Традиционный русский костюм XIX-XX веков-коллекционер и собиратель Сергей Глебушкин

История Руси глазами Родноверов.
Ответить
сокол14
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 09.03

Традиционный русский костюм XIX-XX веков-коллекционер и собиратель Сергей Глебушкин

Сообщение сокол14 » 03.12

С большим удовольствием представляем вам правильного русского человека, собирателя и коллекционера русского народного костюма Сергея Глебушкина, и поздравляем его и всех нас с вышедшей недавно книгой "Традиционный русский костюм XIX - XX веков"

Вот что пишет Сергей Глебушкин в предисловии к книге:

    Проходят годы, пролетают столетия, человек стремится к большему, к совершенному. Плывут пароходы, летят самолёты. Но это было потом. А если вернуться немного назад, в Русь изначальную, этак годов на 100-150 ? Такая же великая Держава, такой же народ, такая же, вроде бы, национальная культура. Да, спасибо нашим предкам, что они сохранили и донесли до нашего поколения ту немногую толику нашего достояния, что выражена в песнях, легендах, танцах и, конечно, в народном костюме.

    В традиционном костюме и радость, и горе его хозяина. По нему можно было определить семейное положение женщины, её судьбу. В своём наряде она выражала ту глубину своей души, присущую только ей одной. Может поэтому так бережно и хранили они свои "сряды", "обряды", "наряды".

    Но шло время. Домоткань вытеснялась мануфактурными тканями, самосшитая обувь - "магазинышными" галошами. А где же то проходящее, без которого не обходилась ни одна женщина, куда делся традиционный костюм?

    Приехав в конце 80х годов в село Секирино Рязанской области, я был удивлён, что местные жительницы, в основном пожилого возраста, ещё ходят в понёвах и поднизывают под платок "косы". Это ли не сохранение местных традиций, это ли не урок нам, как дорожить своим достоянием? В каждой избе сундуки ломились от понёв, запонов, "хфранцузских" платков. Не очень-то легко люди хотели расставаться со своим добром. А это было припасено не только для себя, но и для будущего поколения по родству. Каждый костюм был именным: и для дочери, и для внучки. "А может оденут, когда замуж будут выходить", - слышал я в ответ, когда был заинтересован в понравившемся костюме. Расставались с трудом, с неохотой.

    Прошло 15 лет. Волей судьбы оказался в том же селе Секирино.Разграблено.Нет ни платков, ни "изложенных" понев, ни бисерных украшений, которыми славилось Секирино.

    Все кем-то продано и кем-то скуплено. Хорошо,если это попало в хорошие руки, и люди это сохранят, а если нет? Вот, например , "кубовые" завески очень в цене у кавказцев, которые их распарывают и шьют платки, а затем в них по своему обычаю хоронят женщин. Дорожка ими сюда протоптана -это бизнес.

    Теперь редкость найти в одной избе весь наряд, предназначенный на все случаи жизни. Но предприимчивые сельчанки находят способ возвращения утраченного.Они и сейчас продолжают шить костюмы, а их продолжают скупать приезжающие. Но, конечно, уже трудно найти затканные рукава, в основном предлагаются шелк, атлас и полеты. Но это еще полбеды. А вот некоторые современные модельеры пошли даже дальше кавказцев. Из старинных нарядов путем перекроя ,перестрижки, вставки аляпистых шнуров и материи создают свой "шедевр",делая на этом свое имя. Больно и страшно смотреть, как человек, немало знающий о своем костюме, живущий на этой земле творит такое кощунство. Ну создавай ты костюм по крестьянским мотивам, но не режь то, что не твоими руками создано. Здесь борешься за каждый клочок материи, за каждую маленькую металлическую блёсточку, за каждую поблекшую ленточку , чтобы это сохранить, чтобы это было не утрачено .

    Совсем недавно я побывал в селе Березняги , того же Скопинского района. Свела судьба меня с удивительной женщиной Маркиной Анной Евстигнеевой, а попросту бабой Нюрой. В свои 82 года она остаётся весёлой, жизнерадостной, энергичной бабулей, которая ещё даст фору любой моложавой тётке. А сколько же она знает частушек и прибауток - "пруд пруди". Рассказала о своём житье-бытье, о своих выступлениях и наградах, а потом уже достала свою драгоценность-костюм. Понёва в пять полос со "столбами", вышивка необыкновенная, что на фартуке, что на рукавах. И всё в "один узор", и всё "ладно". Шесть часов я пробыл у нее, глядя на этот шедевр - никак баба Нюра не хотела расставаться с этой памятью о своей молодости. Ведь этот костюм достался ей еще от бабушки по отцу - тоже Нюрки (1860 г.р.), да и в чем же она теперь будет плясать? Звонила она и дочерям в Москву, искала совета и у зятя. Все в один голос: "Как сама хочешь!" Решила, что не отдаст. Я, глядя на костюм, на его дотлевающий вид, на миткаль ,которая вот-вот рассыплется, я бабе Нюре "приказал" : "Не можешь расстаться - не отдавай, но выступать я тебе в нем запрещаю, его хватит максимум на две пляски". Костюм ей стало жалко и, переборов себя ,бросив на него прощальный взгляд, она сказала: "Забирай".Сейчас этот костюм - единственный сохранившийся из этого села -находится на реставрации в хороших руках.

    Время уходит от нас безвозвратно, и я все чаще задумываюсь, сколько еще всего можно спасти или вырвать из рук варваров . Ведь это невоспроизводимый материал, это часть нашей культуры, часть нашей души, часть нашего народного достояния, и забывать об этом мы не имеем права. И пока я могу, я буду делать свое дело - что-то узнавать, куда-то ехать, что-то находить!...

    Сергей Глебушкин
У него есть свой сайт: http://www.glebushkin.ru/, правда гораздо бедней, чем книга. Посмотрите его Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям, сразу все понятно.
Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям

Глебушкин С.А.
Традиционный русский костюм XIX - XX веков из коллекции Сергея Глебушкина
Издательство Северный паломник, Москва, 2008
736 стр., с илл.
ISBN 978-5-94431-241-9

Всё в том же издательстве "Северный паломник" наконец-то вышла и достойная книга о народном искусстве в текстильной области:

Изображение

Всем, кто вознамерится её купить, я сообщаю, что издательская цена её составляет 2200 рублей, а посему её не следует покупать там, где за неё просят больше. ( евреи на www.alib.ru уже просят 4500р) Те, кто в Москве, могут просто съездить в издательство и там её купить за 2200р.
123242 Москва, Нововаганьковский переулок, дом 5, строение 1
тел. (495) 605-2564, (926) 821-1131 как пройти карта: http://www.npilgrim.ru/contacts.php?lng=ru e-mail: npilgrim@mail.ru
Советую так же брать сумочку покрепче - книга весит 3.9 кг и способна порвать своими жёсткими уголками любой поэтиленовый пакет. Я еле дотащилась до дому.
Я не рискнула положить драгоценный фолиант на стекло моего сканера, поэтому читателю придётся удовольствоваться фотографиями.
В книге 735 страниц.
Полиграфическое исполнение безупречное. Фотографии хорошего качества.
Теперь к сути.

Мы имеем в своих руках великолепный результат последовательной и методичной деятельности правильного человека - Сергея Глебушкина. Блестящий успех! И в прямом (на обложке - золотное шитьё) и в переносном смысле.
Книга - гимн, книга - дань любви.
А вот и сам Сергей Глебушкин во всей красе( своей красе и красе своей рубахи воронежского канона). Он приветсвует весь миръ, родную землю и полон тем безграничным счастьем, которое дарит нам народное искусство. Как понятны и близки его чувства!

Изображение

Сергей Глебушкин с фольклорным коллективом:

Изображение

Книга представляет собой каталог собрания Глебушкина. Значение коллекции очень серьёзное. Она хорошо сфотографирована. Есть и некоторое количество фотографий деталей - достаточное, чтобы его заметить, но , конечно, недостаточное для исчерпывающего отображения предметов. Впрочем, это было бы просто невозможно, даже если бы и получше использовать то пространство, которое есть в книге. Слишком велик объём информации. Нужны и последующие публикации другого типа и формата. Думаю, они будут. Потому что будут мысли, соображения, сопоставления, исследования, выводы. Главное - краеугольный камень заложен.

Триумф Сергея Глебушкина высвечивает также в контрасте и позор наших основных музеев - тюремщиков народного искусства. После небольшого количества достойных книг первоначального ликбеза, выпущенных по большей части ещё на излёте советской эпохи в 80-е годы, они НИЧЕГО не могут поставить ни рядом, ни поодаль. Это страшнейший позор. И оправданий быть не может. Более того, это - приговор! Весь этот стандартный жалкий лепет, который обычно заплетается музейными образинами в этакую паутину в объяснение такого положения вещей, не стоит и гроша. Он опровергнут зримо и весомо.

Один (!!!) человек сделал то, что не смогли титаны музейного дела. Вот это - да! Правда состоит в том, кто хочет показать народное искусство народу, а кто - нет. С теми, кто хочет, как Сергей Глебушкин, всё ясно и понятно. И мы стоим в поклоне перед ним с благодарностью за его труд. А за теми, кто не хочет, тянется длинный и грязный шлейф из самых мрачных глубин российской истории, независимо от того, осознают ли они это или нет. Если осознают - значит, это преступники высшей меры презрения. Если не осознают - они оказались на своём месте случайно. Возможно, они просто не смогли стать директорами универмагов и баз. Но не будем о гнусном, о том, что нас душит, что не даёт жить нормально - лучше пробежимся по страницам книги. Систематический обзор делать смысла нет. Просто быстренько пролистаем, где-то останавливаясь на бегу.

Ценность коллекции Глебушкина и в том, что в существенной части, это - КОМПЛЕКСЫ, а не отдельные предметы. Красота:

Изображение

О, эти шушпаны! Стихия цвета:

Изображение

Воронежские понёвы:

Изображение

Помню, что всегда меня интриговало - это вышивка??? Или ткань такая? Как это сделано? Но в книгах - молчание. И только с суровым видом догматические тётеньки учат какого номера катушечные нитки надо ОБЯЗАТЕЛЬНО брать для перевива сетки. Кыш - кыш, мрачные тени, сгиньте окаянные заскорузлые души!
Помню, как наконец, узнала, что это действительно вышивка, - из книги Масловой, которую всего лишь три года назад купила случайно в букинистическом ( причём в Питере, а живу-то я в Москве). "Не повезло" этому канону. Он не стал советским "брендом" "советского народного искусства". Тётеньки, наверное, не поняли, какой номер катушечных ниток обязательно надо брать, а взять шерстяную нитку не решились.
Роскошь золотной вышивки ( прошу прощения, золотной - золотой?):

Изображение

Изображение

Вот такое "с ума сойти". Великолепие высшей пробы:

Изображение

Золотная вышивка на головных уборах:

Изображение

Кто-то знакомый вырисовывается, двуглавый, многоликий. Удивительный символ во многих обличьях, воплощениях, начертаниях:

Изображение

Любопытная вещица. Головной убор украшен "ёлочной бижутерией" - я писала о таких ( http://tradtextil.livejournal.com/19817.html ). Интересные такие бусинки:

Изображение

Удивительные детали костюма - оплечья. Подозреваю, это интереснейший канон, про который мы почти ничего не знаем:

Изображение

Дамы, питающиеся коммерческой продукцией по вышивке, про нижний образец скажут бодро - "хардангер". Интересный тоже вопрос - почему у нас, где этот самый хардангер был распространён не меньше, чем в скандинавских странах, и на громадной территории, нынешнее население МАССОВО узнаёт о вышивке такого рода из переводных рукодельных книжек и кличет по-ихнему? Дьвол не только прячется в мелочах, дьявол прогорает на мелочах.
Знаем мы от суровых тётенек про "горьковский гипюр". Но я не помню, чтобы сколь-нибудь систематически можно было бы узнать, из какого источника вывели наши тётеньки эту искусственную породу? Кажется, эти образцы могут иметь какое-то отношение к первоисточнику, ведь это - Нижегородская губерния. Впрочем, это тайна, покрытая мраком.
Как я уже говорила, есть некоторое количество детальных фотографий, есть чего покушать голодному человеку:

Изображение

Хотя в случае воронежского канона, очень нефотогеничного, хочется большей точности(разборчивости). Правда, как её достичь, я не знаю, фотоаппаратам воронежский канон не очень поддаётся:

Изображение

Всегда рада видеть добрых знакомцев. Вот вологодские станушки (так называют эти вещи в Олонецкой губернии), здесь они значатся, как "подолицы" - мне это название кажется более точным для введения в терминологический оборот:

Изображение

Родные сёстры моих вологодских станушек подолиц. Аж теплее стало, как увидела(и вспомнила, что кое-что ещё не выложила в журнале - ай-ай-ай):

Изображение

А вот барановский платок(опять же вспомнила, что есть у меня неплохие фотографии посылинских платков, которые разрешил мне сфотографировать их владелец - очень хороший человек):

Изображение

Попутно представлено и некоторое количество рушников, а среди них парочка кролевецких:

Изображение

Они значатся как "Центральная Россия". Думаю, такое неопределённое указание на место бытования должно быть конкретизировано. Я называю такие рушники кролевецкими, потому что действительно именно из Кролевца произошло неимоверное количество почти клонов этого великолепнейшего канона. Конечно, ареал одним Кролевцом не ограничен, а простирается в одну сторону - до Белгорода и чуть не Тулы (?), а в другую сторону - до белорусских земель. Чем дальше от Кролевца, тем более вариаций и видоизменения канона. Представленные здесь рушники - родные братья кролевецких ( у меня их 9 в коллекции, 8 из них - такого же канона в точности).
Пробежка закончена. "Обзор" получился очень редким пунктиром. Но как иначе? 735 страниц, однако.

А Сергею Глебушкину - слава!

P.S. В приложении к обзору хочу рассказать один смешной-несмешной случай, связанный с героем повествования.
Это было на одной из выставок, в которых принимал участие Сергей Глебушкин. Выставка была небольшая, но очень богатая. Интересного было много. Такое запоминается. Вопросы возникают по предметам. Одна вещь меня заинтересовала, а тут как раз какие-то дамы ходили по экспозиции, разговаривали довольно громко, из реплик следовало, что они какое-то ко всему этому отношению имеют. Я решила задать им интересовавший меня вопрос. Ответа на него я не получила ( по содержанию вопроса).В ответ мне была рассказана история о необыкновенной скупости Сергея Глебушкина. Одна из дам рассказала, как она БЕСКОРЫСТНО помогала неблагодарному Глебушкину(кажется, что-то с сайтом). А потом (всего-то!) "попросила мальчику рубашку в подарок - ну что ему стоит! У него их сколько!Мальчику одеть. Так что вы думаете? Он аж вспыхнул!" Рубашку в подарок мальчику Сергей Глебушкин не отдал. И правильно сделал. Если помогаешь БЕСКОРЫСТНО, так не проси музейный экспонат. А если хочешь рубашку - выставляй условие на берегу до начала работы и катись с такой "помощью" куда хочешь. Я удивляюсь тому, что Сергей Глебушкин только "вспыхнул". Тут за вилы схватишься, защищая музейное достояние!
Это я о том, откуда берутся у людей "репутации", к примеру, "скупых" людей.


использованы материалы http://tradtextil.livejournal.com/50568.html

сокол14
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 09.03

Предисловие к книге, где Сергей рассказывает о себе и своей коллекции.

Сообщение сокол14 » 03.12

КОЛЛЕКЦИЯ СЕЛЬСКИХ ШЕДЕВРОВ

Мы познакомились с Сергеем Глебушкиным в музее-усадьбе «Кузьминки», где он представлял свою коллекцию русского народного костюма, собираемую им около 20 лет.

Сергей не просто коллекционер, он просветитель. Его деятельность отмечена множеством похвальных грамот и благодарственных писем за пропаганду народного искусства и воспитание у детей и молодежи уважения и любви к народному костюму. Он награжден Общероссийским общественным движением «Россия Православная» в 2004г. почетной медалью «За жертвенное служение», а также Российским комитетом по сохранению культурного наследия при комиссии РФ по делам ЮНЕСКО дипломом «За многолетнюю деятельность по сохранению и пропаганде традиционного русского народного костюма».

Сегодня коллекция народного костюма Сергея Глебушкина насчитывает около тысячи предметов из разных регионов России. Это и традиционные женские костюмные комплекты середины XIX-второй по­ловины XX веков, и отдельные предметы костюма начала XIX века.

Костюмы Центра и Юга России, заботливо собираемые коллекционером, поражают многообразием: тверской и смоленский; калуж­ский и орловский с распашными понё­вами древнего кроя; праздничный женский старообрядцев Семейских За­байкалья конца XIX-начала XXв.; праздничный женский села Чернуха Арзамаского уезда и яркие наряды Вознесенского района Нижегородской области; необычные наряды некрасовской казачки середины XXв.; воронежский и курский комплекты с редкостными, ши­тыми золотом, головными уборами - сороками; праздничный тульский комплект с рубахой и запоном, украшенные за­кладным ткачеством (село Болото).

Широко представлены крестьянские наряды Русского Севера: от пинежского будничного пестрядинного костюма до праздничного вологодского. Северные праздничные костюмы коллекции уникальны: каргопольский шелковый женский с жемчужным кокошником и поморский девичий «штофный» с парчовым полушубком и повязкой, низанной бисером.

Есть в коллек­ции и уникальные образцы нижегородского золотного шитья (косынка - «головка», кокошники и повойник), образцы традиционной мужской одежды (рубахи, пояса) и праздничные полотенца.

Также особое вни­мание привлекают платки барановской и прохоровской мануфактур, мануфактур С. и А.Посылиных, братьев Рубачёвых, жаккардовые, шелковые и шерстяные шали, костюмы городских жителей из сатина и шелка.

Мы с удовольствием знакомим вас, уважаемые наши читатели, с необычным для наших дней собирателем, коллекционирующем предметы не ради личных интересов или удовольствия, а по велению души и своей судьбы, дабы продлить жизнь этих бесценных для русской традиционной культуры предметов.

Сергей Глебушкин предоставил «НТ» фотографии коллекционных изделий, рассказал о том, кто и как помогал ему собирать и восстанавливать бесценные наряды, за что мы выражаем ему особую признательность и благодарность, к которым, убеждены, присоединятся все наши читатели.

ОТ РЕДАКЦИИ «НТ»




НАЧАЛО С ПОРОГА,
ОТ ПЕЧКИ, ОТ ПЕЧКИ


В самом центре России стоит моя древняя Рязань - прекрасная и неповторимая, неотделимая от великой Руси. Прекрасная не потому лишь, что для каждого человека нет места роднее его малой родины, но и потому, что по «лепоте» своей и «узорочью» была и есть от других на «отличину». Особенно милый моему сердцу уголок на рязанщине - село Выша Шацкого района, где я появился на свет.

Еще в начале XVIIв. облюбовали монахи эти места с их нетронутой величественной природой, где и воздвигли монастырь в честь Успения Божьей Матери. В нем покоятся мощи святителя Феофана Затворника Вышинского. Ежегодно монастырь посещают тысячи паломников, приезжающие помолиться святым мощам и образу чудотворной иконы Казанской Божьей Матери Вышинской. Патриарх Алексий II, посетивший Свято-Успенский Вышинский монастырь, назвал наши места «раем Господним на земле».

В детстве я много времени проводил у своей бабушки по материнской линии Ирины Ивановны Жуковой, которая была очень набожной, и мне часто приходилось слышать, как она напевала молитвы. Некоторые из них я запоминал и подпевал ей. В размеренной деревенской жизни основными событиями были (да и сейчас остаются) свадьбы и похороны, где душа народа раскрывалась полностью как в радости, так и в печали. И я, будучи еще мальчишкой, не пропускал ни одной свадьбы, ни одних похорон. Видимо, уже тогда проникся я любовью к русскому фольклору.

После службы в армии, в 1985г., как большинство моих сверстников из провинции, я приехал в Москву, устроился на работу и стал лимитчиком. Но чего-то не хватало мне в этой большой, но тесной столице. Душа просила незабываемой с детства деревенской свободы, желала общения с людьми, которые могли бы понять меня и разжечь ту народную искорку, которую я привез с собой из глухого лесного села.

Как-то, проходя мимо Дворца культуры АЗЛК (ныне культурный центр «Москвич»), мне на глаза попалась афиша о наборе в фольклорный ансамбль «Россияночка». Я подумал, что вот здесь-то я найду единомышленников, которых мне не хватает. И не ошибся! Так я стал и по сей день являюсь участником народного коллектива, которым вот уже на протяжении 27 лет бессменно руководит заслуженный работник культуры РФ и моя «творческая мама» Марина Ивановна Рыжова. Конечно, поначалу мне было тяжело, к примеру, в северных песнях выводить жуткое для меня «о» после моей рязанской «а», а в северных хороводах, вместо широко раскинутых рук, удерживать руки скромно вдоль тела. И вынесенные из детства частушки, коих уже в то время я знал сотни, не были востребованы. А мне очень хотелось петь их со сцены. Но исполнилось заветное желание после нескольких лет работы, когда уважаемая Марина Ивановна почувствовала во мне силу солиста и выпустила на показ зрителям. Зато теперь толкни меня из-за кулис на сцену, и пошел номер без подготовки.

Участники «Россияночки» душой и сердцем привязаны к традиционному народному творчеству. Они также как и я, выходцы из разных областей, поэтому каждый вносит в репертуар песни, танцы, наигрыши своих регионов России. Здесь, в родной «Россияночке», во мне и проснулись непреодолимая тяга к русскому народному костюму, любовь и уважение к его величию и многообразию, красоте и богатству.

Здесь я серьезно задумался о своем деревенском детстве и укладе той, ушедшей навсегда, сельской жизни. Часто начала вспоминаться бабушка по отцовской линии, «цуканка» Анна Васильевна Глебушкина: вот она стелет на чисто вымытый пол в сенцах красный половик, оказавшийся на поверку распоротой понёвой, вот хранит в сундуке память своей молодости - «сряду» (праздничный наряд).

Почему я бабушку назвал «цуканкой»? Да потому, что она вместо буквы «ч» говорила «ц» (пецурка, цугунок, носоцки). Об этом диалекте я узнал подробнее только в Москве от профессора Московской консерватории Натальи Николаевны Гиляровой, которая, занимаясь исследованием Рязанского края, полюбила его, наверное, не меньше, чем я. Оказывается, тот околоток сёл (группа близлежащих сёл): Солтыково, Крутое, Жульёвка, Цветовка, откуда идет отцов род, был заселен переселенцами (аж в XVIIв.) из северных губерний, которые принесли с собой и сохранили такой необычный для рязанщины говор.

А что же с той «срядой»? После смерти бабушки она досталась ее дочери тете Паше. После смерти тети Паши все оказалось у ее дочери Марии, то есть у моей двоюродной сестры. Но мысль, что эта «сряда» должна быть только у меня, никогда не покидала мою неугомонную головушку. И после долгих уговоров сестрица костюм мне все-таки отдала. Как я был рад и счастлив, что держу в руках ту нить, чувствую тот дух родства, который связывает меня с моими предками! Этот костюм и положил начало моей коллекции.

Но тут я вспомнил, что у бабушкиной младшей сестры Александры Васильевны, по-простому - Саньки, тоже есть костюм. Думаю: пусть будет два. Собрав дефицитные для 80-х годов гостинцы: колбасу, сгущенку, мандарины, белые московские булки, бутылочку «Столичной» - я знал, что Санька иногда уважала употребить стопочку, другую, - я двинулся в путь на станцию «Свеженькая» в Сасовский район, где она жила после замужества. Санька сначала вообще не могла понять, зачем мне в Москве потребовалось это "шмотьё". Пошла на «погребец» (погреб), принесла узел. А там, Боже мой! Как шла крыса, так и прошла через весь узел - прогрызла дыру через все складки. Но даже такому костюму я был безмерно рад. Сам я это реставрировать не смог. Сколько же сил и умения пришлось применить моей первой помощнице Рите Тимохиной, чтобы из этой «кучи» получилась первоначальная красота.

Но и двух костюмов мне оказалось мало. Третий «цуканский» костюм мне отдала женщина из деревни Липки (к сожалению, не помню ее имени, а в те времена записей еще не вел). Ехали мы туда через лес с моим другом детства Игорем Шустовым на лесовозе!

После заболел я совсем этими «цуканскими» костюмами и выцарапал из своего околотка все, какие мог. Теперь у меня их пять.




ОТ СЕЛА ДО СЕЛА

Собирая репертуар в ансамбле «Россияночка», мы часто ездили в экспедиции по стране, и там я столько повидал необыкновенных красот, что у меня зародилась мысль собрать костюмы разных областей России.

Приехал я как-то с частушками в Орловщину на Троицкий фестиваль. Прекрасная дружелюбная атмосфера. Всё действо происходит на опушке леса. Хозяева, то есть местные коллективы, угощают гостей. Каждый подходит к любому столу. Пошел и я выбирать себе друзей. Иду и вдруг остолбенел: за столом сидит «солнце»! А был это фольклорный коллектив из села Задушное Новосильского района, все певцы и певуньи которого одеты в традиционные костюмы. До того это было красочно, пышно, радужно, что ноги дальше не пошли. Тут же мне были поданы со всех рук угощения, а главное угощение мужики вытащили из-под стола - бутыль с самогонкой. Какой же это был праздник! И дело, конечно, не в самогонке, а в том радушии, которое исходило от этих людей, от руководителя этого коллектива Валентины Болгари. Я у нее спрашиваю: «Валь, а нет ли у вас лишнего костюмчика, мне продать». «Продать не продадим, а если хочешь, обменяем на мужскую рубаху». Сказано, сделано. Я им рубаху, они мне - свадебный костюм (фото 1).

Это я вспомнил к тому, что деньги в нашем деле не главное, а главное - отношение между нами, людьми.

Интересно ко мне попал костюм из села Никитское Борисовского района Белгородской области (фото 2). На фестивале «Хатмыжская осень» шел дождь. Иду, гляжу под ноги, пытаюсь перейти по бревнышку через большую лужу. Поднимаю глаза - бабуля в народном костюме. Тоже через лужу переходит. Я к ней. Познакомились. Зовут бабушку Мария Ивановна Толмачёва. Спрашиваю: «Где можно достать такой костюм?». Отвечает: «Ой, нигде уж и нету». Но, видимо, почувствовав мой неподдельный интерес, пообещала узнать. Переписывались, перезванивались. И лишь через год она смогла собрать по деревне целиком весь костюм и наконец-то прислать его мне, да еще и с головным убором «бархатником». Правда, пришлось его реставрировать: много было дырок в шерстяном сарафане, подлежали замене и несколько лент по подолу. Но радость моя от этого меньшей не стала.

Зачастую требуется немало времени, чтобы просто доехать до костюма, даже если есть адрес. Года два назад на Новый год был я под Рязанью в гостях у брата Александра. Он и предложил мне съездить в какую-нибудь деревню за костюмами. У меня было несколько адресов, например, село Аргамаково Спасского района (в 100 км от Рязани). Дорога плохая, скользкая. До села мы добрались, а той бабушки уже и нет в живых, да и дом-то дочь сдала квартирантам. Поехали в райцентр Спасск, где жила дочь. Она нас ничем не порадовала, но посоветовала обратиться к Татьяне Петровне, учительнице из той же деревни, откуда мы только что приехали. А это не один десяток километров. Вернулись обратно, а учительница в это время гостила в другой деревне. Нашли ее. Она говорит: «Да, есть костюм, но не дам. Жалко, это память». Говорю: «Я не собираюсь этот костюм перепродавать, он мне нужен для коллекции, я его отреставрирую, его люди увидят, он жить будет». Мои слова ее убедили. Так появился костюм села Аргамаково (фото 3).

Иногда костюм сам в руки идет, наверное, когда его очень хочешь. Как-то зимой пригласили меня в Орел на фестиваль «Играй, гармонь орловская», организатором которого была мой давний друг, руководитель фольклорного коллектива «Святозары» - Надежда Ивановна Соколова. Речь, конечно, зашла о костюмах, и я попросил ее что-нибудь для меня поискать. Спустя неделю она поехала в город Мценск, оттуда на санях - в деревню. И вот через какое-то время присылает мне аккуратно сложенный в старинном чемодане костюм села Черемашны, да с головным убором, да с лаптями (фото 4).

Бывает, что и случай помогает. Скажем, понравился мне костюм села Холм-Жирки Смоленской области (фото 5), а старенькая хозяйка говорит: «Это память моей мамы, не отдам, и все тут». А тут как раз газ стали проводить - деньги позарез нужны. А где их взять? Шлет мне весточку через полгода: «Сережа, здравствуй, костюм тебе отдам». Прислала посылкой.

Зная о моем увлечении, друзья и знакомые тоже пытаются достать мне что-нибудь. Есть у меня земляк - Сергей Иванович Золотарёв, родом из Сапожка, возрождающий казачество в своем городе, и вот уже его знакомые достали мне шикарный костюм 20-х годов XXв. пригородной слободы г.Сапожка (фото 6). И здесь же выражаю благодарность за предоставленные материалы по народному костюму этой местности директору краеведческого музея Елене Добычиной, кстати, однокласснице С.И.Золотарёва.

Мой хороший знакомый Валентин Бойков, историк-этнограф, исследователь Нижегородской области, привез мне необычный праздничный костюм из села Полхов Майдан Вознесенского района (фото 7), где позатыльник головного убора сплетен из старинного бисера в орнамент. Интересен головной убор еще и тем, что в традиционном нижегородском костюме невесты фата накидывалась сверху, а впоследствии она, скрученная в поясок и повязанная на чело, венчала головной убор уже замужней женщины.

Что-то мне достается по обмену. Например, костюм села Криуши Нижегородской области я выменял на костюм села Бельдюгино Смоленской области (фото 8) у детского сада города Зеленограда. Детский сад замечательный, можно сказать, уникальный. В нем детишек приобщают к народному творчеству: разучивают песни, водят хороводы, делают глиняные и тряпичные игрушки. В наши дни нужно поклониться в пояс таким воспитателям.

В обмен на курский костюм великая наша «петрушечница» Татьяна Челнокова отдала мне костюм своего родного села Болото Белёвского района Тульской области (фото 9). В свое время она собрала все костюмы певуний-односельчанок с уникальными местными вышивками и ткачеством.

Мой хороший друг Анна Кунавина, руководитель народного ансамбля «Ларец» города Курска, достала для меня курский костюм (фото 10). Это изумительный сарафан-шубка, отделанный галунами и золотным шитьем. Позже, в обмен на рязанский костюм, она привезла мне редкий, полуторовековой давности, головной убор «сороку», вышитый серебряными и золотыми нитями.

Многое для моей коллекции дает и наш вернисаж в Измайлово, куда иногда привозят уникальные вещи. Я хожу туда каждый выходной день хоть в дождь, хоть в снег, хоть в зной в надежде найти какую-нибудь недостающую деталь для костюма или его реставрации, а если повезет, приобрести целый костюм или головной убор. Кроме того, там набираешься впечатлений: резьба, прялки, ковка, вышивки - все это ручная работа, всё «дышит», заряжает энергией.

На вернисаже я приобрел костюм южного региона, но какого именно, не смог определить. Тогда я сфотографировал костюм полностью и по деталям и послал своим орловским друзьям. Они тоже не смогли определить, но заинтересовались: вроде бы и на это похоже, и на то, костюм вроде «их», но не уверены. Они же, в свою очередь, отослали фотографии сотрудникам брянского музея, и те уже точно сказали: костюм Орловской губернии, Брянского уезда (фото 11).

Иногда на вернисаже удается купить какую-то деталь, а потом подбирать к ней все остальное. Так, например, приобрел я однажды сарафан Каргопольского района Олонецкой губернии (фото 12); потом из старого куска материи сшил к нему фартук, а позже мне привезли кокошник и кофту, правда, в очень плохом состоянии.

Точно так же, по деталям, собирал я праздничный вологодский костюм (фото 13). На вернисаже мне попались душегрея и кокошник, затем сарафан, который пришлось реставрировать. Интересен этот костюм тем, что на его примере видно, насколько преобразилась одежда крестьян с проникновением мануфактурных тканей в деревню.

С некоторыми экспонатами моей коллекции связаны памятные воспоминания. Был я в Архангельске на свадьбе у родственников. И вот мать невесты выходит встречать молодых с рушником (фото 14) - ткачество фантастическое! Спрашиваю: «Тетя Нина, где взяла?». «У бабы Насти, - говорит, - этажом ниже». Я к бабе Насте, а та не отдает. «Этот рушник, - говорит, - очень древний, еще моей бабушки. Когда помру, пусть моя дочь отдаст его тебе». И действительно, через 6 лет дочь бабы Насти передала мне этот рушник в память о матери. С теплом и благодарностью я вспоминаю бабу Настю, бывая в церкви, ставлю свечку.

Много людей помогало и помогает мне создавать мою коллекцию. На мои просьбы откликаются друзья, друзья друзей и просто незнакомые люди, которые после тоже становятся друзьями. Глядя на каждый предмет из моей коллекции, я с благодарностью вспоминаю конкретного человека, еще раз убеждаясь, что мир не без добрых людей.

«Добрые люди» - это еще и мои помощники в реставрации костюмов: знаток и исполнитель песен Белгородской области Нина Петровна Попова; преподаватель фольклора Маргарита Тимохина (родом из Калужской области), несущая нам культуру своего края; реставратор убранства икон и мастерица расписывать пасхальные яйца Ирина Датиашвили. Все они не только первоклассные специалисты в своей области, но и прекрасные реставраторы. Вот уже на протяжении нескольких лет словом и делом помогает мне Татьяна Валькова, филолог-фольклорист, преподаватель православного центра «Русские начала», автор материалов журнала «Чудесные мгновения». Татьяна реставрировала многие мои костюмы, оказала неоценимую помощь в выпуске буклета «Русский традиционный женский костюм». Я очень признателен ей за терпение и понимание.

Мне часто задают вопрос: для чего я собираю свою коллекцию.

Народный костюм притягателен своей самобытностью, к тому же, помимо меня, он интересен и другим людям. В настоящее время возникает потребность в «живых», рукотворных вещах, которая по мере увеличения числа штампованных, стандартных предметов вокруг нас становится все более ощутимой. Интерес к русской культуре, к счастью, все больше возрастает, в том числе и к народному костюму. И я хочу, чтобы все больше людей, видя эти шедевры, сделанные руками простых крестьянок, испытывали гордость за наш народ, его высочайшую духовную и материальную культуру. Поэтому я стремлюсь восстановить любой попавший ко мне предмет в его первоначальном виде, ведь каждая деталь в костюме имеет определенный, порой скрытый смысл.

Моя коллекция открыта для всех, кому это интересно. За последние 2 года ее видели на фольклорном фестивале «Мировая деревня» в Рощино (Ленинградская область), в Музее истории Москвы (усадьба «Кузьминки»), в мэрии Москвы, в Государственном Российском Доме народного творчества. Коллекция также выставлялась на православном фестивале в храме Христа Спасителя. В 2003г. в рамках культурной программы моя коллекция побывала на экспо-выставке во Франции. Я был поражен, какой огромный интерес вызывали наши традиции, наша культура у иностранцев.

Недавно я ездил в молодой город атомщиков Десногорск Смоленской области. Всего-то показал 10 костюмов, а у десногорцев было ощущение, как будто к ним целый музей приехал: они в жизни не видели костюмов вековой давности.

Приятные впечатления остались у меня от поездки в город Ярославль на Всероссийский фестиваль «Русский костюм на рубеже эпох», где я познакомился со многими людьми, также одержимыми народным костюмом.

Но все это было бы невозможно, не будь у меня крепкого тыла - моей семьи. Моя жена Ирина не фольклорист, не реставратор, но знает о костюмах много и помогает мне во всем. Дочери Валентина и Анна (15 и 13 лет) - мои «манекенщицы»: им нравится наряжаться в старинные костюмы (большинство костюмов маленьких размеров 44-48) то ли от простого девичьего любопытства, то ли это наследственное. Я буду счастлив, если они продолжат мое дело. К этому есть предпосылки: вместе со мной они поют в «Россияночке».

Конечно, занятия в ансамбле, показы отнимают много сил, но об этом забываешь, когда перечитываешь «Книгу отзывов», где незнакомые мне люди (от студента до специалиста), даже из других стран, пишут добрые пожелания, благодарят за увиденное. Из книги отзывов: «Спасибо! В этих костюмах - душа русского народа. Душа прекрасная и трудолюбивая…», «Радостно, что эту красоту можно увидеть своими глазами. Чтобы окончательно не вымереть, нам, сегодняшним «россиянам», есть смысл догонять своих предков…», «Сергей Анатольевич, большой вы молодец! Прекрасна наша Родина, богата ее история. И как ни разрушай - память свою не дадим убить!», «Праздничный костюм Воронежской области Бутырлинского района села Пузево - костюм всех костюмов, самый красивый, самый привлекательный. Девушку в таком костюме я бы сразу полюбил и женился на ней. Красота да и только!».

После таких слов вновь хочется куда-то ехать, что-то узнавать, что-то находить!

доброслав
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 12.04

Выставка традиционного русского костюма в Москве 12 февраля - 12 марта

Сообщение доброслав » 10.02

Выставка традиционного русского костюма в Москве
Из собрания Сергея Глебушкина.
12 февраля - 12 марта
Вход свободный.

Изображение

Сверчков переулок д 8 стр 3
Метро Китай-город, выход на ул Маросейка.

доброслав
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 12.04

Кручинная одежда из собрания Глебушкина

Сообщение доброслав » 28.02

Побывала на выставке нар. костюма Глебушкина

Посмотрела только треть, и то на половине устала.)
Девочки, кто носит и шьёт русские наряды - Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям.
Всё-таки альбомы - это не совсем то. А тут вживую. без стекол, даже пощупать можно! (пока не смотрят, а они не смотрят), и фотографировать вволю, уплатив 10р.
впрочем, я с фото не жадничала, поскольку это всё есть в недавно вышедшем талмудоальбоме Глебушкина.)

Изображение

Узор необычный. Рязань, подол женской праздничной рубахи.

Изображение

Такой техники колёсиков тоже не встречала. Остроумно :)
Рукав женской праздничной рубахи, Тульская обл.

Изображение

Люблю этот силуэт. Древнее "Древо Жизни" , когда дырки важнее палок)

Пойду на другие 2 части выставки (Всё на Китай-городе). Особенно меня манят печальные (траурные) сряды почему-то.





Кручинная одежда из собрания Глебушкина



Сходила на столь желанный раздел Кручинной (траурной) одежды
выставки народного костюма Сергея Глебушкина.
И желанен он был не зря! Входим мы и видим: стоят.

Изображение

В чужих отзывах я встречала слова, сходные моему ощущению от этого зрелища: чистота, истовость, праведность, глубина, молчание. Значит, не я одна так тронута этим жанром народного костюма... Мне довелось пережить некоторый даже мистический опыт, но о нём я расскажу чуть позже.

Сегодня о Печальной сряде. Как вы видите, в ней преобладает белый и чёрный. Белый - исконный цвет траура у славян и индоевропейцев. Чёрный - как мрак ночи - также вполне логичен для горького состояния. Оба они противопоставлены пестроте красок жизни, радости дневного бытия.

Изображение

Места наряда, обычно щедро расшитые узорами, здесь лишь обозначены парой дорожек. Край рукава и подола иногда вовсе "сухой", без вышивки.
(ворот женской рубахи, Тульская обл.)

Изображение

Прекрасные "ужики" (S-образные фигуры), по моему ощущению, очень к лицу кручинной одежде. Здесь не хочется засеянности, окошек и зёрнышек, - по мне, правильнее что-то незамкнутое, текучее, проходящее.
(завеска, Рязанская обл.)

Изображение

(ворот рубахи пожилой женщины, Рязанская обл.)
Красный - цвет жизни - робко встречается в печальном убранстве. Его наличие зависит от степени траура, то есть от того, в каком родстве с умершим состоит женщина. Если умер её муж, родитель - то красного не будет вовсе. Если дальний родственник или ребёнок - то печаль более щадящая, немножко красного будет (жить-то надо!). Также цвета жизни появляются по прошествии определённого срока траура 40 дней со смерти - самое горькое время, дальше в другой сряде кручинятся до года или до 3-х лет.
Ещё нужно упомянуть сряды солдатки, вдовы и вековухи (старухи), которые примыкают ко кручинной одежде, так же обозначая утрату, невозможность чадородия. Но о них на выставке не было.

Изображение

Занятно, что в Белгородской области, где праздничная рубаха вышивается чёрным по белому, кручина выглядит обратно: белое на белом, перевить, кружево.
(Оплечье женской рубахи, Белгородская обл.)

Изображение
(Рязанская обл.)
Понёвы отражают печаль числом клеток. Чем кручиннее сряда - тем реже клетка. И наоборот, на понёве молодухи, праздничной - клетка будет до ряби частой.
Кстати, бахрома - довольно редкое украшение русского наряда.)

Изображение

(Поминальная женская сряда, Рязанская обл.)
Редко где на Руси сохранились тканые платки. Наряду с убрусами-рушниками это был древний головной убор - богато вышитое домотканое полотно. С сер. ХVIII века все традиционные уборы очень бойко стали заменяться фабричными косынками, и теперь что удмуртка, что русская, что татарка - все считают цветастый платок частью своего национального костюма :(

Изображение

Изображение
(оба пояса- Рязанская обл., первый - в сряде пожилой женщины)
Пояса тоже сдержанные - и по цветам, и по ширине, и по технике. Правый - совсем аскетичен: сплетён узелками из 4х канатиков. А ведь праздничные тканые пояса достигают ширины 20 см! А здесь на многих нарядах вообще пояса не предусмотрено! Я не встречала сведений, что при кручине распоясывались, скорее просто использовали какой-нибудь шнурок.
Насчёт техники - подумалось: не зря пояса такие бедняцкие! Ткачество на станке (бёрде) - в мифологическом сознании ассоциируется с созиданием мира, воплощением замысла в материю. Человек в кручине соприкоснулся с разрушением и отстраняется от созидания. Потому пояса не тканые.
Это лишь моё предположение, но его подтверждает и вышивка: в перечисленных областях широко бытует браное ткачество, однако для кручинных нарядов узоры только вышиты по уже сотканному полотну. Мифологически это значит: горе не включается в мироустройство (при тканье), для полотна жизни оно внешнее, наносное (и, стало быть, проходящее). Не знаю, удалось ли мне внятно выразить мысль, или звучит как качаевщина)).
SSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSS

Вот такие впечатления и мысли. Кто не ходил - спешите успеть до 12 березня,

а о том, как мы, навосторгавшись кручинными срядами, попали под воздействие поля потери, и какой опыт вынесли - я расскажу завтра...


http://ladolado.livejournal.com/60725.html#cutid1

жжурнал
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 04.06

Re: Традиционный русский костюм XIX-XX веков-коллекционер и собиратель Сергей Глебушкин

Сообщение жжурнал » 24.11

Российская газета: Уникальную коллекцию народных костюмов разместили в музее в Москве

Изображение

Ответить