Гиперборея - в Арктике? . Исторические корни русского народа. Версия.

Второстепенное, сумбурное, не понятное или откровенная муйня - классика отечественного долбоебизма. Забивать голову этим не рекомендуется. Экономьте своё время и не засоряйте мозги, лучше почитайте то что выше.
Ответить
гость
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 18.10

Гиперборея - в Арктике? . Исторические корни русского народа. Версия.

Сообщение гость »

Заметка по истории древней Руси.

Здравствуйте! Я, наверно, как многие, хотел бы знать правду об Истории древней Руси. И будучи по специальности «Учитель Истории» решил сделать небольшой анализ существующих исторических источников и материалов некоторых ученых-исследователей.

Попытаемся с помощью существующих (не всех) источников и материалов историков, слегка прикоснуться к теме древней Руси и попытаться самим анализировать и делать выводы, основываясь на убеждения существования у древних наших предков Ведической Цивилизации.

На чем же основываются доказательства ученого мира в изложении ими Истории древней Руси.
Дело в том, что часто, в изложении научного материала ученые придерживаются общепринятых взглядов. И еще раз повторим — общепринятых взглядов. Рожденным и воспитанным системой, нам очень трудно перешагнуть за пределы этих самых «общепринятых взглядов», вдолбленных нам системой. Система учит не размышлять и анализировать свободно, в полной мере, а слепо верить преподносимой информации. Вот что пишет современный исследователь:

«Отрицание самобытности древней русской культуры, а по существу отрицание древнейших корней русского народа и установление границы его исторического бытия где-то в I в. н. э ... было на руку и официальным властям, и представителям церкви. Первых не интересовало, что бы то ни было за пределами государственно-правовых структур, а их возникновение однозначно связывалось с появлением первой правящей династии Рюриковичей.
Вторых более чем устраивал тезис о дикости нравов, культуры русских людей до принятия христианства.

К сожалению, позиция эта, всячёски поощряемая и культивируемая, дошла до наших дней и заняла доминирующее положение в школьных и вузовских учебниках, научной и популярной литературе, в средствах массовой информации и т.д.

В результате повсеместно насаждается мнение, что до определенных временных пределов русский народ как бы вовсе и не существовал, а пребывал во внеисторическом состоянии, а когда возник на исторической арене, то просто воспринял идеологию, культуру, государственно-правовые традиции, сложившиеся до него и без него». Дёмин В.Н.)

И совсем противоположное мнение, при рассмотрении тех же источников, возникает у нас, если мы берем за основу существование Великой Цивилизации в дохристианский период нашей истории.

«Нам никогда не узнать исторической правды, если изначально взять за основу ложное измышление о языческой, а тем более ведической Руси.» (В.Мегре. «Энергия Жизни»)

Итак, основным отечественным и значимым источником сведений о древнем периоде нашей истории является
Летопись Нестора или «Повесть Временных Лет».
И здесь сразу следует вопрос и восклицание — и все?! Вот так да! Что же получается, в нашей исторической жизни тех времен больше или совсем не было древних книжников и летописцев? Хотя сами историки утверждают, что «летописание было любимым занятием наших древних предков». (В.О.Ключевский). Или наши древние предки были неграмотными, дикими (как впрочем, нам и стараются их показать)? Но что-то с трудом в это верится.

И как раз наоборот мы имеем довольно разнообразные и разносторонние сведения о первых веках нашей древней истории иноземных писателей и историков. Это и византийские писатели и греческие, и арабские. На них в основном и строятся предположения о жизни и быте наших предков.

Если логически рассуждать, получается анекдотическая ситуация. О древних временах нашей истории мы судим со слов иностранцев и черпаем сведения из одного единственного отечественного источника, про который уже современные исследователи и историки пишут: «Следуя версии «Повести Временных Лет», мы постоянно натыкаемся на неразрешимые противоречия, мягко говоря, недоговоренности и неточности….

Похоже на то, что летописец дает заведомо ложную схему событий....
Нестор, писавший свой труд в 1100-1113 гг., сторонник великого князя Святополка I который был сторонником и другом немецких и датских феодалов…. Кроме того, описываемые им события отстояли от него более чем на 200 лет…. А помимо этого Нестор. . . понимал историю как «политику, обращенную в прошлое» и защищал интересы своего монастыря и своего князя, ради чего грешил против истины.

Д.С.Лихачев охарактеризовал «Повесть Временных Лет» как блестящее литературное произведение, в котором исторические сведения либо преображены творческим соображением автора... либо подмены вставленными новеллами.» (Л.Н.Гумилёв).

Итак, какая же общепринятая теория о древних русичах имеется. «Со времени ХУIII - ХIХ вв. в исторической литературе насаждается точка зрения, согласно которой собственно русская история начинается якобы с признания варяжских князей, а также с последовавшего вскоре вслед за этим принятием христианства. А до той поры пребывал русский народ, дескать, в диком, варварском состоянии, не говоря уже о том, что славянские племена вообще являются пришлыми на территории, где они обитают в настоящий момент. (Дёмин В.Н.).
Вот что пишет Н.М.Карамзин: «Сия великая часть Европы и Азии, именуемая ныне Россиею, была искони обитаема, но дикими, во глубину невежества погружёнными народами, которые не ознаменовали бытия своего никакими собственными историческими памятниками». При этом, опираясь на «Повесть Временных Лет», где говорится о быте древних русичей так: «живяху звериным образом».

Мы со своей стороны скажем, да,
исторических памятников и впрямь очень мало, если не сказать, что их вовсе нет. Но что же из этого следует?
Если взять за основу Ведический образ жизни древних славян, то их и не могло и не может быть, разве что кроме «Родовых книг», которые все были уничтожены.

Вот и получается, раз не было храмовых построек, как в Египте, Риме, Греции, не было орудий труда и войны и т.д., то люди, жившие на этой земле, были дикими и невежественными. Но мы не имеем права так судить.

Существует еще много сведений о быте и правах наших предков, в основном в повествованиях иноземцев, которые, скорее всего, и в глаза не видели нашей Родины. Но вот об одном повествовании греков мы упомянем, ибо оно, как нам кажется, проливает свет на историю нашего древнего Отечества.

Историк пишет: «Цветущее воображение греков, любя приятные мечты, изобрело род. И даже «Повесть Временных Лет» эту форму изображает с некоторою отчётливостью: «живяху каждо с своим родом и на своих местах, владеюще каждо родом своим». Мы даже видим упоминание о неделимости родовой собственности, которая оставалась во владении родом.

«Черты такого быта мелькают в неясных и скудных византийских известиях о славянах У1 – У11 вв. По этим же известям славяне управлялись родовыми старейшинами и племенными князьями, имели обычай собираться на совещания об общих делах». (Ключевский В.О.)

Здесь мы видим упоминание о старейшинах и князьях. Да, согласимся, старейшины естественно были в каждом эко-поселении-племени, как люди почётные, авторитетные, мудрые. Но они никогда не управляли людьми. Они могли советовать, принимать участие в переговорах, принимать важные решения и т.д. Что же говорить о племенных князьях, то сами историки говорят: «Предание не запомнило ни одного племенного князя». (Ключевский В.О.)

Далее идёт упоминание о родовых сходках, это не что иное, как племенное вече, где собирались все жители племени-посёлка для решения общих дел.

Итак, мы видим, что при рассмотрении исторических источников, и основываясь на нашем убеждении в существовании Ведической Цивилизации в дохристианский период России, вырисовывается следующая картина, намного непохожая на картину, нарисованную и изложенную учёными историками. Эту картину очень точно и лаконично выразил В.Мегре:
«Ведическая, докняжеская Русь была высоко духовной, высокоорганизованной цивилизацией. Именно той, «утерянной» на Земле цивилизацией, о которой будут впоследствии рассказывать легенды». (В.Мегре, «Энергия Жизни»).

И ещё хотелось бы затронуть вопрос верований древних русичей. Вопрос о так называемом Язычестве и Мифологизме древних славян. Сокращённо их можно сформулировать в одной фразе: «В сохранённых древними и позднейшими памятниками скудных чертах мифологии восточных славян можно различить два порядка верований – культов. Одни из них можно признать в поклонении видимой природе, другой ряд верований – культ предков». (Ключевский В.О.)

Здесь мы попытаемся уточнить – не культ, а культура, и не поклонение, а почитание и уважение. И это уточнение уже во многом меняет сам характер верований. Почитание и уважение Природы – это и есть Гармония Жизни. Любовь и Уважение к Природе есть Любовь и Уважение к Творцу. Гармоническое со-трудничество и со-творение. А имена богов (Сварог, Дажбог, Велес, Перун, Стрибог и т.д.) есть не что иное, как имена энергетических образов, с помощью которых ведруссы управлял природой. «Всё, что в жизни было им необходимо, твори люди через образы, в которых сконцентрирована людская мысль». (Анастасия, В. Мегре «Родовая книга»)

Но что же говорит нам наука?

«Это не что иное, как мифология и язычество, поклонение тёмному и таинственному». А вот что пишут современные исследователи:
«Древние христиане привыкли иметь дело с языческими богами, которые с появлением Христовой проповеди превращались в злых и коварных демонов.
Так, весьма почитаемый эллинами Апполон в Апокалипсисе выступает как «дух бездны» (Апокалипсис 1Х.11). Поэтому, столкнувшись с Перуном, христиане быстро определили его место в космосе. Как в Египте, в конце 4 века был уничтожен Серапис, а в Элладе – Зевс Олимпийский, так надлежало покончить с их северным аналогом». (Л.М. Гумилёв)

Здесь мы отчетливо видим смену идеологий. Возвышение одной и принижение другой.
С принятием Христианства, всё, что было до него, очернялось и искажалось. Вот почему мы до сих пор думали, что Язычество это темнота. А на самом деле Язычество – это Великая Поэзия Жизни Гипербореев, людей совершенно добродетельных, живущих далее на север от Чёрного моря, в странах мирных и весёлых, где бури и страсти неизвестны, где смертные питаются соком цветов и росою, блаженствуют несколько веков, и, насытясь жизнью, бросаются в волны морские». (Карамзин Н.М.)
Источник говорит, что это приятное баснословие. Конечно же, как можно верить в такие «чудеса». Почти весь мир живёт в войнах и разрушениях, в созданных системою политических организациях со своими экономическими и социальными проблемами, а здесь где-то существует такая счастливая страна с жизнерадостными людьми. Но для нас это уже не сказки и не чудеса, а самая настоящая правда. Кто же такие были эти Гипербореи?

Дословно этноним «гиперборейцы» означает «те, что живут за Бореем (северным ветом)», или просто – «те, кто живут на севере». Есть и другой вариант перевода – «Высокий Род».Греки именовали сперва Гипербореями всех людей, живших за Фракиею (Балканский полуостров), откуда к ним веял северный ветер, а после отдали их к самым «полуночным» границам мира, где возвышаются Рифейские горы (некоторые географы разумели под этим именем наши Уральские горы).

Помпоний Мела, Плиний Старший, Солин говорят о славных Гипербореях следующее: «Земля у них плодоносная, воздух чистый и благорастворённый. Они живут долее и счастливее всех иных людей: ибо не знают ни болезней, ни злобы, ни войны, и проводят дни свои в невинной, беспечной весёлости и в гордом спокойствии. Жилища их суть прекрасные леса и дубравы, а плоды древесные служат им пищею; они умирают равнодушно и единственно тогда, когда насыщаются жизнью в полной мере; дают пир друзьям и родственникам; украшают венкам свою голову….». Вот это уже более похоже на правду.
Это же и есть описание Ведического образа жизни людей, наших далёких предков. И это не мифы и не легенды, а самая настоящая и тщательно скрываемая правда. А скрывают её под именем мифа и легенды.
Но от нас скрывать уже ничего не надо, мы чувствуем эту правду душой и сердцем!!! И самое главное, это то, что все же есть упоминание о жизни наших прародителей. «Не приходится сомневаться, что древняя Гиперборея имеет непосредственное отношение к древней истории России, а русский народ и его язык напрямую связан с исчезнувшей легендарной страной гиперборейцев. Рефрен русских сказок о Подсолнечном царстве, что расположено за тридевять земель, - также представляет собой воспоминания о стародавних временах, когда наши предки сами были гиперборейцами…. Другое свидетельство, зафиксированное многими авторами… касается легендарного Лукоморья…. Также известен и знаменитый образ русского фольклора - остров Буян, присутствующий как в сказках, так и в магических заговорах». (Дёмин В.Н.)

Что мы можем узнать о быте, нравах и самой жизни наших предков из существующих и дошедших до нас летописей и иноземных источников?

Прежде всего, историки задавались вопросом – какую же внутреннюю организацию имели славяне? Разрешение этого вопроса вводило их в полемику. При этом сами они признавались в трудности разрешения этого вопроса. Многие историки, на основании летописных данных, придерживались теории, по которой славяне, на первых ступенях жизни жили родом, жили обществами, построенными на родовых началах, во главе рода стоял родовладыка – авторитет патриархальный. Со смертью родовладыки родовая собственность не делилась, а движимое и недвижимое имущество всё находилось во владении родом. Рода объединялись в племена. О том, какие экономические политические и социальные характеристики, по словам историков, были присущи племенам древних славян говорить мы не будем. Для нас важно другое. Из объяснений историков и сведений из источников мы узнали, что древние русичи жили племенами (для нас эко-поселения). А главным связующим объединением племени был Род. Только не в том понимании, которое существует в отечественной исторической науке, а в понимании родового поместия, которым владел отдельный род.

Мы показали, что и в существующих исторических источниках и трудах учёных есть зерно правды, на которое надо смотреть под другим углом зрения, отрешившись от существующих официальных теорий и рассуждений.

Этой заметкой мы хотим привлечь всех людей, кому не безразлична история нашего отечества. Людей, у которых, может быть, есть больше возможностей в изучении исторических источников. Людей, которые помнят какие-нибудь легенды, сказки и мифы из истории Древней Руси.

И в заключение приведём слова Владимира Мегре: «Необходимо самим, совместными усилиями, по крупицам, по аналогиям восстановить собственное прошлое и реабилитировать своих прародителей, себя. И если мы этого не сделаем….»

Михаил ЛИПЧАНСКИЙ

(заметка с сайта http://www.anastasia.ru)
Светлана
Сообщения: 140
Зарегистрирован: 20.10

Сообщение Светлана »

Рекомендую зайти на сайт http://www.rojdenierus.ru/doc/hroniks/02.shtml
Светлана
Сообщения: 140
Зарегистрирован: 20.10

Сообщение Светлана »

На Соловецких островах найдены следы легендарной Гипербореи

Питерские ученые – исследователи комплексной северной экспедиции Русского географического общества (КСПЭ РГО) пришли к сенсационному предположению: следы легендарной Гипербореи стоит искать в первую очередь на территории современной Архангельской области. Об этом позволили говорить последние находки ученых на островах Соловецкого и Кузовского архипелагов. Доказательством существования ушедшей под воду суши послужили также подводные исследования, проведенные за последние двадцать лет российскими учеными в Северном Ледовитом океане, выявившие не только наличие развитых подводных гор, плато и хребтов, но, что самое важное, огромного по площади и протяженности материкового шельфа евроазиатского континента. Этим летом КСПЭ РГО завершила очередной этап исследований на Соловецком архипелаге. «Известия» писали об этом 30 октября 2002 года в статье «Соловецкие пирамиды». Летом ученые обнаружили на Соловках «не менее значительные памятники цивилизации, чем стоунхенджское чудо или египетские пирамиды». На архипелаге были обнаружены подземные пирамиды – усыпальницы, одну из которых скрывает в себе гора Голгофа. Также на одном из Соловецких островов в Белом море экспедицией найдено святилище бога Одина, верховного божества древних народов севера Европы. Как оказалось, следы обнаруженной северной цивилизации ведут в Грецию, в Дельфы.



– Под Гипербореей, или Арктидой, обычно понимают гипотетическую цивилизацию, существовавшую где-то на северо-востоке Европы, – рассказывает Сергей ГОЛУБЕВ, председатель комиссии научного туризма Русского географического общества, руководитель экспедиции. – Считается, что впервые в литературе о ней упомянул древнегреческий ученый Геродот. Сегодня следы ее древней культуры были найдены в Нормандии, Ирландии, Англии, Скандинавии, а также на территории Русского Севера. В основном это мегалитические сооружения, в частности, спиралеобразные лабиринты…

В эпосах шведов, норвежцев, карелов, финнов, саамов и прочих народов, наследовавших эти памятники далекой эпохи, нет понимания их предназначения, из чего следует вывод о принадлежности этих сооружений к культуре исчезнувшего народа, обитавшего на этих просторах до появления современных «коренных» жителей.

– А в каких древних источниках вообще упоминается Гиперборея?

– Писатель Элиан, живший во II веке н. э., приводит в труде «Historia varia» сведения о Гиперборее и еще каком-то острове-государстве, почерпнутые из трудов греческого философа Феопомпа, жившего в IV веке до нашей эры. Он, в частности, приводит описанный Феопомпом разговор фригийского царя Мидаса с полубогом Силеном, в котором Силен рассказывает Мидасу, что «Европа, Азия и Африка являются островами, окруженными со всех сторон океаном. Вне этого мира есть еще остров со многими жителями и городами. Рассказывают, что десятимиллионное войско этого острова хотело вторгнуться в наши земли, переправившись через океан. Оно достигло земли гиперборейцев, которых считали самыми счастливыми людьми этой части суши. Но когда завоеватели увидели, как живут гиперборейцы, они сочли их такими несчастными, что отказались от всех агрессивных намерений и вернулись домой за океан». В известных преданиях северных народов (саамов, хантов, манси) есть любопытные детали. В частности, в них говорится, что очень давно они (их предки) были вынуждены уйти из этих мест на юг, так как на эти земли нахлынуло море, затем море ушло, и они вернулись. Как давно – в преданиях не уточняется, ибо счет годам в современном понятии летоисчисления предки этих народов не вели. Однако имевшее место наступление и отступление моря подтверждают данные геологии, указывающие на наличие погребенных морских отложений в местах проживания этих народов. В другом предании описывается способ защиты рыбаков на лодках от большого и зубатого хищника, по описанию поразительно напоминающего крокодила, с помощью бросаемых в пасть вязанок хвороста. И оказывается, такой же способ защиты от крокодилов существовал у древних египтян.

– Помнится, Гиперборею в своих картах в XVII веке обозначал Герард Меркатор…

– Да. Во многих публикациях Гиперборею привязывают к так называемой карте Меркатора, изображающей огромный остров – материк в центральной части Северного Ледовитого океана. Авторы этих публикаций считают, что Гиперборея исчезла с лица земли в силу какой-то глобальной катастрофы. Подводные исследования, проведенные за последние двадцать лет российскими учеными в Северном Ледовитом океане, выявили не только наличие развитых подводных гор, плато и хребтов, но, что самое важное, огромного по площади и протяженности материкового шельфа евроазиатского континента, что само по себе является весомым доказательством существования ушедшей под воду суши.

– Что могло стереть с лица земли Гиперборею?

– Глобальная тектоническая катастрофа, связанная с землетрясением и (или) одновременным извержением вулканов. Оно могло быть тем стихийным бедствием, которое опустило Гиперборею на дно Северного океана. В соответствии с концепцией о блоковом строении земной коры и о движении литосферных плит, самые сильные землетрясения происходят на их границах. Главные толчки длятся всего несколько секунд, а все землетрясение может происходить довольно продолжительное время, отмечаемое иногда чуть ли не годами. При землетрясениях в наше время зафиксированы нередкие случаи резкого оседания земли на несколько метров. В Японии зафиксировано десятиметровое оседание. В 1692 году город пиратов Порт-Ройал на Ямайке погрузился в море на 15 метров. Этого вполне достаточно, чтобы большая часть суши скрылась под водой. При этом не исключено, что во время гибели Гипербореи произошло во много раз более сильное землетрясение.

– Сергей Вадимович, получается, что Гиперборею погубило цунами?

– Возможно. Землетрясения с эпицентром на морском дне обычно вызывают цунами. Чаще всего цунами возникает из-за землетрясения, но его может вызвать гигантский оползень или катастрофическое подводное извержение вулкана. При приближении цунами море вначале отступает, уровень его понижается. Потом набегает волна высотой в несколько метров. Спустя 5–10 минут набегает вторая волна, чуть ниже. И через 10–20 минут приходит третья, самая высокая волна. Она может быть высотой до нескольких сотен метров. Цунами может уничтожить прибрежную зону материка или даже целый остров.

– Но я слышала версию, что Гиперборею уничтожил гигантский астероид…

– Существует версия и о космической катастрофе. При столкновении астероида или осколков кометы с Землей может быть быстро уничтожен любой большой остров или часть материка. В начале XX века появилось много гипотез, связанных с такого рода катастрофами, в основном касательно Атлантиды. В частности, немецкий исследователь Мук изучал следы падения Каролинского метеорита (диаметр 10 км, масса 200 млрд. тонн, скорость 20 км/сек., сила удара была эквивалентна взрыву 30 тысяч водородных бомб) и пришел к выводу, что он был причиной гибели Атлантиды. Польские астрономы Каменский и Зайдлер пришли к заключению, что Земля столкнулась с кометой Галлея в 9541 году до н.э.

– На чем основаны эти заключения?

– Во-первых, существуют древние мифы о необычайных атмосферных явлениях. Во-вторых, на поверхности Земли обнаружено несколько метеоритных кратеров. На этом основании можно предположить, что на Землю в прошлом падали метеориты крупного размера. В-третьих, толкования календаря майя, согласно которому и можно было установить эту дату падения метеорита.

Кстати, даже среди греческих легенд можно найти некоторые подтверждения. Например, рассказ о Фаэтоне, говорящий, что обитатели северных районов вдруг почувствовали жару, а жители тропиков – холод. Но, как замечает Зденек Кукал, «по меньшей мере, смело предполагать, что когда-то в Землю врезалась комета и отклонила земную ось». Однако тот же Зденек Кукал находит следы падения метеорита и в отклонениях водяных и солнечных часов египтян и майя, замечая, что на экваторе они показывали бы точное время. Далее он делает вывод, что, когда ось вращения Земли была наклонена иначе, Египет находился на экваторе. А север Европы?.. Но это не последняя версия…

– А какие версии еще существуют?

– Захват Луны Землей. В 1912 году австрийским инженером Гербигером была создано «учение о космическом льде», в соответствии с которым Земля имела по меньшей мере четыре спутника. Двадцать две тысячи лет назад предпоследняя Луна упала на Землю, а где-то одиннадцать с половиной тысяч лет назад Земля захватила Луну, что послужило причиной последней глобальной катастрофы, вследствие чего на Земле произошли приливы большой высоты, поднялась гигантская волна, затопившая прибрежные части материков, что явилось причиной гибели части животного мира, в том числе и мамонтов. Сторонники этой теории почему-то считают, что гигантские кладбища мамонтов объясняются тем, что высокая волна утопила их, а вследствие поворота земной оси мамонты оказались близко к новому Северному полюсу, отчего замерзли за несколько тысяч лет. Однако эта теория не объясняет, почему вечной мерзлоте в Восточной Сибири около девятисот тысяч лет. Впрочем, некоторые современные ученые предполагают, что данная теория представляет определенный интерес, но только после переработки, поскольку ряд предположений, выдвинутых на ее основании, имеет реальное подтверждение.

– Но подобная катастрофа уничтожила бы всю жизнь на планете…

– Однако это не уменьшает число сторонников теории космических катастроф. Главный контраргумент против них – падение на Землю астероида, кометы или спутника достаточно большой массы привело бы вследствие глобальной геологической катастрофы к такому повышению температуры, что почти вся жизнь на Земле была бы уничтожена. Метеориты же меньшей массы не могут отправить на дно морское остров значительных размеров, а значит, какое-то небесное тело вряд ли явилось причиной катастрофы. Впрочем, судя по всему, только одно может окончательно решить проблему существования Гипербореи: находка чего-то весьма весомого, что от нее осталось. Если это событие состоится, оно коренным образом изменит представления человечества о собственной истории.

– Может ли это произойти в обозримом будущем?

– Ученые полагают, что за последние четыре тысячи лет с поверхности египетских пирамид исчез слой толщиной более одного метра! И это произошло всего за четыре, а не за десять-пятнадцать тысяч лет, и не под водой, а на суше. В условиях в общем-то довольно благоприятных для их сохранности, в отличие от более высокоширотных – северных – с их усиленным чередованием всех видов эрозии (влага, морозное выветривание, ветер, летние перепады температур). Следует отметить, что север богат водой не только морской, а содержание растворенного кислорода в ней весьма значительно, поэтому выветривание в местности с обилием влаги, в том числе и под водой – это, в сущности, процесс окисления. Все соединения двухвалентного железа со временем превращаются в соединения трехвалентного железа. На все известняковые породы дополнительно действует как растворитель углекислый газ. Впрочем, на севере преобладают вулканические горные породы: гранит, базальт и т.п., но и они отнюдь не вечны. За десять тысяч лет в морской воде растворится стена, возведенная из базальта или туфа.

– Сергей Вадимович, но ведь на месте существования Гипербореи может оставаться металл…

– Наивно полагать, что по аналогии с городами Средиземноморья в месте гибели Гипербореи должно быть сосредоточено большое количество металлических предметов и изделий из керамики. Наличие в пресной и морской воде растворенного кислорода, а также различных солей делают их шансы на сохранность в течение хотя бы трех тысяч лет довольно призрачными. Причем сплавы за счет наличия гальванических токов исчезают куда быстрее, чем чистые металлы. В морской воде уже через двести – четыреста лет железо превращается в гидратированный окисел. Медь и медные сплавы (бронза, латунь) исчезают за четыреста – восемьсот лет. Золото стабильно при условии, что оно имеет достаточно высокую пробу. Некоторые изделия могут сохраниться, если они быстро покроются водорослями или кораллами, но кораллы в северных широтах не встречаются. В этом случае обнаружение металлических предметов становится почти невероятным. Не-обожженные керамические изделия исчезают через 10–50 лет. Обожженные кирпичи под действием воды разрушаются всего за несколько столетий.

– То есть, по-вашему, Гиперборея разделила судьбу Атлантиды?

– Вероятнее всего, это произошло из-за катастрофического опускания и затопления суши, с сопутствующими этому процессу землетрясениями, цунами, возможно, при одновременном отклонении земной оси, что произошло, скорее всего, от внутренних тектонических, а не космических причин. Это произошло за пять–десять тысяч лет до наших дней.

– А куда делись те гиперборейцы, которым посчастливилось выжить?

– Они были ассимилированы другими племенами, о чем, вероятно, косвенно свидетельствует ареал распространения мутации гена CCR-5. По результатам исследований генетиков, мутация гена CCR-5 произошла (или была привнесена) у кого-то из жителей Северной Европы десять–пятнадцать тысяч лет назад. Носители такого гена, составляющие на сегодня около 15% населения северо-запада Евразии, невосприимчивы к такому заболеванию, как СПИД. Возможно, эти люди и есть прямые потомки гиперборейцев.

Сергей Вадимович, а где вы обнаружили святилище бога Одина?

– Обнаруженный объект находится на одном из островов Соловецкого архипелага в Белом море, которое в прошлом называлось Гандвик – море Чудовищ. Это семиметровая скала – каменное лицо одноглазого бога Одина, жертвенная плита недалеко от него, пятиметровый тесанный под наконечник волшебного копья камень над головой Одина и остатки валунного цоколя «жилища» жрецов.

– Почему вы решили, что это древнейшее святилище?

– Огромное каменное лицо производило неизгладимое впечатление. Кажется, на нас сквозь глубину веков смотрит изможденный в битвах воин-великан. Мы решили сфотографировать его снизу, со стороны небольшого мыса, выдающегося на восток в море. Здесь нас ждала следующая находка – огромный зеленоватого оттенка плоский жертвенный камень. Судя по всему, именно здесь, на мысу, на этом камне вблизи от моря, приносилась какая-то особая «морская» жертва. По первому впечатлению, это была голова какого-то мифического демона, зверобога. По крайней мере, в его чертах достаточно ясно проглядывалась хищная морда фантастического зверя, плотоядно взирающего на группу островов, словно панцири гигантских черепах поблескивающих к востоку от Немецкого Кузова. Не возникает и тени сомнения, что сей пятиметровый мегалит был не только обтесан, но и принесен на эту ровную каменную террасу людьми.

– Что еще свидетельствует о том, что здесь был алтарь?

– Рядом с Одином мы нашли остатки выложенного из камней цоколя древнего жилища. Подобные цоколи служили упорами бревен, из которых в древности делался каркас крыши жилищ. По-видимому, это остатки ритуального обиталища жрецов, совершавших обряды на этом святилище, или какого-то иного сооружения, входившего в его комплекс. Двигаясь от Одина в юго-западном направлении, мы с перегиба увидели в окаймлении широких каменных гряд, поросших лесом, большую и почти полностью закрытую от моря великолепную бухту, метров четыреста в диаметре. Идеальное пристанище для кораблей. Спускаясь по огромной наклонной плите в ее сторону, мы обнаружили еще один мегалит с мордой зверя, а еще ниже – разбросанные остатки какого-то крупноблочного каменного сооружения. Несомненно, именно отсюда в направлении Одина и поднимались приходившие к нему на поклон люди. Здесь по дороге их встречало сначала какое-то раскиданное теперь каменное сооружение, затем мегалит с мордой зверя, затем жрецы и сам Один. Еще мы нашли мегалит, который назвали «Трон Одина».

– Как он выглядел?

– Это большой опрокинутый на «спину» трехметровой высоты каменный трон. Он неплохо и пропорционально вытесан из цельного монолита и, судя по сохранившемуся под его четырехгранной подошвой отпечатку, еще стоял несколько сот лет назад, а затем был повергнут в эпоху христианизации и колонизации северных земель, проходившей под управлением Соловецкого монастыря. В те времена многие сооружения древних рассматривались как проявление бесовщины или языческие (поганые) капища и по возможности просто уничтожались. Никто не считал их бесценными памятниками старины, не зарисовывал, не обмерял, даже не фиксировал само их наличие. Если от всего этого богатства что-то уцелело и дошло до наших дней, то это просто фантастика, обусловленная ненаселенностью северных островов.

– Сергей Вадимович, какие еще следы северной цивилизации были обнаружены вашей экспедицией?

– На Кольском полуострове, в Хибинах, горах, название которых на древнейшем языке уральской группы означает «Божественные», мы обнаружили сильно разрушенное временем и эрозией святилище из больших каменных блоков, центральным элементом которого является стоящий фаллической формы двухметровый камень. Само же святилище находится недалеко от края четырехсотметрового обрыва северного цирка плато Юдычевумчорр, самого высокого плато Кольского полуострова. Слева от фаллического монолита, если смотреть со стороны пропасти, находится другой сильно выветренный камень несколько меньших размеров и округлых форм, напоминающий женскую грудь. На нем при тщательном рассмотрении видны давние следы обработки. Эти два камня, дополняя друг друга, как бы олицетворяют единство мужского и женского начал. Этот объект мы изучаем в течение трех лет. Фаллический камень по форме напоминает знаменитый Омфал – Пуп Земли, находящийся в Дельфах, известнейшем центре культуры античного мира.

Историк Павсаний в своем труде «Описание Эллады» сообщает подробности истории возникновения одного из главных святилищ Древней Греции – храма Аполлона в Дельфах. Вначале, по его словам, там появились гиперборейцы, предводитель которых, ставший первым дельфийским жрецом, носил имя Олен. Этот Олен был направлен в Дельфы самим Аполлоном в момент его предыдущего посещения Гипербореи. Достигнув указанного ему Аполлоном места, Олен воздвиг в Дельфах деревянный храм, что вписывается в традиции северян, привыкших возводить строения из теплоизолирующего и легко обрабатываемого дерева. Но юг не север, и после ряда пожаров храм был отстроен в камне. Аполлон, как известно, бог Солнца. Гиперборея – страна, где солнце летом не заходит подолгу. А это быть может только на севере, за Полярным кругом. Мать Аполлона, нареченная Лето, – дочь титанов Коя и Фебы, живших на севере. На этот факт указывал Диодор Сицилийский, утверждавший, что родина Лето – Гиперборея. По преданиям древних, беременная титанида, преследуемая ревнивой богиней Герой, бежала от границ своей родины и нашла пристанище на острове Делос, куда впоследствии и присылали дары гиперборейцы. По свидетельствам древних легенд, Аполлон время от времени посещал родину матери – Гиперборею – на колеснице, влекомой упряжью лебедей. А гиперборейцы часто с дарами наведывались в Элладу, чтя Аполлона.


Мария ЛЕОНТЬЕВА,

© «ИЗВЕСТИЯ-Архангельск» 16 января 2003 г.
Светлана
Сообщения: 140
Зарегистрирован: 20.10

Гиперборея - в Арктике? . Исторические корни русского народа. Версия.

Сообщение Светлана »

В.Н. Дёмин
Гиперборея. Исторические корни русского народа.
Сканировано с издания: Дёмин В.Н. Гиперборея. Исторические корни русского народа.
- М., ФАИР-ПРЕСС, 2001, сс. 3-36.

ОТ АВТОРА

В последнее время вновь на слуху у всех название таинсгвенной северной страны — Гиперборея. Множатся статьи и книги, проводятся экспедиции, не бездействуют телевидение и радио. Пришло время подвести некоторые итоги, тем более прощаясь с уходящим веком и тысячелетием. Автор книги, которую читатель держит в руках, причастен к исследованию гиперборейской проблемы во всех се аспектах. После многочисленных ныступлений на данную тему в печати я перешел к практическим изысканиям на Русском Севере, которые были ознаменованы открытиями на Кольском полуострове следов и останков древней северной цивилизации. Сделан первый шаг в переосмысливании русской и мировой истории и ее хронологии. Впереди новые открытия в рамках исследовательской программы «Гиперборея — 2000: шаг из прошлого в будущее». Хотелось бы верить, что среди читателей обязательно найдутся новые энтузиасты, для которых Гиперборся — прародина человечества и праматерь мировой культуры — сделается подлинным светочем, помогающим преодолевать невзгоды сурового повседневного бытия.

В. Н. Демин,
доктор философских наук, руководитель научно-поисковой экспедиции «Гиперборея»


ЧАСТЬ I
ДИВНЫЙ ОСТРОВ СЧАСТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ

Гиперборея — слово, придуманное эллинами. Чтобы как-то назвать обитателей Крайнего Севера, чьи автохтонные варварские имена ими не признавались, они прозвали их в соответствии с воображаемой границей: «за северным ветром — Бореем». Греческое «гипер» переводится по-разному: «над», «за», «выше», «по ту сторону» — выбирай, что нравится, но со временем прижилось «за Бореем». Гипер + Борей = гипербореи, то есть «те, кто живет за Бореем — северным ветром». Отсюда и название северной страны — Гиперборея.

Распределение стран света «по ветрам» во все времена — дело вполне обычное. Кстати, по древнеримской традиции северный ветер именовался Аквилоном. О жителях Гипербореи сообщали многие античные авторы. Один из самых авторитетных ученых Древнего мира — Плиний Старший, писал о гиперборейцах как о реальном древнем народе, жившем у полярного круга и генетически связанном с эллинами через культ Аполлона Гиперборейского. В «Естественной истории» (IV, 26) дословно говорится: «За этими [Рипейскими] горами, по ту сторону Аквилона, счастливый народ (если можно этому верить), который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил. Солнце светит там в течение полугода, и это только один день, когда солнце не скрывается (как о том думали бы несведущие) от весеннего равноденствия до осеннего, светила там восходят только однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем. Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью. <...> Нельзя сомневаться в существовании этого народа [курсив мой. — В. Д.]».

Даже из этого небольшого отрывка из «Естественной истории» нетрудно составить ясное представление о Гиперборее. Первое — и это самое главное — она размещалась там, где солнце может не заходить по нескольку месяцев. Другими словами, речь может идти только о приполярных областях, тех, что в русском фольклоре именовались Подсолнечным царством. Другое важное обстоятельство: климат на севере Евразии в те времена был совсем другим. Это подтверждают и новейшие комплексные исследования, проведенные недавно на севере Шотландии по международной программе. Они показали, что еще четыре тысячи лет назад климат на данной широте был сравним со средиземноморским и здесь водилось большое количество теплолюбивых животных.

Впрочем, еще ранее российскими океанографами и палеонтологами было установлено, что в период с 30 по 15 тысячелетие до н. э. климат Арктики был достаточно мягким, а Северный Ледовитый океан был теплым, несмотря на присутствие ледников на континенте. Академик Алексей Федорович Трешников пришел к выводу, что мощные горные образования — хребты Ломоносова и Менделеева — сравнительно недавно (10 — 20 тысяч лет тому назад) возвышались над поверхностью Ледовитого океана, который сам тогда — и силу мягкого климата — не был полностью скован льдом. Примерно к таким же выводам и хронологическим рамкам пришли американские и канадские ученые. По их мнению, во время Висконсинского оледенения в центре Северного Ледовитого океана существовала зона умеренного климата, благоприятная для такой флоры и фауны, которые не могли существовать на приполярных и заполярных территориях Северной Америки. В русле тех же представлений Петр Владимирович Боярский — начальник Морской арктической комплексной экспедиции — успешно обосновывает гипотезу о Грумантском мосте, некогда соединявшем многие острова и архипелаги Ледовитого океана.

Убедительным подтверждением неоспоримого факта благоприятной климатической ситуации, существовавшей в прошлом, служат ежегодные миграции перелетных птиц на Север — генетически запрограммированная память о теплой прародине. Косвенным свидетельством в пользу существования в северных широтах древней высокоразвитой цивилизации является также находящиеся здесь повсюду мощные каменные сооружения и другие мегалитические памятники: знаменитый кромлех Стонхенджа в Англии, аллея менгиров во французской Бретани, каменные лабиринты Скандинавии, Кольского полуострова и Соловецких островов. Летом 1997 г. орнитологическая экспедиция открыла подобный лабиринт на побережье Новой Земли. Диаметр каменной спирали около 10 метров, и выложена она из сланцевых плит весом 10—15 кг. Это исключительно важная находка: до сих пор лабиринты на такой географической широте никогда и никем не описывались.

Сохранилась карта Меркатора, основанная на каких-то древних знаниях, где Гиперборея изображена в виде огромного арктического материка с высокой горой посередине. Вселенская гора прапредков индоевропейских народов — Меру — располагалась на Северном полюсе и являлась центром притяжения всего небесного и поднебесного мира. Любопытно, что, согласно просочившимся в печать ранее закрытым данным, в российских водах Ледовитого океана действительно существует подводная гора, практически достигающая ледяного панциря (есть все основания предполагать, что она, как и упомянутые выше хребты, погрузилась в морскую пучину сравнительно недавно).

Собственно, известны две карты Меркатора: одна принадлежит самому знаменитому картографу всех времен и народов Герарду Меркатору и датируется 1569 г., вторая издана его сыном Рудольфом в 1595 г., который себе авторства не приписывал, а опирался на авторитет отца. На обеих картах Гиперборея изображена достаточно подробно в виде архипелага из четырех огромных островов, отделенных друг от друга полноводными реками (что вообще дает основание считать Гиперборею-Арктиду материком). Но на последней карте, помимо самой Гипербореи, подробно выписаны еще и Северные побережья Евразии и Америки. Именно это и дает основание для аргументов в пользу подлинности самой карты, точнее — тех не дошедших до нас источников, на основе которых она составлена.

А в том, что такие картографические документы держали в руках отец и сын Меркаторы, сомневаться не приходится. На их карте изображен пролив между Азией и Америкой, открытый лишь в 1648 г. русским казаком Семеном Дежневым, но весть о сделанном открытии дошла до Европы не скоро. В 1728 г. пролив был вновь пройден русской экспедицией во главе с Вигусом Берингом, а впоследствии назван именем прославленного командора. Между прочим, известно, что, держа курс на Север, Беринг намеревался открыть в том числе и Гиперборею, известную ему по классическим первоисточникам.

На основе сделанных открытий пролив был картографирован в 1732 г. и лишь после этого стал по-настоящему известен во всем мире. Откуда же он тогда попал на карту Меркатора? Быть может, из того же источника, откуда почерпнул свои знания Колумб, отправлявшийся в обессмертившее его плавание отнюдь не по наитию, а располагая сведениями, добытыми из секретных архивов. Ведь стала в XX в. достоянием ученых и читающей публики карта, принадлежавшая некогда турецкому адмиралу Пири Рейсу: на ней изображена не только Южная Америка в границах, еще не открытых европейцами, но и Антарктида. По единодушному мнению экспертов-археографов, уникальная карта является подлинным документом и датируется 1513 г.

Пири Рейс жил в эпоху Великих географических открытий и прославился тем, что наголову разгромил объединенный венецианский флот, до этого считавшийся непобедимым. Правда, кончил прославленный флотоводец очень печально: его обвинили в получении большой взятки от противника и по приказу султана отрубили ему голову. Хотя сам адмирал далее Средиземного моря никогда не плавал, его конкретные картографические знания намного опередили открытия не только Колумба, Васко да Гамы, Магеллана и Америго Неспуччи, но и открытие Южного материка, сделанное русскими мореплавателями Беллинсгаузеном и Лазаревым только в 1820 г. Откуда же почерпнул сведения турецкий адмирал? Сам он секрета из этого не делал и на полях своего портулана собственноручно начертал, что руководствуется древней картой, созданной еще во времена Александра Македонского. (Удивительное свидетельство! Получается, что в эпоху эллинизма об Америке и Антарктиде знали не хуже, чем во времена, когда эти материки заново переоткрывались европейцами.) Но и это не все! Антарктическая Земля Королевы Мод изображена на карте свободной от кромки льда! По расчетам специалистов, последняя по времени дата, когда такое вообще было возможно, отодвинута от наших дней минимум на шесть тысяч лет!

Одновременно Пири Рейс выводит на чистую воду и Колумба. Оказывается, легендарный мореплаватель, чье имя давно стало нарицательным, пользовался секретными сведениями, о которых предпочитал умалчивать. «Неверный по имени Коломбо, генуэзец, открыл эти земли [имеется в виду Америка. — В. Д]. В руки названного Коломбо попала одна книга, в которой он прочитал, что на краю Западного моря, далеко на Западе, есть берега и острова. Там находили всевозможные металлы и драгоценные камни. Вышеназванный Коломбо долго изучал эту книгу...» К сожалению, северная часть карты Пири Рейса оказалась утраченной. Поэтому трудно судить о его познаниях, касающихся Гипербореи. Зато Северный материк хорошо прописан другими картографами XVI в., и в частности, французским математиком, астрономом и географом Оронцием Финеем. На его карте 1531 г. изображена не только Антарктида, но и Гиперборея (рис. 5). Столь же подробно и выразительно представлена Гиперборея на одной из испанских карт конца XVI в., хранящейся в Мадридской национальной библиотеке.

На карте Меркатора в соответствии с современными представлениями изображен и Кольский полуостров. «Экая невидаль!» — скажет кто-нибудь. А вот и нет! В XVI в. географические знания о Северной Европе и соответственно ее картографические изображения были более чем приблизительны. В «Истории северных народов» и знаменитой «Морской [северной] карте», составленной в первой трети XVI в. шведским ученым Олаусом Магнусом, Кольский полуостров описан и изображен как сомкнутый обоими концами с материком перешеек между Ледовитым океаном и Белым морем, а последнее, в свою очередь, представлено как внутреннее озеро и помещено чуть ли не на место Ладоги. Так что поклонимся в очередной раз великому Меркатору и его сыну.

Страбон в своей знаменитой «Географии» именует полярную оконечность Земли Туле (Тула). Судя по всему, это одно из автохтонных названий Гипербореи, ибо Туле как раз и занимает то место, где по расчетам должна быть Гиперборея-Арктида (точнее, Туле — одна из оконечностей Арктиды). По Страбону, эти земли расположены в шести днях плавания на север от Британии, и море там студнеобразное, напоминающее тело одной из разновидностей медуз — «морского легкого». Похоже, данный образ потребовался для передачи впечатления от шуги — кашицы из рыхлого льда перед замерзанием, которая помешала эллинскому мореплавателю Пифею (именно на него ссылается Страбон) проникнуть дальше на Север.

Одно из названий Гипербореи — Ultima Tule («самый далекий Туле»; иногда переводят — «крайний Туле»), с таким эпитетом утвердилось имя древней северной земли в мировой истории, географии и поэзии. Устойчивое латинское словосочетание, превратившееся в крылатое выражение, введено в оборот Вергилием в «Георгиках» (I. 30).

Где океан, век за веком, стучась о граниты,
Тайны свои разглашает в задумчивом гуле,
Высится остров, давно моряками забытый, —
Ultima Thule.
..............................................................................
Остров, где нет ничего и где все только было,
Краем желанным ты кажешься мне потому ли?
Властно к тебе я влеком неизведанной силой,
Ultima Thule.

Пусть на твоих плоскогорьях я буду единым!
Я посещу ряд могил, где герои уснули,
Я поклонюсь твоим древним угрюмым руинам,
Ultima Thule.

Валерий Брюсов

В греческом языке топоним-символ таинственного и недосягаемого Севера пишется через «тету» и воспроизводится в разных языках по-разному — и как Туле (Тула), и как Фуле (Фула). В русском языке принята одновременно и та и другая вокализация. Например, название знаменитой баллады Гете, написанной им в двадцатипятилетнем возрасте и впоследствии включенной в первую часть «Фауста», переводится нынче исключительно как «Фульский король». В немецком же оригинале четко значится «t»: «Еs wаг еin Кonig in Thule...» (дословный перевод: «[Жил]-был [один] король в Туле»). В «Фаусте» эту балладу напевает беззаботная Маргарита, еще не ведающая о своей несчастной судьбе. Между тем практически во всех переводах «Фауста» (а их на русском языке насчитывается до десяти), включая классические переводы В. Брюсова, В. Холодковского и Б. Пастернака, Тhulе передается либо как Фуле, либо как «фульский», хотя в оригинале Гете прилагательное не употребляется. Лишь Афанасий Фет, который также перевел обе части «Фауста», поставил в точном соответствии с оригиналом Туле (через «фиту»), но его перевод не переиздавался с конца XIX в.

Через «ф» — Фула — обозначается загадочная северная земля и в последнем переводе «Географии» Страбона; в остальных случаях чаще пишется Туле (Тула). Впрочем, сам отец европейской географии не смог сообщить о далекой полнощной стране ничего больше, кроме того, что смог позаимствовать из утраченных ныне сообщений античного мореплавателя Пифея. Тот первым, обогнув Британию, приблизился к кромке ледяной шуги, не позволившей ему достичь обетованного северного края. Начиная со II в. н. э. в античном мире получил широкое распространение роман Антония Диогена о путешествиях Диния, который после долгих скитаний достиг Ледовитого (Скифского) океана и расположенного в нем острова Туле (до нашего времени роман дошел лишь в византийском пересказе).

«Диний отправился путешествовать по ту сторону Тулы. <...> Он видел то, что доказывают и ученые, занимающиеся наблюдением за светилами. Например, что есть люди, которые могут жить в самых далеких арктических пределах, где ночь иногда продолжается целый месяц; бывает она и короче, и длиннее месяца, и шесть месяцев, но не больше года. Не только ночь растягивается, но соразмерно и день согласуется с ночью. Самым невероятным было то, что, двинувшись к северу в сторону луны, видя в ней некую более чистую землю, они достигли ее, а достигши, узрели там такие чудеса, которые во многом превзошли все прежние фантастические истории».

Но были и другие источники, к сожалению, также не дошедшие до наших дней. Об их существовании, однако, свидетельствуют фрагменты более удачливых авторов: их сочинения не канули в Лету, напротив, послужили исходной базой для древних и средневековых карт, где остров Туле изображался либо невообразимо большим, либо неправдоподобно маленьким, как, например, на карте, составленной на основе сведений древнегреческого географа Эратосфена Киренского (ок. 276—194 гг. до н. э.). В средние века древние сведения продолжали подкрепляться теми же полярными реалиями.

Имя свое от солнца получила Крайняя Фула:
Ибо летнее там в дни солнцестояния солнце
Вспять обращает лучи,
чтобы дольше они не светили;
Дни уводит оно, в непрерывную ночь погружает
Воздух темный над ней, одевает студеное море
Льдом, чтоб праздным оно,
для судов недоступное, было.

Гольфрид Монмутский «Жизнь Мерлина»
(Перевод С. А. Ошерова)

В знаменитой книге крупнейшего византийского историка VI в. Прокопия Кесарийского «Война с готами» также содержится подробнейшее описание «острова» Туле (Фуле):

«Этот остров Фула очень большой. Полагают, что он в десять раз больше Британии (Ирландии). Он лежит от нее далеко на север. На этом острове земля по большей части пустынна, в обитаемой же части живут тринадцать племен, очень многолюдных, и у каждого племени свой царь. Здесь каждый год происходит чудесное явление. Около летнего солнцеповорота в течение приблизительно сорока дней солнце никуда не заходит, но в течение этого времени непрерывно сияет над землей. Но месяцев через шесть (не меньше) после этого, около зимнего солнцеповорота, дней сорок солнце совсем не показывается над этим островом, и он погружен в непрерывную ночь. [Точнейшее описание полярных дня и ночи, к примеру, на широте северной оконечности Кольского полуострова или Новой Земли. — В. Д.] Это время живущие здесь люди проводят в полном унынии, так как они не имеют никакой возможности тогда сноситься друг с другом. Лично мне отправиться на этот остров, чтобы своими глазами увидать то, что мне рассказывали, хоть я и очень старался, никак не удалось».

Далее Прокопий подробно описывает образ жизни одного из племен, живущих в Туле, — скритифинов (другие авторы, например, Иордан, именуют их скререфеннами). В последней части древнего этнонима недвусмысленно прочитывается современное название народа — финны. Как и другие северные племена, древние тулейцы не носят обычной одежды и обуви, не пьют вина, не добывают себе никакого пропитания посредством возделывания земли. Они не пашут земли, мужчины и женщины заняты только охотой.

«Находящиеся там леса огромны, изобилуют дикими и другими животными, а равно и горы, которые поднимаются там. Скритифины питаются всегда мясом пойманных животных, а в шкуры одеваются, так как у них нет ни льна, ни приспособления, чтобы сучить нитки, но, связав звериными жилами кожи друг с другом, они таким образом закрывают все тело. И их младенцы вынянчиваются у них не так, как у остальных людей. Дети скритифинов выкармливаются не женским молоком, и сосут они не материнскую грудь, но выкармливаются только мозгом пойманных животных. Как только женщина родит, она заворачивает новорожденного в шкуру животного, тотчас же привешивает ее к какомунибудь дереву, кладет ему в рот мозг, а сама тотчас же отправляется с мужем на обычную охоту. Они все делают вместе и на это занятие охотой ходят вместе. Таков образ жизни этих варваров.

Но другие жители Фулы, можно сказать, все, не очень отличаются от остальных людей: они поклоняются многим богам и демонам (гениям), живущим на небе и в воздухе, на земле и в море, и некоторым другим мелким божествам, считающимся, что они находятся в водах источников и рек. Они непрерывно приносят всякие жертвы, приносят жертвы мертвым и героям. Из жертв они считают самой прекраснейшей принесение в жертву человека, который был их первым военнопленным».

Кровавый обычай человеческих жертвоприношений долгое время сохранялся по всему миру, особенно у народов, не затронутых цивилизацией. Так, вплоть до испано-португальских завоеваний и последующей англофранцузской колонизации он практиковался среди индейцев обеих Америк. В далеком прошлом, в эпоху глобальных геофизических и климатических катаклизмов, прапредки индейцев мигрировали из Туле на юг, заняв и освоив постепенно, в течение многих веков и тысячелетий, обширные территории Северной, Центральной и Южной Америки. Память о древней прародине долгое время сохранялась в некоторых принесенных с Севера названиях. Так, столица древнего центральноамериканского государства толетеков именовалась, как и сама прародина, — Тула. Да и сам этноним толетеки происходит от того же корня. Тольтекская столица (на территории современной Мексики) просуществовала до XII в. н. э. Предположение о лексической и смысловой сопряженности этнонима тольтеков и названия их главного города с легендарной приполярной территорией Туле в свое время было высказано одним из основоположников современного традиционализма Рене Геноном (1886—1951) в его знаменитом эссе «Атлантида и Гиперборея».

Тольтекская Тула с ее реставрированными памятниками (включая знаменитую пирамиду Кецалькоатля) — один из известнейших архитектурно-археологичсских комплексов Нового Света. Однако в данном случае нас интересует этимология тольтекского названия города:

1) восходит ли она к запредельно-древним временам, когда прапредки индейских племен вычленились из обшей этнолингвистической массы и начали свое миграционное шествие по американскому континенту, покинув общую прародину всех народов мира (предположительно, не ранее 40 тысяч лет до н. э.);

2) принадлежит ли она исчезнувшему народу, прибывшему с одного из погибших гипотетических материков или архипелагов Атлантиды или Арктиды;

3) является ли автохтонным — с учетом того, что сама культура тольтеков была кратковременной (в пределах трех столетий) и сравнительно поздней.

Но если даже остановиться на последнем возможном объяснении — нельзя отрицать, что сами тольтеки возникли не на пустом месте и не вдруг — у них были предки и прапредки, в словарном запасе которых непременно были слова с корневой основой «тул[а]». Кроме того, на месте разрушенной столицы государства тольтеков ранее существовал легендарный город индейцев науа — Толлан (или Тольян), чье название созвучно лексеме «тул». И эту цепочку поколений, тянущуюся в глубь веков, опять-таки можно проследить до начала распада единой этнолингвистической общности всех народов и языков мира *.

А что общего, скажем, между названиями русского города Тула и морского животного «тюлень»? Сразу видно — общий корень! Но почему? Макс Фасмер — автор самого подробного на сегодня, хотя и очень несовершенного четырехтомного «Этимологического словаря русского языка», — поясняет: к нам слово «тюлень» попало из восточносаамского языка, где оно звучит как tulla. У саамов смысл данного слова явно навеян памятью о древнем арктическом материке или архипелаге — Туле. От того же наименования Туле (точнее, от лежащего в его основе корня) происходят и различные русские слова с корнем «тул», включая и русский город Тулу.

Конечно, вряд ли российская Тула имеет прямое отношение (по принадлежности) к древнему Туле. Однако налицо самоочевидное свидетельство: прапредки русского (так же, как и саамского) народа вполне могли знать о существовании легендарной страны, название которой означало нечто скрытое и заветное — они-то и дали наименование тому месту, где впоследствии возник современный город Тула (дословно — «потаенное место»). Именно такой смысл имеет, согласно словарю Владимира Даля, понятие «тула». Это — «скрытое, недоступное место» — «затулье», «притулье» («тулить» — укрывать, скрывать, прятать и т. п.). Есть и другие русские слова с этим корнем: «туловище» — тело без учета головы, рук и ног (более чем фундаментальное понятие); «туло» — колчан в виде трубки, где хранятся стрелы (отсюда — «втулка»). Производными от той же корневой основы в русском языке являются слова: «тыл» — затылок и вообще — задняя часть чего-либо, «тло» — основание, дно (в современном языке сохранилось устойчивое словосочетание «дотла»); «тлеть» — гнить или чуть заметно гореть и т. д. (Интересно, что в финском языке слово tuli означает «огонь», то есть, как и русское «тлеть», связано с горением.) Тем самым имя города Тула имеет богатейшее смысловое содержание. Топонимы с корнем «тул» вообще имеют чрезвычайное распространение: города Тулон и Тулуза во Франции, Тульча — в Румынии, Тульчин — на Украине, Тулымский Камень (хребет) — на Северном Урале, река в Мурманской области — Тулома, озеро в Карелии — Тулос. И так далее — вплоть до самоназвания одного из дравидских народов в Индии — тулу.

О далекой северной островной земле Тулия, или Тули, наперебой сообщали и средневековые арабские авторы — географы, историки, космографы. Так, философ Аль Кинди (ум. в 961/962 г.) писал об огромном острове Тулия и большом городе на нем с тем же названием, расположенных «в северном конце обитаемой земли, под северным полюсом». Хотя упомянутая страна и окружена «великим морем», дальше нее плыть уже некуда — никакой другой земли в Северном (Ледяном) океане больше нет. Космограф Димешки, развивая данные сведения, подчеркивает, что земля Тулия населена славянами. Сказанное перекликается с известиями об Острове русов других арабских путешественников и купцов, побывавших на Руси в основном еще во времена язычества. Почти все они в один голос утверждали, что русские (и славяне) обитают на каком-то далеком острове. Данный факт, кстати, получил отражение в русских средневековых «Космографиях» и прилагаемых к ним каргах, где территория России вплоть до XVIII в. изображалась наполовину как архипелаг, острова которого вытянуты полукругом.

Архетип Острова широко распространен в мифологиях различных народов мира. Так, в карело-финских рунах, объединенных и литературно обработанных Элиасом Лёнротом в стройный текст «Калевалы», Остров (по-фински — Сара) — это далекая, забытая и во многом незнаемая северная прародина, откуда ведут свое подлинное происхождение многие герои. Например, одно из прозвищ Лёмминкяйнена — Сарилайнен (что переводится как Островитянин). Точно так же и Северная Страна Тьмы — Похъёла, — где разворачиваются многие события «Калевалы», имеет второе, более архаичное название — Сариола.

* * *

Гиперборея столь же знаменита, как и ее географическая сестра — Атлантида. Обе — звенья одной цепи, участь обеих одинакова: они погибли в результате мощного природного катаклизма. Но какие бы катаклизмы ни сотрясали Землю, всегда остаются неуничтожимые следы. Во-первых, чудом сохранившиеся свидетельства античных источников — разрозненные, противоречивые, но нисколько не утратившие своей ценности. Во-вторых, материальные памятники (точнее — то, что от них осталось по прошествии тысячелетий), сохранившиеся по периферии и на возвышенностях погрузившегося на дно материка — Арктиды-Гипербореи. Наиболее перспективными в этом отношении являются Кольский полуостров, край древнего солнечного божества — Коло, Карелия, Полярный Урал, Новая Земля, Шпицберген (русский Грумант) и другие северные территории. В-третьих, идейное гиперборейское наследие, дожившее до наших дней в виде мифологемы Золотого века.

Северная островная прародина однозначно отождествлялась в народной памяти со Страной счастья и царившим там некогда Золотым веком. Применительно к Похъёле-Сариоле символом такого неизбывного благополучия выступает мельница Сампо, способная обеспечить постоянным пропитанием и достатком любое количество людей. Античный мир создал более обобщенный образ — процветающие Острова Блаженных, царство любви, согласия и благоденствия, расположенное в Гиперборее, в северной части Океана, который по античным представлениям являлся бескрайней рекой, опоясавшей Землю. Острова Блаженных — Твердыня Крона и Царство Света, где, согласно Пиндару, «под солнцем вечно дни — как ночи, и ночи — как дни»:

Там горят золотые цветы [символика Золотого века. — В. Д.],
Возникая из трав меж сияющими деревьями
Или вспаиваемые потоками.
Там они обвивают руки венками и цепями цветочными
По правым уставам Радаманфа.

(Перевод М. Л. Гаспарова)

Радаманф (Радамант), сын Зевса и Европы — один из судей, решающих, кого допустить или не допустить после смерти в Северный рай, так как, согласно позднейшим представлениям. Острова Блаженных, сделались еще и прибежищем душ умерших. Впоследствии Острова Блаженных стали даже ассоциироваться и с Подземным царством Аида, где, несмотря на вселявшийся живым ужас, продолжали действовать законы справедливости: в подземный счастливый мир попадали души только достойных людей, которые устанавливали между собой естественную гармонию. То, что царство Аида находится не где-нибудь, а далеко на Севере, видно из Гомеровой «Одиссеи». Встреча главного героя поэмы с душами умерших происходит в царстве полярной ночи. Для общения с потусторонним миром Одиссею не пришлось спускаться ни в какие подземелья. Чтобы вызвать для разговора души умерших, нужно, оказывается, выкопать яму — длиной и шириной в локоть (но не где попало, а на краю земли и побережья океана, надо полагать, Ледовитого), совершить возлияние медом, вином и водой, а спустя некоторое время принести в жертву бесплодную корову и черного барана. Вот души и слетятся из-под земли, как мухи на сладкое. Детали эти вообщето не очень существенны для рассматриваемой темы. Важно одно — все описываемое происходит на Севере.

Воспоминания о счастливом прошлом индоевропейцев и о далекой северной прародине сохранились в священной книге древних иранцев «Авесте» и соответствующих главах величественной эпической поэмы Фирдоуси «Шахнаме». Здесь рассказывается о благословенном правителе Джемшиде (в «Авесте» это первопредок Йима), во время семисотлетнего царствования которого на Земле наступил Золотой век:

Земля отдохнула, раздоры забыв;
Джемшиду и зверь покорился, и див.
И славной людей одарил он судьбой;
Державный престол озарил он собой.
..............................................................
... Забыв о заботах, не помня кручин,
Под говор струны, за ковшами вина,
Вся знать пировала, веселья полна.
И люди тот праздник святой сберегли,
Как память о древних владыках земли.
Три века так жизнь беспечально текла,
Не знали в ту пору ни смерти, ни зла...

(Перевод Ц. Б. Бану-Лахути)

Другое название Страны загробного блаженства и счастья, перекочевавшее в средневековую, а затем и в современную культуру, — Элизиум, или Елисейские поля. На фундаменте этих архаичных представлений, в конечном счете, сформировалось и христианское понятие рая. Другими словами, подлинные истоки этого фундаментального представления находятся на Русском Севере. Но вначале был северный остров, пойменованный в древнеиндийской мифологии Шветадвипа. В «Рамаяне» — великом индийском эпосе, переполненном реминисценциями, так описывается блаженный край, где живут люди, не ведающие ни бед, ни забот: «Здесь находится великий Белый Остров (Шветадвипа) вблизи Млечного (Ледовитого) океана (Кширода), где обитают великие, могучие люди, прекрасные, как лунный свет. Они стройны и плечисты, наделены великой как физической, так и духовной силой, и голос их подобен грому». В «Махабхарате», в книге «Нараяния», также подробнейшим образом описывается светозарная Страна счастья — Шветадвипа (Белый Остров) «на севере Молочного моря», где живут «люди светлые, сияющие, подобно месяцу».

В русском народном мировоззрении данная мифологема Страны всеобщего счастья и индивидуального блаженства известна как апокрифические Макарейские (Макарийские) острова (что, собственно, является греческим эквивалентом Островов Блаженных: makarios означает «блаженный», «счастливый»):

На Макарийских островах,
Куда не смотрят наши страны,
Куда не входят смерть и страх
И не доходят великаны, —

На Макарийских островах
Живут без горя человеки,
Там в изумрудных берегах
Текут пурпуровые реки.

Там камни ценные цветут,
Там все в цветенье вечноюном,
Там птицы райские живут —
Волшебный Сирии с Гамаюном...

Константин Бальмонт

Итак, Гиперборея не просто социокультурный феномен. Гиперборея — это еще и мировоззрение. Можно даже сказать — философия. Именно гиперборейское идейное наследие в преломленном и символизированном виде дошло до наших дней в виде мифологемы Золотого века. Философия Золотого века утрачена вроде бы навсегда. И тем не менее она едва ли не генетически сохранилась в основных своих чаяниях и надеждах на лучшее будущее в памяти поколений и каждого отдельно взятого человека. Золотой век — эпоха справедливости, благоденствия и процветания первобытных людей, живших в мире и достатке, не знавших голода и болезней. Античные авторы однозначно связывали «золотое время» человеческой истории с северной Гипербореей и гиперборейцами — сильными, счастливыми, не ведавшими невзгод и болезней.

Гиперборейцы — потомки титанов, свидетели и участники титаномахии. На это прямо указывают античные авторы: «Гиперборейцы были титанического происхождения... Они взросли из крови бывших прежде титанов». Вспомним, морt вблизи Гипербореи именовалось Кронидским, по имени главы «партии титанов» Крона — отца Зевса. Да и сам Крон, если отвлечься от поздней проолимпийской версии о низвержении в Тартар, продолжал властвовать на Островах Блаженных, расположенных именно на широте Гипербореи и, скорее всего, просто тождественных ей. Жизнь на Островах Блаженных, как она представлялась и описывалась античными авторами, почти полностью совпадала с описаниями жизни гиперборейцев и мало чем отличалась от рая земного.

<...>

В память о Золотом веке и царстве счастья и добра, справедливости и изобилия справлялись самые веселые праздники древности — дионисии у греков и сатурналии у римлян. Все необузданное веселье рождественских карнавалов, святок, ряжения и колядования с подарками и игрушками, наряжанием деревьев (в настоящее время — в основном елки) и расцвечиванием их огнями — все это идет от дионисии и сатурналий, а еще раньше — от гиперборейских традиций. Вот одно из описаний — в стиле бурлеска — той стародавней счастливой и безмятежной жизни:

Там миром дышала природа кругом;
Постоянной он был ей стихией.
Не страх, не болезни рождала Земля;
Добровольно давала, что нужно.
Там в канавах златое струилось вино;
С калачами там сайки дралися.
Умоляю тебя: «Что же ты губы надул?
Знай, бери из нас ту, что белее!..»
.....................................................
Ни раба там мир не видел,
Ни рабыни никогда...

Средневековый манихейский текст, опирающийся на древнеиранские и иные источники, также хранит описание Царства Света, где обитают блаженные:

... Там места нет ни злобе и ни козням;
Рождение и смерть, разрушаемое и преходящее —
Всего этого лишено Царство Света...
Из сотен потоков, рек, озер и вечно бьющих ключей
Струится живая вода (амброзия), глубокая и чистая,
Ароматная и удивительная,
И в ней нельзя ни утонуть, ни захлебнуться;
Нет здесь и наводнения, несущего беду и разорение.
Здесь — драгоценные деревья, растущие в один ряд,:
Их драгоценные плоды всегда в соку, не вянут и не гниют,
Все они одинаковой величины и лишены червоточины,
Свежи, сочны, обильны и поистине вечно существуют.
Драгоценная Страна Света беспредельна,
Искать ее край и берег бесполезно;
Поистине, она свободна от малейшего угнетения,
В ней нет нужды и убытка,
Здесь каждый движется, как хочет,
Живет по своей вольной воле.

В памяти северных народов смутные воспоминания о Золотом веке закодированы в форме разного рода мифологем. У карело-финских народов, например (как уже говорилось), она запечатлелась в виде образа-символа волшебной мельницы Сампо (по-саамски — Сайво), которая расширилась до размеров Страны изобилия, существующей в потустороннем мире.

В русском фольклоре также имеется рудиментарная память о чудесной мельнице — символе вечного изобилия и счастья. Это — известный сюжет о волшебных жерновках, их герой сказки добывает на небе, взобравшись туда по стволу и ветвям огромного дуба (коррелят Мирового Древа). В середине прошлого века в Смоленской губернии была записана и другая побасенка, впитавшая народные представления о Золотом веке. Речь идет о фантастической Небесной избушке, у нее «стены из пирогов, печка из блинов, столы сырные, лавки пряничные, и всего в ней довольно: и масла, и творога, и меда». Вообще есть все основания полагать, что большинство эпизодов волшебных сказок, связанных со счастливой жизнью и благоденствием (особенно в конце), есть не что иное, как архетип Золотого века, сохраняемый (независимо от чьих бы то ни было воли и желания) в коллективной бессознательной памяти народа о счастливом прошлом и передаваемый, как эстафета, от поколения к поколению.

Классической мифологемой перманентного достатка является и знаменитая скатерть-самобранка, а такжe образ Золотого царства, рассказ о котором предваряет присказка о месте, где текут молочные реки с кисельными берегами. (Нелишне также вспомнить еще раз, что символический образ «молочных рек» напрямую сопряжен с Молочным морем — так в старину именовался у индоевропейцев покрытый белым снегом и льдами Северный Ледовитый океан.) Мифологема «молочные реки» присутствует и в известных описаниях Золотого века у античных авторов:

Не отдыхая, поля колосились в тяжелых колосьях,
Реки текли молока, струились и нектара реки,
Капал и мед золотой, сочась из зеленого дуба.

Это — Овидий. Ранее Гесиод описывал Золотой век еще детальнее:

Создали прежде всего поколенье людей золотое
Вечно живущие боги, владельцы жилищ олимпийских.
Был еще Крон-Повелитель в то время владыкою неба.
Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,
Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость
К ним приближаться не смела. В пирах они жизнь проводили.
А умирали, как будто объятые сном. Недостаток
Был им ни в чем не известен. Большой урожай и обильный
Сами давали собой хлебодарные земли. Они же,
Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства...

Похожие характеристики Золотого века и — его привязку к северным регионам можно обнаружить в других первоисточниках. Священная книга древних иранцев — «Авеста» — рисует царство первопредка Йимы, где не было ни зноя, ни холода, ни боли, ни смерти. Фирдоуси в «Шахнаме» уточняет: «Не знали в ту пору ни смерти, ни зла». Индоевропейская общность тогда еще не была расчленена. Впоследствии грянули морозы
и сковали землю, они-то и заставили прапредков современных иранцев мигрировать в южном направлении. Но и в сопредельных культурах Евразии и других континентов сохранились воспоминания о счастливом прошлом. Так, на островах Океании зафиксированы предания о сказочной эре изобилия и блаженства. Островитяне верят, что рано или поздно все умершие предки когда-нибудь вновь вернутся домой на кораблях, груженных богатством и припасами, и на островах вновь наступит Золотой век.

В китайских преданиях расцвет идеальных общественных отношений связывается со временем царствования легендарных императоров Яо и его зятя и преемника Шуня (последний, кстати, обладал способностью летать, подобно птице, на собственноручно изготовленных крыльях — прямая аналогия с древнегреческим Дедалом). Китайцы были убеждены, что жители далекой Страны счастья, недосягаемой для порочных людей, владеют секретом продления жизни. Поиски и приобретения эликсира бессмертия превратились в навязчивую идею для многих владык Поднебесной империи. Ради достижения заветной цели формировались и отправлялись во все концы света сухопутные отряды и морские флотилии. Некоторые из них достигали полярной кромки льдов, принимая их за облачную землю, уводящую прямо на небо. Посланцы императоров ни с чем возвращались домой, где рассказывали и записывали чудесные истории: «Да, мы видели далеко на севере прекрасные высокие горы, подпирающие край неба». Однако при приближении кораблей священные горы, ослепительно сверкая, начинали погружаться в пучину. Или налетал неожиданный шквал, и судно останавливалось. С корабельных мачт отчетливо различались и люди, и дома, и деревья, и животные, и птицы. Все свидетельствовало о достатке и благополучии.

Да и сами аборигены Севера от поколения к поколению передавали захватывающие предания о Стране счастья, которая некогда процветала на территории Арктики. Более того, следы ее не затерялись и сейчас. Еще в 1924 г. советский этнограф (и будущий писатель) Степан Григорьевич Писахов (1879—1960) слышал и записал на Новой Земле от старика-ненца удивительную историю:

«Если пройдешь льды, идя все к северу, и перескочишь через стены ветров кружащих, то попадешь к людям, которые только любят и не знают ни вражды, ни злобы. Но у тех людей по одной ноге, и — каждый отдельно — они не могут двигаться, но они любят и ходят обнявшись, любя. Когда они обнимутся, то могут ходить и бегать, а если они перестают любить, сейчас же перестают обниматься и умирают. А когда они любят, они могут творить чудеса».

Достаточно концентрированное и обобщенное воспоминание о Золотом веке на севере Евразии сложилось и в древнеиндийской мифологии. Никогда не переставали удивлять слушателей устных преданий подробности о волшебной Стране счастья, где «не было ни болезней, ни обмана, ни зависти, ни плача, ни гордыни, ни жестокости, не было ссор и нерадивости, вражды, обид, страха, страданий, злобы и ревности». Страна изобилия и счастья однозначно связана в представлении прапредков индийцев и других индоевропейцев с Полярной горой Меру — обители первотворца Брахмы и первоначального места пребывания других индийских богов. Вот как описывается благословенная полярная прародина и царящий там Золотой век в 3-й книге «Махабхараты», носящей название «Араньякапарва» («Лесная»):

«На тридцать три тысячи йоджан (раскинулась) золотая гора Меру, царица гор. Здесь (расположены), о Мудгала, сады Богов — Нандана и другие благодатные места отдохновения праведников. Там нет ни голода, ни жажды, ни усталости, нет страха холода или жары, не бывает ничего неблагого или такого, что вызывает отвращение, нет никаких болезней. Всюду там веет нежными ароматами, всякое прикосновение приятно. Отовсюду там, о мудрец, льются звуки, чарующие душу и слух. Здесь нет ни
печали, ни старости, ни тревог, ни страданий».

Не правда ли, приведенный отрывок нам что-то напоминает? Ну конечно же, описание Плинием Старшим счастливой жизни гиперборейцев! Некоторые обороты совпадают почти текстуально!

Cогласно представлениям индоариев, которые сформировали ядро своей идеологии на полярной прародине, владыкой Севера и хранителем традиций Золотого века является бог богатства Кубера. Одновременно он является и властелином подземного царства. Первоначально Кубера никаким богом даже и не был. К сонму бессмертных небожителей его причислили за подвижническую жизнь и благочестие. С тех пор Кубера
и стал стражем Севера. На отрогах Вселенской горы Меру. Кубера владел райским садом, но предпочитал жить под землей, где скопил несметные богатства. Кстати, имя древнего бога Севера созвучно с именем саамского исполина Куйвы, чье стометровое наскальное изображение вознеслось над священным Сейдозером в самом центре Русской Лапландии, где недавно были обнаружены материальные следы и памятники, восходящие к гиперборейским временам. <...>


--------------------------------------------------------------------------------
КРАТКАЯ СВОДКА СОВПАДАЮЩИХ И СХОДНЫХ СЛОВ
РУССКОГО ЯЗЫКА И САНСКРИТА
Составитель Н. Р. Гусева

http://www.junik.lv/~time/tilak/supplement2/a.htm

ОПЫТ РАСШИФРОВКИ ЧЕРЕЗ САНСКРИТ
НАЗВАНИЙ ВОДОЁМОВ РУССКОГО СЕВЕРА
Составитель кандидат ист. наук С. В. Жарникова (г. Вологда).
консультант Н. Р. Гусева

http://www.junik.lv/~time/tilak/supplement3/a.htm
Ответить