторической науке известен под названием "Стоглавый". Он занимался в основном вопросами различных "нестроений" и УПОРЯДОЧЕНИЕМ христианской жизни: обсуждал меры по укреплению дисциплины среди духовенства, унификации обрядов, моральному состоянию служителей церкви. Фактически на Стоглавом соборе была проведена общерусская церковная реформа.

Собор не случайно совпал по времени с судебной, финансовой и военной реформами правительства Ивана IV, призванными способствовать централизации Русского государства, укреплению государственного аппарата. Целям проникновения государственной власти в церковные дела должна была служить реформа церкви.

В ста главах, в которых церковные иерархи выразили свои наказы пастве, подчеркивается ПОЛНАЯ НЕТЕРПИМОСТЬ русской православной церкви к обычаям славянской старины.

Грехом были признаны стрижка бороды, мытье в бане мужчин с женщинами, игра в единственную в то время азартную игру ("зернь"), колдовство. К числу греховных занятий собор также отнес игру на всевозможных музыкальных инструментах, общение с иностранцами и … ШАХМАТЫ, широко распространенные на Руси!! (При этом, спустя 33 года Иван IV умирает именно за ШАХМАТНОЙ ДОСКОЙ!!)

Русские люди, говорилось в Стоглаве, "разных стран беззаконии оскверняхомся, обычая злая от них приимше, и сего ради казнит нас бог за таковые преступления".

Глава 41.
"…В мирских свадьбах играют глумитворцы и арганики, и смехотворцы, и гусельники, и бесовские песни поют, и как к церкви венчатся поедут, священник со крестом будет, а пред ним со всеми теми играми бесовскими рыщут, а СВЯЩЕННИЦЫ ИМ О ТОМ НЕ ВОЗБРАНЯЮТ И НЕ ЗАПРЕЩАЮТ…О том запрещати ВЕЛИКИМ ЗАПРЕЩЕНИЕМ…"

Собор под страхом проклятия запретил "трегубную аллилуйю" и троеперстное знамение и ввел по всей стране двоеперстие. Любопытно, но спустя ровно 100 лет, патриарх Никон также под страхом анафемы заставляет православных ОПЯТЬ возвращаться к троеперстному знамению! Но старообрядцы, отстаивая свою правоту, ссылались именно на решения Стоглавого собора. А как тут было мирянам разобраться?

Монахов собор призвал довольствоваться всевозможными квасами, а "не пьянственным питием, сиречь хмельными и горячими винами". Исключение было сделано лишь для редких в России заморских "фрязских" вин. Из разрешалось держать в монастырских обителях, но пить только "во славу Божию, а не во пиянство". Смешно, не правда ли?

Именно последнее решение, как впрочем и многие другие постановления Стоглава, осталось пустой декларацией. Англичанин Ричард Ченслер, посетивший Россию в 50-х гг. XVI вв., так характеризовал русских монахов: "Что касается разврата и пьянства, то нет в мире подобного, да и по вымогательствам это самые отвратительные люди под солнцем"

Итак. Собор 1551 года ОФИЦИАЛЬНО объявил войну старинным русским обычаям.

Заключение

Митрополит Макарий руководил русской православной церковью более 20 лет. В канун Нового года, 31 декабря 1563 г., в возрасте около 80 лет он умирает.

Не многие знают, какую роль МОГ сыграть в русской истории этот церковный деятель. В 1556 г. Иван Грозный писал казанскому архиепископу Гурию: "О Боже, как бы счастлива была русская земля, если бы владыки были таковы, как преосвященный Макарий да ты". Скрытый смысл царского письма становится более понятным в годы опричнины, когда друг за другом на митрополичьей кафедре сменяли иерархи.

Яснее на этот счет высказался Скрынников: "К счастью для церкви (в XVI в.), и митрополит Макарий, и могущественный временщик - бывший новгородец Сильвестр, проявили достаточную долю РАВНОДУШИЯ к тому, что касалось внешней обрядности".

Митрополит Макарий не отличался такой нетерпимостью, как патриарх Никон 100 лет спустя. Он не обладал такой силой воли, как Никон, Итак, просто престарелый Макарий силу политической гибкости и естественной дряхлости (возраста) НЕ СТАЛ устраивать раскол церкви. Именно Макарий за ВСЕ время правления Ивана Грозного является единственным митрополитом, кто "умер в должности" да еще и заслужил от царя ласковые слова!

А что же далее? Дальше пошла чехарда на московской митрополичьей кафедре: по 2 года главами русской церкви побывали Афанасий и Филипп (Колычев). Митрополиты занимались, главным образом, тем, что пытались образумить Ивана Грозного от опричных казней. А после все взоры были устремлены на учреждение патриаршества. Тяжелые годы правления Годунова, Смута, многочисленные войны и первые годы новой царской династии отодвинули общецерковные проблемы, поднятые Макарием, на второй план.

Макарий ПОДГОТОВИЛ русскую общецерковную реформу, направленную на искоренение славянской "старины глубокой". Но ее осуществление растянулось на 100 лет и было завершено лишь более энергичным и непримиримым патриархом Никоном. Именно его, московского митрополита эпохи Ивана Грозного, можно считать человеком, КОТОРЫЙ РЕШИЛ ПОКОНЧИТЬ с

События середины XVII столетия ЛИШЬ ЗАКРЕПИЛИ и ОФОРМИЛИ те процессы, которые были начаты 100 лет назад митрополитом Макарием. Ему так и не удалось довести до конца свои начинания, однако ПРИНЦИПЫ и УКАЗАНИЯ, сформулированные им и его временем легли в основу ОКОНЧАТЕЛЬНОГО УНИЧТОЖЕНИЯ СТАРОСЛАВЯНСКОЙ САМОБЫТНОСТИ в лице древнего язычества.

Поскольку большинство славянских имен и прозвищ были не признаны православной церковью, их ожидала печальная судьба. Во 2-й половине XVI в., ввиду многочисленных примеров причисления к лику святых и преподобных различных церковных деятелей, ИХ ИМЕНА СТАНОВЯТСЯ ОСНОВОЙ ДЛЯ ЦЕРКОВНЫХ МЕСЯЦЕСЛОВОВ, которые появляются как выдержки из Житий "Великих Четьи-Миней".

Выполняя решения Стоглавого собора 1551 г., городские и сельские священники уже во 2-й пол. XVI в. УСИЛИВАЮТ контроль над мирянами. Именно к концу XVI столетия нехристианские имена и именно под влиянием политики митрополита Макария, постепенно начинают исчезать из употребления. Процесс этот завершился только к середине следующего века.

Мне могут возразить: нет данных. Нужны факты, а главное цифры. Они есть. Весьма любопытные. Готовится к публикации статья "Рязанские старорусские имена и прозвища в кон. XVI и 1-й трети XVII вв.", составленная на основе данных писцовых и переписных книг Окологороднего и Старорязанского станов Переяславль-Рязанского уезда. Но это уже отдельная тема.

М.Б.Оленев
17-20.05.2001 г.

http://www.rojdenierus.ru/forum/viewtopic.php?t=133

Доброслав: "Родное и забытое" (о языческих личных именах)

Добавлено: 23.03
StreetRacers
Доброслав: "Родное и забытое" (о языческих личных именах)

Вещая душа народа воплощена в его языке и в Именах, что дарил он своим желанным сыновьям и дочерям. Дивные Имена носили наши Великие Предки. Эти Имена имели тайную власть и чудесные свойства. Они придавали их владельцам радость и вдохновение, доблесть и могущество, любовь и обаяние, здоровье и чадородие.

Имя есть звучащий образ человека, его оберег и предзнаменование, во многом определяющее его судьбу. Волхвы свещенным обрядом Имяречения связывали новорожденного с его Родом, Родиной, Природой. Ребёнка, названного народным, природным Именем, Берегини, Духи-Покровители Славянского Рода воспринимают как своего, родного. Человек с родовитым, благородным Именем -- человек именитый, минный, знаменитый, а не безродный отщепенец.

Утрата собственных Имён есть утрата национального самосознания. Народ, утративший свои светоотеческие Имена, есть народ-сирота. Неслучайно иудохристиане начинали кровавое закабаление "идолопоклонников"-славян с искоренения родимых, светло-солнечных Имён. Стремясь обезличить и оскопить народ, разорвать волшебную связь поколений, мракобесы прокляли наши старые, добрые, любимые Имена как языческие, нечестивые и греховные. Огнём и мечом насаждались чужеродные, зловредные библейские прозвища: иваны да марьи, гавриилы, даниилы да михаилы...

Попы клеймили младенцев кличками тех юродивых, которые чествовались церковью в восьмой день после рождения ребёнка или в промежуток этого времени. Восьмой же день возник как день обрезания Иисуса на восьмой день после его рождения (семь раз примерь, один раз отрежь). К сведению скудоумных горе-националистов, почитающих Иисуса, обрезанного по иудейскому обычаю, "истинным арийцем" и даже "русским спасом": 1 (14) января отмечается первый из пяти великих праздников православной церкви -- "обрезание господне".

Калёным железом выжигая родовую память, попы присвоили себе имяречение, и народу разрешено было называться только по церковным календарям -- "святцам" -- Самым распространенным именем стало Иван: причина тому в многократном повторении этого имени и святцах. В.И. Даль насчитал 62 Ивана в году. А по данным составителя "Словаря русских личных имён" И.А. Петровского в полных святцах Иван упоминается аж 170 раз! Отсюда и противоестественные сочетания -- "русский Иван" и "Иван-Купала". Ведь Иван (Иоанн) -- это упрощенное иудейское имя, звучащее на иврите как Иехоханан, то есть "Иегова да будет милостив".

Живая связь с Родными Светлыми Силами осуществляется через Родничок -- окошко на темени. Во время чёрно-магического ритуала крещения это место замазывается особой смесью, настоенной на каббалистических заклятиях. Тем самым перекрывается доступ благодатным влияниям Рода и люди превращаются в "рабов божьих" (то есть в рабов "богоизбранного" народа). Потому-то наш народ ещё 1000 лет назад, и прозвал выродков, добровольно принявших крещение, Иванами, не помнящими родства.

Только пробуждение вольнолюбивого Русского Духа сможет вдохновить народ на подвиг восстания против капиталистического чудовища.

А возрождение Русского Духа надо начинать с раскрещивания, с очищения от тлетворной заразы и с принятия исконно русских Имён.

Вот лишь некоторые из них:

Родостав Воислав Светлана Белослава Вятич Доброгнев Милана Горцеслава Светослав Ведамысл Отрада Мстислава Кудеяр Духовед Сияна Любомила Светояр Твердислав Ярослава Ладослава Родослав Мечеслав Любомудра Огневлада Буеслав Буелик Добромила Огневеда Зверополк Светолик Стрела Любосвета Зареслав Ярополк Млада Белоснежа Яробор Огнеполк Услада Дружана Ратибор Светополк Милослава Ведаслава Лютобор Добромир Ждана Честислава Добромысл Будимир Ладимира Яролюба Любомир Яролик Милонега Яромила Твердолик Мечволод Миловзора Прелеста Лютояр Мстивой Мирослава Прекраса Благояр Родомысл Краснослава Дива Огнеслав Велияр Добродея Синеока Велислав Чурослав Домослава Любогнева Ведогор Огнеяр Русана Добросвета Велимудр Лютолик Цветана Любояра Гремислав Волеслав Звенислава Баяна Ярогнев Ратислав Родосвета Премила Огнебор Велибор Весняна Славунья Светомысл Будислав Ненагляда Радмша

Вдумайся, русич, в сокровенный смысл этих самобытных, великолепных Имён, и ты ощутишь всю несокрушимую отвагу мужских воинских Имён и всю чарующую прелесть Имён женских. И во славу Чуров-Пращуров нареки своих наследников благозвучными, достославными Именами!