Л. Р о н Х а б б а р д
РУКОВОДСТВО ПО ОСНОВАМ ОБУЧЕНИЯ
BASIC STUDY MANUAL
from the works of
L. RON HUBBARD
ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ
При чтении этой книги будьте очень внимательны в том,
чтобы не пропускать слов, которых вы не понимаете полностью.
ЕДИНСТВЕННАЯ ПРИЧИНА, ПО КОТОРОЙ ЧЕЛОВЕК БРОСАЕТ УЧЕБУ,
ЗАПУТЫВАЕТСЯ ИЛИ НЕ МОЖЕТ БОЛЬШЕ УЧИТЬСЯ, СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО
ОН ПРОПУСТИЛ СЛОВО, КОТОРОЕ НЕ БЫЛО ПОНЯТО.
Замешательство, неспособность понимать и учить
наступают ПОСЛЕ слова, значения которого человек не
установил и не понял.
Случалось ли с Вами, что, дойдя до конца страницы, Вы осознавали, что не помните ничего из прочитанного? Значит, где-то раньше на этой странице, Вы пропустили слово значение, которого Вы не знали или понимали неправильно.
Вот пример: "Наше внимание привлекли ропаки, ослепительно сверкавшие в лучах восходящего солнца". Смотрите, что получается: Вам кажется неясным все предложение, тогда как на самом деле Ваше непонимание произошло исключительно, из-за одного слова которое Вы не поняли - "ропак", что значит "льдина, стоящая ребром".
Возможно, вам придется уточнять значения не только
новых и необычных слов. Некоторые широко используемые слова
могут часто вызывать замешательство при неправильном
понимании.
Простая истина о том,что не следует пропускать
непонятых слов, является наиболее важной во всем обучении.
Каждый предмет, который вы начали изучать и бросили,
содержал в себе слова, значений которых вы не поняли.
Поэтому при чтении этой книги будьте очень и очень
внимательны в том, чтобы не пропускать слов, значений
которых вы не понимаете полностью. Ес..ли материал становится
запутанным или вы, кажется, не можете его понять, значит как
раз перед этим в нем было слово, значения которого вы не
поняли. Не продолжайте дальше, а вернитесь к моменту ПЕРЕД
тем, как вы попали в затруднение, найдите непонятое слово и
определите его значение.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Чтобы помочь читателю, словам, которые вероятнее всего
могут быть поняты неправильно, были даны определения в
постраничных сносках каждый раз, когда они впервые появились
в тексте. Иногда слова имеют несколько значений.
Постраничные сноски в этой книге дают слову определение
только того значения, в котором оно употреблено именно в
этом тексте. Другие определения этого слова можно найти в
словаре.
Словарь, включающий определения всех слов, вынесенных в
сноски, находится в конце этой книги. Но этот глоссарий не
предназначен для того, чтобы заменить обычный словарь.
ПРЕДИСЛОВИЕ ИЗДАТЕЛЕЙ
Почти каждый согласится, что для самоусовершенствования
и преуспевания в жизни нужно уметь учиться. Закончить школу,
продвинуться по службе, заработать больше денег и добиться
других личных и профессиональных достижений - все это часто
обусловленно исключительно способностью учиться и применять
на практике то, что изучено. Но как приобрести такую
способность?
Вы найдете ответ в этом практическом руководстве по
усовершенствованию навыков в учении. В этой книге содержатся
основы первой действительной технологии обучения,
разработанной американским писателем и ученым Л. Роном
Хаббардом.
Технология обучения Л. Рона Хаббарда с большим
энтузиазмом и успехом педагогами и студентами во всем мире,
потому что она действенна. Вы можете сами понять это,
последовательно прочитывая главы этой книги и выполняя
тренировочные упражнения, данные в ней. "Руководство по
основам обучения" можно изучать дома, записывая на листе
бумаги или в тетради все тренировочные предписания или
пройти тренировочный курс в классе при организации Applied
Scholastics International.
---------------------------
Эпплайд Сколастикс Интернэйшнл: организация, которая
распространяет и применяет технологию обучения Л. Рона
Хаббарда с целью восстановления качества и эффективности
образования во всем мире. Она и координирует и выдает
лицензии свыше 150 образовательным центрам и школам на пяти
континентах. Для получения более подробной информации
обращайтесь в Applied Scholastics International, 7060
Hollywood Boulevard, Suite 200, Hollywoood, CA 90028.
---------------------------
Эта книга и тренировочные упражнения в ней составлены
таким образом, что если вы прилежно проходите каждую
ступень, вы не только усвоите определенную информацию,
которая может вам помочь, но и получите навык практического
применения изученной информации для получения конкретных
результатов.
Качество вашей жизни зависит от вашего умения учиться.
А настоящее изучение любого предмета возможно при помощи
этой жизненно важной новой технологии.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Для чего учиться? ....................
2. Препятствия в учебе ..................
3. Понимание слов .......................
4. Словари ..............................
5. Демонстрация .........................
6. Уяснение значения слова ..............
7. Тренировка и проверка ................
8. Как научиться учиться ................
9. Краткое заключение ...................
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ДЛЯ ЧЕГО УЧИТЬСЯ?
В своем словаре 1828 года Нойа Вебстер2 говорил, что
"учиться" означает "прикладывать разум к; читать и проверять
с целью усвоения и понимания".
----------------------------------
2. Нойа Вебстер: (1758-1843) Американский педагог и
писатель, наиболее всего известный своим "Американским
словарем английского языка" (1828) и книгой по правописанию
под названием "Блю-бект спеллер". Большое количество широко
применяемых словарей различного объема и качества все еще
носит имя Вебстера.
----------------------------------
Для чего учатся?
Пока вы не уясните себе этого, вы не сможете сделать
учебу разумной деятельностью.
Некоторые ученики проходят целый курс и, добравшись до
конца его, не знают, что с ним делать. Фактически это
происходит по той причине, что они изучали этот курс с
единственной целью - сдать экзамен, а не для того, чтобы
применять полученные знания на практике.
Вот почему такие люди терпят неудачу в практическом
плане после того, как они закончили курс обучения.
*О, только бы сдать экзамен ...
*Доктор Фритсдорф говорит, чтобы ты порепетировала и
потренировалась с тем, чтобы спокойно чувствовать себя на
заключительном экзамене.
ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК
*Завтра - ответственный день!
*Ладно, мы прозанимались уже шесть часов.
*Я изучала французский язык три года, но не помню ни одного
слова.
Вместо того, чтобы думать: "Попадется ли мне это на
экзамене?", человек гораздо лучше преуспел бы, если бы
спросил себя: "Как я могу применить этот материал?" или:
"Как я могу применить это на практике?".
Помня об этом, человек может извлечь гораздо больше
пользы из того, что он изучает, и сможет применять свои
знания на практике.
*Как я могу применить это на практике?
* французский для начинающих
* Вы хорошо говорите по-французски.
* Где вы изучали его?
ПЕРВОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ В УЧЕБЕ
Первое препятствие в учебе - это мысль о том, что
человек "все это уже знает".
Ученик, который думает, что он знает все об этом
предмете, ничего не сможет о нем выучить.
Такой ученик не знает даже, чего именно он не знает.
Если спросить его, хочет ли он узнать об этом,он
попытается обойти ваш вопрос. Он не хочет узнать об этом,
потому что он имеет ошибочное представление, что он все об
этом уже знает.
Вот пример: однажды я брал курс заочного обучения
фотографированию, считая, что может быть узнаю еще
какие-нибудь тонкости этого дела. Я был довольно
преуспевающим фотографом и уже продал много своих фото-работ
в журналы, некоторые из них даже были опубликованы в
географических книгах. Однако, начав этот курс, я добрался
всего лишь до третьего урока, где и застрял, и отложил книгу
в сторону.
Позже я взглянул еще раз на этот курс заочного обучения
и понял, что в этом самом курсе содержатся истинные основы и
фундаментальные знания по фотографии, о существовании
которых я даже не подозревал. Я увидел, что не знал даже
самого основного - для чего вообще делаются фотографии!
Меня осенило,что я был слишком высокомерен, а на самом
деле даже не знал всего,что следовало знать о предмете
фотографии, и что там есть что изучать.
Поняв это, я старательно принялся за дело и начал
серьезно изучать этот курс. Я прошел следующие восемь уроков
за две недели, занимаясь не полный учебный день, и впервые
получил практическое понимание предмета. Я был бы лишен всех
знаний и понимания этого предмета, которые я почерпнул из
этого курса, если бы не преодолел первое препятствие в
учебе.
Что касается самой учебы, то первый факт, который
следует усвоить и первое препятствие, которое нужно
преодолеть, это: "Для чего вы изучаете предмет, если вы все
о нем уже знаете?".
Если студент может решить, что ему не все известно о
предмете и может сказать себе: "Здесь есть чему поучиться,
так давай выучи это", - он сможет преодолеть это препятствие
и сумеет выучить предмет.
Это чрезвычайно важный факт, который следует усвоить
каждому студенту. Если он это знает и применяет, путь к
знаниям широко открыт для него.
*Я очень надеюсь, что научусь быстро печатать в этом классе.
*Я уже умею печатать довольно прилично. Я иду в этот класс
только потому, что от меня это требуют.
*Замечательно! Я уже печатаю быстрее.
Я всегда смогу заплатить кому-нибудь, чтобы напечатали мои
семестровые работы.
ПРЕПЯТСТВИЯ В УЧЕБЕ
Было обнаружено, что существуют три конкретные
препятствия, которые могут заблокировать способности
человека к учению, а, значит, и его способность получить
образование. Эти препятствия, действительно, дают физические
и умственные реакции.
Если вы знаете и понимаете, что это за препятствия и
как их преодолевать, то ваша способность к учению сильно
возрастет.
Первое препятствие:
отсутствие массы
Масса любого предмета - это его части, состоящие из
вещества и энергии, которые существуют в физической
вселенной. Например, если бы кто-то изучал, как управлять
тракторами, то массой был бы настоящий трактор, а не теория
тракторного дели или информация о развитии тракторостроения
и т.д.
Пытаясь научить кого-либо без массы, с которой ему
потом придется иметь дело, вы создаете ему невероятные
трудности. Представьте себе, что вы пытаетесь научиться
управлять трактором, но без трактора, на который можно было
бы посмотреть!
*Сегодня мы будем изучать трактор.
В самом деле, такое отсутствие массы может заставить
студента чувствовать себя придавленным.
Это может заставить его чувствовать себя согнутым,
вызвать головокружение,
как бы омертвение,
скуку,
раздражительность.
Если он изучает процесс практического действия
какого-то механизма, а масса его отсутствует, таков будет
результат.
Если изучаешь трактора, печатная страница или устное
объяснение не могут заменить присутствие настоящего
трактора.
Фотографии или фильмы помогут, потому что они
представляют собой хотя бы обещание или надежду на встречу с
массой трактора.
Важно понимать, что обучение человека в отсутствии
массы может вызвать неоптимальные3 физические реакции.
---------------------------
3. неоптимальный: не самый благоприятный или желательный; не
самый лучший.---------------------------
*Трактор большой.
У него четыре колеса и ...
*И все-таки я не понимаю!
Если бы вы попробовали учить человека всему, что
касается тракторов, но не показали бы ему ни одного трактора
и не дали возможности испытать, что такое масса трактора, он
почувствовал бы давление на лице, получил бы головную боль и
испытал бы странное ощущение у себя в желудке. Время от
времени он испытывал бы головокружение и у него болели бы
глаза.
Эта информация имеет широкое применение. Например, если
ребенок учит что-то и вдруг ему становится плохо, и вы
обнаружили, что причина этого - отсутствие массы, лучшее
средство - предоставить ему эту массу (саму вещь или
что-нибудь, что может ее заменить), и ребенок быстро придет
в себя.
Это препятствие в учебе - изучение чего бы то ни было
при полном отсутствии соответствующей массы - дает четко
распознаваемые реакции.
Второе препятствие:
нарушение принципа постепенности
Принцип постепенности - это постепенный подход к
чему-либо: шаг за шагом, уровень за уровнем, когда каждая
ступенька или уровень легко усваивается, так что в конце
концов, дойдя до очень сложного и трудного материала, вы
относительно легко усваиваете и его. Понятие принцип
постепенности применимо также и к каждой ступеньке обучения
при таком подходе.
Когда слишком быстро проходят эти ступеньки при
изучении предмета, нарушая принцип постепенности,
результатом будет ощущение, что вы сбиты с толку, и голова у
вас идет кругом. Это второе препятствие в учебе.
Скажем, вам пришлось встретиться с человеком, который
изучает моторы, и он сбит с толку, и голова у него идет
кругом.
Вы бы сразу поняли, что он слишком резко перепрыгнул от
изучения какого-то типа моторов к изучению более сложного.
Он еще не совсем разобрался в первом типе моторов, но уже
перескочил к следующему, а это было нарушением принципа
постепенности.
И вот человек приписывает все свои трудности этому
более сложному типу моторов.
Но на самом-то деле трудности эти находятся в самом
конце его изучения первого типа моторов - тех, которые, как
ему казалось, он понял.
Средство против нарушения принципа постепенности -
вернуться назад к уже пройденному. Выясните, когда он не
чувствовал себя сбитым с толку относительно предмета
изучения и какое новое действие он предпринял потом.
Выясните, что он, по его представлению, понимал хорошо как
раз перед тем, как почувствовал себя сбитым с толку.
*Что ты понимал хорошо как раз перед тем, как ты запутался?
Вы обнаружите, что именно в этом разделе - который, по
его представлению, он понял хорошо, - было что-то, чего он
на самом деле не понял.
Когда это прояснится, студент сможет успешно продолжать
свою учебу
Это второе препятствие - нарушение принципа
постепенности - наиболее очевидно и чаще встречается в
деятельности, где проявляется практическое действие, но оно
может встретиться и при изучении дисциплины, относящейся,
главным образом, к умственной деятельности.
Когда вы видите человека, сбитого с толку на втором
действии, которое он должен был выполнить, можно без
сомнения заключить, что он на самом деле не понял первого.
Третье и самое главное препятствие:
непонятое слово.
Третье и самое главное препятствие в учебе - это
непонятое слово. Это слово, которое не понято или неверно
понято.
Совсем иной набор физических реакций может проявиться,
когда при чтении пропускаешь слова, значение которых не
понимаешь. Продолжая читать после того, как встретилось
непонятое слово, человек ощущает какую-то пустоту или
изнеможение.
Чувство отсутствия ...
и своего рода нервная истерия может последовать за
этим.
Эта обескураженность и неспособность понять и усвоить
изучаемый материал наступает ПОСЛЕ того, как встретилось
слово, которое он не определил и не понял.
ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ
ЖИВОПИСЬ?
*Нет, вы все делаете неверно.
*Что он об этом знает? Это смешно. Да и вообще, живопись не
имеет значения?
Непонятое или неусвоенное определение или не
определенное слово может даже оказаться причиной, по которой
человек отказывается от изучения предмета и оставляет курс
или класс. Так уйти называется "бросить".
*Как твой курс живописи?
*Я бросил его. Преподаватель сам ничего не знает. Да и
вообще, живопись не имеет никакого значения.
Человек не обязательно бросает учиться из-за других
препятствий в учебе - отсутствия массы или нарушения
принципа постепенности, которые просто проявляются
физически. Но непонятое слово может заставить студента
бросить.
*Какое слово ты не понял?
*Не стоит говорить об этом. Возможно, я не создан для того,
чтобы быть художником. Может быть, мне лучше изучать
что-нибудь другое.
*Что значит слово живопись?
*Словарь
*ЖИВОПИСЬ!
*Ух ты! Я возвращаюсь в класс живописи!
Непонятое слово гораздо важнее двух других препятствий
в учебе. Непонятое слово определяет способности или их
недостаток. Именно это психологи пытались тестировать
годами, так и не узнав, что это такое.
Это - непонятое слово.
Это все, к чему сводятся многие трудности в учебе, и
это создает такую широкую панораму проявления умственной
деятельности, что само по себе является первейшим фактором,
связанным с тупостью и многими другими нежелательными
явлениями.
В сфере искусства есть какое-то слово, которое человек,
не имеющий способностей к искусству, не определил или не
понял. И это лишает его способности действовать в этой
области.
Если у человека не было непонятых слов, его талант,
возможно, проявится, а возможно, и нет, но его практическая
деятельность будет присутствовать.
Нельзя сказать, что Саша будет рисовать так же хорошо,
как Коля, но можно сказать, что неспособность Саши рисовать
по сравнению с его способностью к практической деятельности
в этой области, зависит исключительно и только от
определений слов - исключительно и только от определений
слов.
Это очень важно, поскольку это говорит нам о том, что
происходит с практической деятельностью человека, а так же о
том, что восстановление деятельности зависит только от
восстановления понимания им непонятого слова.
Это очень простая технология. Это всеобъемлющее,
фантастическое открытие в области образования, и оно имеет
широкое применение.
Открытие о значении непонятого слова, действительно
открывает двери к образованию. И хотя о нем говорится здесь
в последнюю очередь, это - самое главное препятствие в
учебе.
*ВЕЛИКОЛЕПНО!
ПОНИМАНИЕ СЛОВ
Как справляться с непонятыми словами.
Непонятое слово останется непонятым пока не "прояснишь"
его значения. Как только вы его поняли до конца, оно, как
говорится, "прояснено". Процедура нахождения и "прояснения"
слов, которые студент не понял во время занятий, называется
прояснением слов. Есть несколько различных методов
прояснения слов, о которых будет сказано в этой книге.
Первое, что нужно усвоить, это - точную процедуру прояснения
значения любого непонятого слова или символа, которые
встречаются вам при чтении или во время занятий.
Как прояснить слово
1. При чтении держите под рукой словарь, чтобы можно
было проверить по нему любое непонятое слово или символ,
которые вам встретились. Можно найти простой, но хороший
словарь, в дефинициях4 которого нет других трудных слов,
значение которых тоже пришлось бы выяснять.
------------------------
4. дефиниция: определение, значение слова.
------------------------
2. Когда встречаете слово или символ, которые вы не
понимаете, первое, что надо сделать, это - взять словарь и
быстро просмотреть дефиниции, чтобы выбрать именно ту,
которая подходит к контексту5, где употреблено это слово.
Прочтите эту дефиницию и составляйте предложения с этим
словом, пока у вас не сложится четкое представление о его
значении. Может потребоваться десять или более предложений.
---------------------------
5. контекст: слова, стоящие до и после проясняемого слова,
предложения и так далее, которые помогают понять, что оно
значит.
---------------------------
3. Затем выясните все остальные значения этого слова и
с каждым из них составляйте предложения, пока не уясните
себе всех его значений.
Когда слово имеет несколько разных значений, нельзя
ограничивать своего понимания этого слова лишь одной
дефиницией и считать, что вы его "поняли". Вы должны суметь
понять это слово, если позже вы встретите его в другом
значении.
Однако не выясняйте его технических или специальных
(математических, биологических и т.д.) или устаревших
значений (широко не употребляемых сейчас), если только это
непонятое слово не встретилось вам именно в одном из этих
специальных контекстов.
4. Затем следует выяснить этимологию слова, то есть
объяснение, откуда оно первоначально пришло. Это поможет вам
понять суть этого слова.
5. Большинство словарей дает идиомы слов. Идиома - это
фраза или выражение, смысл которого нельзя понять, исходя из
обычного значения составляющих его слов. Например, "вилами
на воде писано" - это русская идиома, обозначающая
неопределенность. (В предложении ее можно употребить так:
"Поедем ли мы завтра на дачу - это вилами по воде писано".)
Многие слова употребляются в идиоматическом значении,
которое обычно объясняется в словаре сразу после дефиниции
самого слова. Если на слово, которое вы выясняете, в словаре
приводятся идиомы, их тоже надо выяснить.
6. Выясните любую другую информацию об этом слове,
такую как его употребление, синонимы и т.д., чтобы до конца
понять это слово.
7. Если вам встречается непонятое слово или символ в
дефиниции выясняемого слова, вы должны сразу же выяснить и
его, пользуясь этим же методом, а затем вернуться к
дефиниции, которую вы выясняете. (Символы и аббревиатуры,
употребляемые в словаре, обычно даются в начале словаря).
Однако, если вы увидите, что слишком много времени
тратите на выяснение значений слов в самих дефинициях, вам
следует взять более простой словарь. Хороший словарь поможет
вам выяснить значение слова и без того, чтобы вы должны были
смотреть еще множество других слов в словаре в процессе
прояснения нужного вам слова.
Пример прояснения значения слова
Скажем, вы читаете такое предложение: "Он зарабатывал
на жизнь чисткой дымоходов", и вы не уверены, что точно
знаете, что такое дымоход.
Вы находите это слово в словаре и просматриваете все
дефиниции в поисках той, которая подходит к вашему
контексту. Там говорится: "Труба для отвода дыма и газов от
огня."
Вы не уверены, что поняли слово отвод и смотрите его в
словаре. Там говорится: "Канал или проход для дыма, воздуха
или газов". Это вам подходит, вы поняли. Вы составляете
предложения с этим словом, пока у вас не сложится о нем
совершенно четкое представление.
Слово отвод в этом словаре имеет и другие дефиниции,
каждую из которых вам следует уяснить себе и использовать в
предложениях.
Затем прочтите то, что словарь говорит о происхождении
слова отвод.
Теперь возвращайтесь обратно к слову дымоход. Теперь вы
понимаете определение "Труба для отвода дыма и газов от
огня." Теперь вам ясно, и вы придумываете предложения с этим
словом, пока не составите себе о нем четкого представления.
Теперь вы выясняете другие дефиниции. Если в вашем
словаре есть специальные или устаревшие, вы их пропускаете,
потому что они широко не употребляются.
Теперь проясните происхождение слова.
Если это слово имеет примечание о его использовании,
синонимы или идиомы, все их нужно выяснить тоже.
И на этом кончается выяснение слова дымоход.
Вот как следует прояснять значение любого слова.
Когда слова поняты, возникает коммуникация, с помощью
которой можно понять любой предмет.
*При игре на гитаре пользуйтесь плектром.
*Плектр?
*плектр - тонкая пластинка из пластмассы, металла, кости и
т.д., применяемая при игре на гитаре или других струнных
инструментах (от греческого плектон - то, чем ударяют)
Плектр
"Кирилл купил новый плектр для своей гитары".
"Юля потеряла плектр и пользовалась деревянной щепочкой
вместо него".
"Он предпочитает пластмассовый плектр".
"При игре на гитаре пользуйтесь плектром".
*Вот теперь я понял!
ПРОСТЫЕ СЛОВА.
Вы можете сразу же предположить, что именно СЛОЖНЫЕ
слова или специальные термины чаще всего трудно понять.
Но это НЕ тот случай.
При проверке оказалось, что исключают понимание чаще
всего НЕ специальные термины, а простые слова.
Такие слова, как "а", "хотя", "поскольку" и другие
слова, которые "все знают", чаще всего и оказываются
непонятыми.
Нужен БОЛЬШОЙ словарь, чтобы дать полное определение
этим простым словам. Существует другая странность. Маленькие
словари тоже считают, что это "все знают".
Это почти невероятно, что выпускник университета,
прошедший через годы и годы изучения сложных дисциплин, все
же не знает значения многих простых слов. Это надо увидеть,
чтобы поверить. Однако, когда их значение выяснено, все его
образование превращается из множества вопросительных знаков
в четкое и полезное представление.
Тестирование школьников в Иоганнесбурге однажды
показало, что их умственные способности ПОНИЖАЮТСЯ с каждым
новым учебным годом!
Ответ на эту загадку заключался в том, что с каждым
годом они добавляли несколько десятков очень важных
непонятых слов в свой и без того уже бестолково-запутанный
словарный запас, значение которых никто и никогда не
заставил их посмотреть в словаре.
Тупость и есть следствие непонятых слов.
В тех областях, которые доставляют людям наибольшее
беспокойство, вы найдете наибольшее искажение фактов,
наиболее запутанные и конфликтные идеи и, конечно, огромное
количество непонятых слов. Возьмите для примера "экономику".
Учебники по психологии начинаются с заявления о том,
что ученые не знают, что означает слово "психология". Так
что науки как таковой вовсе не существует. Профессор Вундт
из Лейпцигского университета извратил этот термин еще в 1879
году. На самом-то деле, он означает просто изучение (-логия)
души (психо-). Но Вундт, работая под присмотром Бисмарка,
величайшего из немецких военных фашистов, с высоты немецких
милитаристских амбиций должен был отрицать наличие души у
человека. Так пропала вся дисциплина! Люди после этого стали
считаться животными (животных разрешается убивать), у
человека нет души, значит слово психология больше не может
иметь дефиниции.
САМОЕ ПЕРВОЕ НЕПОНЯТОЕ СЛОВО ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЮБОГО
ПРЕДМЕТА - ЭТО КЛЮЧ К ДРУГИМ НЕПОНЯТЫМ СЛОВАМ В ЭТОЙ
ДИСЦИПЛИНЕ.
При изучении иностранного языка часто обнаруживается,
что грамматические термины родного языка, при помощи которых
объясняют грамматику иностранного языка - основная причина
неспособности выучить иностранный.
Незнание значений этих простых слов может заблокировать
понимание предмета. Их надо посмотреть в словаре, когда они
не поняты, сколь бы "простыми" они вам ни казались.
*Алеша не хотел выходить на улицу, поскольку шел снег.
*поскольку - потому что; из-за того, что; по причине.
ДВА ПРОЯВЛЕНИЯ НЕПОНЯТЫХ СЛОВ
Первое проявление
Когда студент пропускает непонятое слово, все, что
следует за этим словом, остается пустым местом в его памяти.
Всегда можно вернуться к этому пропущенному слову - как
раз перед пустотой, выяснить его значение и чудесным образом
обнаружить, что в прежде пустом месте в памяти сейчас
присутствует материал, который вы изучали. Все это - чистое
чудо.
*На этой странице, где он говорит о развитии
автомобилестроения...
*Где это? Я не помню этого!
*Смотри, вот здесь.
*Здесь этого не было раньше.
*Послушай, в этом разделе, как раз до этого, ты понял детали
мотора?
*Конечно. Я прекрасно понял.
*Ладно. Тогда я проверю. Что значит "клапан"?
*Ну, это такая деталь машины, которая...э...знаешь...
*Давай посмотрим в словаре
*Ох!
*Эй, посмотри-ка! Я и остального на этой странице тоже
не видел раньше!
Второе проявление.
Как уже говорилось, когда слово не усвоено, студент
ощущает какую-то пустоту и непонимание материала сразу же
после этого.
За этим следует его решение избавиться от ощущения
пустоты, то-есть - отделить себя от него.
Компьютерный класс
*Я получаю настоящее удовольствие от того, что мы изучаем.
*Ну, компьютеры не самое главное в жизни.
Теперь, когда студент отделил себя от этого рода
занятий, он совершает вредные поступки в более широком
масштабе.
За этим следует попытка удержать себя от нанесения
более серьезного вреда и попытки выискать, где с ним
поступили плохо. Затем он проходит через различные душевные
и физические состояния, жалобы, придирки, "посмотрите, что
вы со мной сделали".
*Вас уличили в вандализме.
*А чего вы ожидали? Вы все заставляете меня ходить в эту
школу, а потом сами же набрасываетесь на меня!
* Это оправдание, чтобы бросить школу.
*Эта школа испортила мне всю жизнь. Я ухожу.
*Послушайте меня, молодой человек. Займитесь делом, и я
ожидаю от вас только хороших результатов. Попробуйте только
бросить, и я вышвырну вас навсегда.
*Мы ограничим его привилегии до конца этого года.
*Хорошо. Я прослежу, чтобы он занимался дополнительно после
уроков.
Но большинство систем образования, с неодобрением
воспринимая такие "бросания", заставляют студентов еще
больше отстраниться от того, что они изучают, и
устанавливают мыслительный механизм, который может принимать
и выдавать предложения и фразы.
Компьютеры могут...
*Придется запомнить это, если я вообще собираюсь сдать
экзамен.
*Запишу-ка я это, чтобы не забыть. Компьютеры...
*Компьютеры...
ЭКЗАМЕНЫ
Контрольная работа. Каковы десять правил...
Теперь мы имеем "способного студента, который почему-то
никогда не применяет свои знания на деле". Таких называют
"зубрилы"6. Они заучивают материал бездумно и неискренне.
------------------------
6. зубрила: легко и гладко рассказывает, хотя выучил все
бездумно и безответственно.
------------------------
Это особое явление, когда студент может выучить слова и
пользоваться ими и все же как бы не участвовать во всем
этом. Такой студент получает 5+ на экзаменах, но не может
применять полученные знания.
*Я устроил тебе интервью на завтра для получения хорошей
работы.
*Я горжусь тобой!
*Компьютерная компания
*Ну как же это работает? Я не помню.
*Эй, что вы делаете?! Разве вас ничему не учили в школе?
Очень способный студент, который однако не может
применять полученные знания, это - пустое место. Он давно
уже перестал воспринимать суть дела и сам предмет.
Совершенно тупой студент просто застрял в пустоте
непонимания после какого-то непонятого слова.
Избавление от обоих состояний - "блестящего
непонимания" и "тупости" - это найти пропущенное слово.
СЛОВАРИ
Как пользоваться словарем
Словарь говорит нам, как произнести слово, что оно
значит, как его написать и как им пользоваться. Обычно
словари говорят, откуда это слово пришло.
Словарь - это книга слов.
Дефиниции в словарях не всегда полные , а в некоторых
случаях и не совсем правильные. Помните, что словари
написаны людьми, которые сами могли иметь непонятые слова.
Так что не обращайтесь с ними, как со священными писаниями,
которым надо верить. В основном они правильны, но они просто
инструменты.
*
АЛФАВИТ
Знание алфавита - ключ к быстрому нахождению слов.
Чтобы быстро пользоваться словарем, надо уметь быстро читать
алфавит по памяти, четко знать последовательность букв и их
соотношение друг с другом в алфавите. Иначе можно запутаться
и потратить много времени на поиски слов. Нужно буквально
знать алфавит и в ту, и в другую сторону.
Во всех словарях слова расположены в алфавитном
порядке. Словарь имеет раздел для каждой буквы алфавита.
Первая буква в слове, которое вы ищете, говорит вам, в какой
раздел словаря заглянуть. Внутри каждого раздела слова также
расположены в алфавитном порядке по второй букве, затем по
третьей и т.д. Например, слово кот находится после слова
костяк и перед словом котангенс.
Слова-указатели
Сверху на каждой странице словаря стоят слова,
напечатанные жирным шрифтом. Они называются слова-указатели
и показывают первые и последние слова, напечатанные на этой
странице или в этом столбце.
Страницу в словаре, которая вам нужна, можно найти,
глядя на эти слова-указатели на каждой странице. Они
помогают вам быстрее найти нужное слово.
Произношение
Произношение - это то, как мы говорим. В словаре обычно
бывает указано, как произносить слово. Произношение слова
дается сразу после самого слова и записывается курсивом в
прямых скобках.
Произношение слова указывается только при расхождении
написания слова с его произношением. Но в русских словарях
оно обычно дается не для всего слова, а только для той его
части, которая нуждается в таком указании. Например, пометы
типа АГА [AГА'], ДЕТЕКТОР [ДЭТЭ'КТОР] указывают, что нужно
произносить звонкое "Г" в первом случае и твердые согласные
- во втором.
Части речи
После произношения, если оно дано, некоторые словари
дают аббревиатуру, которая обозначает часть речи. Части речи
показывают разные функции слов. Например, называют человека,
предмет (существительные), показывают действие или состояние
(глагол), определяют или описывают другое слово
(прилагательное или причастие) и т.д. Это помогает понять,
как употреблено слово в речи или на письме.
Если не дано произношение слова и указание части речи,
то сразу после существительного стоит его окончание в
родительном падеже и показатель рода: мужской (м.), женский
(ж.), средний (ср.), а после глагола - окончания форм
первого и второго лица и причастия. Например:
МОРЯК,-а; м. прил. моряцкий, -ая, -ое
ОБХОДИТЬ, -ожу, -одишь;
Дефиниции
Затем идет дефиниция слова. Если у слова несколько
дефиниций, то в большинстве словарей они бывают
пронумерованы.
Часто в словарях имеются примеры употребления слова. Но
при прояснении слова человеку недостаточно лишь прочесть эти
примеры. Он должен сам составить несколько примеров , и
только тогда он действительно будет знать это слово.
Кроме того, в словарях даются отдельные дефиниции для
слов, имеющих специальное значение в таких областях, как
право, спорт, наука, музыка и др. Нередко вы встретите
дефиниции разговорных или жаргонных слов (т.е. не входящих в
литературную норму языка).
Идиомы
Идиома - это фраза или выражение, значение которого
нельзя понять из составляющих его слов. Например, два сапога
- пара это идиома, где речь идет не об обуви, а о людях,
имеющих что-то общее в характере, манере, поведении и т.д.
В большинстве словарей после дефиниций слова приводятся
идиомы, в которых это слово встречается.
Происхождение
Происхождение слова указывается в скобках.
Происхождение может быть очень важным для вашего полного
понимания слова. Слова меняются на протяжении веков. Узнав
происхождение слова, можно выяснить его первоначальное
значение. Происхождение слова обычно помещается в словаре в
начале или в конце дефиниций. Существуют два словаря, в
которых указаны происхождения всех слов: Большой
энциклопедический словарь (в 2-х томах) и Этимологический
словарь русского языка (в 4-х томах).
При обозначении происхождения употребляются особые
значки и аббревиатуры.
Знак < значит произошло от
Знак + значит и
Слово или слова, от которых происходит основное слово,
пишутся курсивом. Для того, чтобы обозначить язык, из
которого пришло слово, употребляют сокращения. Например,
лат., фр., греч. что значит - латинский, французский,
греческий. Эти сокращения разъяснены в начале словаря.
Большинство русских словарей не дает происхождение слов, так
как они стремятся представить только нормы современного
словоупотребления. Сведения о происхождении слов обычно
даются (после толкования) только в тех случаях, когда они
помогают более точному пониманию слова.
Пример словарной статьи
МОРЯК,-а; м. 1. Тот, кто служит во флоте.
2. Человек, опытный в морском деле. уменьш.
морячок, -чка, м. (к 1 знач., разг.). Прил.моряцкий, -ая,
-ое (прост.)
ОБХОДИТЬ, -ожу, -одишь; что. Побывать всюду, у многих,
обойти. Обходить весь город. Всех знакомых обходил.
Полезные советы по работе со словарем
Как разделить слово на составные части
Иногда какое-то слово бывает трудно найти в словарях,
но, разделив это слово на составляющие его части, можно
посмотреть в словаре каждую из них и выяснить ее значение.
Возьмем, например, слово антитоксин. Это слово не определено
в большинстве словарей, все же его значение можно
установить. Смотрим первую часть его анти- и выясняем, что
она означает против. Смотрим вторую часть слова -токсин и
выясняем, что это значит яд. Соединив обе части, получаем
слово противоядие.
Технические термины
Специальные слова, или термины, применяемые в отдельных
областях человеческой деятельности, собраны обычно в
отраслевых словарях - в таких, как, например, словари по
фотографии или по морскому делу.
Для того, чтобы выяснить значение иностранного слова,
возьмите словарь этого языка. Существует два типа словарей
иностранных языков. Один - это словарь только на иностранном
языке. Другой - наполовину на иностранном языке, наполовину
на родном языке. Например, в англо-русском/русско-английском
словаре половина словаря - по-английски с переводом на
русский, и половина - по-русски с переводом на английский.
Одноязычным словарем могут пользоваться только те люди,
которые свободно владеют этим языком.
В словарях содержится масса информации. В этой главе
описаны лишь основы пользования словарем. Словари бывают
разные, но изложенные здесь основные сведения применимы к
любому из них. В начале каждого словаря есть разделы, в
которых объясняется, как им пользоваться. Если в словарной
статье встречается слово, аббревиатура или символ, которых
вы не понимаете, всегда можно обратиться к соответствующему
вступительному разделу за помощью.
Рекомендуемые словари
Словари - жизненно важный и необходимый инструмент при
изучении любого предмета. Однако современные словари не все
одинаково точны и полезны, многие из них по существу не
представляют никакой ценности и могут только запутать
ученика неправильными определениями, отсутствием дефиниций и
грамматическими ошибками. Поэтому очень важно, какой словарь
студент выберет для себя, и от этого действительно могут
зависеть его успехи в учебе.
Поскольку словари - столь важный фактор в изучении
любой дисциплины и применении знаний на практике, здесь
приводятся названия некоторых словарей, которые, как
выяснилось, являются лучшими из доступных для студента в
настоящее время.
С.И.Ожегов. Словарь русского языка.
Это однотомный толковый словарь современного русского
литературного языка,содержащий 57000 слов, включая
производные. В словаре дается краткое толкование каждого
значения слова, приводятся примеры употребления слова в
речи, фразеологические сочетания. При всех словах даются
основные грамматические формы, стилистические пометы,
указывающие на сферу употребления слова. Все слова снабжены
ударением, а в необходимых случаях указывается также
произношение. Кроме того, в словарной статье приводятся
производные слова.
Словарь рассчитан на широкий круг читателей и выдержал
около двадцати изданий со времени первой публикации.
Словарь синонимов. (Издание Академии наук.)
Словарь содержит разностороннюю характеристику
синонимов современного русского языка. Синонимы собраны в
группы, которые размещены по алфавиту заглавных слов,то-есть
стоящих на первом месте в каждой группе синонимов. Дается
сопоставление особенностей одних синонимов по сравнению с
другими, входящими в группу.
Словарь трудностей русского языка.
Этот словарь содержит около 30000 слов, представляющих
трудности разного характера. Даются справки о написании,
формообразовании, произношении слова, грамматическая и
стилистическая характеристика слова, объясняется возможная
сочетаемость6, управление, а также правильность употребления
слова.
В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского
языка (в 4-х томах).
Это непревзойденный словарь русского языка на все
времена, явление исключительное и в некотором роде
единственное. В нем - богатейший запас слов и толкований с
примерами употребления, диалектизмами, фразеологизмами,
пословицами и поговорками, с объяснениями происхождения слов
и их вариантами. Этим словарем лучше всего пользоваться при
изучении русского языка и чтении русской классической
литературы. Мы обращаем на него внимание, чтобы напомнить
вам о том, что такой словарь существует уже полтора века и
по-прежнему очень полезен.
Неправильные и пропущенные дефиниции
Было обнаружено, что некоторые словари пропускают
определения и даже дают неправильные. Если при пользовании
словарем студент встречает дефиницию, которая кажется ему
неверной, он может выйти из положения следующим образом.
Прежде всего надо убедиться, что в этой дефиниции нет
непонятых слов, а потом обратиться к другому словарю и
посмотреть в нем дефиницию выясняемого слова. Может
понадобиться не один словарь. Так можно решить проблему
любой неверной дефиниции
Кроме того, под рукой всегда нужно иметь другие
словари, энциклопедии, учебники для справки.
Если студент обнаруживает, что в словаре пропущена
дефиниция, или у него возникает об этом подозрение, то нужно
посмотреть другие словари или справочники, найти ее там и
прояснить.
Происхождение
Происхождение - это указание источника слова.
Слова откуда-то произошли и с самого начала что-то
значили. На протяжении веков значение слов иногда
изменялось.
Происхождение важно для полного понимания слов. Поняв
происхождение слова, гораздо глубже усваиваешь его смысл.
Студенты обнаруживают, что знание происхождения слова очень
помогает им в полной мере понять его смысл и значение.
Студент всегда должен выяснить происхождение любого
слова, которое он смотрит в словаре.
______________
Нам давно было известно о важности выяснения значения
слов и очевидно, что многое при этом зависит и от того,
какой используется словарь.
ДЕМОНСТРАЦИЯ
Применение демонстрации
Слово демонстрация означает показ или показывать, как
что-нибудь работает. Оно происходит от латинского слова
demonstrare - показывать, указывать, доказывать.Во время
занятий студент может выполнить "демонстрацию" или "демо"
при помощи демо-набора, который состоит из разнообразных
маленьких предметов, таких, как пробки, крышки, скрепки,
колпачки от ручек, резинки и пр. Студент демонстрирует идею
или принцип своими руками при помощи предметов, входящих в
его демо-набор.
Если студент сталкивается с чем-то, в чем он не смог
разобраться, то демо-набор поможет ему понять это.
Представляя при помощи предметов демо-набора объекты,
которые он изучает, студент может перемещать их с места на
место и увидит более ясно, как они соотносятся друг с другом
и т.д.
Делая это, студент получает массу, представляющую
понятия, которые он изучает.
* Ключ - это студент, и он читает страницу, которая
представлена вот этой резинкой, и он пропускает непонятое
слово, которое представлено скрепкой. Когда он дойдет до
конца страницы, он почувствует, что голова его пуста из-за
непонятого слова, которое он не посмотрел в словаре.
Правильно! Понятно!
Применение пластилина при обучении
Другая форма демонстрации - представление какой-то
концепции или принципа с помощью пластилиновых фигурок. Это
называется применение пластилина при обучении. Цель этого
метода такова:
1. Сделать изучаемый материал реальным для студента,
посредством ДЕМОНСТРАЦИИ этого материала в пластилине.
2. Должным образом уравновесить массу и значимость.
--------------------
6. Значимость: любая мысль, решение, намерение относительно
чего-нибудь, концепция, идея или значение; противоположность
массы.
--------------------
3. Научить студента применять изученное на деле.
Студенту предлагается слово или ситуация для
демонстрации. Он представляет его или ее в пластилине,
прикрепляя ярлычок на каждую часть изображаемого. Пластилин
ПОКАЗЫВАЕТ вещь. Это не просто кусок пластилина с ярлычком
на нем. Ярлычки делайте из маленьких полосок бумаги. Вся
демонстрация также имеет ярлык, где написано, что это такое.
Когда студент выполнит свою пластилиновую демонстрацию,
Супервайзер (7) или другой студент проверяет ее. Перед
проверкой студент убирает общий ярлык. Студент не должен
ничего говорить. Проверяющий не должен задавать никаких
вопросов.
------------------------
7. Супервайзер: человек, ответственный за курс и студентов.
Работа Супервайзера заключается в том, чтобы студенты точно
понимали и применяли материалы курса, который они изучают.
------------------------
Проверяющий просто смотрит и заключает, что это такое.
Затем он высказывает свое мнение студенту, который лишь
тогда показывает ему ярлык с названием. Если проверяющий не
понял, что было продемонстрировано, то демонстрация
считается неудовлетворительной.
Демонстрацию с пластилином нельзя низводить до уровня
значимости, когда студент просто дает свои объяснения и
отвечает на вопросы. Также нельзя низводить демонстрацию до
этого уровня, применяя многословные ярлыки для ее частей.
Показывает все пластилин, а не ярлык.
Именно пластилин демонстрирует. Студент должен усвоить
разницу между массой и значимостью.
Например, студенту нужно продемонстрировать карандаш.
Он делает из пластилина тонкую палочку, вокруг которой
накатывает еще один слой пластилина - тонкая палочка слегка
выглядывает с одного конца. На другом конце приделывается
маленький цилиндр из пластилина. На палочке ставится ярлык -
"грифель". На внешнем слое - "дерево". На цилиндре -
"резинка". Затем делается ярлык для всей демонстрации -
"карандаш"
* ГРИФЕЛЬ ДЕРЕВО РЕЗИНКА КАРАНДАШ
При проверке студент убирает ярлык "карандаш" до того,
как проверяющий увидит его. Если проверяющий посмотрит и
скажет: "Это карандаш", студент выдержал проверку.
Размеры пластилиновых демо
Пластилиновые демо должны быть большими. Одна из целей
тренировки с пластилином - добиться, чтобы изучаемый
материал стал реальным для студента. Если пластилиновое демо
невелик (меньшая масса), фактор реальности может оказаться
недостаточным. Длительный опыт показал, что БОЛЬШИЕ
пластилиновые демо более эффективны для улучшения понимания.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ исполнение - не цель при обучении с
помощью пластилина. Предметы не вылепливаются тщательно.
Ярлыки к пластилиновым демо
Каждый вылепленный элемент получает свой ярлык, как бы
мало изящен он ни был. Студенты обычно делают ярлыки из
полосок бумаги и надписывают их шариковой ручкой. Вырезая
ярлык, один угол скашивают, чтобы ярлык было легко воткнуть
в пластилин.
Процедура такая: студент делает один предмет, ставит на
него ярлык, делает другой - ставит ярлык, делает третий -
ставит ярлык и т.д. последовательно. Это основано на том,что
наилучшее усвоение требует равновесия массы и значимости и
что слишком много одного в отсутствии другого плохо влияет
на самочувствие студента. Если студент сделает сразу всю
массу своей демонстрации, не обозначая отдельные части
ярлыками, то он будет сидеть с головой, забитой всеми этими
значимостями отдельных частей, вместо того, чтобы уложить
каждую на свое место (в виде ярлыка) в процессе работы.
Правильная процедура такая - обозначь ярлыком каждую массу,
как только ты ее вылепил.
Как представлять мысли в пластилине
Любая мысль может быть представлена при помощи
пластилина и ярлыка. Детали массы делаются из пластилина,
идеи и мысли обозначаются ярлыком.
Чистую идею обычно представляет пластилиновая веревочка
с большим кольцом на конце.
МЫСЛЬ МЯЧ ЧЕЛОВЕК
Последовательность действий или направление движения
предметов обычно показывают маленькими стрелочками, и это
может стать важным. Стрелку можно сделать из пластилина или
в виде ярлыка. Что может сделать демо нераспознаваемым, это
чаще всего недостаток информации о том, что куда движется и
какова последовательность действий.
Как лепить предметы из пластилина
В пластилине можно продемонстрировать все, если вы над
этим поработаете.
Именно работа над тем, как продемонстрировать это или
сделать из пластилина и ярлыков, приносит новое понимание.
В фразе "как мне представить это в пластилине"
содержится секрет обучения. Если вы можете представить это в
пластилине, вы это поняли. Если не можете, то вы в самом
деле не понимаете, что это такое. Итак, пластилин и ярлыки
работают только тогда, когда термин или вещь действительно
поняты. Проработка идеи в пластилине приносит ее понимание.
Хорошо выполненное пластилиновое демо, которое на самом
деле демонстрирует, произведет чудесную перемену в студенте.
И он усвоит информацию.
Как делать зарисовки
Зарисовки - это тоже часть демонстрации и уяснения.
Человек, сидящий за столом в своем кабинете и
пытающийся что-то себе уяснить, не имеет под рукой никакого
пластилина, при помощи которого он мог бы это сделать, но он
может воспользоваться небольшим демо-набором или бумагой и
карандашом, начертить график и т.д. Это необходимо для
постижения сути дела.
Есть правило, которое говорит:
ЕСЛИ ВЫ НЕ МОЖЕТЕ
ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ ЧТО-НИБУДЬ В ДВУХ ИЗМЕРЕНИЯХ, ЗНАЧИТ У
ВАС ОБ ЭТОМ НЕВЕРНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. Это правило не основано
на научных данных, но оно работает.
Этим правилом пользуются в инженерном деле и
архитектуре. Если невозможно представить что-то в двух
измерениях ясно и точно, значит здесь что-то неверно и
построить это нельзя.
Это работает и в других направлениях.
Хороший пример - это штурман, который вместо того,
чтобы пытаться решить все в уме, основываясь на
приблизительном представлении о местонахождении корабля,
просто вычерчивает его курс и продвижение на карте.
Все это - часть демонстрации и попытки составить себе
представление о вещах и проблемах.
конец 1-й части из 2х.