Богатейшая коллекция ссылок на сайты с русской одеждой.
на английском языке.
Фотографии костюмов могут прекрасно иллюстрировать исторические периоды.
http://www.costumes.org/ethnic/1PAGES/russcostlinks.htm
Одежда на Руси.
Вот ссылки с кроем славянской одежды http://asgard.tgorod.ru/libri.php3?cont=-femt
http://rodnovery.ru/odegda.htm
http://rain.prohosting.com/lut/odezhda/kroi4.htm
просто красиво
http://rodnovery.ru/odegda.htm
http://rain.prohosting.com/lut/odezhda/kroi4.htm
просто красиво
-
- Сообщения: 179
- Зарегистрирован: 11.12
«Как красиво одевались наши женщины…»
Рубаха-парень, рубаха-девка ... (Русский костюм не жмёт, не трёт)
Отпраздновав Масленицу, я понял, что в нашей стране, во всяком случае в столице, проживают преимущественно… американцы. Кому ещё в голову могло прийти поголовно нарядиться в штаны техасских пастухов на свой национальный праздник?
«РУССКИЙ народ добровольно отказался от своей традиционной одежды, он не умеет и, главное, не хочет её носить» - так считает Юлия ХИЖНЯК, народный мастер России, руководитель студии национального костюма «Лад».
- Что же, всё настолько плохо?
...
- Хуже, чем кажется. И у меня есть основания это утверждать. В течение многих лет я изучала возможности возрождения русской национальной одежды в современных условиях. Проводила анкетирование - опросила несколько тысяч москвичей. Выяснилось, что 98% ни за что и никуда не надели бы рубаху с портами или сарафан. Ладно ещё городские жители, с нами всё ясно. Но даже в деревнях из всей национальной одежды держатся только валенки, да и то за счёт относительной дешевизны и удобства. Вот говорят, что во всём этом виновата советская власть. Чушь собачья! За пару-тройку поколений такие вещи выбить из народа невозможно! Я уверена, что виноваты мы сами. Есть у нас довольно-таки гнусная черта - опрометью бросаться на всё иностранное, а потом презирать «лапотное мужичьё». И в XIX в. так было, и при Петре, да и при Иване Грозном, когда москвичи вдруг ринулись брить себе по-татарски головы и загибать сапожные носки. Так что нечего, как говорится, на зеркало пенять.
- И всё? Мне кажется, этого маловато…
- Да нет, не всё. Есть ещё у нас и потрясающая лень. Настоящий русский женский костюм шьётся примерно год. Вышивка, бисероплетение, всё это требует труда и огромной усидчивости. Как говорила моя тётя: «Можно шить, а можно бУздать». Сейчас многие предпочитают именно «бУздать», вот и появляются, скажем, на Измайловском рынке жуткие сарафаны неизвестно из какой ткани, отороченные готовой китайской тесьмой, да ещё и кокошники на картонной подкладке. Взглянешь на такое, и охота рядиться в клоунские лубочные одежды пропадает.
- Но я смотрю, у вас-то костюм вполне настоящий.
- Да! И вы бы знали, какая на него реакция! Я, кстати, сама везде хожу только в русском костюме. А несколько раз в году - на Масленицу, на Пасху, на Троицу - специально катаюсь по Москве в метро, автобусах, гуляю по бульварам… Реакция потрясающая. Мужчины в возрасте от семи до семидесяти лет столбенеют. Спрашивают, что это за костюм такой. А когда им объясняешь, горько вздыхают: «Как красиво одевались наши женщины…»
- А что говорят дамы?
- У-у-у, там другой коленкор. Иные тоже спрашивают, интересуются, сами хотят сшить себе нечто подобное. А другие косятся исподлобья, и во взгляде ясно читается: «Ну, дура, чего вырядилась?» Хотя думаю, что и им тоже хочется щегольнуть. За последние несколько лет наметился слабый такой поворот - чуть больше людей в Москве стало интересоваться русским костюмом. Но они либо не знают, где его достать, либо робеют в нём выходить. Я их понимаю, потому и пробую личным примером показать, что ничего страшного не будет, если вдруг рискнуть так же прогуляться.
- Личный пример - конечно, здорово, но как быть тем, кто хочет и всё равно стесняется?
- Перво-наперво нужно сесть и как следует подумать - русский ты или неизвестно кто? Если русский, то почему на тебе китайско-турецкий ширпотреб? Потом стоит приобрести книги по русскому костюму, благо они сейчас появляются. Почитать про национальные традиции, проникнуться… Да хотя бы посмотреть киноклассику вроде «Русь изначальная» или «Сказание о княгине Ольге». Прониклись? Пора браться собственно за костюм. Если нет денег заказать - сшей сам. Затем - надеть дома, привыкнуть. Попривык - заведи полный, обязательно полный костюм для себя, жены и детей. Принимай гостей только в нём. А уж потом можно, если верующий - ходить в нём в храм, нет - так хотя бы надевать на народные праздники. Пусть из-под шубки будут видны не джинсы, а понёва.
- Но это же и затратно, и трудно…
- А кто говорил, что легко? Конечно, куда беззаботнее напялить первое, что подвернётся под руку, и заливаться пивом у ларька. Ношение национального костюма - это кроме известной смелости ещё и большая ответственность. Но зато можно почувствовать гордость за себя, за свой народ, который так ловко и здорово продумал костюм - не жмёт, не трёт, зимой тепло, летом прохладно. Да и, в конце концов, красиво!
автор: Константин Кудряшов
Статья из номера №11 АиФ от 2008-03-12
Учитель: – Красочна и нарядна русская народная одежда. Как она называлась, чем украшалась, как и когда в нее наряжались, можно ли расшифровать узоры на вышивках одежды – обо всем этом вы узнаете сегодня на уроке.
3. Рассказ учителя и беседа с учениками
Учитель: – Ребята, представьте себе такую картину. Долгий зимний вечер. Тихо потрескивает в светце лучина. От ее огня мечутся в темных углах горницы таинственные тени. Недалеко от печки свернулась в клубок кошка. Вдруг в жарком пламени печи громко треснет полено и снова тихо.
В этой комнате находится бабушка и ее внучка Катюша. Негромким голосом бабушка начинает рассказывать о былых временах, о красных девицах, о добрых молодцах.
А закончит она свою сказку, смотришь, а за разговором то варежку связала, то платочек вышила.
А внучка Катюша, как бы ни была интересна сказка, а краем глаза примечала как бабушка веретено держит, как нитку заправляет, как узоры составляет.
Прошло время. Вот уже к повзрослевшей Катюше пришли женихи свататься. Вышла к ним Катюша в таком наряде , что вся деревня сбежалась посмотреть на нее. Значит не прошли даром ненавязчивые бабушкины уроки.
Все было именно так. Но где и когда – никто не знает. Потому как велика Россия, и сколько на её просторах городов, сел, деревень. И жили в них такие вот бабушки и Катюши. Да и почему только Катюши? В России много красивых женских имен.
Учитель: – Какие простые имена вы можете назвать?
Ответ: – Машенька, Дуняша, Аленушка…
Учитель: – Верно. И у каждой из них был огромный сундук, где хранились сокровища – праздничные одежды.
И все они были сшиты, связаны, украшены вручную.
А еще бывало – съедется простой народ на ярмарку. А ярмарка в те времена была большим праздником. И одеты были все по-праздничному, во все самое лучшее.
По одежде, по узорам, по платью, по головному убору и обуви можно было узнать – откуда приехал тот или иной человек, как он живет, семейный ли он. И все это благодаря простым крестьянским мастерицам, которые из поколения в поколение передавали свое умение создавать русский народный костюм.
Вопрос: – Ребята, а кто может сказать – как выглядит русский костюм?
(Ответ: – Сарафан, передник, пояс…).
Учитель: – С первого взгляда наряды – женский и мужской костюм – кажутся простыми: рубаха с расшитыми рукавами, сарафан, головной убор. Но если внимательно присмотреться, то можно увидеть – какие они разные. Ведь вся одежда шилась и украшалась вручную, и каждая девушка или женщина старалась, чтобы ее платье было самое лучшее.
Учитель: – А сейчас давайте подробнее рассмотрим – как выглядит русская народная одежда и познакомимся с девушками – мастерицами.
Нюрочка.
Нюрочка родом из старинного города Великий Устюг, который издавна славился своими рукодельницами. Посмотрите, какой сложный костюм у этой красавицы. Он состоит из вышитой рубахи, украшенного передника, юбки и пояса. На рубахе в шахматном порядке вышиты разноцветные крестики, а на переднике – условные изображения фигурок людей. Широкий пояс заканчивается длинными кистями и является важной деталью в украшении костюма. Много вечеров нужно было просидеть над вышивкой, чтобы сделать себе такой наряд.
Это Настенька.
Настенька живет в Нижегородской губернии. Она сделала свой наряд по–царски красивым. Основой её праздничного наряда является шелковый сарафан. Он украшен золотым шитьем, тесьмой, кружевом и стеклянными пуговицами. Из под сарафана выходят длинные расшитые рукава рубахи. Поверх всего одета бархатная епанечка – короткая расклешенная кофточка без рукавов. Голову Настенька украсила головным убором – коруной.
Дуняша.
Дуняша – знатная вышивальщица. А дело это нелегкое. Надо не только большое терпение иметь, да трудолюбивой быть. Нужно знать, что какой-либо орнамент в вышивке обозначать может. Орнамент можно “прочитать”. Например, в вышивках часто встречаются изображения коней, деревьев, птиц, женских фигур, где конь как бы воплощает образ солнца, а птица несет людям свет и добро. Цвет тоже играл не последнюю роль. На Руси особенно любили красный. Красный – значит красивый. По белой ткани красная вышивка олицетворяла чистоту и праздничность.
Вот какие раньше были мастерицы!
http://festival.1september.ru/2005_2006 ... tic=310721
Отпраздновав Масленицу, я понял, что в нашей стране, во всяком случае в столице, проживают преимущественно… американцы. Кому ещё в голову могло прийти поголовно нарядиться в штаны техасских пастухов на свой национальный праздник?
«РУССКИЙ народ добровольно отказался от своей традиционной одежды, он не умеет и, главное, не хочет её носить» - так считает Юлия ХИЖНЯК, народный мастер России, руководитель студии национального костюма «Лад».
- Что же, всё настолько плохо?
...
- Хуже, чем кажется. И у меня есть основания это утверждать. В течение многих лет я изучала возможности возрождения русской национальной одежды в современных условиях. Проводила анкетирование - опросила несколько тысяч москвичей. Выяснилось, что 98% ни за что и никуда не надели бы рубаху с портами или сарафан. Ладно ещё городские жители, с нами всё ясно. Но даже в деревнях из всей национальной одежды держатся только валенки, да и то за счёт относительной дешевизны и удобства. Вот говорят, что во всём этом виновата советская власть. Чушь собачья! За пару-тройку поколений такие вещи выбить из народа невозможно! Я уверена, что виноваты мы сами. Есть у нас довольно-таки гнусная черта - опрометью бросаться на всё иностранное, а потом презирать «лапотное мужичьё». И в XIX в. так было, и при Петре, да и при Иване Грозном, когда москвичи вдруг ринулись брить себе по-татарски головы и загибать сапожные носки. Так что нечего, как говорится, на зеркало пенять.
- И всё? Мне кажется, этого маловато…
- Да нет, не всё. Есть ещё у нас и потрясающая лень. Настоящий русский женский костюм шьётся примерно год. Вышивка, бисероплетение, всё это требует труда и огромной усидчивости. Как говорила моя тётя: «Можно шить, а можно бУздать». Сейчас многие предпочитают именно «бУздать», вот и появляются, скажем, на Измайловском рынке жуткие сарафаны неизвестно из какой ткани, отороченные готовой китайской тесьмой, да ещё и кокошники на картонной подкладке. Взглянешь на такое, и охота рядиться в клоунские лубочные одежды пропадает.
- Но я смотрю, у вас-то костюм вполне настоящий.
- Да! И вы бы знали, какая на него реакция! Я, кстати, сама везде хожу только в русском костюме. А несколько раз в году - на Масленицу, на Пасху, на Троицу - специально катаюсь по Москве в метро, автобусах, гуляю по бульварам… Реакция потрясающая. Мужчины в возрасте от семи до семидесяти лет столбенеют. Спрашивают, что это за костюм такой. А когда им объясняешь, горько вздыхают: «Как красиво одевались наши женщины…»
- А что говорят дамы?
- У-у-у, там другой коленкор. Иные тоже спрашивают, интересуются, сами хотят сшить себе нечто подобное. А другие косятся исподлобья, и во взгляде ясно читается: «Ну, дура, чего вырядилась?» Хотя думаю, что и им тоже хочется щегольнуть. За последние несколько лет наметился слабый такой поворот - чуть больше людей в Москве стало интересоваться русским костюмом. Но они либо не знают, где его достать, либо робеют в нём выходить. Я их понимаю, потому и пробую личным примером показать, что ничего страшного не будет, если вдруг рискнуть так же прогуляться.
- Личный пример - конечно, здорово, но как быть тем, кто хочет и всё равно стесняется?
- Перво-наперво нужно сесть и как следует подумать - русский ты или неизвестно кто? Если русский, то почему на тебе китайско-турецкий ширпотреб? Потом стоит приобрести книги по русскому костюму, благо они сейчас появляются. Почитать про национальные традиции, проникнуться… Да хотя бы посмотреть киноклассику вроде «Русь изначальная» или «Сказание о княгине Ольге». Прониклись? Пора браться собственно за костюм. Если нет денег заказать - сшей сам. Затем - надеть дома, привыкнуть. Попривык - заведи полный, обязательно полный костюм для себя, жены и детей. Принимай гостей только в нём. А уж потом можно, если верующий - ходить в нём в храм, нет - так хотя бы надевать на народные праздники. Пусть из-под шубки будут видны не джинсы, а понёва.
- Но это же и затратно, и трудно…
- А кто говорил, что легко? Конечно, куда беззаботнее напялить первое, что подвернётся под руку, и заливаться пивом у ларька. Ношение национального костюма - это кроме известной смелости ещё и большая ответственность. Но зато можно почувствовать гордость за себя, за свой народ, который так ловко и здорово продумал костюм - не жмёт, не трёт, зимой тепло, летом прохладно. Да и, в конце концов, красиво!
автор: Константин Кудряшов
Статья из номера №11 АиФ от 2008-03-12
Учитель: – Красочна и нарядна русская народная одежда. Как она называлась, чем украшалась, как и когда в нее наряжались, можно ли расшифровать узоры на вышивках одежды – обо всем этом вы узнаете сегодня на уроке.
3. Рассказ учителя и беседа с учениками
Учитель: – Ребята, представьте себе такую картину. Долгий зимний вечер. Тихо потрескивает в светце лучина. От ее огня мечутся в темных углах горницы таинственные тени. Недалеко от печки свернулась в клубок кошка. Вдруг в жарком пламени печи громко треснет полено и снова тихо.
В этой комнате находится бабушка и ее внучка Катюша. Негромким голосом бабушка начинает рассказывать о былых временах, о красных девицах, о добрых молодцах.
А закончит она свою сказку, смотришь, а за разговором то варежку связала, то платочек вышила.
А внучка Катюша, как бы ни была интересна сказка, а краем глаза примечала как бабушка веретено держит, как нитку заправляет, как узоры составляет.
Прошло время. Вот уже к повзрослевшей Катюше пришли женихи свататься. Вышла к ним Катюша в таком наряде , что вся деревня сбежалась посмотреть на нее. Значит не прошли даром ненавязчивые бабушкины уроки.
Все было именно так. Но где и когда – никто не знает. Потому как велика Россия, и сколько на её просторах городов, сел, деревень. И жили в них такие вот бабушки и Катюши. Да и почему только Катюши? В России много красивых женских имен.
Учитель: – Какие простые имена вы можете назвать?
Ответ: – Машенька, Дуняша, Аленушка…
Учитель: – Верно. И у каждой из них был огромный сундук, где хранились сокровища – праздничные одежды.
И все они были сшиты, связаны, украшены вручную.
А еще бывало – съедется простой народ на ярмарку. А ярмарка в те времена была большим праздником. И одеты были все по-праздничному, во все самое лучшее.
По одежде, по узорам, по платью, по головному убору и обуви можно было узнать – откуда приехал тот или иной человек, как он живет, семейный ли он. И все это благодаря простым крестьянским мастерицам, которые из поколения в поколение передавали свое умение создавать русский народный костюм.
Вопрос: – Ребята, а кто может сказать – как выглядит русский костюм?
(Ответ: – Сарафан, передник, пояс…).
Учитель: – С первого взгляда наряды – женский и мужской костюм – кажутся простыми: рубаха с расшитыми рукавами, сарафан, головной убор. Но если внимательно присмотреться, то можно увидеть – какие они разные. Ведь вся одежда шилась и украшалась вручную, и каждая девушка или женщина старалась, чтобы ее платье было самое лучшее.
Учитель: – А сейчас давайте подробнее рассмотрим – как выглядит русская народная одежда и познакомимся с девушками – мастерицами.
Нюрочка.
Нюрочка родом из старинного города Великий Устюг, который издавна славился своими рукодельницами. Посмотрите, какой сложный костюм у этой красавицы. Он состоит из вышитой рубахи, украшенного передника, юбки и пояса. На рубахе в шахматном порядке вышиты разноцветные крестики, а на переднике – условные изображения фигурок людей. Широкий пояс заканчивается длинными кистями и является важной деталью в украшении костюма. Много вечеров нужно было просидеть над вышивкой, чтобы сделать себе такой наряд.
Это Настенька.
Настенька живет в Нижегородской губернии. Она сделала свой наряд по–царски красивым. Основой её праздничного наряда является шелковый сарафан. Он украшен золотым шитьем, тесьмой, кружевом и стеклянными пуговицами. Из под сарафана выходят длинные расшитые рукава рубахи. Поверх всего одета бархатная епанечка – короткая расклешенная кофточка без рукавов. Голову Настенька украсила головным убором – коруной.
Дуняша.
Дуняша – знатная вышивальщица. А дело это нелегкое. Надо не только большое терпение иметь, да трудолюбивой быть. Нужно знать, что какой-либо орнамент в вышивке обозначать может. Орнамент можно “прочитать”. Например, в вышивках часто встречаются изображения коней, деревьев, птиц, женских фигур, где конь как бы воплощает образ солнца, а птица несет людям свет и добро. Цвет тоже играл не последнюю роль. На Руси особенно любили красный. Красный – значит красивый. По белой ткани красная вышивка олицетворяла чистоту и праздничность.
Вот какие раньше были мастерицы!
http://festival.1september.ru/2005_2006 ... tic=310721