Страница 1 из 1

Праздники славян

Добавлено: 17.02
Рус
Праздники славян

Коло Сварожье - Годовое колесо Славянских племён
Изображение

Славянство - это поклонение святому духу природы частью которой является сам человек. Это почитание Рода, предков, и созидание семейной родовой жизни, по древним Славянским обычаям. Славянство, по словам Государственного Гимна России - предками данная мудрость народная - достоинство Славянских народов и великое наследие Руси.

Традиция Русского Народа - это бесценный опыт неисчислимых поколений наших предков. Воспитывая в нас тот самый "Загадочный Русский Дух", Славянская традиция преподносит нам обычаи, вечно родные всем русским людям. И сколько бы эпох не миновало, сколько не блуждали в потёмках инородных традиций, Русские Люди всегда возвращаются к родной традиции. Почти все праздники совпадают с циклом жизни Земли, и поэтому имеют значение не только духовное, но и иное - приобщение к Природе, привнесение в свою жизнь чувства того, что Земля - живая. Даже если не праздновать эти дни, а просто помнить о них - перед человеком уже пройдет юность, зрелость и старость нашей Матери.


Тысячи лет календари служили людям, помогая им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотится и рыбачить. Год, поделенный на двенадцать частей, изображался на ритуальных чащах и каждому месяцу соответствовал особый знак. Годовое колесо - Коло Сварога - несло в себе особый смысл, который заключался в вечном перерождении и обновлении всего живого. Но календарь важен не только буднями, его всегда украшают веселые праздники.




Синим цветом обозначены неподвижные, а красным — подвижные даты (праздники, приходящиеся каждый год на разные числа). Зеленым цветом обозначены фестивали, памятные даты и т.п., имеющие большое значение для страны, но не являющиеся праздниками в прямом смысле этого слова.
Значком * отмечены гос. выходные.

пн 1 января Новый год
Новый год - Единственный славянский праздник, который отмечается на государственном уровне в славянских государствах - это Новый год....
День Ильи Муромца (авеги Перуна)
Илья Муромец был родом из села Карачарова, что под Муромом....
ср 3 января День памяти Княгини Ольги
О происхождении Ольги в летописях сохранились лишь смутные предания....
сб 6 января Турицы
Посвящены Туру - одному из древнейших почитаемых среди славян тотемных животных, в котором воплощается союз Велеса и Перуна во славу и процветание Рода славянского....
пн 8 января Бабьи каши
Бабьи каши - В этот день принято чествовать повивальных бабок....
пт 12 января День похищений
В тот день вспоминают о том, как в эпоху Купалы Велес похитил Диву-Додолу, супругу Перуна....
чт 18 января Интра
Интра (Змиулан, Индрик-зверь, Вындрик) - сын Земун от Дыя (Ночное Небо), брат «Ящера», и его противник....
вс 21 января Просинец
Просинец отмечают водосвятием....
вт 30 января День Мороза и Снегурки
В тот день почитали противника Перуна - Мороза— ипостась Велеса....
чт 1 февраля Громница
Громница – единственный день зимой, когда может приключиться гроза - можно услышать гром и увидеть молнии....
сб 3 февраля День памяти Князя Вещего Олега
Он одержал великую победу над Византией и взяв большой откуп, повесил щит свой на воротах Царьграда....
сб 10 февраля Велесичи (Кудесы – день домового)
Кудесы - день угощения домового....
пн 12 февраля Масленица (Начало масленичной недели)
Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры....
чт 15 февраля Сретение
Сретение служит границею между зимой и весною, отчего и самое название праздника Сретения в простонародье объясняют встречею зимы с весною: на Сретение зима с весною встретилась, в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила....
пт 16 февраля Починки
Следуя поговорке «Готовь сани летом, а телегу зимой», хозяева сразу после Сретенья с утра пораньше принимались за ремонт сельскохозяйственного инвентаря, называя этот февральский день «Починками»....
вс 18 февраля Коровья смерть
Мрачный беспощадный демон бродит в этот опасный день....
сб 24 февраля Велесов День
Велесов день - Середина зимы....
чт 1 марта Навий день
Праздник воскрешения мертвых (вообще, с наступлением сухыя (березня), у славян начинаются обрядовые посещения могил с приношением треб)....
сб 3 марта День памяти князя Игоря
Языческий князь Игорь держал в страхе центр христианства - Византию, и множество раз ходил на Царьград....
чт 22 марта Жаворонки
На Жаворонки день с ночью меряются....
пт 23 марта Масленица - Комоедица
Сейчас многие позабыли, а кто-то и не знал никогда, что Масленица - не просто встреча весны....
вс 25 марта Открытие Сварги (Весна)
Сварга открывается, и к людям сходит богиня Жива-Весна....
вс 1 апреля Именины Домового
Первого апреля никому не верят....
вт 3 апреля Водопол, День Водяного
Просыпается Водяной от зимней спячки....
сб 7 апреля День богини Карны - Плакальщицы
Карна - Богиня печали и скорби у древних славян, сестра Жели....
сб 14 апреля День Семаргла
Семаргл (Симаргл) - Огнебог....
сб 21 апреля Лельник
Семантика праздника связана с тем, что Юрьев день был днем первого выгона скота в поле....
пн 23 апреля Ярило Вешний
В этот день проводится важный обряд - Отмыкание Земли, или по-другому - Зарод....
пн 30 апреля Родоница
Тридцатого апреля заканчиваются последние весенние холода....
вт 1 мая Живин День
Заполночь (1 мая) начинается праздник - Живин день....
пн 7 мая Пролетье
Многие слышали, что пролетьем называют конец зимы....
ср 9 мая Вешнее Макошье, День Земли
Святодень, когда пробудившаяся после зимнего сна Мать Сыра-Земля чествуется как «именинница»....
вт 22 мая Ярило Мокрый, Троян
ТРОЯН (ТРИБОГОВ ДЕНЬ) – праздник конца весны и начала лета, когда на смену младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог....
пт 15 июня Зеленые святки
Зеленые святки (Духов день) являлись главным рубежом между зимой и летом....
вт 19 июня Русалии
Праздник Вил и Марены, Влаги Земной, начинается с чествования предков, которых приглашают погостить в дом, разбрасывая по углам дома свежие березовые ветки....
сб 23 июня Аграфена Купальница
Этот праздник у славянских народов ассоциировался с началом купального сезона....
вс 24 июня Купала
Праздник летнего солнцеворота....
вт 3 июля День памяти Князя Святослава
День славления величайшего Славянина - Святослава Князя (957-972)....
чт 12 июля Выборы жертвы Перуну
Перуна не без оснований считают главным божеством языческого пантеона восточных славян....
сб 21 июля Перунов День
Все мужчины, присутствующие на зачине, обязаны иметь при себе оружие (нож, топор, а если есть разрешение, то что-нибудь более подходящее)....
ср 15 августа Спожинки
Спожинки - К середине августа на всей Славянской земле заканчивается жатва, отсюда и название праздника - Спожинки (дожники, обжимки)....
вт 21 августа День Стрибога
Стрибог - в восточнославянской мифологии бог ветра, родившийся из дыхания Рода....
сб 8 сентября Праздник Лады
Особый статус Лады обусловил множественность посвященных ей праздников, они отмечались шесть раз в году, с начала марта до середины сентября....
вс 9 сентября Осенины
Праздник Урожая....
вт 11 сентября Род и Роженица
Праздник, посвящённый семейному благополучию, приходится на одиннадцатое сентября....
пт 14 сентября День Огненного Волха
Огненный Волх - Бог войны у древних славян, страж Ирийского сада - муж Лели....
Закрытие Сварги (Вырий)
Закрывается Сварга....
пт 21 сентября День Сварога
Праздник Небесного Кузнеца - Сварога, прошли уже обряды закрытия Сварги (прерывание живой связи между Небом и Землей)....
чт 27 сентября Родогощь
Славяне празднуют великий праздник - Родогощь, когда Собран урожай, осеннее солнце - Световит уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды....
вс 14 октября Покров
Покров - (с введением христианства этот праздник отмечался в честь пресвятой Богородицы и ее чудесного плата)....
сб 10 ноября День Макоши-Пятницы
Образ святой великомученицы Параскевии в народном сознании связался с остатками культа древней языческой богини Макоши....
вс 25 ноября Марена
Марена - Двадцать пятого ноября устанавливается премерзкая погода: дождь, снег, холодный ветер, слякоть....
пн 3 декабря День памяти Богатыря Святогора
Ко времени первых столкновений с печенегами относится боярский курган Гульбище, в котором с большим почетом похоронен знатный богатырь....
сб 22 декабря Карачун
Карачун (Корочун) - в древнерусской языческой мифологии этот день берет в свою власть - Чернобог - божество смерти, подземный бог повелевающий морозами, злой дух....
вт 25 декабря Коляда
Коляда — солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Авсенем....
пн 31 декабря Щедрец
Последний день святок по старому стилю - Щедрец, знаменит своими щедровками и праздничным пиром

по ссылке подробно раскрыт каждый праздник
http://www.calend.ru/holidays/slav/

Добавлено: 17.02
Светлана
Предлагаем Вам таблицу некоторых русских праздников и их изменённые – христианские названия
Как Вы можете легко заметить, под христианской луной тоже нет ничего нового. А это говорит о многом! Как минимум, о том, что те умники, переиначившие русские праздники, которые, понятное дело, существовали раньше, чем появилось христианство, преследовали какие-то свои цели, видимо, сильно отличные от целей русов
http://system-1.by.ru/Letters/dispath-070.html

Добавлено: 18.03
Светлана
Грамота царя Алексея Михайловича шуйскому воеводе Змееву о Коледе, Усени и народных играх
От царя и великого князя
Алексея Михайловича
всея Русии в Шую воеводе нашему
Семену Ильичу Змееву.

В нынешнем в 157 году, декабря в 22 день, в Галицую четь, к диаку нашему к Семену Софонову в памяти из Стрелецкого приказу, за приписью диака нашего Дмитрия Жеребилова, написано: в нынешнем в 157 году, декабря в 19-й день, ведомо нам учинилося, что на Москве, наперед сего в Кремле и в Китае, и в Белом, и в Земляном городах, и за городом, и по переулкам, и в черных и в ямских слободах по улицам и по переулкам, в навечери Рождества Христова кликали многие люди Каледу и Усень, а в навечери Богоявления Господня кликали Плугу; да в Москве ж чинится бесчинство: многие люди поют бесовские, сквернословные песни, и против воскресных дней в субботу ввечеру, и в воскресные дни, и в Господские и Богородичные праздники топят бани и платья моют; и многие ж люди бранятся меж себя матерно и всякою неподобною лаею, и жены и девицы бранят позорными словесы. - Да на Рождество Христово и до Богоявленьева дни собираются на игрища сборища бесовские, да пьяные же ходят на Москве попы и иноки, и всяких чинов православных христиан и бесчинною бранью бранятся, и дерутся, и бьются, кричат и вопят, и без памяти упиваются; и многие люди, ереси последующе, бороды бреют, и в воскресные дни сидят в харчевнях и по улицам до обедни продают всякой харч; и в воскресные ж дни и в Господские праздники и в Богородничные, и в среду, и в пятки, и посты игрецы бесовские - скоморохи с домрами, и с дудами, и с медведи ходят, и дару Божию, хлебу, поругаются, всяко животно скотское, и зверино и птичье пекут. И мы указали о том учинить на Москве, и в городах, и в уездах заказ крепкой, чтоб ныне и впредь никакие люди по улицам и по переулкам, и на дворах, в навечери Рождества Христова и Богоявленья, Коледь и Плуг и Усеней не кликали, и песней бесовских не пели, матерны и всякою неподобною лаею не бранилися, и в воскресные дни и праздники, и против воскресных дней в субботу ввечеру бань не топили, и в воскресные ж дни и в Господские праздники платья не мыли, и никакого бесчинства, что сопротивно христианскому закону, ни от каких людей не было. И по нашему указу диаку нашему Семену Сафонову велено послать наши грамоты в городы, которые городы ведомы в Галицкой чети, и велено в тех городах по улицам и по торжкам, и по крестцам, и по переулкам, прокликати бирючем по многие дни, чтоб всяких чинов люди ныне и впредь в навечери Рождества Христова Коледы и Усени и в навечери Богоявления Господня Плуги не кликали, и бесовских, сквернословных песней не пели, в субботу ввечеру против воскресных дней и в праздники бань не топили, и в воскресные ж дни и по Господским праздникам платья не мыли, и пьяные б люди всякого чину не ходили, и бород не брили, и на качелях не качалися, и до обедни в харчевнях не сидели, и по улицам не разносили, на игрища не сходились. А которые люди ныне и впредь учнут Коледу и Плуги, и Усени, и петь скверные песни, или кто учнет кого бранить матерны и всякою лаею,- и тем людям за такие супротивные христианскому закону за неистовства, быти от нас в великой опале и в жестоком наказанье. И велено тот наш указ сказывать всяким людям всем вслух, и бирючем велено кликати по многие дни, чтоб тот наш указ всяких чинов людям был ведом, чтоб ныне и впредь такого неистовства не было. А которые люди учнут такие неистовства чинить и тех велено имать, и за те их вины наказанье им чинить по нашему указу. А как к тебе ся наша грамота придет, и ты б в Шуе по улицам и по торжкам, и по крестцам, и по переулкам, и в Шуйском уезде велел кликати бирючем по многие дни, чтоб всяких чинов люди ныне и впредь в навечери Рождества Христова Коледы и Усени и в навечери Богоявления Господня Плуги не кликали, и бесовских сквернословных песен николи не пели, и в субботу в вечер против воскресных и в праздники бань не топили, и в воскресные же дни и по Господским праздникам платья не мыли и матерны не бранилися, и пьяные б люди всякого чину не ходили и бород не брили, и на качелях не качалися, и до обедни в харчевнях не сидели, и по улицам не разносили, и на игрища не сходились. А которые люди ныне и впредь учнут кликать Коледы и Плуги и Усени, песни скверные петь, или кто учнет кого бранить матерны и всякою лаею, - и тем людям, за такие супротивные христианскому закону за неистовства, быть от нас в великой опале и в жестоком наказанье; и велели бы еси тот наш указ сказывать всяким людям всем вслух, и бирючем велели кликать по многие дни, чтоб тот наш указ всяких чинов людям был ведом, чтоб ныне и впредь ни от кого такого неистовства не было, а которые люди учнут какие неистовства чинить, и тех велели бы еси имать и за те их вины наказанье им чинить по нашему указу.
Писан на Москве лета 7157, декабря в 24 день.

Добавлено: 01.05
Светлана
ПЕРВОМАЙ - ЖИВИН ДЕНЬ!

Живина нощь - чародейная ночь с 30 цветеня/апреля на 1 травеня/мая, когда Чернобог окончательно передаёт Коло Года Белобогу, а Врата Нави до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь .

Живин день - Святодень, посвящённый Великой Богине Жизни и торжеству весны.

Вот по Живиному дню:
ЖИВА — богиня жизни, весны, жита-зерна. Также - богиня весны, плодородия и любви; воплощает жизненную силу и противостоит мифологическим воплощениям смерти. Жива своим приходом животворит воскрешает умирающую на зиму природу, дает земле плодородие, растит нивы и пажити.
Взято из Словаря основных персонажей славянской мифологии и ритуальных понятий

Живин день - залог плодородия Матушки -Земли, как Ярило оплодотворит лоно матери Земли, так и урожай снимать в свое время будем. А если учитывать, что в эту зиму холода лютые были, то и нам помочь не мешает.
Помимо самого обряда в этот сильный день хорошо освящать обереги, и проводиьь другие обряды, требующие открытия дороги перед событиями и человеком.
Вот по Вальбургу:
Вальбург символизирует окончательный переход от зимы к лету. Вместе с тем это окончательное прощание со всем устаревшим, отмирание его для очищения места к принятию нового: новых идей, новых планов, новой жизни.

Задачи этого праздника – вспомнить то, что устарело, надоело и мешает дальнейшему росту и реализации новых планов, избавиться от этого и приготовиться к новой ступени развития. Это три этапа, которые необходимо учесть в ритуале празднования.

У древних скандинавов существовал обычай сжигать старые корабли на Вальбург. Кроме практического назначения, этот обычай имел, разумеется, и значение сакральное, выражающееся в нескольких аспектах:

А. Корабль – не только средство передвижения из точки «А» в точку «Б» в Мидгарде, но и между мирами (вспомним Скидбладнир Фрейра и Нагльфар Локи), т.е. в духовном смысле – некий приобретенный опыт, позволяющий совершать какие-то действия на том уровне развития, на котором ты находишься в данный момент. Поэтому сжигание старого корабля, разумеется, с намерением постройки нового, – символ перехода на новый уровень развития, открывающий новые возможности.

Б. Викинги иногда сжигали корабли перед битвой, высадившись на вражеский берег, отрезая тем самым себе путь к отступлению, чтобы биться до последнего. В духовном смысле это означает решимость принять новое, избавившись от старого.

Ритуал

Место ритуала: на возвышенности алтарный камень, к северу от него сложенный ритуальный костер. Присутствующие располагаются полукругом на востоке, на западе стоит годи с горящим факелом в руках.

1. Годи освящает место проведения ритуала Молотом Тора (начиная с севера по часовой стрелке, затем небо и земля. Чертя в воздухе знак Молота Тора, произносит: «Я освящаю это место Молотом Тора». Освятив все стороны света, небо и землю, произносит: «Как Светлый Хеймдалль стережет мост Асов, так пусть Молот могучего Тора охраняет это место от всего дурного»).

2. Годи произносит вису приветствия богов:

Один, Творец Миров, Господин рун, приветствуем тебя!
Тор, Защитник богов и людей, приветствуем тебя!

Тюр, Страж Закона, приветствуем тебя!
Бальдр, Великолепный сын Высокого, приветствуем тебя!
Хеймдалль, светлый Ас, приветствуем тебя!
Фригг, госпожа среди богов и богинь, приветствуем тебя!
Ньерд, владыка моря, приветствуем тебя!
Фрейя, хранительница жизни, приветствуем тебя!
Фрейр, отец плодородия, приветствуем тебя!

После каждого приветствия присутствующие хором произносят «Приветствуем тебя!» или «Хейл!»

3. Годи говорит:
- Будьте с нами сегодня, боги и богини нашего народа!

«Асы и асиньи, ваны и альвы, встречайте верный вам народ! (все присутствующие по очереди произносят свои имена) Мы собрались здесь, как в древние времена, чтобы попрощаться с прошлым и со всем, что устарело, чтобы с обновленным духом встретить новое лето. Примите нашу жертву и очистите нас для новых начинаний»

Наполняется чаша с пивом и пускается по кругу. Первый пьет годи. Каждый пьет глоток со словами «Прощайте, боги зимы! Пью во славу богов лета!». После прохождения чаши по кругу (годи пьет первым и последним) остатки из нее выливаются на алтарь.

4. Каждый из присутствующих по очереди подходит к ритуальному костру и кладет туда свой кораблик. (необходимо заранее сделать кораблики из подручных материалов. Вид, размер, материал - на свое усмотрение. Главное, чтобы его было жаль сжигать. Это символ уходящего.)

Ровно в полночь все располагаются вокруг костра, который зажигается факелом со словами: «Пламя лета! Поглоти зиму и наше прошлое! Да наступит лето во всех мирах!»

5. После того, как корабли догорят, все располагаются вокруг алтаря. Наполняется новая чаша и пускается по кругу, начиная с годи. Каждый пьет со словами: «Приветствуем вас, светлые боги лета! Да наступит лето во всех мирах! Пусть наши труды принесут богатый урожай!» Остатки из чаши выливаются на алтарь.

Наполняется новая чаша и пускается по кругу. Каждый, отпивая, произносит свои пожелания грядущему лету, рассказывает о своих планах, которые должны осуществиться. Чаша пьется каждым почти до дна, остатки из чаши выливаются на алтарь со словами: «во имя Одина, да будет так!»

После этого годи говорит:
- Боги и богини Асгарда! Мы стоим перед вами с чистыми сердцами. Наполните их своей силой, своим светом и красотой! Пусть ушедшая зима больше никогда не вернется в наши земли! Благословите нас на новые дела во славу вашу! Будьте с нами на скамьях веселого пира во славу нового лета!
Вот по Белтэйну:
Tine Bél означает "Огонь Бела". В "Глоссарии Кормака" говорится: "Бел, т.е. языческий идол, откуда Белтине т.е. огонь Бела" ("Bil. i. dia hidal unde Beltine. i. tene Вil"). Béltine знаменует конец темной половины года, начало светлой, открытие пастбищного сезона. У ирландцев Béltine был еще и началом нового года (у галлов и бриттов начало года связано с Samain). Белтайн семантически противоположен Самайну. Они одинаковы по значению и различны по наполнению. Торжество весеннего обновления природы, ее полный расцвет определяют эмоциональную окрашенность Белтайна.
Сакральное значение Белтайна


Как и другие кельтские праздники, Béltine - это "разлом" во времени и пространстве, когда обитатели Иного Мира проникают в мир людей. Праздничное время - мифологическое, праздник же символизирует мифологический сценарий, воспроизводя его обрядами и мистериями. В этом аспекте в Béltine происходит празднование мифологического перехода времени от власти темных сил - фоморов к светлым Туата де Дананн, символически выраженной в поединке Луга и Балора и в победе Луга.

Бел, в чью честь зажигаются огни на Béltine, прослеживается и на галльском материале - Belenos - бог Солнца, и на бриттском - Белерос.

Существуют несколько версий относительно этимологии слова Бел. W. Stokes возводит его к санскритскому bhalo-m - "вспышка, раскат, хлопок" и индоевропейскому *belo-s - "сияющий". Вендрюес возводит слово к *beltu "смерть", откуда ирл. at-bail - "умирает". Несмотря на кажущуюся ясность, к единому мнению, кому посвящен праздник Белтайн, кельтологи так и не пришли. Béltine определенно праздник солнечного культа и посвящен богу Солнца, которым традиционно принято считать Луга (валл. Lleu, галл. Lug-us). Луг был известен не только в Ирландии, но и по всей Европе, названия многих мест образованы от его имени, примеры - города Лион, Лейден и Лувен, озеро Лугано в Швейцарии и т.д.

Однако существует и противоположенное мнение: праздник Белтайн мог быть посвящен деду Луга и его главному сопернику в битве при Маг Туиред - Балору, хозяину Иного Мира.

Некоторые трактовки отождествляют Балора с Солнцем, его огненный взгляд сравнивают с молнией. Имеются различные этимологические трактовки имени Балора. Согласно одной из них, имя Балора происходит от индоевропейского *boleros, корень которого - *bhel - "вспыхивать", упрощенная форма *bheleg - "молния". Р. Якобсон предлагает возводить его имя к корню *wel- с общим значением "имеющий отношение к иному миру", что подтверждает типологическое и генетическое родство Балора со славянским Велесом (*wel-es(s) "божество иного мира"). Другие исследователи (В. Калыгин) склонны к другой трактовке: "обладающий смертельным взглядом" или просто "одноглазый".

В поединке Луга и Балора перед нами предстает типичный для индоевропейской мифологии сюжет, называемый исследователями "основным мифом": новорожденный Герой "убивает" или покоряет божество Иного Мира его же оружием, выкованным Богом Ремесла, которым изначально был сам Хозяин Иного Мира. В дальнейшем развитии мифа Хозяин (Бог-Солнце) и Бог Ремесла (Бог-Кузнец) различаются; последний представляется помощником Героя, который мог также наделяться функциями Бога-Воина или Бога Грома. Данный мифологический сюжет может быть также осмыслен как борьба за первенство между "старшим" и "младшим" поколением Богов (Уран и Зевс, Вритра и Индра), а также в социальном контексте: можно предположить, что изначально под Балором (=Белом) предполагался бог Солнца, бог Heбa. Это божество, сопоставимое с функцией жречества. Рядом с верховным божеством реконструируется бог Грома и боевой дружины, покровитель походов. Это божество ассоциируется с высокой скалой, достигающей небес, откуда низвергаются громы и молнии. "Два высших индоевропейских божества, символизирующие соответственно Солнце и Грозу, противоположны друг другу и как олицетворения главных природных сил, обуславливающих "солнечную" и "дождливую" погоду. Тем самым наряду с социальными функциями они совмещают в себе хозяйственные функции, обуславливающие плодородие земли и изобилие" (см.: Гамкрелидзе Т. Иванов В. Индоевропейский язык и индоевропейцы) Поединок Луга и Балора в данном случае может быть осмыслен как борьба за первенство между воинским и жреческим сословиями и, как следствие "победивший" бог при дальнейшей эволюции мифа наделяется функциями "побежденного".

Луг убивает Балора камнем из пращи (по другим версиям копьем), этот мотив ассоциируют с представлениями о небесном огне (молнии), в фольклорном варианте - это разжигание "живого" огня. Можно предположить, что Балор является варуническим, темным аспектом Луга. Практика человеческих жертвоприношений в Белтайн вполне подтверждает это.
Огонь Белтайна


В ночь на Béltine гасили все огни и потом зажигали вновь. Огонь нужно было выкупить у друидов Бела. В "Глоссарии Кормака" говорится: "В святилище Беля гасился священный огонь и разжигался вновь и никто не мог зажечь у себя огонь без того, чтобы выкупить его у жрецов". В святилищах, а затем в монастырях был обычай хранить неугасаемый огонь, который гасили лишь раз в году на Béltine (у христиан - на Пасху). На костре Бела так же приносились жертвы.

В "Старине Мест" говорится: Миде, сын Брата, сына Деота, первым "возжег в Ирландии огонь для потомков Немеда. Шесть лет горел он в Ирландии, и были зажжены от него все главные огни Ирландии. Оттого и полагаются наследникам Миде мешок зерна и свинья от каждого жилища..."

Помимо огня в святилище традиция приписывала возжигать Костры Белтайна, они разводились в паре: один на возвышении, другой под ним. Между этими кострами принято было проводить скот и больных людей для очищения. В "Глоссарии Кормака" этот обряд описывается так: "Два огня, которые обычно разводили друиды с помощью заклинаний и обычно проводили скот через эти огни против болезней каждого приходящего года".

У всех кельтских народов наблюдаются сходные ритуалы, связанные с разжиганием огня, изготовлением вручную хлеба и жребием. Повсюду соблюдалось и требование к одеянию - на себе можно было иметь только одежду природного происхождения. Разжигателям огня запрещалось иметь при себе железо, обувь, украшения, выделанную кожу. Требовалось так же воздержание в еде. Огонь можно было добывать только "чистым" способом, т.е. высеченный щепками или камнем.

Так в Шотландии огонь разводили семь молодых мужчин, которые готовили глубокую яму для костра, затем шли в семь разных сторон и должны были принести деревья или ветки семи разных пород. Эти ветки складывались высоким шалашом. Огонь разжигался вручную, путем высечения искры из камня.

В Уэльсе огонь разжигали девять мужчин, обязанные принести хворост девяти различных деревьев. Место огораживалось кругом, а ветки устанавливались крест-накрест. Искра высекалась двумя дубовыми щепками. Иногда разжигались два костра близко друг от друга.

Обычай всеобщего гашения огня в поздние времена уже не соблюдался, однако каждая семья старалась получить головешку или уголек от большого праздничного костра для своего очага.
Бескровные жертвы. Древний ритуал требовал изготовления так называемого первомайского пирога. Тесто замешивали на руках без использования посуды. Пекли хлеб на огне, уложив тесто на камень. Готовый хлеб нельзя было класть ни в посуду, ни на стол, он должен был все время оставаться на руках. Этот обычай объясняют верой, что любой искусственный предмет может оттянуть священную силу огня и первой пищи.

Хлебная лепешка в более ранний период приносилась в жертву богу Солнца, позже использовалась как ритуальная пища. Хлеб или лепешка могли быть заменены обрядовым печеньем.

В еще более поздний период этот хлеб использовался для определения "жертвы". Лепешка делилась на кусочки, и один из них помечался золой. Участники ритуала тянули кусочки из мешка, и тот, кому выпадал жребий (кусок в золе) становился "жертвой".

Кровавые жертвы. В день Бельтайна в жертву Белу приносили по первенцу от каждого рода. Жертвы сжигали на огне Беля. В саге "Сватовство к Эмер" говорится: "Отдавали новорожденных всех животных во владения Белю". Описанный Тацитом ритуал сжигания плетеного чучела, наполненного людьми, тоже происходил в Белтайн.
Народные поверья


Многие народные поверья сохранились и до наших дней, утратив первоначальный смысл, они превратились в приметы.

Девушки, которые умоются первой утренней росой, будут здоровы и красивы.

Принято посыпать пороги и подоконники лепестками и листьями примулы для защиты от жителей Сида.

Нельзя рвать боярышник в этот день, иначе накликаешь беду или потеряешь любовь. А в некоторых странах наоборот, боярышником украшают вход в дом.

Нельзя на 1 мая никому давать в долг и отдавать свое имущество.

Люди дарят друг другу цветы, как символ плодородия, и стараются принести в дом ветвь с распускающимися листочками.

Обычаи обмениваться крашеными яйцами, изготовлять ритуальный хлеб и другую еду отошли к Пасхе.

Версия 3:
Но был затронут этот день и под другим углом: в ночь с 30 апреля на 1-е мая не лучшими людьми отмечается Вальпургиева ночь - ведьмин шабаш. Проводят его за пределами населенных пунктов, в лесах. Представители местного населения возжигают костры до самого утра, чтобы нечисть не проникла вдома и не наделала пакостей. Утром же выходили на улицы и ликовали по поводу изгнания нечисти.

В общем, как не присмотрись, а Первомай - светлый праздник, торжество светлых сил!
Поздравляю всех с Праздником Первого мая и желаю только светлых дней в жизни.