Было дело - работала я в школе. Работала последнее время так, что можно было сказать, что и не работала вовсе, во всяком случае, я под словом "работать" подразумеваю другое. Дисциплина, которую я вела, популярностью совсем не пользовалась. А поскольку до торжественного моего выхода на пенсию оставалось каких-то полгода, то никто ничего не предпринимал и меня никто не трогал, поскольку относились ко мне там очень хорошо - за прошлые заслуги. Было как-то пару раз, предлагала я администрациям в школах, в которых работала, какое-нибудь мероприятие по народной вышивке устроить - лекцию или урок(как теперь скажут - мастер-класс). Но реакции не было вообще никакой, а смотрели странно. Я смирилась с собственной невостребованностью. А тут думаю - надо бы как-то соответствовать хорошему ко мне отношению - устроить напоследок что-нибудь полезное и красивое. О чём я и сказала завучу, которой выпала доля терпеть моё тунеядство. Редчайший случай - завуч откликнулась с энтузиазмом. И мы начали подготовку - обговаривали идею выставки, формат, технические средства, экспозиционный инвентарь, организационные вопросы, то и сё. Подключилась ещё одна учительница, которая со следующего учебного года должна была сменить теперешнюю завуч( а она соответственно переходила на другой ответственный пост в этой же школе). И будущая завуч тоже отнеслась к идее с большой заинтересованностью и ответственностью, поэтому втроём мы готовили мероприятие дружно и со взаимопониманием, что само по себе - подарок судьбы. Название выставки я выбрала скромненько: "Народное искусство России". Назначена была и дата - 20 марта - последний учебный день третьей четверти(моё требование было - ограничиться одним днём).
Так получилось, что в последние годы я почти не имела практики публичных выступлений, а на интересующие меня темы разговаривала почти исключительно с самой собой за полной непопулярностью этих тем у окружающих меня людей. И вот я вдруг понимаю, что неотвратимо приближается назначенный день, а я даже не знаю - как и что я буду говорить. Аудитория была выбрана 2-4 классы. А как им рассказывать про народное искусство? А как со временем? Было решено, что я проведу 4 экскурсии по 45 минут, на которые мне будут приводить примерно по полтора класса. Мне казалось, что я скажу им всё, что смогу, за 10 минут, и что я с ними буду делать ещё 35??? Но, забегая вперёд, отмечу престранный факт - имея на руках лишь предварительные ТЕЗИСЫ, и ни разу не проговорив текст заранее, я на первой же экскурсии, сказавши ровно столько, сколько хотела, закрыла рот ровно за 1 секунду до звонка с урока!
Экспонаты отбирались до самого последнего дня. Их ещё надо было упаковать по коробкам.
19 марта в 16-00 за мной должна была приехать на машине завуч, экспонаты следовало доставить в школу и смонтировать выставку в этот же день, чтобы с самого утра 20-го прийти на готовенькое и сразу со звонком начинать экускурсии.
18-го я весь день провела в сборах и обдумывании логики лекции, сделала много лишнего, что и не понадобилось, поскольку просто по времени не влезло бы. От лишней работы и неопределённости с речами и прочим страшно переутомилась, но к назначенному времени 19-го отошла от перенапряжения и была готова к новым трудовым подвигам.
Очень кстати( бывают же такие совпадения) на работе у моего мужа именно в этот момент произошла какая-то заминка, и он оказался свободен именно в это время, так что коробки были перетащены из дома в машину и из машины в класс с должной осторожностью и бережностью.
На монтаж экспозиции ушло более 3-х часов. Когда мы с завучем закончили работу, было 20-00. И мы поздравили себя с верным решением готовить экспозицию заранее - это только кажется, что "быстренько развесим и расставим"!
На следующий день, вошедши в класс, в лучах весеннего сонца, пробивавшиеся сквозь жалюзи, я увидела чУдную жизнерадостную картину. Картина - вот она, а о дальнейшем я расскажу в следующих сообщениях.
Вид от входа:
Слева - экспозиция рушников, на столах - полотно льняное и конопляное, полотенца, станушки, скатёрочки:
За ними - на экране компьютера - слайд-шоу наличников, на стеллаже - колокол, хлеб-соль на рушнике, методические материалы:
Колокол отдельно:
Хлеб-соль отдельно(рушник, кажется, воском заляпан):
Далее на столах соответственно:
- игрушки глиняные (каргопольская, абашевская, ковровская, прочие свистульки):
- дерево резное и расписное, деревянные игрушки:
- детали наличников:
Завершаем круг, у окон - ещё одна текстильная экспозиция. Здесь рубахи и подолицы:
Далее стояли ещё пяла(их мне сделал муж) с запяленным домотканым льном и переведённым рисунком для вышивки полотенца, иголка была воткнута, рядом в резном ящичке-шкатулке лежали нитки и ножницы. Кадра у меня нет, а жаль( здесь их загораживает вешалка с рубахами). Работа эта не понадобилась - ещё один блок со всем этим в мою программу уже просто никак не вмещался по времени. Ружьё было повешено, но не выстрелило.
-------------------
Выставка в школе - март 2009. Сообщение номер 2. Ход экскурсии. Часть 1.
Перехожу к отчёту о самой экскурсии. Здесь будет много диалогов и прямой речи, поэтому, чтобы не мучиться, я свою речь даю синим цветом, а детские ответы(документально точно) - красно-кирпичным.
Как я уже говорила, из 2-4 классов сформировали 4 группы ( по пол-класса добавляли к другим классам, чтобы охватить всех ), и я должна была повторить свою экскурсию 4 раза на первых четырёх уроках. Преодолев свою "совиность", я как жаворонок прискакала к первому уроку и облачилась в свою недовышитую чувашскую рубашку. Завучи свою работу выполнили очень чётко - точно со звонком детей мне приводили учителя начальной школы.
Дети заходили, учителя им велели рассаживаться по стульчикам и скамейкам, которые были расставлены полукругом с видом на рушниковую часть экспозиции. Потом учительница выходила на середину, где я её приветствовала Здравствуйте гости дорогие! Добро пожаловать на выставку "Народное искусство России"и угощала хлебом-солью(соли не было):
(поскольку в своём журнале я не афиширую свои паспортные данные, то изображения откадрированы соответствующим образом)
Всех учителей предупредили, что встречать будут хлебом-солью, и что надо будет подыграть - крошку отломить и съесть( или вид сделать), а хлеб похвалить. Что и было разыграно как по нотам.
Спрашиваю Понравилась ли встреча? , отвечают Понравилась!
А что понравилось? Почему понравилось-то?
-красиво
-приветливо
-с уважением
-потому что русское народное
А почему так воспринимается?
Хлеб-соль я уже к тому времени поставила на стул,специально водружённый для этого на стеллаж. Теперь беру тарелочку с хлебом отдельно и показываю, как бы получилось моё приветствие без рушника А если бы я так встретила?
Нет, это совсем не то!
Подвожу к тому, что очень важную роль играет рушник, без него так красиво и торжественно не получится. Отставляю хлеб, беру рушник.
А что мы видим на рушнике?
- узоры
- птица
Какая птица? А ну-ка обернитесь, посмотрите на доску, что там такое у нас прикреплено?(как и было договорено, герб был прикноплен к доске заблаговременно)
- ДВУХГОЛОВЫЙ орёл!
Отлично - пятёрка! Конечно, это наш двуглавый орёл, древнейший символ, и на государственном гербе России он оказался не случайно. Издавна повелось, что на рушниках и полотенцах тоже изображены двуглавые орлы
Здесь я показываю на кролевецкие рушники - на фотографии это 8 рушников слева:
Вот они - двуглавые орлы на рушниках. Вот здесь они вытканы красным по белому фону, а здесь - белым по красному фону.
Обычай встречать гостей хлебом-солью на красивом узорном полотенце или на рушнике(так назывался этот предмет на Юге России и на Украине) очень старый. Представим себе русскую деревню этак лет 500 назад. Встречают гостей. А где же взять рушник?"
- купить!
А где купить? Магазина-то нет!
- сшить!
А ткань где взять?
- из ниток соткать!
Пятёрка! Правильно - соткать. В каждом деревенском доме стоял небольшой деревянный ткацкий станок, на котором ткали ткань для одежды и для полотенец.
Но откуда взять нитки?
- спрясть!
Из чего?
- из растений
Из каких растений?
- из хлопка!
Так ведь хлопчатник у нас не растёт. Он растёт в Средней Азии!
- из льна!
Пятёрка! Конечно, из льна. Кто видел , как растёт лён?... Это такой тоненький не очень высокий стебелёк с узенькими листочками и маленькими бледно-голубыми цветочками.
Далее я показываю советского времени методический материал о производстве льняной ткани:
Маленькое отступление. Уже после работы коллеги спрашивают: "А какие замечательные наглядные материалы. Где вы их достали?" Свом ответом я их сразила наповал: "На помойке!" И это правда. В другой школе нашего околотка делали ремонт, что послужило весомым поводом к массовому выбрасыванию всякого рода скопившихся в классах ненужных вещей. На заднем дворе в куче строительного мусора в перемешку с выпавшим снегом я увидела несколько коробок. На коробки я всегда обращаю внимание - мне всё никак не удаётся рассортировать свою коллекцию удобным и окончательным способом. Я двинулась на штурм мусорной кучи. Муж мой возопил: "Пойдём-пойдём-пойдём... Нечего! Хватит!!!" Но я не собиралась упускать ТАКИЕ коробки - плоские и из плотного картона, хорошо держащие форму. И вот я вырыла штук 5-6 таких коробок. Это оказались выпущенные в 80-е годы методические наглядные материалы по производству льняных и шерстяных тканей. Я не публикую здесь номер школы ( да это и не школа, это ЦО - Центр Образования, ведь этот статус просто так не дают - тут нужны серьёзные усилия!). В этом ЦО учителя считают мусором такие вещи - не нашлось там человека, который остановил бы неразумную тётю или обратил бы внимание на состав мусорной кучи. Снежок я смахнула и коробочки принесла домой. Освободила две из них, переложив содержимое в другие. Теперь в этих двух размещаются на подложках, обёрнутых льняной тканью, пудожский и заонежский раритеты соответственно, они нуждаются в бережном хранении, особенно пудожский - он в отчаянно плохом состоянии и кантовать его смерти подобно.
Посмотрим на содержимое коробки. На обратной стороне крышки:
В коробке - три картонки:
Несмотря на то, что авторы этого материала, по-видимому, не овладели всеми тонкостями изящной словесности("собственно-текстильное производство" - м-м-м, была бы я редактором, это не пропустила бы...), следует признать, что и задуман, и воплощён материал разумно.
Картонки я последовательно проносила по рядам, мои коллеги чутко помогали на подхвате. Разрешала потрогать все полуфабрикаты - чтобы на ощупь знали:
Попутно рассказываю про то, как треплют и мнут стебли, прежде чем получить кудель - полуфабрикат для прядения.
Потом прядут нити из кудели. Помните? "Три девицы под окном пряли поздно вечерком..." Вот так они и пряли... Здесь показываю городецкую тарелку:
А уж потом - ткали. Помните? " Кабы я была царица, я на весь бы мир одна наткала бы полотна..." И вот какое полотно получалось: Тут проношу по ряду рулон домотканого льняного полотна, разрешаю потрогать, чтобы лучше почувствовали и запомнили:
А ещё полотно делали из конопли. В северных и западных губерниях - из льна, а в южных и восточных - из конопли. До революции Россия славилась экспортом не нефти, а грубого конопляного волокна - пеньки, из которой делали верёвки и канаты, в том числе и для морских судов. Такие канаты самые прочные и не боятся разрушительного воздействия солёной воды. Из более нежных волокон делали конопляное полотно по той же технологии, что и льняное. Конопляное полотно очень похоже на льняное, но оно немного мягче и "теплее" на ощупь, и немножко более "мохнатое". Здесь проношу по ряду рулон домотканого конопляного полотна, разрешаю потрогать руками:
А из чего ещё делали одежду в старину?
- из шкур
да, зимние тулупы и шубы
- из шерсти
да, для зимней одежды использовали ткань из шерстяных ниток. А летнюю одежду? Из какого растения? Вы все отлично это растение знаете! Что же это за растение такое?
Вопрос непростой. Я бы ещё лет 6 назад на него не ответила бы. Мозговой штурм был успешным только в одном классе - на вопрос ответила одна учительница. Впрочем, понятно, что вопрос задавался более для создания интриги в рассказе, нежели в надежде получить на него ответ.
Выставка в школе - март 2009. Сообщение номер 3. Ход экскурсии. Часть 2.
Итак, как и полагается, я закончила своё предыдущее сообщение на самом интересном месте, с которого теперь и продолжаю:
А из чего ещё делали одежду в старину?
- из шкур!
да, зимние тулупы и шубы
- из шерсти!
да, для зимней одежды использовали ткань из шерстяных ниток.
А летнюю одежду? Из какого растения? Вы все отлично это растение знаете! Что же это за растение такое?
В одном классе на вопрос ответила учительница начальных классов:
"Из крапивы? Просто сказку Андерсена спомнила..."(Оживить в памяти сказку "Дикие лебеди" можно, например, здесь: [url=http://www.erlib.com/Ганс_Андерсен/Дикие_лебеди/1/]http://www.erlib.com/Ганс_Андерсен/Дикие_лебеди/1/[/url] )
Именно так! Для рубах полотно делали и из крапивы! Почти как в сказке Андерсена "Дикие лебеди", где девочка должна была соткать из крапивы рубашки, чтобы её братья, превращённые злым волшебством в лебедей, опять приняли человеческий облик. Как говорится: "Сказка - ложь, да в ней - намёк, добрым молодцам урок!" Полотно из крапивы получалось почти такое же как из льна и конопли.
- А оно не жгло?
Нет, потому что жгут только свежие зелёные листья, а в процессе получения волокна крапиву как следует высушивают, а потом ещё длительно вымачивают.
Известно, что два маленьких народа, ханты и манси, ещё каких-то 100 лет назад вырабатывали из крапивы домотканое полотно, из которого шили потом рубахи и украшали их великолепнейшей вышивкой красными и синими шерстяными нитками. Таких рубах до настоящего времени сохранилось всего несколько экземпляров, находятся они в музеях Санкт-Петербурга, Хельсинки, Будапешта, Омска, Тамбова и некоторых сибирских городов. Поэтому я не могу вам их показать, зато могу показать фотографию одной из таких рубашек в книге - Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям:(см. о рубахах обских угров здесь: Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям )
Известно, что ещё 100 лет назад в Рязанской губернии маленькие девочки сами делали из крапивы нитки для шитья одежды своим куклам, потому что матери им покупных ниток для этого не давали - покупные нитки были дороги. Вот девочки и воспроизводили весь технологический процесс обработки крапивы, чтобы напрясть ниток.(Это нашла я в интереснейшей книге Геннадия Федотова "Плетение из трав", ... )
И вот, полотно соткано. Иногда узор выполняли в процессе ткачества, как на этом вологодском полотенце, трогать его нельзя: (кажется, я это полотенце ещё в журнале не публиковала)
[/url]
...а иногда узор вышивали уже на готовом полотне, как на другом вологодском полотенце:( и это тоже, кажется, не публиковала)
После чего я детей подняла и построила полукругом перед рушниковым стендом.
Показывая на кролевецкие рушники говорю Вот эти рушники - тканые, а вот эти - вышитые(показываю на 4 рушника справа Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям ) А что на них изображено?
-цветы
-листья
-ягоды
-ваза
За все ответы я раздаю пятёрки и продолжаю:
Это Древо Жизни - один из самых древних сюжетов народного искусства очень многих народов.
Вот здесь разложены полотенца и другие предметы из полотна, украшенные красивыми узорами:
На Юге России полотенца называли рушниками, а на Севере - полотенцами. Но это, конечно, не простые полотенца, которыми, умывшись, вытирали лицо и руки - для этого использовали совсем простые полотенца и называли их утиральниками. А красивые узорные полотенца использовались в обрядах. Например, на них подносили дорогим гостям хлеб-соль, ими связывали руки жениху и невесте на свадьбе - чтобы семья была крепче, рушник вешали на икону так, что концы свешивались по сторонам. Всегда особенно любили рушники на Украине. С рушником украинцы родятся, женятся, трудятся, молятся и веселятся, с рушником украинцы умирают.
Посмотрим, а что же ещё делали из полотна и что украшали узорами - ткаными и вышитыми.
Вот небольшие скатёрочки, в старину их называли "полустоловками". Когда девушка выходила замуж, то существовал вот какой обычай. Невеста причитала, показывая, как горестно ей расставаться с родительским домом, брала скатерть за уголок, шла к двери. Скатерть тянулась за ней - скатерть была важным элементом такого вот обряда прощания с родительским домом - это был почти спектакль.
Очень красивыми узорами украшались подолы женских рубах. В северных губерниях рубаху сшивали из двух частей, и когда верхняя часть изнашивалась( при этом нижняя часть ещё была в хорошем состоянии), то её заменяли на новую, а нижняя часть, которую назвали станУшкой, служила своей хозяйке дважды. Вот здесь мы видим две станушки с очень красивыми мастерски выполненными ткаными узорами. А теперь поворачиваемся там, где стоим, лицом к окошкам . Таким образом группа стоит уже лицом ко второму сегменту текстильной экспозиции с рубахами и подолицами.
Самая нижняя часть станушки, которая украшена ткаными или вышитыми узорами, называется подолицей. Вот здесь вы видите несколько подолиц с ткаными узорами, есть пошире, есть поуже, но все очень красивые.
Вот рубаха из Рязанской губернии. Руква украшены вытканными красными полосами и мелкой вышивкой.
Примечание. Это рубаха из Секирина, пока ещё не выложенная, как и поступившие позже ещё две рубахи из того же многострадального Секирина, о котором чуть не с мучением пишет во вступлении к своей книге Сергей Глебушкин. Пишет том, КАК в Секирине было раньше, когда чуть не в каждом доме могли одеться в бесподобные костюмы своих бабушек. И вот, рассказывает Сергей Глебушкин, побывал он там не так давно ещё раз - как шаром покати, как Батый прошёл! А всего лишь проехали перекупщики - "санитары леса", да всё и скупили.
1. Вроде как перекупщики, получается, люди нехорошие. Тут я с Глебушкиным относительно солидарна - бывают перекупщики, которые у меня тоже вызывают только содрогание. Это хищники, невежественные, безнравственные, алчные(кстати, бывают и среди скупщиков милейшие люди!). Но есть и другая сторона - а местные-то зачем продавали, да ещё и за копейки? Они что - жертвы перекупщиков? Нет, они намно-о-о-ого хуже. Да как ко мне перекупщик подойдёт, да так и отойдёт. Сыта-обута хоть как-то? И ладно - пусть идёт лесом, не продам ничего! Ведь продают не потому, что голодные дети опухшие по лавкам помирают. Продают, потому что им это совершенно не нужно, что не видят они в этом ничего, кроме тряпья, за которое какие-то дураки деньги платят - на бутылку хватит.
2. Слыхала, что Глебушкин интернет особенно не читает. Но если начнёт таки читать, для Глебушкина пишу: "Глебушкин, не плачь! Три рубашки из Секирина у меня в отдельных пакетах под номерами хранятся, пока жива - забочусь. А вот насчёт того, как дальше, конечно, вопрос. Музеям, этим садистам - мучителям любознательного народа, скажу прямо, нет никакого желания что-либо завещать ..."
А здесь на вешалке - рубахи из разных украинских губерний. Полтавщина, Екатеринославщина - всюду рубахи вышивались по-своему. Вот эти полтавские рубахи вышиты в технике, которая на Украине называется "выризування", у нас -вырезы, а в Норвегии - хардангер. Про хардангер у нас много книжек в магазинах продаётся, а про нашу вышивку - нет, вот и думают люди, что хардангер - это где-то там, в Норвегии. А он и у нас здесь чуть не в каждой губернии, и никакой он не хардангер, а - "вырезы", просто и понятно.
Вот эта рубаха - миргородская, из мест, где происходили события, описанные в повестях Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". Вот эти - с Екатеринославщины. Город Екатеринослав называется теперь Днепропетровск. Эти рубахи отличаются от рубах соседних губерний тем, что вышиты они чёрным по белому:
Примечание. Рубахи ещё вообще не выкладывала, а их куча. Общий вид сложно сфотографировать - нет у меня ни манекена, ни какого-нибудь эрзац-манекена. И времени не хватает.
Показываю полтавские рубахи, вышитые белым по белому.
А на этих рубахах вышивка есть?
-Нет!
Точно нет?
-Ой, есть, есть!
Да, это вышивка белыми нитками по белому полотну. Она тоже очень красивая, хотя в глаза не бросается.
Стоя на том же месте начинаю новый поворот темы. Та-а-ак. Женщины пряла, ткала, вышивала, еду готовила, за детьми смотрела... А мужчины что делали - на печи лежали, как Емеля ?
-Не-е-ет!
А что же они делали?
-Охотились!
Было дело, а что ещё?
В поле работали!
Так в поле все работали - от мала до велика...
-Дрова рубили!
Хорошее дело! Дрова нарубили, а куда их девать-то? На что они?
-В печку!
А печка где? В поле стояла?
-Нет, в доме.
А дом откуда взялся?
Мужчина дом строил!!!
Правильно, пятёрка! И мало того, что он его строил, так он его ещё и украшал очень красивой резьбой - это было настоящее искусство.
У нас главный строительный материал был всегда - дерево. Именно из дерева и были выстроены на Руси все крестьянские дома, и многие дома в городах.
Теперь развернулись там, где стоим - смотрим на компьютер.
На экране - слайд-шоу наличников.
Это вот эти наличники из вошедшей в состав Талдома деревни Высочки: [url=http://ehidnazevaka.livejournal.com/2010/02/09/]http://ehidnazevaka.livejournal.com/2010/02/09/
Что там такое?
-Окна!
-Узоры!
Из 5 классов нашёлся только 1 ученик, который сказал "Наличники" ! Так что в остальных случаях приходилось самой говорить: "Наличники".
А наличники украшены резьбой - очень разнообразной
Показываю на экране наличник:
А что здесь изображено?
-Двуглавый орёл!
Где-то, кажется, мы его сегодня уже видели?
-На рушниках!
Точно! Пятёрка! Очень часто мы видим одни и те же сюжеты на рушниках и на наличниках - всё это самые распространённые темы народного искусства - Древо Жизни, двуглавый орёл и другие.
А это что?
-Птицы
-Драконы
Подходим к столу с фрагментами наличников:
По бокам в навершии наличников могли быть вот такие украшения - как капители колонн на городских домах. А в навершиях располагались вот такие интересные существа.
Помните у Пушкина: " Там на неведомых дорожках следы...
... невиданных зверей!
Вот они - невиданные звери!
Как видите, мы даже рты раскрыли от удивления:
Но вот дом построен и украшен резьбой. Оказывается, что и в доме было много мужской работы. Надо было изготовить множество всяких приспособлений для разной работы и утвари для хозяйства.
Здесь мы переходим к следующему сегменту экспозиции:
продолжение ниже
http://tradtextil.livejournal.com/77333.html
1. http://tradtextil.livejournal.com/77632.html
2. http://tradtextil.livejournal.com/77863.html
3. http://tradtextil.livejournal.com/78393.html
4. http://tradtextil.livejournal.com/78651.html
послесловие http://tradtextil.livejournal.com/79071.html