Как вырастить ребенка счастливым?

Родителям - учимся оберегать детей от вредителей и растлителей.
Ответить
koto
Сообщения: 179
Зарегистрирован: 11.12

Как вырастить ребенка счастливым?

Сообщение koto » 18.12

Как вырастить ребенка счастливым?
Авторская статья

Каждый любящий родитель задается этим вопросом. Ответ приходится искать в книгах, ведь ни в семье, ни в школе, ни в институте нас не учат тому, как правильно обращаться с младенцами и детьми постарше.

Однако и большинство авторов книг по уходу за ребенком не только не знают ответа на этот вопрос, но даже не понимают его сути. Они считают (и подчас заставляют верить в это родителей), что счастье ребенка целиком складывается из сухих подгузников, детского питания и плюшевых зверьков.

Часто в нашем стремлении дать ребенку "все, что ему нужно", мы проходим мимо самого главного - того, в чем он нуждается не просто для того, чтобы выжить, но для того, чтобы вырасти счастливым. Мы не только плохо знаем и понимаем истинные потребности наших детей, но еще и привыкли перекладывать ответственность за их здоровье, воспитание и безопасность на кого-то еще: мы рожаем детей в роддомах, если они заболеют - отводим к врачу, отдаем их воспитывать в детские сады и потом в школу. Но те, кому мы вверяем наших детей, тоже редко когда знают, что нужно ребенку для счастья; они тоже узнавали о детях из книжек, авторы которых не имеют о счастье никакого представления.

Получается порочный круг: каждый думает, что знает, как вырастить детей счастливыми, или полагает, что это обязательно известно воспитателю в детском саду или учителю в школе. Но на самом деле почти никто этого не знает, отчасти потому, что никогда не встречал людей, которые умеют - безо всяких книг, просто следуя внутреннему инстинкту - быть счастливыми и правильно растить своих детей.

Книги, не такие, как все
Мне на своем опыте пришлось убедиться, как мало толковых книг по воспитанию детей. Когда моя жена и я захотели родить ребенка, естественным образом возникла необходимость что-нибудь почитать о беременности, родах и воспитании, ведь мы, как и большинство молодых пар, имели об этом самое неопределенное представление.

Из всех книг, которые нам попали в руки (а их были десятки), подавляющее большинство представляли собой либо сборники порой противоречивых советов, либо заумные трактаты. Практическая полезность и тех и других была невелика, ведь каждый здравомыслящий родитель может, немного подумав, безо всяких книг сам ответить на большинство вопросов по уходу за ребенком. Тем более бесполезно знать, что и в каком возрасте ребенок должен уметь делать, сколько должен прибавлять в весе за месяц и тому подобное - все такие указания основаны на средних показателях и не имеют никакого отношения к индивидуальности именно вашего малыша.

Сравните обычную книгу об уходе за ребенком с любой книгой о домашних животных и вы увидите, насколько они похожи. Начинает казаться, что ребенок - тот же самый несмышленый щенок, которого нужно вовремя накормить, помыть и вывести гулять - чтобы он был доволен жизнью, ласков и не омрачал слух родителей-хозяев немелодичным плачем-лаянием.

Из всех книг, посвященных воспитанию детей, значительно выделялось лишь несколько. Одна из них, ранее не издававшаяся в России - "Как вырастить ребенка счастливым, или принцип преемственности" Жан Ледлофф (Jean Liedloff, "The Continuum Concept: In Search of Happiness Lost"), - произвела на нас столь большое впечатление, что мы связались с автором и договорились об издании книги на русском языке. Моя жена и я перевели эту книгу и нашли издателя. Скоро она выйдет из печати в московском издательстве "Генезис".

Искала алмазы, нашла счастье
В начале 70-х годов молодая американка из аристократической семьи, Жан Ледлофф, бросила учебу и уехала путешествовать по Европе. Во Флоренции она познакомилась с двумя итальянцами, которые отправлялись в джунгли Латинской Америки на поиски алмазов и пригласили ее с собой. Недолго думая, она согласилась, и через некоторое время все трое уже были в непролазных дебрях лесов Венесуэлы. И там, в сотнях километров от ближайшего населенного пункта, Жан Ледлофф встретила счастливых людей. Ими оказались индейцы племени екуана.

Жан с удивлением отметила, что для екуана счастье - нормальное состояние каждого человека. Они всегда были радостны и улыбчивы и даже болезни или другие напасти воспринимали с неизменным спокойствием духа. У екуана не было преступников, не было власти, никто из них не страдал депрессиями или другими душевными недугами. Они не боялись быть самими собой, всегда вели себя естественно и непринужденно и уважали свободу каждого самовыражаться.

Екуана много работали - возделывали огороды, ходили охотиться, строили хижины - но любую работу воспринимали с радостью. У них даже не было такого понятия, как "работа" - любое занятие представляло собой приятное времяпрепровождение...

Пытаясь разобраться, отчего екуана настолько счастливее западных людей, Жан пришла к выводу, что основная причина - в различном воспитании детей. Более того, прожив с индейцами два с половиной года, она поняла, чем их воспитание детей отличается от нашего и почему их дети вырастают счастливыми, а наши на всю жизнь остаются "трудными подростками". Жан вернулась в Европу и написала о своих открытиях в книге "Как вырастить ребенка счастливым: принцип преемственности", которая стала бестселлером во многих странах мира.

Один известный психолог, Джон Холт, сказал об этой книге: "Если есть книга, которая могла бы спасти мир, то эта книга перед вами". Эти слова - не преувеличение, ведь все многообразие самых страшных проблем человечества - войны, преступность, самоубийства; нищета, голод, болезни; депрессии, наркомания и алкоголизм; загрязнение и разрушение природы - только проявление внутреннего неблагополучия современного человека. А так как счастье или несчастье начинаются там же, где и новая жизнь - с рождения и воспитания ребенка, то правильно относясь к детям, мы не только обеспечиваем им физическое и психическое благополучие, но и делаем первый и самый важный шаг к более радостному и человечному устройству общества, к миру без насилия и страдания.

Прислушаться к себе
У екуана нет письменности и, следовательно, нет книг о воспитании детей. Между тем, они безошибочно во всех деталях знают, как обращаться с ребенком. Откуда же у них такие знания?

Во-первых, девочки екуана сызмальства учатся у своих родителей (и других соплеменников) уходу за ребенком. Учатся безо всяких уроков и объяснений взрослых - просто наблюдая за действиями матери и поведением младенца. В результате уже к четырем годам девочки екуана осваивают все тонкости обращения с детьми и непрестанно и с огромным удовольствием участвуют в уходе за малышами.

Во-вторых, екуана еще не разучились прислушиваться к себе. Сегодня мы, цивилизованные люди, почти забыли о том, что умение правильно растить детей заложено в каждом из нас природой. Ведь каждое животное знает, как обращаться со своим детенышем. Тем более человек. Мы можем прислушаться к своим собственным материнским и отцовским инстинктам, услышать их и следовать им. Только так мы можем понять, чего наши дети ожидают от нас, и вырастить их счастливыми.

Что значит "прислушаться к себе"? Понаблюдать за своим малышом. Попытаться понять, чего он хочет, чего ожидает от нас. А теперь понаблюдать за собой и почувствовать, что нам хочется сделать.

Поначалу это довольно сложно, ибо мы привыкли не чувствовать, а думать. Более того, из-за того, что наши родители (а потом воспитатели, учителя и т. д.) в свое время неправильно относились к нам, наши чувства могут быть искажены.

Например, плач - это сигнал ребенка о том, что что-то не так. Ребенок может быть сытым, сухим, здоровым, выспавшимся и при этом плакать. В ответ на такой "беспричинный" плач многие родители раздражаются, кричат, трясут своих детей или даже бьют их. Даже те, кто внешне ведет себя достойно, внутри часто "кипят" и выражают свое раздражение каким-то еще способом. Можно понять родителей. Они делают для ребенка "все, что только можно", а он недоволен. Почему? Потому что, опять же, мы не понимаем, чего ребенок ожидает от нас.

Врожденные ожидания ребенка
У нас есть легкие, чтобы дышать воздухом, водонепроницаемая кожа, чтобы защищаться от дождя, волосы в носу, чтобы не вдыхать пыль, и т. д. Все наше строение, как физическое, так и духовное, - это ожидание определенных условий в окружающем мире. Ребенок рождается с этими ожиданиями. Откуда природа знает, что потребуется человеку в жизни? Через опыт бесчисленных поколений предков. Ребенок ожидает встретить в мире то, с чем сталкивались его предки.

Более того, каждому ожиданию, заложенному в ребенке, соответствуют врожденные способности, которые реализуются, как только возникают ожидаемые условия. Например, как только ребенок рождается (выполненное ожидание), он начинает дышать (реализованная способность); найдя грудь матери (выполненное ожидание), ребенок начинает сосать (реализованная способность), и т. д. Если что-то, чего ожидает ребенок, не попадается ему в жизни, его способности не развиваются в полной мере. Кроме того, человек продолжает искать удовлетворения нереализованным ожиданиям и во взрослой жизни.

Все, что касается физических ожиданий и способностей, более или менее очевидно и понятно. Но в человеке заложено множество потребностей менее очевидных, но столь же насущных. Этих-то потребностей и не замечает современное цивилизованное общество.

Зачем носить ребенка на руках?
Одна из фундаментальных врожденных потребностей ребенка - это быть носимым на руках первые месяцы жизни. Девять месяцев беременности ребенок был неразрывно связан с матерью, и вдруг, рождаясь, отделяется от нее. Для того, чтобы это отделение не было травматичным, ребенку еще долго нужно постоянно быть с матерью, чувствовать ее тепло, слышать стук ее сердца, иметь возможность приложиться к ее груди. Только на руках у матери ребенок чувствует себя полностью защищенным и, двигаясь вместе с матерью, получает разнообразные впечатления, необходимые ему для правильного развития.

Жан Ледлофф была одним из первых авторов, еще в середине 70-х написавших об этом. Хорошо, что сегодня многие родители носят детей на руках. И здорово, что многие делают это осознанно, понимая, что именно этого ожидает от них их малыш.

Как ребенок учится жизни
Рождаясь, ребенок ожидает, что взрослые покажут ему, как жить в этом мире. Дети учатся прежде всего на примере родителей, усваивая их образ жизни. Каждый знает, как необыкновенно легко малыш усваивает язык, на котором говорят родители и окружающие. Но язык - только один аспект самообучения ребенка. Он наблюдает поведение окружающих его людей и начинает подражать им, таким образом готовясь к взрослой жизни.

Но что происходит, если ребенок оторван от повседневной жизни родителей, если он не может наблюдать, как работают взрослые? Происходит дисориентация ребенка. В те годы и месяцы, когда формируется личность, когда малыш может удивительно легко учиться образу жизни родителей и перенимать его, он лишен этой возможности. Вместо того, чтобы заботиться о настоящих младенцах и набираться опыта ухода за ребенком, девочки вынуждены играть в куклы, которые едва ли способны помочь им подготовиться к материнству.

Ребенок наилучшим образом самообучается, если имеет возможность участвовать (сначала пассивно, а затем активно) в настоящей работе взрослых. Ребенок ожидает, что взрослые не будут уделять ему больше внимания, чем ему действительно необходимо. Ребенок ожидает, что его мать не будет полностью посвящать себя уходу за ним - она должна вести нормальный образ жизни взрослого деятельного человека.

Да, ребенок стремится перенять образ жизни родителей. Вместе с тем, в ребенке заложены и определенные ожидания того, каким этот образ жизни должен быть. Миллионы лет человек жил среди растений и животных, под лучами солнца и струями дождя и много двигался. Ребенок ожидает, что его родители будут вести именно такой образ жизни. Конечно, приспособляемость человека велика, и, в конце концов, ребенок научится жить в квартире и вести городской образ жизни, но при этом он лишится целостности и гармонии. В человеке заложено ожидание жить среди природы, а не среди мертвых стен панельного дома.

Делать то, что от тебя ожидают
Дети по своей природе социальны и делают то, чего от них ожидают. Это объясняет порой кажущееся необъяснимым поведение ребенка.

Давайте подумаем, что стоит за словами "Осторожно! Не разбей чашку!". Получается, что от ребенка ожидают, что он может разбить чашку. Поэтому, повинуясь своему врожденному инстинкту делать то, что от него ожидают, ребенок чашку действительно роняет и разбивает.

Тот же самый принцип работает, когда дети делают что-то "наоборот": им говорят одно, а они делают совершенно противоположное - только потому, что взрослый показывает им, что ожидает от них такого поведения. Например, "Не ешь конфеты до обеда!" означает "Я ожидаю, что ты будешь есть конфеты до обеда"; "Выучи уроки" означает "Я ожидаю, что можешь их не выучить"; а "Смотри, не обожгись" означает ожидание ожога. Этот принцип работает настолько безотказно, что дети часто даже идут на причинение себе вреда, чтобы оправдать ожидания родителей.

Мне кажется, что каждый родитель должен принимать этот принцип во внимание. Учитывать его особенно важно, когда речь идет о безопасности ребенка. Природой в ребенке заложена чрезвычайно развитая способность к самосохранению. Жан Ледлофф наблюдала, как младенцы екуана играют с острыми ножами, беря их за острие и размахивая ими в разные стороны. При этом они не только не ранятся, но и не причиняют вреда окружающим. Только что научившиеся ползать малыши играют безо всякого присмотра на самом краю обрыва. При этом никто не говорит им: "Осторожно, не упади!" или "Отойди от обрыва!" - всем понятно, что дети никогда не упадут.

Напротив, если родители берут на себя заботу о безопасности ребенка, то он перестает заботиться об этом сам. И получается, что малейший недосмотр чреват несчастным случаем: во-первых, потому, что всем своим поведением родители показывают ребенку, что ему незачем заботиться о своей безопасности, и во-вторых, потому, что от него ожидают наличие склонностей причинять себе вред.

Вот только несколько вещей, которые родители начинают замечать, если внимательно наблюдают за собой и за своим ребенком. Такие отношения с малышом для большинства из нас непривычны, ведь нас растили совсем по-другому. Но как только мы начинаем понимать, чего ребенок хочет от нас, и с уважением относиться к его потребностям (поначалу это довольно сложно: приходится многое менять в себе и своем образе жизни), как из плачущего и капризного малыша он становится веселым и покладистым. Иначе не может и быть, ведь таким рожден быть каждый человек - счастливым существом в гармонии с собой и окружающим миром.

Леонид Шарашкин
Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям


Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям

koto
Сообщения: 179
Зарегистрирован: 11.12

Реакция на книгу алиенов

Сообщение koto » 18.12

Как известно, (из теории проф. Столешникова) когда-то давным давно на нашу планету высадились пришельцы-алиены, подмешались к человечеству и уже несколько тысяч лет правят бал на нашей планете. Итоги такие - в каждой нации - две нации, в каждом народе - два народа. Внешне они почти ничем не отличаются, голова, два уха... определить и распознать пришельца можно дедуктивным методом Холмса, и реакцией на раздражитель, (как в фильме Дж. Карпентера "Тварь" (Нечто / The Thing 1982г.)).
Знак водораздела между землянами и алиенами проходит и в науке педагогике.

Одним из ярчайших представителей землян, является и Жан Ледлофф, глубоко понимающая предмет. Естественно тиражи у неё мизерные, никакой рекламы книги нет, если бы не увлеченный переводчик, на русском зыке эту книгу никто бы никогда и не увидел. Это вам не Спок со стомиллионными тиражами.

Обычно алиены хорошо распознают своих под любыми обличиями, в отличии от простодушных землян, для которых все люди братья, и всячески продвигают своих и гнобят чужих. Это отработанная веками практика выживания на чужой планете.

Интересно посмотреть водораздел так-же среди читателей: Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям в основном потрясение, с несколькими !!! , люди поражены и восхищены глубиной и чистотой проникновения к земным корням. Но есть и такие:
Михаил
Много книг было прочитано во время планирования беременности, эта показалась самой пространной... Высосано из пальца. Рассчитана на людей, у которых совершенно нарушена связь природой, и автор открывает им истины (вот как развился человек из обезьяны и пр.!) Самые ценные книги подготовлены психологами и акушерами-педиатрами с многолетней практикой. Ставлю 2 с минусом!
Владимир
Прочитав комментарии ожидал большего. Всю книгу можно свести к паре советов типа давайте детям больше близости и свободы. Эта книга может спасти мир - очень спорно

Догадайтесь, какого инопланетного происхождения Михаил и Владимир? Вот же ОНИ, рядом с нами ходят...

PS. Алиен, в нашем контексте - понятие усреднённое, собирательное, зависит от преобладания "зова крови", "туда" или "сюда", поскольку за тысячелетия окупации уже размылись границы .

Павлов
Сообщения: 106
Зарегистрирован: 24.10

еще кусочек из книги Ж. Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности»

Сообщение Павлов » 16.03

    Это небольшое развитие и переложение на свой лад некоторых идей из книги Ж. Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности». Книга глубокая, мощная и важная, написана гойкой и вариации на тему только расширяют границы и помогают понять суть. Источник указан внизу.

Как не сделать из ребенка рептилию?

Базовые понятия

Мозг человека можно условно разделить на три взаимосвязанные области. Назовем их для наглядности:

Изображение

мозг рептилии (древняя кора); сюда входят спинной мозг, мозжечок, таламус и мозговой ствол;
мозг млекопитающего (старая кора) или лимбическая система, состоящий из гипоталамуса, мазолистого тела, миндалины мозжечка, поясной извилины и гипофиза;
мозг homo sapiens (новая кора), состоящий из коры головного мозга.
Иногда эти отделы мозга работают скоординированно, но большую часть времени мы проводим под влиянием какого-то отдного отдела мозга. Когда мы завидуем или ревнуем или занимаемся планированием какого-нибудь мероприятия или просто голодны мы с трудом концентрируемся на чем-то другом, потому что все эти эмоции, рефлексы и потребности отнимают у нас слишком много энергии. Активированный участок мозга берет на себя доминирующую функцию и «перекрывает кислород» остальным. Очень сложно думать о романтической любви, если вы хотите в туалет. Давайте посмотрим за что конкретно отвечают различные «мозги» в нас:

Мозг рептилии - это самая древняя часть человеческого мозга, которая в процессе эволюции почти не изменилась. Точно такой мы находим у всех рептилий и животных, стоящих выше рептилий на эволюционной лестнице. Эта часть отвечает за чувство голода, отправление естественных функций, дыхание, регуляцию температуры тела, равновесие и координацию движения, инстинкт территории и реакции типа убегать или атаковать. Мозг рептилии регулирует очень важные функции нашего тела и контролирует глубинные, первобытные или «темные» инстинкты.

Мозг млекопитающего - это наша лимбическая система или центр, регуляции эмоций. Все млекопитающие оснащены точно таким же «пультом управления», который вызывает эмоции злости, страха разлуки, заботу, желание играть, любопытство, социальные привязанности, вкус к жизни. Это уже более высокие эмоции по сравнению с рептилиями, но все же еще не человеческий уровень. Ведь все зверята любопытны, любят играть и привязаны к своим родителям. Но это не делает их людьми. А что же делает? Лобная доля головного мозга.

Мозг homo sapiens – новая кора занимает 85% человеческого мозга и ответственна за способность к творчеству, решению проблем, логическое мышление, способность к саморефлексии, самоосознание и сострадание. Эта часть мозга представлена у млекопитающих в зачаточном состоянии и наиболее развита у так называемых высших млекопитающих: приматов, слонов, дельфинов и китов.

Хотелось бы подчеркнуть, что все части мозга являются абсолютно необходимыми для нашего существования и эффективного функционирования. Ни один из «мозгов» не есть более важный, чем другой. Речь идет лишь о выстраивании правильной иерархии между этими условными частями или установлении диктатуры рационального мозга (насколько это возможно:-)).

Человеческий мозг устроен таким образом, что он приспосабливается к своему окружению и если ранний опыт связан с авторитарным стилем воспитания, то мозг активизирует химические реакции в тех долях, где идет борьба за выживание или самозащита (все это происходит вне зоны лобной коры). Велика вероятность того, что такой ребенок в последствии будет пользоваться огромным количеством защитных механизмов, например, будет страдать от депрессии или станет доминантным и агрессивным человеком. Вариантов защитных механизмов на самом деле огромное количество. В любом случае, такой человек в своей жизне застрянет на уровне психологических реакций рептилий или млекопитающих. Именно поэтому, очень важно, чтобы ранний опыт вашего ребенка был позитивный.

Почему важен ранний позитивный опыт?


Потому что в младенческом возрасте в мозгу происходят удивительные вещи: устанавливаются связи между нейронами. Когда ребенок рождается, у него в мозгу находится приблизительно 200 млрд мозговых клеток, которые практически не связаны между собой. В процессе взросления ключевые нейроны образуют между собой связи, а те, которые никак не используются человеком, отбрасываются как ненужные. Так, к годовалому возрасту «ненужными» оказываются 80 млрд. нейронов, к переходному возрасту – 90 млрд, а к 35 годам используется только половина от врожденного количества мозговых клеток! Этот процесс называется синаптическим «обрезанием» (synaptic pruning) за неимением лучшего термина. Теперь становится ясно, почему так важно дать маленькому человеку хороший старт в первые годы жизни.

Исследования показывают, что если детям не хватает позитивного эмоционального контакта с родителями, то основные нейронные связи устанавливаются в примитивной части мозга и у детей в процессе взросления блокируется возможность правильно осознавать и выражать свои чувства и эмоции. Так, например, сканирование мозга гиперактивных и склонных к насилию детей показало, что основная активность у них наблюдалась в области древней и старой коры головного мозга.

Сознание младенца за время «ручного периода», когда ребенок в основном находится на руках у родителей, продолжается с рождения и до момента, когда ребенок начинает ползать, претерпевает серьезные изменения. Вначале малыш больше похож на животное, чем на человека. Постепенно, по мере развития центральной нервной системы, он приобретает черты, присущие именно Homo sapiens. По мере умножения и углубления его способностей опыт не только производит на него большее или меньшее впечатление, но и влияет на него совершенно по-разному. Ранний опыт формирует психобиологическое строение человека на всю будущую жизнь, при этом чем раньше произошел опыт, тем сильнее его влияние. То, что человек чувствует до того, как становится способным к мышлению, во многом определяет его образ мыслей в более позднем возрасте.

Ж. Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности»
Зачем нам это нужно знать?


Потому что самый эффективный механизм формирования мозга – это первый опыт общения с родителями. От того какой этот опыт зависит будущий характер человека, склонность к психическим отклонениям, общее состояние здоровья и самое главное – сможет ли ребенок стать счастливым и настоящим.

Например, двухлетний ребенок, падающий на пол в припадке гнева не пытается доставить вам неприятности, а просто потому что еще не научился контролировать проявления старой коры головного мозга. Самое лучшее, что родители могут сделать в такой момент – это обнять и постараться успокоить ребенка. Плачущим детям нужны бережное отношение и помощь. Со временем они сами научатся контролировать эмоции, развив рациональную часть мозга. Если в критический момент мама кричит или игнорирует малыша, то высшие эмоции у него просто блокируются. Сканирование мозга людей, склонных к насилию показало, что наиболее активными частями мозга у них была старая и древняя кора.

Если до развития мышления он чувствует себя защищенным и желанным, если он вовлечен в повседневную жизнь и при этом ему комфортно, то последующие события его жизни будут восприниматься им совсем не так, как ребенком, чувствующим себя лишним, лишенным необходимого для развития опыта и привыкшим жить в состоянии нужды. При этом последующий жизненный опыт обоих детей может быть совершенно одинаковым.

Ж. Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности»

Естественно, все вышесказанное не означает, что ребенка не нужно воспитывать и не надо показывать границы дозволенного. Но делать это нужно понимая процессы, происходящие в маленьком мозгу.


Почему важен телесный контакт с ребенком

После рождения ребенка в жизни матери и новорожденного начинают играть активную роль гормоны, один из которых называется окситоцин и который отвечает за ощущение комфорта и удовлетовренности в нашей жизни. Когда мать кормит ребенка или прижимает к себе, окситоцин нормально вырабатывается у обоих. Если же телесный контакт по какой-то причине происходит редко, то малыш страдает от недостатка этого гормона и находится в состоянии постоянного стресса, что ведет к необратимым изменениям в мозгу. Часто в роддомах новорожденных сразу куда-то забирают, а ведь это является сильным стрессом для маленького человека, которому в первые часы жизни нужно быть рядом с мамой.

На руках у матери ребенок чувствует, что все так, как должно быть. О себе он ничего не знает, кроме ощущения своей правильности, привлекательности и желанности. Без этого убеждения человек любого возраста ущербен: он не верит в свои силы, чувствует себя обделенным, ему не хватает спонтанности и грации.

Ж. Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности»

Книгу Ж. Ледлофф вы можете скачать у нас со страницы Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям

Продолжение следует..

http://zhivem-zdorovo.com/deti/kak-ne-s ... -post-2523

Ответить