Попытка сформировать в СССР "новую общность" людей - СОВЕТСКИЙ НАРОД.
Добавлено: 10.07
немного об авторе:
это известная в ЖЖ писательница zina-korzina, пишет неглупые посты и красиво их оформляет. Тема - СССР, точнее совок. По молодости, лет имеет весьма далёкое отношение непосредственно к советскому времени, но пишет о нём охотно и часто. Возможно она имеет какое то литератуное образование, или любительница, но пишет она складно и подбирает хорошие картинки.
Таких корреспондентов, популярных и читаемых, а их есть в блогах достаточно, быстро замечает ZOG и берёт на заметку, со временем превращая в "своих". Это может делаться и незаметно для самого писателя. Разместили в его журнале платную рекламу (помните как горбачёвым и чубайсам гонорары за книжки платили с шестью нулями в долларах?), пригласили на встречу популярных блоггеров, на приём в посольстве, почёи и уважение, оплатили поездку на край света как другим, тёмам... Вариантов много.
А когда нужно будет, попросят немножко скорректировать акценты, ввести или вывести нужных персонажей, акцентировать событие. Тогда, ненавязчиво так, сначала порекомендуют, затем попросят, потом прикажут... Нет ничего нового под солнцем!
А скорее всего вообще ничего делать не придётся. Сама по себе zina-korzina целиком устраивает ZOG вместе с её готовыми мыслями и выводами в её женской головке.
Вот посмотрим что там у неё сейчас:
И по другим вопросам она тоже проходит на ура! Отрицательно относится к нацистской эстетике, не любит нациков... Самое то что надо.
Итак, zina-korzina разразилась интересным постом. Мы не будем обращать внимания на её выводы, рождающиеся в её чудненькой девичей головке, нас они должны мало интересовать, а вот сам материал - почитаем. Возьмём из него только информационную составляющую.
Какие направления тут интересны?
Человеку нужен позитивный идеал, который создать пока ни у кого не получается.
В СССР такой идеал нащупали верно и даже начали создавать. Другое дело что ZOG в лице мирового сообщества с $миллиардными бюджетами и пятая колонна внутри самого СССР не спали, и грамотно этому противодействовали. Но попытка была.
- попытка создать у человека чувство сопричастности к сверхдержаве, и к светлой Идее.
- попытка дать человеку веру в Будущее с большой буквы.
- начать формирование нового, "советского человека".
В СССР не случайно говорили о "новой общности" - советском народе. Пытались создать новый этнос, а почему не вышло - это отдельный разговор... zina-korzina на этот вопрос ответить на может, масштаб не тот, фактов маловато, возраст не позволит. Вот Антон Семёнович Макаренко - масштабом покрупнее:
Окунёмся в советский агитпроп с помошью блоггера zina-korzina, постараемся почувствовать какие позывы вызывала в головах трёхсот миллионов советских людей эта, пусть даже и пропаганда.
Давайте же присмотримся -
куда звал СССР свой народ? В какое будущее?
Читая этот пост, подумайте об этом.
Пропаганда добра , света, любви, радости это вам не
пропаганда разврата, пороков, наркотиков, вседозволенности...
---------- начало поста ------------
Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям
July 9th,
...По ТВ постоянно крутят чудесное советское кино, снятое не только под руководством цензора, не только в соотвествии с задачами Партии, но с душой, с талантом, с мыслями. На дачных чердаках пылятся забытые «Техники молодёжи» и «Юные натуралисты» - после глянцевых задниц и пустых статей современных журналов, те, советские, кажутся рассчитанными на вундеркиндов и гениев. В некоторых школах всё ещё хранятся фотоальбомы прошлых лет - радостные пионеры пекут картошку, идут со знаменем, оформляют какой-нибудь стенд. Ребёнок полистает-полистает, а потом глянет на свою соседку по парте, пускающую слезу на рекламу нового iPhone и тоже слезу пустит. Но не в связи с iPhone, а в связи с соседкой.
Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям
...Советский мир представляется красочным, торжествующим и уверенным в своей силе. В нём все дети - улыбаются, а взрослые - работают, причём не в офисе, а на шахте или, там, в передовой химлаборатории. В нём все девушки - целомудренны, а матери - заботливы. В этом мире есть абсолютная Правда и абсолютное Добро - имя всему этому марксизм-ленинизм. Вспоминается показательный случай - на уроке обществознания тинейджер встал и объявил, что «красные» были герояим и борцами, а «белые» - бандитами и что если бы не Сталин, весь мир сейчас был бы нацистским. Мальчик, брошенный офисно-занятыми папо-мамой, воспитывался бабушкой, которая и внедряла ему свои представления. В общем, забавно, что супер-современные родаки (мама - фитнес-леди, папа - на крутой тачке) в конечном итоге получили персонального классового врага. Так им и надо!
Он, как и многие молодые люди, сравнивают нынешнюю реальность с советским идеалом реальности. (Это как восторженный ретроград брезгливо сравнивает губастых-грудастых девок из телевизора с лёгкими и нежными красавицами эпохи рококо. Он забывает, что дамы-то нарисованы льстивым художником - ни оспинки, ни прыщика, а грудь сплющена корсетом, а губы нарисованы...)
[/url] Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям
[*] 1. Цветовые предпочтения.
Советский Союз в том виде, в каком мы его видим по фильмам и журналам, невероятно эстетически-привлекателен. Почти как эпоха рококо. В советской эстетике много белого и красного - это два очень позитивных, жизнеутвержающих цвета. В любой теории цвета они - главные, самые основные и самые желанные.
Если взять теорию В.Кадинского, то получается, что красный цвет как бы воспламеняет белый. Итак, белый по Кандинскому - это некое до-начальное Ничто: «Это безмолвие не мертво, оно полно возможностей. Белый цвет звучит как молчание, которое может быть внезапно понято. Белое —это Ничто, которое юно, или еще точнее — это ничто доначальное, до рождения сущее. Так, может быть, звучала земля во времена ледникового периода». Итак, как пелось в «Интернационале»: «До основанья, а затем...»
Красный же - напротив, энергичен: «Светлый теплый красный цвет… вызывает ощущение силы, энергии, устремленности, решительности, радости, триумфа (шумного) и т.д. Музыкально он напоминает звучание фанфар с призвуком трубы — это упорный, навязчивый, сильный тон».
Красный с белым - чистые, языческие цвета, созвучные человеческой природе.
Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям
Ещё важен глубокий синий - цвет неба и моря. Покорение высоты и глубины. Девушка с белом платье с красным флагом на фоне бескрайнего синего неба. По В.Кандинскому синий - «...это непостижимое ничто и вместе с тем прозрачная атмосфера. Синий уводит нас в бесконечность духа и веры. Для нас синий — символ веры, а для китайцев он был символом бессмертия. <...> Но всегда он остаётся в области сверхчувственно-духовного, трансцендентного. <...>Чем глубже становится синее, тем больше зовет оно человека к бесконечному, будит в нем голод к чистоте и, наконец, к сверхчувственному». .
Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям
[*] 2. Пространство.
Советская эстетика - это эстетика громадных пространств. Дело не в гигантомании, а именно в ощущении зрителем необозримого пространства - ширины, глубины, высоты и - скорости. Помните, у Е.Евтушенко: «Антенна упиралась в мирозданье». Антенна не может упереться ни в потолок, ни даже в небо - только в Мирозданье. Если вспомнить пресловутую эстетику нацизма (в наличии которой лично я вообще сильно сомневаюсь), то там художники вовсе не умели работать с пространством - на их полотнах и плакатах было всегда темно, «тесно» и «безвоздушно», несмотря на тщательно выписываемый солнечный свет и флаги на ветру. «Арийский» мир на этих картинах просто хочется «стереть» или раздвинуть его границы, чтобы увидеть, наконец-то, просвет. В СССР - всё иначе. Потому что страна сама по себе огромная? Потому что люди жили скученно и им хотелось хотя бы на холсте изобразить бескрайность? Версий много, но суть одна:
«Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек!»
Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям
У плакатно-картинно-поэтического СССР - то самое «лёгкое дыхание», о котором писал И.Бунин в приложении к женщине. Люди будущего посмотрят и влюбятся в этот мир, как многие из нас влюбляются в «парадно-фасадный», фальшивый Галантный Век. Перечитайте книги И.Ефремова, а лучше послушайте аудиокниги - там это ощущение бескрайности чувствуется наиболее полно. Если попробовать охарактеризовать пространство ефремовских фантазий, то это солнечная, тёплая бесконечность. Разумеется, если речь заходит о том мире, где живут положительные герои. Помните, «Час быка»? На жуткой планете, куда прилетели земляне, отсутствует именно пространство, «лёгкое дыхание». Было ли оно в настоящем, реальном СССР? Сказать сложно. Было ли оно в советском искусстве? Бесспорно.
Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям
[*] 3. Время.
Советский миф базируется на чётком и поступательном движении от прошлого к будущему (спирально, если уж по Марксу!) От прошлого (безусловно тёмного и жестокого) советский миф брал всё лучшее, а точнее - тщательно препарировал дворянскую культуру. Советское мировоззрение базировалось на дворянских, рыцарских добродетелях - на чести, на служении, на самоотречении. Помните детский рассказ Л.Пантелеева «Честное слово»? Можете перенести его в николаевскую эпоху? Запросто. В петровскую? Легко. Советский миф был сугубо антибуржуазен - в нём нет места потребительству, предприимчивости, да и вообще - товарно-денежным «добродетелям». Врагом сказочной страны в «Кибальчише» был именно Буржуин, а не «Белая Армия, Чёрный Барон». Потому что даже из Чёрного Барона при желании можно сделать Красного Графа и красиво показывать его в качестве «своего». А Буржуина можно только уничтожить.
Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям
Ибо дворянин (если его не расстреливать в подвалах Лубянки) может вписаться в советский миф. Поручик Голицын способен увидеть в Вожде - сюзерена и сменить «кивер» на «будённовку». Ему проще, чем тому же фабриканту отдать свои заводы и самому встать к станку. Аристократа воспитывали на приципах нестяжательства и готовности погибнуть за Родину (или за иллюзию). Дворянин Трубецкой способен идти на каторгу за иллюзию, дворянин Пестель - даже на виселицу, а вот Рокфеллер с Ротшильдом - вряд ли. Советские дети воспитывались на «Трёх мушкетёрах» - книге, которая учит дружбе, но дружбе на фоне службы королю и феодальному обществу. Дворянин Д`Артаньян был таким же нашим, как Чапаев и пионеры-герои. И Дон-Кихот, способный сражаться за иллюзию, тоже был нашим. Чацкий-Онегин-Печорин изображались в качестве лишних людей, чьи порывы душат свяко-разные Фамусовы. Но они были плоть от плоти своего класса. Все эти декабристы-карбонарии-вольтерьянцы владели поместьями и кушали бланманже. Но они были роднее крестьянина-кулака или купца с фамилией Тяпкин. Ибо те, напомаженные денди, могли (если что) умереть за иллюзию, а эти, с бородами и онучами - нет. Девушка-комсомолка нацепила бант и заявила, что хочет замуж за обеспеченного мужчину. Как её называли? Мещанкой! Не дворянкой, не принцессой и не королевишной.
Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям
В отличие от советско-дворянского мифа, миф Третьего Рейха - сугубо буржуазен (в плохом смысле этого слова). Почему? Да потому что он был создан уже после войны и с одной только целью - получить от этого мифа сверхприбыль. В нацистском мифо-пространстве есть модные салоны, индустрия красоты, культ красивых тел и поразительно много эротики. Женщины - гиперсексуальны и тщательно холят свои шикарные тела (осиные талии/тяжёлые зады/мощные груди и волна пергидрольных волос). Мужчины - жестоки, черномундирны, белокуры и невозмутимы - они никуда не рвутся и никого не спасают. (Я ещё раз подчёркиваю, что речь идёт не о реальности, а о мифах, созданных кино и пропагандой!) Поэтому-то наци-миф так хорошо продаётся в современной России - он ментально ближе офисному супер-мачо, нежели коммуно-аристократическая утопия про Космос и служение иллюзиям. В основе нацистского мифа лежит любование «фантиком» - формой черепа, объёмом талии, цветом глаз. Там нет места духовной составляющей, поэтому, когда поборники нацизма читают, что в реальном Рейхе идеалом был Фридрих Великий, человек далёкий от эротики, они испытывают когнитивный диссонанс - сладенький мир сексуальных грёз рушится прямо на глазах.
Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям
Наци-миф не устремлён в Грядущее, советский миф - живёт им. «Я знаю город будет, я знаю саду цвесть» - это как мантра. Одна из тем советского искусства - мечты о будущем. «Я планов наших люблю громадьё...» - писал всё тот же В.Маяковский.
[*] 4. Человек.
Изображаемый Homo Soveticus был идеален. Он никогда не уставал, зато всегда был счастлив и готов на подвиги. Чаще всего Homo Soveticus был красив и могуч. Он хотел только одного - созидать. Социализм (и тем более - коммунизм), в отличие от капитализма, может функционировать только в условиях эталонного общества. Люди должны быть чистыми и светлыми. Если ты не такой, тебя будут активно перевоспитывать. Вспомните типовой советский фильм, хотя бы «Неподдающихся». Простых работяг девушка таскает на лекции, учит их жизни, приволакивает им гору книг. В советском искусстве тема перековки, тема возвращения «блудного сына» и не менее «блудной овцы» - одна из основных. Капитализм толерантен - хочешь быть счастливым, будь им. Не хочешь - не будь: сиди в углу, пиши песни про суицид. В СССР депрессия была чем-то вроде богохульства, чем-то, вроде греха уныния - одного из смертных грехов христианина. Прилагательное «счастливый» встречалось чаще, чем иные. Счастливый советский народ был таковым по определению, изначально.
Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям
...Капитализм даёт тебе право быть гением или быть скотиной, стать художником или превратиться в офисный планктон, рожать и кормить или извиваться в стриптизе - делай, что нравится. Советский миф отторгал всё, что было нечистым - он ведь был чем-то, воде Царствия Божия на Земле. Советское искусство не имело право на уродство, на вырождение, на депрессию. Оно прославляло хороших, своих, правильных и непреклонных и добивало хапуг и злыдней. Мир - как вечная битва Добра со Злом. Советский агитпроп изгонял бесов, жёг калёным железом, искоренял и выводил на чистую воду. Одна из рубрик в журнале «Крокодил» называлась «Вилы в бок!» Торквемада был бы доволен. Советский человек представлялся рыцарем, сражающимся с...чем угодно - со стихией, с расхищением народного добра, со стяжательством, с мещанством, с империализмом.
Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям
[*] Эпилог.
Советский миф - красив, эпичен и грамотно выстроен. Он, как и любой миф, сильно отличается от реальности. Герои Эллады были не столь красивы, как изображающие их статуи. Красавицы Галантного Века были изрыты оспинами и носили неподъёмные платья. Советские люди жили в коммуналках, тяжело, нудно работали и далеко не всегда хотели в Космос. Но мифы обладают сказочным обаянием - им чаще всего верят больше, чем фактам. Особенно, если очень хочется верить.
из комментариев:
О советском дизайне:
Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям

это известная в ЖЖ писательница zina-korzina, пишет неглупые посты и красиво их оформляет. Тема - СССР, точнее совок. По молодости, лет имеет весьма далёкое отношение непосредственно к советскому времени, но пишет о нём охотно и часто. Возможно она имеет какое то литератуное образование, или любительница, но пишет она складно и подбирает хорошие картинки.
Таких корреспондентов, популярных и читаемых, а их есть в блогах достаточно, быстро замечает ZOG и берёт на заметку, со временем превращая в "своих". Это может делаться и незаметно для самого писателя. Разместили в его журнале платную рекламу (помните как горбачёвым и чубайсам гонорары за книжки платили с шестью нулями в долларах?), пригласили на встречу популярных блоггеров, на приём в посольстве, почёи и уважение, оплатили поездку на край света как другим, тёмам... Вариантов много.
А когда нужно будет, попросят немножко скорректировать акценты, ввести или вывести нужных персонажей, акцентировать событие. Тогда, ненавязчиво так, сначала порекомендуют, затем попросят, потом прикажут... Нет ничего нового под солнцем!
А скорее всего вообще ничего делать не придётся. Сама по себе zina-korzina целиком устраивает ZOG вместе с её готовыми мыслями и выводами в её женской головке.
Вот посмотрим что там у неё сейчас:
пишет читатель её журнала писал(а):Социализм тянул людей вверх, капитализм позволяет им становиться свиньями. Что мы и видим вокруг.
Видите как уже всё хорошо. Зина думает что человек - САМ творец своего счастья, и что ZOG и манипуляторы тут ни при чём. Хочет-колется, хочет - сам становится наркоманом, геем, проституткой , а мы тут ни при чём. Вот и чудненько.отвечает zina-korzina писал(а):ПОЗВОЛЯЕТ тем, кто ХОЧЕТ. Никто не заставляет курить мариахуану или, скажем, танцевать голыми на столах. НИКТО.
И по другим вопросам она тоже проходит на ура! Отрицательно относится к нацистской эстетике, не любит нациков... Самое то что надо.
Итак, zina-korzina разразилась интересным постом. Мы не будем обращать внимания на её выводы, рождающиеся в её чудненькой девичей головке, нас они должны мало интересовать, а вот сам материал - почитаем. Возьмём из него только информационную составляющую.
Какие направления тут интересны?
Человеку нужен позитивный идеал, который создать пока ни у кого не получается.
В СССР такой идеал нащупали верно и даже начали создавать. Другое дело что ZOG в лице мирового сообщества с $миллиардными бюджетами и пятая колонна внутри самого СССР не спали, и грамотно этому противодействовали. Но попытка была.
- попытка создать у человека чувство сопричастности к сверхдержаве, и к светлой Идее.
- попытка дать человеку веру в Будущее с большой буквы.
- начать формирование нового, "советского человека".
В СССР не случайно говорили о "новой общности" - советском народе. Пытались создать новый этнос, а почему не вышло - это отдельный разговор... zina-korzina на этот вопрос ответить на может, масштаб не тот, фактов маловато, возраст не позволит. Вот Антон Семёнович Макаренко - масштабом покрупнее:
"Советский человек показал себя не только в пафосе загоревшихся
глаз, не только в усилии волевого взрыва, но и в терпеливых ежедневных
напряжениях, в той черной, невидной работе, когда будущее начинает
просвечивать в самых неуловимых и тонких явлениях, настолько нежных, что
заметить их может только тот, кто стоит у их источника, кто не отходит от
них ни помышлением, ни физически. После многих дней и ночей, после самых
бедственных разочарований и срывов, отчаяния и слабости наступает
праздник: видны уже не мелочи и детали, а целые постройки, пролеты
великолепного здания, до сих пор жившие только в оптимистической мечте. На
таком празднике самое радостное заключается в логическом торжестве:
оказывается, что иначе и быть не могло, что все предвидения рассчитаны
были точно, основаны на знании, на ощущении действительных ценностей. И
был вовсе не оптимизм, а реалистическая уверенность, а оптимизмом она
называлась из застенчивости."
(с) Антон Семенович Макаренко. ФЛАГИ НА БАШНЯХ. ч.2.
Окунёмся в советский агитпроп с помошью блоггера zina-korzina, постараемся почувствовать какие позывы вызывала в головах трёхсот миллионов советских людей эта, пусть даже и пропаганда.
Давайте же присмотримся -
куда звал СССР свой народ? В какое будущее?
Читая этот пост, подумайте об этом.
Пропаганда добра , света, любви, радости это вам не
пропаганда разврата, пороков, наркотиков, вседозволенности...
---------- начало поста ------------
Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям
July 9th,
- -У вас всё было так круто - пионеры, тимуровцы, нормальные отношения между людьми, классные фильмы и никакого «потребленства».
-Это всё потому, что фильмы слишком классные!
(Из диалога представителей разных поколений).
...По ТВ постоянно крутят чудесное советское кино, снятое не только под руководством цензора, не только в соотвествии с задачами Партии, но с душой, с талантом, с мыслями. На дачных чердаках пылятся забытые «Техники молодёжи» и «Юные натуралисты» - после глянцевых задниц и пустых статей современных журналов, те, советские, кажутся рассчитанными на вундеркиндов и гениев. В некоторых школах всё ещё хранятся фотоальбомы прошлых лет - радостные пионеры пекут картошку, идут со знаменем, оформляют какой-нибудь стенд. Ребёнок полистает-полистает, а потом глянет на свою соседку по парте, пускающую слезу на рекламу нового iPhone и тоже слезу пустит. Но не в связи с iPhone, а в связи с соседкой.
Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям
...Советский мир представляется красочным, торжествующим и уверенным в своей силе. В нём все дети - улыбаются, а взрослые - работают, причём не в офисе, а на шахте или, там, в передовой химлаборатории. В нём все девушки - целомудренны, а матери - заботливы. В этом мире есть абсолютная Правда и абсолютное Добро - имя всему этому марксизм-ленинизм. Вспоминается показательный случай - на уроке обществознания тинейджер встал и объявил, что «красные» были герояим и борцами, а «белые» - бандитами и что если бы не Сталин, весь мир сейчас был бы нацистским. Мальчик, брошенный офисно-занятыми папо-мамой, воспитывался бабушкой, которая и внедряла ему свои представления. В общем, забавно, что супер-современные родаки (мама - фитнес-леди, папа - на крутой тачке) в конечном итоге получили персонального классового врага. Так им и надо!
Он, как и многие молодые люди, сравнивают нынешнюю реальность с советским идеалом реальности. (Это как восторженный ретроград брезгливо сравнивает губастых-грудастых девок из телевизора с лёгкими и нежными красавицами эпохи рококо. Он забывает, что дамы-то нарисованы льстивым художником - ни оспинки, ни прыщика, а грудь сплющена корсетом, а губы нарисованы...)
[/url] Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям
[*] 1. Цветовые предпочтения.
Советский Союз в том виде, в каком мы его видим по фильмам и журналам, невероятно эстетически-привлекателен. Почти как эпоха рококо. В советской эстетике много белого и красного - это два очень позитивных, жизнеутвержающих цвета. В любой теории цвета они - главные, самые основные и самые желанные.
Если взять теорию В.Кадинского, то получается, что красный цвет как бы воспламеняет белый. Итак, белый по Кандинскому - это некое до-начальное Ничто: «Это безмолвие не мертво, оно полно возможностей. Белый цвет звучит как молчание, которое может быть внезапно понято. Белое —это Ничто, которое юно, или еще точнее — это ничто доначальное, до рождения сущее. Так, может быть, звучала земля во времена ледникового периода». Итак, как пелось в «Интернационале»: «До основанья, а затем...»
Красный же - напротив, энергичен: «Светлый теплый красный цвет… вызывает ощущение силы, энергии, устремленности, решительности, радости, триумфа (шумного) и т.д. Музыкально он напоминает звучание фанфар с призвуком трубы — это упорный, навязчивый, сильный тон».
Красный с белым - чистые, языческие цвета, созвучные человеческой природе.
Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям
Ещё важен глубокий синий - цвет неба и моря. Покорение высоты и глубины. Девушка с белом платье с красным флагом на фоне бескрайнего синего неба. По В.Кандинскому синий - «...это непостижимое ничто и вместе с тем прозрачная атмосфера. Синий уводит нас в бесконечность духа и веры. Для нас синий — символ веры, а для китайцев он был символом бессмертия. <...> Но всегда он остаётся в области сверхчувственно-духовного, трансцендентного. <...>Чем глубже становится синее, тем больше зовет оно человека к бесконечному, будит в нем голод к чистоте и, наконец, к сверхчувственному». .
Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям
[*] 2. Пространство.
Советская эстетика - это эстетика громадных пространств. Дело не в гигантомании, а именно в ощущении зрителем необозримого пространства - ширины, глубины, высоты и - скорости. Помните, у Е.Евтушенко: «Антенна упиралась в мирозданье». Антенна не может упереться ни в потолок, ни даже в небо - только в Мирозданье. Если вспомнить пресловутую эстетику нацизма (в наличии которой лично я вообще сильно сомневаюсь), то там художники вовсе не умели работать с пространством - на их полотнах и плакатах было всегда темно, «тесно» и «безвоздушно», несмотря на тщательно выписываемый солнечный свет и флаги на ветру. «Арийский» мир на этих картинах просто хочется «стереть» или раздвинуть его границы, чтобы увидеть, наконец-то, просвет. В СССР - всё иначе. Потому что страна сама по себе огромная? Потому что люди жили скученно и им хотелось хотя бы на холсте изобразить бескрайность? Версий много, но суть одна:
«Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек!»
Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям
У плакатно-картинно-поэтического СССР - то самое «лёгкое дыхание», о котором писал И.Бунин в приложении к женщине. Люди будущего посмотрят и влюбятся в этот мир, как многие из нас влюбляются в «парадно-фасадный», фальшивый Галантный Век. Перечитайте книги И.Ефремова, а лучше послушайте аудиокниги - там это ощущение бескрайности чувствуется наиболее полно. Если попробовать охарактеризовать пространство ефремовских фантазий, то это солнечная, тёплая бесконечность. Разумеется, если речь заходит о том мире, где живут положительные герои. Помните, «Час быка»? На жуткой планете, куда прилетели земляне, отсутствует именно пространство, «лёгкое дыхание». Было ли оно в настоящем, реальном СССР? Сказать сложно. Было ли оно в советском искусстве? Бесспорно.
Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям
[*] 3. Время.
Советский миф базируется на чётком и поступательном движении от прошлого к будущему (спирально, если уж по Марксу!) От прошлого (безусловно тёмного и жестокого) советский миф брал всё лучшее, а точнее - тщательно препарировал дворянскую культуру. Советское мировоззрение базировалось на дворянских, рыцарских добродетелях - на чести, на служении, на самоотречении. Помните детский рассказ Л.Пантелеева «Честное слово»? Можете перенести его в николаевскую эпоху? Запросто. В петровскую? Легко. Советский миф был сугубо антибуржуазен - в нём нет места потребительству, предприимчивости, да и вообще - товарно-денежным «добродетелям». Врагом сказочной страны в «Кибальчише» был именно Буржуин, а не «Белая Армия, Чёрный Барон». Потому что даже из Чёрного Барона при желании можно сделать Красного Графа и красиво показывать его в качестве «своего». А Буржуина можно только уничтожить.
Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям
Ибо дворянин (если его не расстреливать в подвалах Лубянки) может вписаться в советский миф. Поручик Голицын способен увидеть в Вожде - сюзерена и сменить «кивер» на «будённовку». Ему проще, чем тому же фабриканту отдать свои заводы и самому встать к станку. Аристократа воспитывали на приципах нестяжательства и готовности погибнуть за Родину (или за иллюзию). Дворянин Трубецкой способен идти на каторгу за иллюзию, дворянин Пестель - даже на виселицу, а вот Рокфеллер с Ротшильдом - вряд ли. Советские дети воспитывались на «Трёх мушкетёрах» - книге, которая учит дружбе, но дружбе на фоне службы королю и феодальному обществу. Дворянин Д`Артаньян был таким же нашим, как Чапаев и пионеры-герои. И Дон-Кихот, способный сражаться за иллюзию, тоже был нашим. Чацкий-Онегин-Печорин изображались в качестве лишних людей, чьи порывы душат свяко-разные Фамусовы. Но они были плоть от плоти своего класса. Все эти декабристы-карбонарии-вольтерьянцы владели поместьями и кушали бланманже. Но они были роднее крестьянина-кулака или купца с фамилией Тяпкин. Ибо те, напомаженные денди, могли (если что) умереть за иллюзию, а эти, с бородами и онучами - нет. Девушка-комсомолка нацепила бант и заявила, что хочет замуж за обеспеченного мужчину. Как её называли? Мещанкой! Не дворянкой, не принцессой и не королевишной.
Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям
В отличие от советско-дворянского мифа, миф Третьего Рейха - сугубо буржуазен (в плохом смысле этого слова). Почему? Да потому что он был создан уже после войны и с одной только целью - получить от этого мифа сверхприбыль. В нацистском мифо-пространстве есть модные салоны, индустрия красоты, культ красивых тел и поразительно много эротики. Женщины - гиперсексуальны и тщательно холят свои шикарные тела (осиные талии/тяжёлые зады/мощные груди и волна пергидрольных волос). Мужчины - жестоки, черномундирны, белокуры и невозмутимы - они никуда не рвутся и никого не спасают. (Я ещё раз подчёркиваю, что речь идёт не о реальности, а о мифах, созданных кино и пропагандой!) Поэтому-то наци-миф так хорошо продаётся в современной России - он ментально ближе офисному супер-мачо, нежели коммуно-аристократическая утопия про Космос и служение иллюзиям. В основе нацистского мифа лежит любование «фантиком» - формой черепа, объёмом талии, цветом глаз. Там нет места духовной составляющей, поэтому, когда поборники нацизма читают, что в реальном Рейхе идеалом был Фридрих Великий, человек далёкий от эротики, они испытывают когнитивный диссонанс - сладенький мир сексуальных грёз рушится прямо на глазах.
Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям
Наци-миф не устремлён в Грядущее, советский миф - живёт им. «Я знаю город будет, я знаю саду цвесть» - это как мантра. Одна из тем советского искусства - мечты о будущем. «Я планов наших люблю громадьё...» - писал всё тот же В.Маяковский.
[*] 4. Человек.
Изображаемый Homo Soveticus был идеален. Он никогда не уставал, зато всегда был счастлив и готов на подвиги. Чаще всего Homo Soveticus был красив и могуч. Он хотел только одного - созидать. Социализм (и тем более - коммунизм), в отличие от капитализма, может функционировать только в условиях эталонного общества. Люди должны быть чистыми и светлыми. Если ты не такой, тебя будут активно перевоспитывать. Вспомните типовой советский фильм, хотя бы «Неподдающихся». Простых работяг девушка таскает на лекции, учит их жизни, приволакивает им гору книг. В советском искусстве тема перековки, тема возвращения «блудного сына» и не менее «блудной овцы» - одна из основных. Капитализм толерантен - хочешь быть счастливым, будь им. Не хочешь - не будь: сиди в углу, пиши песни про суицид. В СССР депрессия была чем-то вроде богохульства, чем-то, вроде греха уныния - одного из смертных грехов христианина. Прилагательное «счастливый» встречалось чаще, чем иные. Счастливый советский народ был таковым по определению, изначально.
Замечательно, что тянущаяся к звездам рука не создает ощущения "захапать". Поздороваться, потрогать, погладить - но не присвоить!
Да весь ряд с исследующими или созидающими руками...
Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям
И очень показательный ряд получился - именно так в советское время и изображали. Сейчас если и изображают руки, то другие: "офисную" с мышкой, папкой или "паркером"; холеную маникюрную ручку с фишками казино - что-нибудь подобное, манипулирующее, но не созидающее.
...Капитализм даёт тебе право быть гением или быть скотиной, стать художником или превратиться в офисный планктон, рожать и кормить или извиваться в стриптизе - делай, что нравится. Советский миф отторгал всё, что было нечистым - он ведь был чем-то, воде Царствия Божия на Земле. Советское искусство не имело право на уродство, на вырождение, на депрессию. Оно прославляло хороших, своих, правильных и непреклонных и добивало хапуг и злыдней. Мир - как вечная битва Добра со Злом. Советский агитпроп изгонял бесов, жёг калёным железом, искоренял и выводил на чистую воду. Одна из рубрик в журнале «Крокодил» называлась «Вилы в бок!» Торквемада был бы доволен. Советский человек представлялся рыцарем, сражающимся с...чем угодно - со стихией, с расхищением народного добра, со стяжательством, с мещанством, с империализмом.
Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям
[*] Эпилог.
Советский миф - красив, эпичен и грамотно выстроен. Он, как и любой миф, сильно отличается от реальности. Герои Эллады были не столь красивы, как изображающие их статуи. Красавицы Галантного Века были изрыты оспинами и носили неподъёмные платья. Советские люди жили в коммуналках, тяжело, нудно работали и далеко не всегда хотели в Космос. Но мифы обладают сказочным обаянием - им чаще всего верят больше, чем фактам. Особенно, если очень хочется верить.
из комментариев:
Изящная форма и паршивое, вынужден сказать, содержание...
Я, вообще-то, детство и юность провёл в далеко не лучшие годы СССР, не в Москве-Ленинграде, и мою тогдашнюю семью отнюдь не назовёшь "обеспеченной"...
Тем не менее, мне жаль, что у моих детей нет такого светлого, счастливого и с энтузиазмом и уверенностью смотрящего в Будущее детства, какое было у меня.
Миф - это коллективное представление об Истине.
Никакой другой исторической правды нет - ни в прошлом, ни в настоящем.
Что в головах - то и объективная реальность.
Вот в чем дело-то, вот о чем Вы забыли.
Действительно, весьма привлекательное царство было создано агитпропом. Какие-то вещи я вспоминаю до сих пор с ностальгией, к примеру, мы могли поставить велосипеды у большого универмага, долго по нему болтаться без боязни, что их украдут. Вообще, ощущение чистоты в головах было какое-то. Социальное целомудрие.
...наци-эстетики вообще не было. Она не успела сформироваться. Ту шнягу с "Салонами Китти" и прочими черномундирными глупостями выдумали после войны - это вообще к Рейху отношения не имеет.
Поэтому-то наци-миф так хорошо продаётся в современной России - он ментально ближе офисному супер-мачо, нежели коммуно-аристократическая утопия про Космос и служение иллюзиям. В основе нацистского мифа лежит любование «фантиком» - формой черепа, объёмом талии, цветом глаз.
ghost_ss
В СССР и Третьем Рейхе были не мифы, а выражение коллективной, господствующей воли многих, в форме идеалов.
Мифы же творят пастухи, для баранов капитализма, из пепла пожаров великих идеологий, которые до сих пор, у многих взывают трепет души. Идеал в нём не важен, в нём важно лишь количества тепла и корма для каждого конкретного барана, и, что бы баран обращаясь назад, видел лишь способ получения понятной ему теплоты и корма, и даже не смел думать об идеалах, и всегда оставался скотом. Миф об СССР, уже давно есть, как и о 3 Рейхе, то миф дефицита и террора(отсутствие корма, злого пастуха). А идеалы, на то и идеалы, что остаются всегда неизменными, ибо они в сути господствующая воля многих.
О советском дизайне:
Но сейчас я смотрю на обложки наших журналов с точки зрения заложенности идеи, масштаба, подбора цветов и выражения идеи и понимаю-это было гениально! Почти каждая обложка из показанных тут-маленький шедевр. И конечно,когда они все вместе-видны решающие цветовые пятна белого, красного и синего-голубого.
Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям
