Наталья Белая: Я приветствую всех, кто слушает «Детское радио», в эфире программа «Семейный доктор» и я, её ведущая, Наталья Белая. Здравствуйте. Наш сегодняшний гость – врач, неонатолог, педиатр, но я сразу же предупрежу, что сегодня он не будет давать рецептов, как лечить ребёнка, у него совсем другой взгляд на заболевания. Мы и программу так назвали: «Другой взгляд на болезни». Какой – другой – мы выясним очень скоро. У нас в гостях доктор Сергей Никитин. Не путать с бардом – Сергеем Никитиным.

НБ: Здравствуйте, Сергей Александрович.
Сергей Никитин: Добрый вечер.
НБ: Я сейчас представлю Вас подробнее, потом попрошу Вас озвучить Вашу теорию, тем более что она подтверждается Вашей практикой. Ну, вот как раз о Вашей практике.
НБ: Если Вы работали в системе, то были подчинены ей. Наверное, лечили детишек, как все в то время. Что произошло, что изменилось и какой сейчас Ваш взгляд на болезни, на здоровье, на лечение детей?
СН: Да, я действительно работал 17 лет в системе Минздрава, но надо сказать, что для меня никакого насилия здесь не было, потому что сначала я был воспитан в духе преданности системе, здесь всё было вполне логично. А потом, по мере моего взросления, по мере нахождения каких-то новых подходов и понимания неприемлемости старых… У меня тоже долгое время не было проблем, потому что я работал в маленьком провинциальном городке, где – как говорят в иерархических административных системах – затыкал дырку, и это позволило мне долгое время не знать, что такое недремлющее око проверяющих начальников…
НБ: То есть Вы были довольно свободны там?
СН: Абсолютно. Это очень удивительно, но свобода у меня была полная. Бывали какие-то маленькие шероховатости, не более того. Кроме того, как поётся в песне Иващенко и Васильева про «вечный думатель», этому «вечному думателю» думать не запретишь, поэтому…
НБ: Так, и до чего Вы додумали?
СН: Здесь для слушателей, наверное, будет важней не сама картина мира, а её эволюция. Потому что у каждого есть похожая эволюция, в какой-то стадии она, наверное, происходит у каждого. Первоначально картина мира у меня была вполне стандартной, многим до сих пор понятная. Есть некое большое мутное облако, которое называется «детские болезни». Приходит ко мне на приём ребёнок, родители на что-то жалуются, я в этом облаке жалоб нахожу подходящий диагноз, соединяю их между собой, выписываю рецепт в аптеку. И эта картина мира настолько всем нравится, все её от меня ждали, и всем было всё понятно, кроме одного: через некоторое время я обнаружил, что, во-первых, ситуация разруливается либо без моего участия, а моё участие – это справку написать, больничный выдать, то есть чисто административный работник…
НБ: То есть ребёнок сам выздоравливает…
СН: Конечно, это стало довольно скоро для меня очевидно. Мне повезло, у меня старшая дочка родилась за 2 недели до получения диплома, поэтому я с самого начала имел самый жёсткий контроль всех своих завихрений в мозгах. Во-вторых, я заметил, что во многих случаях не работает, не срабатывает система, и если проблема хоть сколько-то не разруливается самостоятельно, то она просто не разруливается. И это меня больше всего напрягало и требовало от меня какого-то поиска противоречий и выхода из этого. На сегодняшний день картина мира для меня изменилась кардинально: во-первых, это большое мутное облако, о котором я сказал в начале – детские болезни, оно очень чётко разделилось на 3 совершенно неравные части. Собственно болезни, то есть состояние, которое нужно обязательно лечить, иначе ребёнок пострадает, будет что-то необратимое, плохое - этой системе мира отводится самое маленькое облачко, оно самое опасное, в моём представлении – красного цвета, но оно и самое маленькое по размеру. Приблизительно это около 1% от всего остального…
НБ: Так, и что в этом красном облаке?
СН: В этом облаке самые разные состояния. И вот реально иногда им трудно помочь…
НБ: То есть там сложные состояния?
СН: Состояния, которые требуют обязательной помощи, хотя иногда эта помощь бывает на редкость проста. Но если мы её не окажем – и во время, если мы не решим хотя бы диагностическую задачу, то мы можем навредить ребёнку очень сильно. Два примера: в 1 случае очень специализированная помощь – это очень редкое заболевание, примерно одно на тысячу, ребёнка начинает рвать, и пища перестаёт усваиваться; это состояние называется пилоростеноз, и в общем-то оно тоже не очень сложное с учётом того, что у нас сейчас есть детская хирургия. И наша задача – детских педиатров, чтобы ребёнок во время попал к детскому хирургу. Потому что очень часто начинаются попытки какой-то помощи, а здесь просто нужно знать, что в этом возрасте такое состояние изредка, но встречается. И первое, с чего нужно начать разруливать такое состояние – это отправить ребёнка к детскому хирургу, и если оно подтвердится, то детские хирурги в совершенстве владеют операцией, которая устраняет эту проблему – и всё, ребёнок здоров. У меня недавно ребенок, ему два с небольшим года, он растёт, здоровый малыш – именно после такой операции. Иногда, раз в несколько лет, в практике любого педиатра может встречаться такая ситуация, но если всё сделано вовремя, никакой опасности этому малышу потом не грозит.
А другой пример не требует никаких хирургов, даже однажды мне пришлось руководить этим процессом по телефону, потому что люди были в другом городе, далеко – это так называемая «короткая уздечка языка». Вообще педиатры недооценивают этого состояния, они даже часто диагностируют его в роддоме и выписывают ребёнка, ни на секунду не задумавшись, потому что в среде моих коллег считается, что это логопедическая проблема…
НБ: … которая проявится потом, в 3-4 года…
СН: Да, само рассосётся или что-то ещё. На самом деле, это совершенно не логопедическая проблема, а проблема выживаемости. Раньше ХХ века эти дети вообще погибали.
НБ: Почему – выживаемости, Сергей Александрович? Эта уздечка не даёт сосать молоко?
СН: Как ни странно, эта уздечка может затруднять многое, в том числе сосание. Такой случай: когда меня зовут на проблему к двухмесячному ребёнку, который за 2 месяца на 50 г поправился, например, и понятно, что тут дело совсем не бело. Конечно, счастье, если там такая пустяковая проблема обнаруживается, но этому ребёнку уже давно нужно помочь.
НБ: Это такая проблема, которая относится к красному облаку. А что касается двух других – там что?
СН: БОльшая по размеру, но не самое большая часть этого облака, превратилась в облако зелёного цвета. Это вообще чисто физиологические состояния, они ошибочны по причине каких-то предрассудков в плане болезни, и нам нужно просто знать, что такие состояния существуют, и нам нужно в каждом конкретном случае не отмахнуться – «а, физиология!», надо доказать. Это ещё один очень важный момент, который в картине моего мира тоже очень важен – это необходимость доказательства и необходимость расследования в ситуации, в каждом конкретном случае. То есть мы в каждом диагностическом случае должны провести маленькое научное исследование. Если это не так, если для нас доказательство – это мнение какого-то титулованного старшего коллеги («А, вот, академик такой-то сказал…», «а, вот, этот доктор наук…»). В любом случае, мы путем этого диагностического расследования убеждаемся, что никаких мин здесь нет.
НБ: Назовёте какие-то физиологические состояния, которые находятся здесь?
СН: Этих состояний огромное количество. Я как-то на семинаре вкратце их перечислял, кратенькая характеристика, у меня на это ушло 2,5 часа. Поэтому сейчас назову самые типичные: кстати, ребёнок рождается, и сейчас это состояние стали лечить, в последнее десятилетие. Это когда ребёнок рождается, у него на коже красные пятнышки, бегающие то в одном месте, то в другом. Сейчас уже ни один педиатр в здравом уме и трезвой памяти не скажет, что это болезнь. Но заметьте, как называется это состояние: токсическая эритема. Согласитесь, если бы изначально это состояние считали физиологическим, так бы его вряд ли назвали. А вот сыпь после месяца, она встречаются реже, ориентировочно у одного из 10 детей, и вот ее знают плохо, потому что эти дети уже не в роддоме, эти дети уже мало наблюдаются. И вот с этой сыпью, которая часто тоже физиологическая, бывают проблемы. Их нередко пытаются лечить, что, конечно, является неправильным. Иногда лечение просто зашкаливающее.
НБ: Сергей Александрович, давайте послушаем вопрос слушателя. Светлана, здравствуйте.
Светлана: Здравствуйте. Очень интересно, но у меня есть вопрос: есть ли в представлении Вашего мира место прививкам?
СН: Вы знаете, это очень хороший вопрос. Когда я начинал работать педиатром, я был Павкой Корчагиным: я скакал на лошади, махал шашкой и кричал «Даёшь вакцинацию всей страны!». Но потом потихонечку разум начал ко мне возвращаться, и анализировал, во-первых, то, чему меня учили на фундаментальных кафедрах, а во-вторых, анализировал начавшую у нас появляться информацию, которую в Советское время элементарно иногда не было. Сейчас я считаю, что тот календарь прививок, который у нас есть на сегодняшний день, не выдерживает никакой критики. Самое трудное в этой метаморфозе (превращение из гусеницы в куколку) было для меня понять – я не мог в это просто поверить – ни одна вакцинация не пришла в Здравоохранение путём научных исследований. Все они пришли росчерком административного пера. Это меня очень долго тормозило, так как я считал, что чего-то я, видимо, не знаю. А потом всё оказалось просто до боли…
НБ: Хорошо. Вы сказали про второе облачко – это физиологические состояния, которые не надо лечить…
СН: Да, не лечить, не бояться, их надо просто отпустить.
НБ: Хотя многие их принимают за болезни, и врачи в том числе.
СН: Да. По этому разделу можно целую передачу сделать…
НБ: Мы ещё с Вами вернёмся к нему. Нам надо картинку закончить.
СН: Да, картинку закончить. И более важная часть этой картины мира – эта та желтая часть, которая находится между красной и зелёной, как полагается в настоящем светофоре. Эту часть я называю «дисбаланс» или «околофизиологические дисбалансы». Что очень важно: источники дисбалансов как правило находятся не в самом человеке. Эта картина мира одинаково работает и у маленьких, и у стареньких, у кого угодно. Может даже у зверей, но со зверями я не общаюсь. Что здесь важно: любой человек,
О влажности воздуха в квартире
вот я пришёл сейчас на радиостанцию, и первое, за что я схватился – это стакан воды. Здесь очень сухо.
НБ: Воздух у нас в студию очень сухой.
СН: Да. И большинство офисов страдает этой особенностью, но если бы только в офисах. Человек приходит домой и отдыхает, наслаждаясь экологически хорошим воздухом. Но это не так. В большинстве квартир, особенно богатых деревом – казалось бы, дерево такой материал – но дерево сосёт влажность с невероятной силой. Поэтому в таких квартирах, если не предприняты специальные меры, дышать ещё хуже. И один из примеров дисбаланса – это пересушивание слизистых оболочек и кожи, и если мы не предпримем специальные меры, мы себе здорово навредим. В том-то и дело, что мы, не понимая, откуда берутся дисбалансы, закидываем ребёнка сами в красную зону.
НБ: Я правильно понимаю, что дисбалансы – это те пограничные состояния, во время которых ребёнок может заболеть и тяжёлым заболеванием, которое потребует помощь?
СН: Да, безусловно. Вот смотрите, как это работает в жизни: вот, я уже назвал, чтобы люди не успели запутаться от большого количества примеров, - мы вот на одном покажем. Ребёнок ходит в садик, например, я Надюшку свою вожу четырехлетнюю; там чудовищная сухость. Но вышли они погулять, на свежем воздухе как раз баланс влажности очень неплохой. Погуляли, пришли – опять сухим воздухом дышат, немного отдохнули. Пришли домой – во всех квартирах по-разному. Я, например, в день выпариваю почти 2 ведра воды с помощью увлажнителя. Если этого не делать, то дышать трудно. Но опять же: ребёнок гуляет, ребёнок купается каждый день в большинстве семей, и какая-то получается передышка между сухим воздухом. А теперь представьте себе: ребёнок засопливился, закашлял, а уж тем более температура поднялась. И что? А то, что во-первых, он перестаёт гулять, он перестаёт купаться в большинстве случаев. В большинстве семей это просто аксиома.
НБ: Да, абсолютно.
СН: Если ребёнок болеет – это ещё кстати вопрос, болеет ли он – то его нельзя купать, с ним нельзя гулять.
НБ: И что происходит, если он остаётся в этом сухом воздухе?
СН: А всё просто: происходит очень грустная история. Проиллюстрировать эту историю я могу таким примером: прихожу к младенцу, недельному, например, а старший брат или сестра двух- трехлетний, оставшись во время отлучки мамы (в роддом) дома, иногда впервые вообще без мамы, нередко заболевает. Изначально там обычно и не вирус виноват, а виновата разлука с мамой. Потемпературил ребёнок, засопливился, перестал купаться, я прихожу, мне говорят: «Вот, что же делать? Не заразит ли младшего?». А я прикладываю трубочку к младшему, а там может быть настоящий бронхит. И если мне это удаётся, некоторые родители даже готовы к этому морально, уговорить их посадить ребёнка в ванну. Ребёнок с визгом бежит в ванну с игрушками и бултыхается час в воде. Если бы мне 25 лет назад сказали, что бронхит можно вылечить за час-полтора безо всяких препаратов, я бы просто покрутил у виска.
НБ: И что, можно реально вылечить?
СН: Реально, через 1,5-2 часа я прикладываю трубочку, там, бывает, вообще ни одного хрипа нет. Дело в том, что в этой картине мира, о которой я сейчас рассказываю, бронхит, как и любое другое воспаление, особенно когда речь идёт о катаральном воспалении, - это физиологическое явление, это ответ на какие-то вызовы. В XIX веке медицина сделала это великолепное открытие: все воспаления – это конструктивный инструмент разрешения наших проблем. И вот этот бронхит на самом деле сопротивлялся пересушенности, и он хоть как-то пытался за счёт экссудации слизи, которая выделяется и откашливается, как-то разрулить эту проблему. А когда ребёнок начал бултыхаться в воде, бронхит посмотрел на это дело и сказал: «Да я здесь уже и не нужен». И исчез. Вот так реально дисбалансы и исчезают, и очень интересно, что если мы точно попали в источник дисбаланса, мы можем совершить чудо.
НБ: Скажите, пожалуйста, пересушенный воздух часто бывает причиной подобных состояний?
СН: Очень часто. Это и есть одна из причин частой заболеваемости зимой. Если у нас, например, идёт всплеск ОРЗ в сентябре – это, как правило, потому, что дети собрались после отпусков и пошли в садики-школы, а во-вторых, в сентябре нередко бывает просто похолодание. В ответ на это мы получает первую вспышку.
НБ: Тогда бесполезно сажать в ванную с бронхитом?
СН: Очень полезно. Но это будет ещё более действенно, когда у нас в октябре идёт вспышка, когда включили отопление и через 2-3 недели жилища настолько пересохли, что просто беда. И тут очень важно, чтобы дети продолжали купаться, чтобы всё было увлажнено. И вообще увлажнители надо распаковывать из летнего хранения, но не любые.
НБ: Вот как раз хотела спросить, какие увлажнители?
СН: Это оказалось тоже очень интересное расследование, потому что увлажнители оказались очень неравноценные по своим качествам, и самое главное, о чем нужно знать родителям, это то, что самый ходовой тип увлажнителя, который продают в магазинах - ультразвуковые - оказались откровенно вредными для здоровья.
НБ: Почему? Ультразвук же не вредный…
СН: Нет, ультразвук там никакого значения не имеет. Более того, мимо нас проедет грузовая машина, мы получим нагрузку ультразвуком больше, чем от увлажнителя. Ультразвук для чего нужен? Раздавить воду на мельчайшие капельки, а потом вентилятор эти капельки подхватывает, и вы видите такую красивую струйку белого туманчика, вырывающуюся из этого увлажнителя, которую ошибочно называют холодным паром. На само деле это туман с точки зрения физики. И казалось бы, с точки зрения увлажнения здесь всё хорошо. Здесь плохо то, что когда эти капельки высыхают, они на наших глазах испаряются и исчезают, они превращаются реально в пар, и это хорошо, но – когда эти капельки исчезли, в воздухе остались летать миллиарды бактерий, размножающихся в этом тёплом влажном ящике, и кристаллики солей. Многие, купив такой увлажнитель, через какое-то время перестают им пользоваться: мебель портится, книжки портятся.
НБ: Белым налётом покрываются. А какие увлажнитель тогда нужны?
СН: Это «мойки воздуха». Их так и рекламируют: «Вы покупаете не просто увлажнитель, но и очиститель воздуха». Это правда. К тому же это очиститель, не требующий никаких фильтров. Там вода является фильтром, это просто расходный материал. Я рекомендую уже сейчас, хоть до конца отопительного сезона осталось совсем немного, приобрести такой увлажнитель, если у Вас есть понимание того, что это нужно. Потому что когда будет конец лета, а в конце лета всегда с деньгами трудно – все приезжают из отпусков…
НБ: Я правильно понимаю, что они должны быть в каждой комнате?
СН: Да, но в первую очередь – это спальня, там мы проводим очень долгое время подряд. Во всех остальных помещениях вы бываете периодически, то зайдёте во влажную ванную, то в кухню, в этом смысле более или мене безопасную, а в спальне вы находитесь дольше всего, и воздух там как правило сухой.
НБ: Почему мы не можем открывать балкон, окна на ночь?
СН: Пожалуйста, можем, даже нужно проветривать. Но здесь нужно учитывать законы физики в отличие от обывательских представлений: у нас влажность уменьшается, когда мы проветриваем. Потому что источником влажности является разница температур, и даже стопроцентная влажность, которая сейчас висит на улице, нагревшись на 25 градусов, войдя в квартиру, превратится уже не в стопроцентную, хорошо, если в сорокапроцентную. А если на улице минус 20? Все знают, тут и паркет трещит, и музыкальные инструменты лопаются. Это как раз от сухости. Чем больше мороз, тем важнее увлажнять.
НБ: Мы назвали только одну причину, которая приводит к дисбалансам в организме ребёнка. Сейчас можете коротко назвать другие?
СН: Наверное, это можно было и на первое место поставить, и чем меньше ребёнок, тем это важнее – это еда. Многие усмехаются – да что там, он грудной ребёнок, до полугода он только грудь сосёт; тогда нам важна еда мамы. В любом случае, это мощнейший источник дисбалансов и наоборот – балансировки. Сейчас, я думаю, мы об этом поговорим, потому что пропустить это нельзя. А потом обсудим купальную воду, которая, во-первых, предупреждает пересыхание кожи, а во-вторых, обладает рядом особенностей, в частности, расслабляющими. Тут у нас два инструмента: купание и парение ножек. Это уже источник релакса. Отсутствие ненапряженности, особенно вегетативной системы, является мощнейшим фактором проблем, в частности, отёк слизистой носа – он устраняется парением ножек. Только не потому что, как думали бабушки: простуду выгоняем тёплым чаем, совсем по другим причинам.
НБ: Но эффект тот же, простуда действительно уходит?
СН: Да, только не простуда уходит, а восстанавливается носовое дыхание. А нас насморк не беспокоит. Насморк – это физиология, это зелёная зона.
НБ: Любой насморк? Долгий? Мы смотрим на цвет – жёлтый, зелёный…
СН: Тут, я думаю, в двух словах не стоит отвечать, это как раз нужно разобрать поподробнее. В продолжении темы о дисбалансах: медикаменты очень часто могут послужить именно источником дисбаланса. И если мы хотим ребёнку навредить, мы, например, капаем ему в нос «Називин», «Нафтизин», «Галазолин» - то есть любые сосудосуживающие капли. Они грубо нарушают физиологию слизистой носа, более того, оказалось, что они действуют не только на нос. Например. У кормящих матерей я ещё в самом начале своей трудовой биографии обнаруживал застои в груди.
НБ: Когда мама себе капали сосудосуживающие?
СН: Да. Когда я прихожу на патронаж, у мамы камень в груди, и я вижу на тумбочке прикроватной флакончик «Нафтизина» (в те годы это был почти единственный препарат), то через короткое время я уже чётко понимал, что здесь прямая связь. Это даже в таких нюансах небезопасно. Мы дополнительно пересушиваем слизистую, потому… Катаральное воспаление – это что? Это истечение слизи, а это и есть физиологическое воспаление, которое лечит, которое разруливает проблему. А мы её…
НБ: А чем оно её разруливает? Как раз тем, что оно эту сухость убирает?
СН: Во-первых, убирает сухость. Но вы понимаете, я не смогу сейчас коротко ответить.
НБ: Я понимаю, это сложный процесс. Но это шокирующе звучит, что болезнь является оздоравливающим средством.
СН: Враньё этой ситуации состоит в том, что мы не знаем, что у нас с болезнью. Болезнь происходит на уровне клеток. Мы теоретически знаем, что там примерно происходит, но в каждом конкретном случае у нас даже нет формального способа различить – это вирусная проблема на уровне клеток или это раздражение клеток дёсен, из-за того, что зубы лезут. У нас даже на такой вопрос очень часто ответа нет. Но это не важно совершенно, потому что наши действия не меняются ни на йоту. Потому что наша задача не в том, чтобы лечить, для лечения все лекарства в нас самих есть, они миллионом лет эволюции отработаны. Наша задача другая - нам нужно создать для этих лечебных механизмов условия. И как только мы их создали, ситуация разруливается сама по себе. По таким заболеваниям, как пневмония могу сказать: примерно в 10 раз уменьшается количество пневмонии в тех группах, в которых родители ведут себя таким образом.
НБ: Какими? Плавать, это Вы уже сказали…
СН: Да, очень типичная ситуация: ребёнок заболел, температура 39, сопли ручьём, кашель. Почему-то многие родители боятся кашля: кашля не нужно бояться, это дворник. Если дворники перестанут нас по утрам будить скрипом лопат, то нам будет не выйти и не выехать с парковки. Поэтому мы поворачиваемся на другой бок и смиряемся со скрипом лопат. Так и с кашлем, нам надо смириться: он мешает жить ребёнку и нам, но если не кашель… Если он кашляет не сильно (если это, конечно, не коклюш; это к вопросу о прививках, кстати, сейчас коклюша в Москве стало очень много, одна из проблем, но это отдельная передача; это как раз неуклюжая вакцинация). Если кашель лёгочный и полезен ребёнку, то его нужно просто лелеять, ему надо помогать.
НБ: Как мы можем помочь?
СН: Мы, во-первых, создаём условия для того, чтобы не было ненужного воспаления в бронхах – убираем сухость; во-вторых, купаем ребёнка, ребёнок при этом активно двигается; в-третьих, ребёнка тормошим, играем с ним. Ребёнок не должен думать, что мы его лечим, он должен думать: «О, какие родители у меня хорошие, сейчас так здорово со мной дурачатся. Как мне приятно жить на свете!». А мы на самом деле делаем ему гимнастику, массаж, кладя его «попа выше головы» и барабаня по грудной клетке создаём хорошие условия для дренажа мокроты. Это и есть помощь кашлю. Если ребёнок у нас надышался в ванной, если ребёнок спит на свежем воздухе, например, на балконе.
Поразительно: ребёнок кашляет не переставая в квартире, на балконе спит 2-3 часа – кашель проходит. А это всё очевидно и объективно. Залезаем в ванну, час там дурачимся – ни одного кашля, разве что поперхнулся, откашлялся. Тут и нос отчистится, всё будет хорошо.
Только нужно, чтобы это было образом жизни, образом мышления. Тогда это работает. Вроде бы – и кашель есть, и сопли ручьём, но если мы знаем, что процесс запустился, он должен пройти некий цикл, мы не можем ускорить его. Нельзя думать о том, как бы это дело ускорить. Единственный способ это дело не затянуть – это отпустить свои нервы по этому поводу и помогать ребёнку. Реальные осложнения в таких случаях случаются крайне редко, но и пропустить их просто не возможно уже просто потому, что мы перестали дёргаться на каждый чих, на каждый кашель. И мы тогда какой-то реальный признак не пропустим. Когда человек реагирует пятьдесят раз в день, думая, что это опасность, он на пятьдесят первом уже перестаёт воспринимать.
НБ: А что нас должно насторожить в таком случае?

НБ: И вообще, насколько я понимаю, когда у ребёнка есть аппетит – это хороший признак.
СН: Да, это диагностический признак – аппетит появился. Во-вторых, мы покупались и получили явный прилив сил, явное улучшение самочувствия. Такого не будет, если есть какая-то грубая органика. Если называть вещи своими именами: что такое пневмония? Или пиелонефрит? Гнойник в лёгких, гнойник в почке. Поверьте мне, никогда ребёнок не живёт – он будет всё время вяленький, злой на весь мир – и совсем другую картинку мы видим, но такое бывает крайне редко, что мы ведём правильно себя по отношению к ребёнку. А если ребёнку хорошо, он начал кушать, если он грудничок – всё в порядке, всё хорошо. Сами по себе наши действия они являются и диагностическими тоже.
НБ: У нас очень много и звонков, и писем. Мы послушаем сначала Марию, добрый вечер.
Мария: Здравствуйте. Недавно ребёнок переболел ветрянкой, девочке 7 лет. Помню себя в детстве, как раз в этом возрасте мама мазал меня зелёнкой, что это жутко чесалось, нельзя было купаться. Сейчас родители придерживаются уже других методов, я ребёнка лично купала…
СН: Умница.
Мария: …не мазала ребёнка зелёнкой категорически. В действительности, как правильно ухаживать за кожей ребёнка во время ветрянки?
СН: По отношению к этому ребёнку это была последняя ветрянка, но у Вас могут быть другие дети, и тем более внуки. Самое забавное в этой ситуации то, что зелёнка не имеет никакого отношения к ветрянке, а применяли её в советском здравоохранении с одной целью: чтобы как можно быстрее выписать маму с больничного и выгнать на работу, а ребёнка – в садик. Дело в том, что ветрянка заразна 5 дней после последнего высыпания. А как выявить последнее высыпание? С помощью зелёнки. Зелёнка здесь использовалась как краска для того, чтобы выяснить, в какой же день больше не было свежих подсыпаний. И это заблуждение, что ветрянка лечится зелёнкой, до сих пор мучают бедных детей, иногда их мажут буквально малярным валиком, а для маленьких детей это небезобидно, так они получают серьёзную токсикацию, измазав большую часть кожи спиртом. Поэтому правильно Вы делали, что не мазали зелёнкой. И ещё более правильно, что купали ребёнка. Последствия «ветряночных дел» благодаря противоспалительному действию воды, которая смягчает протекание болезни, на лицо, говорить не о чем.
НБ: Ещё один миф развеяли. Юлию теперь слушаем. Юлия, здравствуйте.
Юлия: Добрый вечер. У моего ребёнка проблемы с глазами, у нас врождённая глаукома. Нам нельзя применять никаких сосудосуживающих лекарств. Что тогда можно делать?
СН: Я очень сожалею, что у Вас такая проблема. Если бы всё было в порядке, ни в коем случае, никогда я не вижу причины закапывать детям сосудосуживающие капли. Они являются как раз мощным источником пересыхания слизистых и мощным источником дальнейшего отёка. Нам говорят: «Нам надо очистить носовое дыхание». Но при этом забывают добавит, что у одних детей после пятого раза, а у других после первого будет такой отёк, что ребёнок просто перестанет дышать. Сначала он будет дышать только с каплями, а потом и капли ему не будут помогать дышать. Поэтому Вы не волнуйтесь, это очень хорошо, что Вам их нельзя. Вам и не надо, не переживайте ни одной секунды.
Вы помогаете ребёнку совершенно по-другому: Вы его купаете, Вы (если ребёнок не требует быть у мамы подмышкой, не температура 40 у него) давайте спать ему на свежем воздухе, я, к сожалению, не знаю возраста Вашего ребёнка. Вы ребёнку парьте ножки. Моей дочке через 2 дня исполнится 2 года, и мы каждый вечер (у нас ритуал) наполняем увлажнители водой, мы садимся на край раковины и парим ножки, постепенно делая воду горячее. И после того, как напарились, одеваемся на сон грядущий.
И ещё что важно: я говорил про расслабленность вегетатики, психики: когда ребёнок ещё не уснул, он хрюкает, гоняет сопли, мокроту, всё ужасно. Но после всех этих процедур, убаюкивая ребёнка, Вы заметите, как ребёнок начинает, засыпая, дышать тихо-тихо, и всё восстанавливается. Всё почему? Потому что все эти процедуры, сам этот ритуал помогает ребёнку расслабиться. И как только неокортекс перестал мешать нижележащим отделам, в частности, вегетативной системе, так сразу последняя приводит всё в порядок. И наступает хорошее спокойное носовое дыхание. И обычно кашель при этом уменьшается. Кашель в остром периоде может, конечно, мешать, но ничего страшного в том нет.
НБ: Когда Вы говорите, что все болезни такого, простудного, типа можно лечить без лекарств, мне кажется, что Вы рушите всё наше представление о болезнях. Мы с детства знаем: ребенок заболел – надо лечить. Как лечить, тут мы ещё можем варианты думать. Но то, что нужно лечить – это без вариантов. Сейчас у меня на ленте много писем: «Какой у Вас потрясающий гость!», « Спасибо, что пригласили такого гостя!» и т. д. На эти вопросы я попрошу Вас ответить по почте, если Вы согласитесь.
СН: Да, спасибо.
НБ: Почему я говорю об этом? Каждый врач, с которым мы бы завели этот разговор, и я представляю, какое Вам оказывает противостояние система. Каждый говорит, во всяком случае в разговоре со мной в этой студии, о том, что может быть такие разговоры можно было вести лет 30 назад, но точно это не про современных детей, которые ослабленные, хилые, с огромным количеством заболеваний, с тяжёлыми родами и т.д. Пожалуйста, развейте этот миф.
СН: Это полная чепуха. Более того, я открою секрет, почему исчезли некоторые заболевания: судя по тому, как нас лечили ревматизму в институте, я думал вообще, что буду встречать каждую неделю ревматического ребёнка. Не поверите – до сих пор ни одного не встретил.
НБ: Имеете ввиду, говорили, что много таких случаев?
СН: Да, будто аутоиммунное заболевание…
НБ: И сейчас, когда говорят, что такие хилые дети не справятся сами никак без иммунных препаратов, без антибиотиков.
СН: Вот как раз иммунные препараты – большое «разводилово», я их смело объединяю в одну кучу, мусорную. Как только Вы слышите по поводу любого препарата слово «иммунитет», тут же выбрасывайте его в мусор, ни в коем случае не нужно его давать ребёнку.
НБ: Если противовирусный препарат?
СН: Ещё страшнее. Во-первых, большинство этих препаратов никакие не противовирусные. На самом деле, то, что я говорю – это классика медицины, я не придумываю ни одного слова. К сожалению для нас, в 1901 году был изобретён аспирин, и весь XX век прошёл для нас под знаком аспирина. И как бы он не назывался – «Диклофенак», «Нурофен» - одно и то же, препараты обладают противовоспалительным и болеутоляющим действием. Но это никакого отношения к лечению не имеет. Это обман, фокусы. Я представляю такие ситуации, когда однократно можно дать ребёнку такой препарат, типичная ситуация, наверное, единственная, где я посоветую обязательно дать ребёнку такой препарат, - это когда ребёнок потерял сон. Обычно это как снежный ком накапливается - 5 часов ребёнок не спит, 10, 15 – всё: это нужно разрубить как гордиев узел. Что мы делаем? Ставим ребёнку какую-нибудь свечку, условно говоря, с «Парацетамолом», они сваливаются с мамой часов на 12-15 спать и потом, на следующий день, мы начинаем ситуацию «с нуля».
НБ: Нижний Новгород послушаем, Наталья долго нас ждёт. Наталья, извините, пожалуйста, Вы в эфире.
Наталья: Здравствуйте, у меня такой вопрос по поводу пониженной массы тела у ребёнка: девочке 11 лет, рост 158 и весит 30,5 кг. И такая пониженная масса тела всегда была. Стоит ли беспокоиться?
СН: Диагностика – это не ответ на какую-то жалобу, это иногда детективное расследование. В Вашем случае я бы начал это расследование с анализа генетических факторов, потому что надо посмотреть на родителей, надо посмотреть даже в Ваши семейные альбомы. Вопрос, на самом деле, очень непростой и явно не для ответа навскидку. Поэтому не хочу Вас даже обнадёживать таким быстрым ответом, я думаю, с этим надо разбираться. Не исключено, что здесь некая особенность Вашей генетики.
НБ: Очень важную вещь Вы сказали в начале ответа – про диагностику: к сожалению, это то, чего не делает современная медицина. Алексей у нас на связи. Алексей, здравствуйте.
Алексей: Здравствуйте. Как доктор относится к системе Серафима Чичагова? И второй вопрос: в какой водичке купать, может, её как-то очищать или что-то для этого делать, потому что когда мы стали меньше купать ребёнка, нам показалось, что наоборот – он стал меньше болеть, как будто мы смывали иммунитет. И кожа у нас стала лучше, потому что вода плохая всегда.
СН: Про систему, к сожалению, ничего не знаю. А второй вопрос: здесь нужно разбираться с водой, т. к. я таких случаев и не встречал, чтобы ребёнку стало хуже от купания и лучше от отсутствия купания. Здесь есть один маленький момент: сейчас много модных направлений, типа, проныривание, заныривание, динамическая гимнастика, грудничковое плавание и т.д. Само по себе купание никак к делу не относится, а к делу относится «фактор насилия». Если он есть, то довольно часто я встречаю проблему не связанную с самой гимнастикой или купанием, а я вижу последствия насилия.
Самый типичный случай в моей практике: 29-летняя мама, имея шестилетнюю дочку, не купается в море, она заходит по колено в воду, и с ребёнком купается бабушка. И бабушка, вырастившая эту уже 29-летнюю дочку по Чарковскому, мне жалуется: «Вот такая неблагодарная дочка, я её научила нырять, она там у меня игрушки под водой купала, а теперь я вынуждена с внучкой купаться». Так, бабушке даже в голову не приходит, что это её насилие привело к тому, что девушка, как только у неё появилась свобода выбора, выбрала «некупание». Всегда, если есть негативизм, если есть какая-то неудача, мы должны это проанализировать. Не берусь судить навскидку о всей Вашей ситуации, но ребёнку может просто не нравится. Но если качество воды плохое, надо разбираться с качеством воды.
НБ: Ольга спрашивает: «Что Вы скажете на счёт аденоидов, способов лечения, устранения? Сыну 5 лет, вторая степень аденоидов. Спасибо».
СН: Аденоиды – классический вариант. Причины аденоидов мы почти все перечислили: во-первых, страшно пересушенный воздух, во-вторых, сосудосуживающие препараты, в-третьих, отсутствие нормального кровотока в глотке и носоглотке. Способ разруливания такого дисбаланса заключается в очень простых вещах: например, укладываете Вы спать полуторагодовалого ребёнка спать и просто при нём начинаете так сладко-пресладко зевать, уверяю Вас, через некоторое время ребёнок будет подхватывать, отвечать Вам таким же зеванием. С моими детьми у меня получается в полтора года перед сном, чтобы они зевнули по 4-5 раз. Как ни странно, это один из способов убрать нарушение венозного и лимфатического оттока. Вы и сами на себе почувствуете, когда будете зевать за компанию, это очень позитивно.
А во-вторых, кошки и собаки не случайно, когда просыпаются и засыпают, зевают. Это тоже один из вариантов того, чтобы не было аденоидита. В идеале с лор-врачами вообще не дружить. Я сам – пострадавший товарищ, мне были сделаны все манипуляции и даже несколько операций, вплоть до того, что у меня есть лишние дырки в черепе. Но до середины института я ходил такой сопливый, что мне не хватало простыней зимой вместо носовых платков. И только к середине института, когда разобрался сам в биологии этих процессов, я начал понимать, что, во-первых, надо завершить то, что ужасное недоразумение, которое называется «лечением» среди лор-врачей, а во-вторых, я понял, что здесь нужен другой путь. Именно когда я начал его искать, исцелился сам. Некоторыми находками я сегодня с вами уже поделился.
НБ: Есть что-то важное, что вы не успели сказать? Может, о дисбалансах что-то ещё? Меня интересует вот что: у многих мамочек такое мнение, что пока твоё ребёнок "выбаливает" 2 недели весь несчастный, измученный, мой за 2-4 дня на антибиотиках уже здоров, в школу побежал. Что ж я буду своего мучить?
СН: Это заблуждение. Если мы начинаем фиксировать и смотреть, как протекают все эти состояния, то это совсем не так. Мы не назвали кстати ещё бактериальный дисбаланс, когда мы с помощью антибактериальных препаратов нарушаем естественный баланс флоры и получаем риск гнойных воспалений. Гнойные воспаления – это уже тоже наш ответ на какие-то вызовы, но вызовы грубые – и ответ тоже грубый. И мы рискуем очень сильно. По моей статистике, на порядок увеличивается риск гнойных отитов, гайморитов, самое главное – пневмонии. Поэтому я считаю, что антибактериальная терапия очень важна, когда мы спасаем кого-то от смерти, но она недопустима, если такой необходимости нет. Более того, давайте не будем бороться за права и здоровье детей в Африке, давайте бороться за права и здоровье детей своих собственных, и не за экологию Антарктиды, а за экологию своей квартиры. Это приведёт к большим позитивным результатам.
НБ: Какие простые вещи Вы нам сегодня рассказали. Я обычно этого не делаю, но тут я столько хороших слов прочла о Вас в интернете от мамочек. Причём не на сайте, где всегда хвалебные отзывы размещают, а на форумах. «У меня болела дочка все праздники, - пишет мамочка - Я насобирала телефонов врачей по всем знакомым. Больше всего мне понравился врач Сергей Никитин, он похвалил за ГВ 3 года, дал консультацию, это помогло нам выздороветь, наконец». Другая мамочка: «Узнала его контакты от подруги, которая осенью рожала и вызывала его как неонатолога. Он провёл у нас 4 часа». 4 часа Вы провели у новорожденного младенца, думаю, ничего больше можно про Вас не говорить. Спасибо Вам, что провели один час на Детском радио. С Вами были – Сергей Никитин и я, Наталья Белая.
СН: Спасибо вам за внимание.
http://soznatelno.ru/zdorovaya-semya/dr ... radio.html